Файл: Протокол 6 от 28 августа 2008 года медицинская психология учебное пособие для самоподготовки студентов под редакцией профессора.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1014

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для этого психодиагностика располагает определенным набором методов исследования, которые можно разделить на основные и вспомогательные.
В качестве основных методов психодиагностики используются
наблюдение и эксперимент. Преимуществом наблюдения является естественность ситуаций, предполагающих непреднамеренное поведение субъекта или группы испытуемых. К его недостаткам относятся, помимо трудоемкости, сложность улавливания типических черт и недостаточность для достоверной оценки фиксации единичных проявлений.
Экспериментальное исследованиесущественно дополняет и исправляет недостатки наблюдения. Значение эксперимента состоит в том, что он дает возможность проследить зависимость того или иного психического явления от условий проведения самого эксперимента, которые можно моделировать.
Различают лабораторный и естественный эксперимент. При помощи,
например, лабораторного эксперимента можно изучать и оценивать состояние психических процессов памяти, внимания и др. Естественный эксперимент, позволяющий исключить искусственность лабораторной обстановки, целесообразно применять при исследовании психических явлений в обычных условиях урока, игры или иной деятельности, в том числе и профессиональной.
В качестве вспомогательных могут использоваться методы самонаблюдения и самооценки(в виде дневников) для изучения, например,
динамики психической работоспособности, изменений настроения и др. Эти методы должны использоваться и интерпретироваться только с помощью специалистов.
Широко применяется в психологии метод тестирования. Тестирование
(test в переводе с англ. означает «проба», «испытание») — это целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование,
проводимое в строго контролируемых условиях, при помощи которого достигается количественная оценка отдельных составляющих психического состояния индивидуума или межличностных отношений. Преимуществами метода тестирования являются простота, доступность, возможность автоматизации. Существует много вариантов методик тестирования
(опросники, проективные методики и др.). Чтобы полученные при помощи тестов данные имели диагностическую ценность, а сами тесты не были дискредитированы в мнении испытуемого и самого исследователя,
последний должен хорошо владеть как методикой проведения самого тестирования, так и интерпретацией полученных результатов. Основные психологические тесты, применяемые в медицинской психологии,
представлены в Приложении 1.
П
ОНЯТИЕ
ЗДОРОВЬЯ
. О
СНОВНЫЕ
КРИТЕРИИ
ЗДОРОВЬЯ
Профессионалы-специалисты ВОЗ и широкая общественность во многих странах мира считают, что здоровье не является абсолютным количеством. В 1947 г. ВОЗ определила здоровье как «состояние полного физического, психического и социального благополучия», а не просто отсутствие заболевания или неполноценности. Здоровье — это динамический процесс, который определяется субъективно и объективно. Это умение заботиться о себе. Здоровье — целостность личности с оптимальным функционированием организма в целом и умственной деятельности,
адаптация к стрессам, вызванным болезнью, смертью, разводом, а также процессы непрерывного роста и становления личности.
Под «здоровьем» А. Перри и П. Поттер понимают состояние, при котором человек использует во внешних условиях свои адаптационные способности. Здоровье — это не только отсутствие болезни. Здоровый человек имеет хорошее самочувствие в рамках физического,
психосоциального и духовного аспекта.
Существует много различных моделей, связанных с понятием
«здоровье — болезнь». На состояние здоровья человека могут оказывать влияние факторы риска различных заболеваний, настоящее и
предшествующее состояния, самочувствие в конкретный момент.


Согласно одной из моделей, здоровым считается человек, у которого нет болезни. Самочувствие человека всегда субъективно. Так, например,
болезненный от природы великий философ Эммануил Кант в своей работе
«О власти души» писал, что воспринимает слабости и недуги своего тела так,
как будто они его не касаются, он их просто игнорирует и ведет себя как совершенно здоровый человек.
Понятия «здоровье — болезнь» относительны. Вспомним, что ранняя потеря слуха, зрения, зубов прежде считалась естественным процессом старения. Сегодня благодаря современным методам профилактики и лечения удается сохранить или восстановить эти функции.
Многие люди через средства массовой информации узнают сведения о новых медицинских технологиях и предъявляют более высокие требования к уровню своего здоровья. Некоторые, несмотря на достаточно серьезное заболевание или нетрудоспособность, настаивают на том, что они «здоровы».
Существуют и те, кто настаивает на том, что «нездоровы», хотя и не имеют никакого заболевания.
Другая модель здоровья — это модель «высокого уровня хорошего самочувствия», при котором используется наиболее полно потенциал всей жизни. Это возможно с учетом единства разума, тела и духа.
Поведение человека обусловлено в значительной степени его отношением к своему здоровью или болезни, представлением о ценности здоровья.
В современном понимании здоровье определяется как полное физическое, психическое и социальное благополучие.
Эти три компоненты здоровья неразрывно связаны. Утрата одного из них изменяет равновесие остальных. И если основным критерием социальности является соотношение личного и общественного в человеке, то нарушая привычный образ жизни и все то, что обеспечивает ощущение безопасности, болезнь может приводить к гипертрофии «Я», изменять обычное для личности соотношение личных и общественных мотивов. На этом фоне больной человек переживает изменения в привычных социальных связях, т.е. обращение к врачу, общение с медперсоналом и другими больными, отрыв от работы и производственных отношений, а в случае госпитализации — отрыв от семьи. Формирование психического настроя человека в значительной степени зависит от того, что несут с собой эти новые социальные связи.
Принято отмечать, что для здоровья наиболее типичными являются несколько главных признаков:

Структурная и функциональная сохранность систем и органов человека.

Свойственная человеку индивидуальная высокая приспособляемость организма к типичной для него физической и общественной
(социальной) среде.

Сохранность привычного для него самочувствия, которое всегда оказывается наиболее тонким барометром душевного и социального благополучия.
Вопрос о конкретных критериях психического здоровья изучен далеко не полно. Однако в самых общих чертах к ним правомерно в первую очередь относить: причинную обусловленность психических явлений, их необходимость, упорядоченность, соответственную возрасту человека зрелость чувств, постоянство места обитания, максимальное приближение субъективных образов отражаемым объектам действительности; гармонию между отражением обстоятельств действительности и отношением человека к ней. Также отмечается: соответствие реакций физических и психических силе и частоте внешних раздражений. критический подход к обстоятельствам жизни; способность самоуправления поведением в соответствии с нормами,
установившимися в разных коллективах; адекватность реакций на общественные обстоятельства, социальную среду; чувство ответственности за потомство и близких членов семьи; чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных обстоятельствах; способность изменять способ

поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций; самоутверждение в обществе без ущерба для остальных его членов; способность планировать и осуществлять свой жизненный путь и др.
Психическое здоровье - это состояние душевного благополучия,
характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности.
Необходимо отметить, что содержание понятия «психическое здоровье» не исчерпывается медицинскими и психологическими критериями.
В нем также всегда отражены общественные и групповые нормы и ценности,
регламентирующие духовную жизнь человека.
К основным критериям психического здоровья относят: соответствие субъективных образов отражаемым объектам действительности и характера реакций — внешним раздражителям, значению жизненных событий;
адекватный возрасту уровень зрелости эмоционально-волевой и
познавательной сфер личности; адаптивность в микросоциальных отношениях; способность к самоуправлению поведением, разумного планирования жизненных целей, поддержания активности в их достижении и др.
Если перечислить наиболее часто называемые критерии психического здоровья, то можно сгруппировать их в соответствии с видами проявления психической, деятельности т.е. свойства, состояния, процессы.
Среди свойств чаще всего называют — оптимизм, сосредоточенность,
уравновешенность, нравственность, адекватный уровень притязаний, чувство долга, умение прощать обиды, непразность, независимость, естественность,
ответственность, чувство юмора, доброжелательность, терпеливость,
самоконтроль и т.д.
Сфера психических состояний: самообладание (эмоциональная устойчивость); зрелость чувств соответственно возрасту; умение совладать с такими негативными эмоциями, как страх, гнев, жадность, зависть и пр.;
естественное и свободное проявление чувств и эмоций, сохранность оптимального самочувствия.
Психические процессы: максимальное приближение субъективных образов к отражаемым объектам действительности, то есть адекватность психического отражения; адекватное восприятие самого себя, способность концентрации внимания на предмете; удержание информации в памяти,
способность к логической обработке информации; критичность мышления;
способность к творчеству; интеллектуальные умения; познание себя;
управление мыслями.
С целью оценки успешности усвоения вышеизложенного материала предлагается решить следующие задания:
Задание №4. Медицинская психология является:
A. Частью психиатрии
B. Разделом общей психологии
C. Частью нейропсихологии
D. Разделом медицинской этики и деонтологии
E. Частной психологической дисциплиной
Задание №5. К предмету медицинской психологии не относится:
A. Изучение особенностей психики больного
B. Изучение влияния психики больного на здоровье и болезнь
C. Изучение физиологических механизмов высших психических функций
D. Обеспечение оптимальной системы позитивных психологических воздействий, сопутствующих обследованию и лечению больного
E. Изучение системы взаимоотношений врач-медработник-пациент
Задание №6. Больной Н. 55 лет, в течение 20 лет страдающий гипертонической болезнью, жалуется на выраженную рассеянность,
связанную с этим забывчивость. Для исследования внимания у Н. можно

применить:
A. Методику «Прогрессивные матрицы Равена»
B. Корректурную пробу
C. Тест Векслера
D. Методику Зунга
E. Тест Амтхауэра
Задание №7. Ф. 30 лет, отмечает в течение последнего месяца периодическую бессонницу, снижение аппетита. К числу типичных признаков здоровья не относятся:
A. Структурная сохранность систем и органов человека
B. Функциональная сохранность систем и органов человека
C. Профессиональный и карьерный рост
D. Высокая приспособляемость организма к типичной для него физической и общественной среде
E. Сохранность привычного для него самочувствия
Если Вы сомневаетесь в правильности решения или Вас что-то беспокоит, ёще раз прочитайте данный раздел информации и снова попробуйте решить задания. Только правильное их решение говорит о том,
что информация Вами усвоена, и Вы можете переходить к изучению следующего материала.

Раздел 2
ЛИЧНОСТЬ И БОЛЕЗНЬ. ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА БОЛЕЗНИ.
Актуальность темы: Проблема личности - одна из основных в науке о человеке. Она охватывает исторический, философский, педагогический и т.п.
аспекты. В структуре индивидуальности личность занимает высшую ступень иерархической лестницы. В отличие от типов темперамента и черт характера,
являющихся практически неизменными параметрами индивидуальности,
качества личности могут меняться в течение жизни, что особенно важно в наше сложное, постоянно изменяющееся время.
Личность может быть описана со стороны своих мотивов и стремлений,
составляющих содержание ее уникальной системы смыслов,
индивидуальных способов упорядочения внешних впечатлений и внутренних переживаний. Личность рассматривается как система черт - относительно устойчивых, внешне проявляемых характеристик индивидуальности, которые запечатлены в суждениях субъекта о самом себе, а также в суждениях других людей о нем.
Личность – это индивид, как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; системное качество индивида, определяемое включенностью в общественные отношения и формирующееся в совместной деятельности и общении.
Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, возникает в результате культурного и социального развития.
В психологии, как общей, так медицинской, личность является центральным понятием, несмотря на отсутствие единой, всеобъемлющей теории личности. Знания основных концепций личности, их подходов к решению проблемы структурных компонентов личности способствует в чисто практическом аспекте, более полному познанию как "другого", так и самого себя. С точки зрения врача, в качестве "другого" выступает, прежде всего пациент, познание граней личности которого помогает формированию лучшей программы помощи ему.
В настоящее время достигнуты успехи в терапии острых соматических заболеваний, но вместе с тем, в последние десятилетия отмечается повсеместный рост числа затяжных и хронических форм, в патогенезе которых психический компонент имеет огромное значение. Диагностика типов отношения к болезни или, другими словами, внутренней картины
болезни, необходимая для построения дифференцированных психотерапевтических, психокоррекционных реабилитационных программ,
требует, помимо владения традиционными методами расспроса и обследования больного, ещё и навыка работы со специально разработанным психодиагностическим опросником для выявления типов отношения к болезни.
Цель обучения (общая): уметь выявить тип акцентуации личности,
уметь выявлять тип отношения больного к своему соматическому заболеванию.
Конкретные цели: уметь
Цели исходного уровня: уметь
1. Уметь использовать в своей деятельности тест-опросник
Леонгарда-Шмишека.
1. Проводить исследование темперамента используя методику
Айзенка (курс общей психологии).
2. Уметь использовать опросник для выявления типа отношения к болезни и интерпретировать полученные данные.
2. Уметь собирать анамнестические данные, выявлять жалобы и проводить объективное исследование больного, а также оценивать тяжесть заболевания
(каф. пропедевтической и факультетской терапии).
Для оценки исходного уровня знаний предлагается выполнить следующие задания:
Задание №8. У испытуемого по методике Айзенка по шкале нейротизма показатель 19б; по шкале экстраверсии - 5б; по шкале коррекции - 10б.
Это свидетельствует о том, что определен:
A. Сангвинический темперамент
B. Холерический темперамент
C. Меланхолический темперамент
D. Флегматический темперамент
E. Результат не подлежит интерпретации
Задание №9. Больной Х., 50-ти лет обратился с жалобами на сердцебиение, периодическую боль в предсердной области, головную боль, преимущественно в затылочной области. Кожные покровы и видимые слизистые обычной окраски, чистые. Над легкими везикулярное дыхание, тоны сердца звучные, акцент второго тона на аорте. Пульс 80
ударов в минуту. Живот мягкий, безболезненный, печень не увеличена.
Стул обычной консистенции. АД - 170/110 мм рт.ст.. В программу дальнейшего обследования, помимо общего обязательного комплекса лабораторных и инструментальных исследований, включены: ЭКГ,
ультразвуковое исследование почек; доплерография сосудов шеи; анализ мочи по Аддис-Каковскому.
Предположительный диагноз - артериальная гипертензия. Достаточно ли обоснован этот диагноз, и достаточен ли объем дополнительных исследований? Варианты ответа:
А. Предположительный диагноз достаточно обоснован, дополнительные исследования не требуются
В. Диагноз поставлен без достаточных оснований
С. Предположительный диагноз и план обследования не обоснованы
D. Предположительный диагноз поставлен правильно, но дополнительные исследования намечены в недостаточном объеме
Е. Дополнительные исследования намечены неправильно
Если при выполнении приведенных выше заданий возникли затруднения, необходимо обратиться к следующей литературе:
1. Вiтенко Н.В. Загальна та медична психологiя. - К., 1996, стор.76-89.