Файл: Международная практика раскрытия информации.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 143

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»

РЕФЕРАТ

Дисциплина: Корпоративное управление

Тема: Международная практика раскрытия информации


Выполнил: студент группы

МН-218(2)

Байрамкулиев Марат Неджефович

Город: Омск

Омск 2022

Содержание
Введение……………………………………………………………………......…3

Глава 1. Исследование особенностей корпоративного управления в России и определение его составляющих………………………………………………….6

1.1 Особенности российской модели корпоративного управления…………...6

1.2 Информационная прозрачность - один из важнейших факторов корпоративного управления………………………………………………….…10

Глава 2. Исследование проблем раскрытия информации в российской и мировой практике……………………………………………………………..…22

2.1 Анализ практики и стандартов раскрытия информации российскими компаниями………………………………………………………………………22

2.2 Структурирование системы раскрытия информации, критерии раскрытия информации корпорациями в России…………………………………………..25

2.3 Анализ практики раскрытия информации зарубежными корпорациями..29

Заключение……………………………………………………………………….33

Список использованной литературы……………………………...……………35


Введение
Как известно, раскрытие информации о различных сторонах деятельности компании является обязательством компании, возникающим вследствие выпуска ею своих ценных бумаг. Инвесторы, приобретающие ценные бумаги компаний, хотят знать, насколько доходными и безопасными являются их вложения. Опираясь на раскрываемую компанией информацию о стратегии, финансовых результатах, доле рынка, ассортименте товаров/услуг, инвесторы формируют свое представление об инвестиционной привлекательности этой компании. Неудивительно, что органы регулирования стремятся обеспечить более глубокое раскрытие компаниями такой информации. И компании, заинтересованные в привлечении новых инвесторов, раскрывают такую информацию в заметно большем объеме, чем это предписывают органы регулирования, изучают запросы инвесторов и стремятся их учесть в своей информационной политике. Однако, как показывает практика, не меньшее значение для формирования представлений инвесторов о привлекательности для них той или иной компании имеет раскрываемая компаниями информация о практике их корпоративного управления. Для инвесторов важны степень соблюдения и защиты прав акционеров, сбалансированность совета директоров и его участие в стратегическом управлении компанией, опыт высших менеджеров, их подотчетность акционерам, система вознаграждения высших менеджеров, эффективность управления рисками и внутренний контроль, информационная прозрачность, а также состояние других компонентов практики корпоративного управления. И это неудивительно, так как эти факторы могут существенно повлиять не только на результаты работы компании, ее устойчивость, но и на то, какую часть выгод от деятельности компании получат ее акционеры, все ли они получат эти выгоды соразмерно своей доле в компании.


Понимая важность корпоративного управления как фактора инвестиционной привлекательности, компаниям следует не только предпринимать шаги в направлении совершенствования своей практики в этой области, но и достаточно широко и убедительно раскрывать информацию об этой практике существующим и потенциальным инвесторам. Эффективным каналом раскрытия такой информации является профессионально подготовленный годовой отчет компании.

Ведущие зарубежные компании накопили значительный опыт раскрытия информации о своей деятельности и, в частности, о практике своего корпоративного управления в годовых отчетах. Этот опыт основан на соблюдении, как требований национального законодательства, так и рекомендаций передовой практики, которая все больше приобретает международный характер.

Степень разработанности проблемы. Несмотря на рост количества исследований в последнее время, в России тематика корпоративного управления - и информационной прозрачности корпораций является недостаточно изученной. Это обусловлено недолгим периодом развития рыночной экономики и частной собственности в современной России, зарождением рынка капитала и его инфраструктуры, относительной неразвитостью законодательной базы и защиты прав акционеров и инвесторов, низкой «потребностью основных владельцев (до настоящего времени) в раскрытии информации. Так, отдельные элементы корпоративного управления, информационной прозрачности, связанные, прежде всего, с раскрытием финансовой информации о хозяйственной деятельности российских промышленных корпораций и соблюдением отдельных законодательных актов РФ изучены в научных работах Радыгина А.Д., Масютина С., Андронова В.В., Гуриева С., Фельдмана А.Б., Эскиндерова М.А., Миркина Я.М. и некоторых других. Однако в этих работах рассматривается далеко не полный перечень элементов корпоративного управления, информационной прозрачности, влияющих на взаимоотношения с акционерами, инвесторами другими заинтересованными сторонами, не разработана структура информационного обеспечения принятия инвестиционных решений, в том числе на основе операционных показателей деятельности корпораций в рамках отрасли, не обсуждаются вопросы формирования годовых и социальных отчетов промышленных корпораций, поверхностно освещены методы управления акционерной стоимостью корпорации. Анализ современного практического опыта деятельности российских промышленных корпораций, результатов специализированных исследований рейтинговых агентств, Всемирного банка, Института экономики переходного периода, Организации экономического сотрудничества и развития также не позволяет говорить о ликвидации проблем в области корпоративного управления и обеспечения информационной прозрачности. Рассмотрение этих вопросов с позиций системного подхода позволило обобщить накопленный опыт и разработать новые научные результаты, которые в интегрированной форме представляют собой концептуальные основы целостной модели информационной прозрачности российских промышленных корпораций.



Целью исследования является теоретическое и методическое обоснование структуры раскрытия информации для российских промышленных корпораций; с разработкой: соответствующего методического аппарата и, использованием инструментов улучшения; информационной прозрачности.


Глава 1. Исследование особенностей корпоративного управления в России и определение его составляющих

корпоративное управпрозрачность

1.1 Особенности российской модели корпоративного управления
В современных условиях совершенствование корпоративного управления стало одним из решающих факторов социально-экономического развития России. Надлежащий режим корпоративного управления способствует эффективному использованию корпорацией своего капитала, подотчетности органов ее управления как самой компании, так и ее акционерам. Все это помогает добиться того, чтобы корпорации действовали на благо всего общества, способствует поддержке доверия инвесторов (как иностранных, так и отечественных), привлечению долгосрочных капиталов. Однако уровень корпоративного управления в нашей стране пока еще оставляет желать лучшего. Здесь сказываются некоторые характерные признаки российского акционерного капитала, сложившиеся в результате распределения мелких пакетов акций приватизированных предприятий среди большого числа акционеров – физических лиц. Другой отличительной чертой российских акционерных обществ является наличие специфических «тесных» отношений между управленцами компаний и владельцами крупных пакетов акций. В результате формирования такой структуры акционерного капитала утвердилась ориентация крупных акционеров не на повышение доходов по акциям компании, не на рост ее капитализации, а на сохранение существующих взаимоотношений с предприятием.

Все это определило возникновение ряда существенных проблем на пути развития корпоративного управления в России, среди которых можно выделить следующие:

  • российские акционерные общества практически не восприняли современные тенденции развития корпоративного управления, основанные на построении качественно новых взаимоотношений субъектов корпоративного управления;

  • акционерные общества не смогли воспринять так называемую «социальную функцию» как необходимый элемент существования корпораций;

  • акционерный капитал не стал основополагающим источником роста общероссийского организованного фондового рынка.

  • современный уровень российского законодательства в сфере корпоративного управления не отвечает общепризнанным международным стандартам. В нем нет эффективно действующих норм, регулирующих ответственность управляющих акционерным обществом за свои действия в ущерб акционерному обществу, а так же норм закрепляющих ответственность за злоупотребление акционерами своими правами.


Все эти обстоятельства в совокупности препятствуют осуществлению масштабных инвестиций в российские корпоративные ценные бумаги, снижают эффективность функционирования акционерных компаний, а также приводят к возникновению корпоративных конфликтов между субъектами корпоративных отношений.

Очевидно, что коренное улучшение корпоративного управления должно базироваться на всестороннем учете отечественного и зарубежного опыта. Основополагающими здесь могут быть Принципы корпоративного управления ОЭСР, подписанные на заседании Совета ОЭСР на уровне министров 26-27 мая 1999 г., которые могут использовать правительства разных стран для оценки и совершенствования своего законодательства в данной сфере. Вместе с тем эти Принципы могут использоваться и представителями частного сектора для развития уровня корпоративного управления в своих компаниях. Естественно, единой модели построения корпоративного управления не существует, однако обязательным началом для всех его форм и видов является обеспечение интересов акционеров.

В самом общем виде общепризнанные международные принципы корпоративного управления сводятся к следующему:

  • структура корпоративного управления должна обеспечивать защиту прав акционеров, выступать основным методом предварительного урегулирования и разрешения возникающих конфликтов интересов;

  • режим корпоративного управления должен обеспечивать равное отношение ко всем группам акционеров, включая мелких и иностранных акционеров, обеспечивающее каждому из них одинаково эффективную защиту в случае нарушения их прав;

  • корпоративное управление должно обеспечивать соблюдение установленных законодательством прав заинтересованных лиц и поощрять сотрудничество всех субъектов корпоративного управления в развития корпорации;

  • корпоративное управление должно обеспечивать информационную открытость кампании, своевременное и полное раскрытие информации по всем существенным вопросам финансово-хозяйственной деятельности корпорации;

  • структура корпоративного управления должна обеспечивать эффективное выполнение управленцами своих функций, а также подотчетность органов управления самой компании и акционерам.

Для правильного понимания корпоративного управления необходимо вначале рассмотреть такие исторически важные понятия как корпоратизм, корпорация.

Корпоратизм – это совладение собственностью корпоративного сообщества или партнерские, договорные отношения в удовлетворении личных и общественных интересов. Корпоратизм представляет собой компромиссное хозяйствование с целью обеспечения баланса интересов. Возможность достижения относительного равновесия интересов на основе консенсуса, компромиссов – отличительная черта корпоратистской модели.


Понятие «корпорация» - производное от корпоратизма – трактуется как совокупность лиц, объединившихся для достижения общих целей. Так, корпорация, - это, во-первых, совокупность лиц, объединившихся для достижения общих целей, осуществления совместной деятельности и образующих самостоятельный субъект права – юридическое лицо, и, во-вторых, широко распространенная в развитых странах форма организации предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках верхнего эталона профессиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму.

Чаще всего корпорации организуются в форме акционерного общества, которое характеризуется следующими четырьмя характеристиками корпоративной формы бизнеса: самостоятельность корпорации как юридического лица; ограниченная ответственность каждого акционера; возможность передачи другим лицам акций, принадлежащих акционерам; централизованное управление корпорацией.

Вместе с тем, акционерная форма в том виде, как она сложилась у нас в стране в результате приватизации государственной собственности и реформ, оказалась достаточно уязвимой с точки зрения прав собственности, обеспечения равных и справедливых условий для деятельности всех ее участников.

Поэтому одними из первых мер, предпринимаемых в настоящее время государством для активизации ресурсной базы акционерного капитала являются правовое обеспечение цивилизованных правил борьбы за контроль в акционерных компаниях, усиление ответственности за соблюдение законов по защите прав акционеров, создание эффективного механизма государственного регулирования рынка ценных бумаг.

В новых условиях особенно остро встала проблема выработки системы взаимоотношений между управленцами компании и их владельцами (акционерам/инвесторами), а также другими заинтересованными сторонами (кредиторы, органы власти, служащие компании, партнеры компании), которая направлена на обеспечение эффективности деятельности компании и интересов владельцев и других заинтересованных сторон. Такая система и получила название системы корпоративного управления.

Основной целью эффективного корпоративного управления является повышение доверия потенциальных инвесторов к механизмам привлечения инвестиций в компании и на этой основе повышение капитализации российской экономики в целом, а на уровне ее первичных звеньев – повышение уровня капитализации отечественных компаний. Основным условием достижения вышеуказанной цели, повышении эффективности и дальнейшего развития корпоративного управления в России является полный учет, анализ и обеспечение оптимального сочетания и удовлетворения интересов субъектов экономических отношений.