Файл: 1. Нормативно правовая основа экономической безопасности России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 230

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Компании перемещаются в офшоры для достижения своих экономических целей. Например, возможность кредитования на приемлемых условиях или возможность уклонения от уплаты налогов. Однако это может привести к политическим последствиям.

Офшоринг российской экономики подрывает национальную безопасность, поскольку создает ситуацию, при которой корпоративные активы выводятся в офшоры, что влечет за собой потерю суверенитета не только экономики, но и государства.

Угроза сырьевого перекоса плавно вытекает из денежно-кредитной политики нашей страны и офшоризации российских компаний. Наши ученые, занимающиеся научными исследованиями и разработкой новых технологий, не могут привлекать отечественные инвестиции и развивать свою деятельность, вынуждая искать их в других странах. Это приводит к «утечке мозгов». «Утечка мозгов» — это процесс массовой миграции высокообразованных людей и специалистов с высокими интеллектуальными способностями. На Петербургском международном экономическом форуме 17 июня 2021 г. вице-премьер Ольга Городец заявила, что Россия не может остановить процесс «утечки мозгов» [30]. В послании Бундестагу от 1 декабря 2021 г. Владимир Путин поднял этот вопрос и предложил меры по его решению [11].

С другой стороны, зарегистрировала свой бизнес в иностранном государстве, чтобы получить доступ к приемлемым кредитным ресурсам и избежать уплаты налогов, поэтому мы должны соблюдать условия, установленные нашими западными кредиторами. Стало ясно, что западные кредиторы будут предлагать кредиты только на выгодных для Запада условиях и по приемлемым процентным ставкам. Поэтому основной сферой финансируемой деятельности была сырьевая промышленность. Логика поведения иностранных кредиторов, которым не нужны конкуренты в научно-технической сфере деятельности, вполне понятна.

Отдельно стоит упомянуть такие угрозы экономической безопасности, как коррупция. Для нашей страны этот вопрос болезненный, потому что сумма взяток слишком велика. Начальник Управления взаимодействия со средствами массовой информации Генеральной прокуратуры РФ А. Куренной сообщил, что ущерб от коррупционных преступлений, совершенных в 2022 году, превысил 43 млрд рублей. Эта сумма составляет 0,053% от общего объема ВВП России в 2022 году. Самое опасное в этой ситуации то, что большая часть похищенных средств утечет из страны вместе с похитившими их преступниками
[29].

Итак, исходя из вышеизложенного, можно понять, что основной внутренней угрозой экономической безопасности Российской Федерации является имущественное расслоение населения. Денежно-кредитная политика, проводимая Центральным банком Российской Федерации и экономическими блоками Правительства Российской Федерации. Упадок реального сектора экономики, офшорность современного бизнеса в России. Сырьевой уклон и коррупция в отечественной экономике.

2.3 Механизм обеспечения экономической безопасности

Помимо многих вопросов, которые необходимо решать в рамках гражданского общества и рыночной экономики, существуют вопросы, связанные с исключительными привилегиями государства. Только государство может легко решить их. Одним из таких вопросов является обеспечение национальной экономической безопасности.

Строго говоря, необходимость существования государства обусловлена ​​наличием проблем на этом уровне. Если ее можно решить без его участия, то государство будет лишним.

Высшей обязанностью государства и его жизненно важных функций является обеспечение социальной стабильности, ее самосохранение и развитие, отражение потенциальных угроз национальной безопасности. В этом случае крайне важно предвидеть возникающие опасности, а не пассивно следить за событиями. Логику таких действий – наиболее рациональную и эффективную – можно назвать принципом упреждения.

В процессе функционирования смешанной экономики, где государство не может целенаправленно направлять деятельность всех экономических агентов, необходимо вносить определенные коррективы, чтобы оптимально воздействовать на процесс общественного воспроизводства. структуры, цены и денежные и финансовые потоки для обеспечения безопасности экономики). Для того чтобы национальные институты принимали взвешенные решения, необходимо, в первую очередь, организовать мониторинг показателей экономической безопасности, которые обеспечивают фактическое отслеживание, анализ и прогнозирование важнейших групп экономических показателей (показателей). это.

Можно выбрать группу общих показателей (индикаторов) экономической безопасности. уровень и качество жизни. Уровень инфляции Уровень безработицы Экономический рост Бюджетный дефицит Государственный долг деятельность «теневой экономики», структуры собственности, налоговые режимы и развитие рыночных структур.



На региональном уровне к показателям экономической безопасности, помимо указанных выше, могут быть отнесены: уровень розничных цен, обеспеченность жильем, количество беженцев, мигрантов и т. д.; Региональная доля в ВВП страны, региональный платежный баланс, импортно-экспортный баланс.

Национальные стратегии в сфере обеспечения экономической безопасности базируются на вариантах прогнозирования экономического и социального развития страны и ее регионов и должны корректироваться по мере развития событий для того или иного варианта. определенный период времени.

Многовариантные стратегии дают определенные преимущества, в частности возможность «переключаться» между тем или иным вариантом без принятия срочных, достаточно продуманных и взаимосвязанных решений в зависимости от конкретного развития ситуации.

При этом государство должно сформировать полноценную систему влияния на экономику. Это позволяет им регулировать важнейшие структурные преобразования с минимальными потерями и выполнять свою функцию по поддержанию экономики страны. Разработка четко определенных уровней безопасности на основе границ и критериев (условий) государственного вмешательства в экономику (особенно границ государственного сектора) и эффективных методов государственного регулирования.

Государства также не должны допускать, чтобы деятельность субъектов экономической деятельности угрожала экономической безопасности и наносила ущерб их гражданам. В этих целях необходимо подготовить меры по улучшению деловой среды, увеличению вклада малых и средних предприятий в экономику России, повышению конкурентоспособности, демонополизации экономики, формированию фондового рынка, рынков земли и недвижимости. выполненный. Кроме того, необходимо предпринять шаги для повышения качества и обоснованности законодательства на всех уровнях управления и для обеспечения того, чтобы все, включая органы государственной власти, соблюдали верховенство права.

Для поддержания экономической безопасности страны должны обеспечить:

- Осуществлять институциональные реформы, которые способствуют координации поведения и сближению существующих стратегий государственного сектора;

- разработка и принятие общих принципов экономического и социального поведения для всех участников экономического процесса (уменьшение и устранение интересов и различных преференций), правовые ограничения лоббирования;


- Контроль за соблюдением этих правил всеми действующими хозяйствующими субъектами и государственными органами.

- создание механизмов разрешения споров и конфликтных ситуаций, возникающих в сфере экономических отношений между федеральными органами исполнительной власти и органами государственной исполнительной власти;

- организация развития человеческих ресурсов на современном уровне, анализ хозяйственной деятельности предприятий и оценка инвестиционных проектов;

- Повышение социальной стабильности в обществе и недопущение роста социальной напряженности.

- гармоничное развитие экономических и политических отношений с соседними и дальними странами с учетом национальных экономических интересов;

Таким образом, в среднесрочной перспективе необходимо решить следующие взаимосвязанные задачи:

- Поддерживать эффективные и конкурентоспособные отрасли путем постепенного сокращения бесперспективных и устаревших производств.

- Развитие экономической инфраструктуры, необходимой для проведения структурных преобразований.

- Обеспечить более эффективное экономное использование ресурсов.

- сохранение наиболее ценных элементов накопленного научно-технического потенциала;

- Преодолеть структурную деформацию и скорректировать структуру производства и платежеспособный спрос.

- Ускорить адаптацию компании к рыночным условиям.

- диверсификация экспортных возможностей;

- Обеспечить повышение экологической безопасности.

Решение этих проблем позволит государству устранить одну из главных проблем (угроз) экономической безопасности - неконкурентоспособность большинства отраслей народного хозяйства.

На этой основе разрабатываются структурные политики на макро- и микроэкономическом уровнях по трем основным направлениям, определяющим ориентиры деятельности национальных органов власти, выборочно поддерживающих элементы экономики в целях обеспечения национальной экономической безопасности.

На макроэкономическом уровне в ходе реализации структурной политики должны быть решены следующие задачи:

- Увеличение общего спроса;

- Обеспечить условия для увеличения нормы сбережений и превращения сбережений в инвестиции.

- стимулирование всевозможных перетоков ресурсов из застойных секторов в растущие;


- Увеличение общего объема инвестиций;

- продвижение экспорта;

- Правила импорта для защиты отечественных производителей в рамках общепринятых процедур.

На микроэкономическом уровне в процессе реализации структурной политики должны быть решены следующие вопросы.

- Поддерживать и стимулировать развитие рентабельных предприятий и организаций.

- Ликвидация или реструктуризация неэффективных экономических структур.

- не допускать появления новых монополий;

- Стимулировать и регулировать развитие фондового рынка для обеспечения межотраслевого перетока капитала.

- Организация арбитражного процесса для замедления роста цен;

- Способствовать внедрению рыночных норм поведения экономических агентов. К важным с точки зрения экономической безопасности отраслям производства относятся топливная промышленность и энергетика, пищевая промышленность, транспорт и связь.

Сохранение, поддержание, развитие и эффективное использование научно-технического потенциала следует рассматривать как важнейшее стратегическое направление обеспечения экономической и военной безопасности страны. Для этого необходимо разработать долгосрочную национальную концепцию научно-технического развития страны, определить приоритеты национальной научно-технической политики на ближайшую перспективу, главным образом в тех областях, где имеются достаточные преимущества перед другими странами. , признает науку одним из ключевых стратегических приоритетов страны и призывает страну проводить соответствующую политику для ее поддержки и финансирования. В основном материальная поддержка отечественных ученых.

В целях стабилизации общества социальная политика, проводимая государством, способствует социальной интеграции и повышению уровня жизни населения, в том числе увеличению денежных доходов при условии достижения стабильных экономических условий для его граждан, нуждающихся в повышении. Угроза национальной безопасности в плане возможных социальных конфликтов. Быстро прогрессирующий процесс социального расслоения является дестабилизирующим фактором, создающим потенциальную угрозу социального конфликта. Проблема бедности, измеряемая как доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, требует немедленного решения в рамках специальных программ посредством ряда законодательных и нормативных мер. Из-за крайней поляризации общества ситуация осложняется отсутствием среднего класса, гаранта стабильности.