Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 145
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В целом для зарубежных компаний характерной тенденцией последних двух лет, начиная с 2004 года, является увеличение в годовых отчетах объема информации о корпоративном управлении в компании. Согласно следованию European Annual Report & IR Web Site Yearbook1, в 2004 году 56% прошенных специалистов по связям с инвесторами заявили, что в годовых отчетах их компаний был существенно увеличен объем раскрываемой информации о корпоративном управлении. Это происходило в ответ на последствия корпоративных скандалов, а также как реакция на вступление в силу требований Акта Сарбейнса-Оксли (Sarbanes-Oxley Act) в США. Согласно данным этого исследования по итогам 2006 года, заметной тенденцией также стало объединение информации об отдельных аспектах практики корпоративного управления, например, о составе органов управления, о работе совета директоров, о вознаграждении высших менеджеров и членов совета директоров в один раздел под общим заголовком «Корпоративное управление» Авторы названного выше исследования указывают на важность объективного описания существующей в компании практики корпоративного управления. Лучше обосновать причины недостатков в этой практике, если таковые имеют место, и указать пути ее совершенствования, нежели перечислять все возможные передовые стандарты корпоративного управления, о стремлении к соблюдению которых заявляет компания. В качестве примера выделяется отчет Cadbury Schweppes по итогам 2004года, где указываются слабые стороны корпоративного управления и приводится краткое описание мер по их исправлению. Другой подход к раскрытию информации о корпоративном управлении, заслуживающий внимания, используют европейские фирмы, имеющие листинг в США. В этом случае, как правило, отчет показывает, каким образом используемые компанией национальные стандарты корпоративного управления отличаются от американских стандартов в данной области.
Заключение
Таким образом, можно сделать ряд выводов – предложений в сфере раскрытия информации . Первоначально необходимо отметить, что выводы, которые будут приведены ниже касаются режима раскрытия информации для компаний, чьи ценные бумаги имеют листинг на торговой площадке (например, на рассматриваемой здесь РТС или ММВБ и др.). Прежде всего следует повысить ответственность за раскрытие информации в части достоверности данных, содержащихся в проспектах эмиссий и периодической отчетности. Для этого, во-первых, необходимо также внедрить в практику привлечения к ответственности не только самой компании, но и лиц, подписывающих данные документы (генерального директора, членов совета директоров). Ведь необходимо понимать тот факт, что всегда за нарушениями стоят действия или решения определенных физических лиц. При привлечении же компании – эмитента к ответственности прежде всего страдают сами акционеры (необходимость
выплаты штрафов из прибыли, приостановка торговли сказывается на возможностях акционеров по распоряжению своим имуществом и т.д.). Во-вторых, представляется целесообразным внедрения в практику обязательного участия профессионального участника рынка ценных бумаг в качестве дополнительного гаранта и ответственного лица в части достоверности данных, содержащихся в проспекте эмиссии. В отношении раскрытия информации о существенных фактах необходимо сделать более кардинальные изменения в законодательстве (или в требованиях соответствующей торговой системы). Необходимо прежде всего изменить роль раскрытия информации о существенных фактах. В рассмотренных зарубежных странах роль раскрытия существенных фактов заключается в стремлении к тому, чтобы важная информация о ценных бумагах была доступна всем участникам рынка, исключая или затрудняя при этом возможность инсайдерской торговли. В России раскрытие информации о существенных фактах не служит данному назначению, поскольку, как было указано, ее появление на рынке происходит чрезвычайно поздно и без надлежащего контроля. Для того, чтобы раскрытие информации о существенных фактах служило тем задачам, которые предусмотрены международной практикой необходимо: создать систему контроля за раскрытием такой информации путем анализа котировок ценных бумаг компаний. Основными агентами регулятора в данном случае должны служить организатор торговли или ее участники (брокеры и дилеры) – именно они способны постоянно осуществлять мониторинг цен. Регулятор может обязать организатора торговли или брокеров и дилеров незамедлительно информировать регулятора за «необычными» колебаниями цен, поводом для которых могут служить события, связанные с компанией; предусмотреть законодательством расширенную трактовку понятия существенного факта, а именно – с той позиции, что существенным фактом является любое событие или действие, связанное с компанией, которое может привести или уже привело к значительному изменению рыночных цен на ценные бумаги компании. Затронутый в данной статье вопрос является лишь частью комплекса мер, которые необходимо предпринять для повышения привлекательности российского рынка ценных бумаг как в глазах отечественных
, так и иностранных инвесторов с тем, чтобы для эмитентов данный рынок мог стать одним из привлекательных источников так необходимых инвестиций.
Список использованной литературы
Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг».
-
Распоряжение ФКЦБ «О методических рекомендациях по составу
форме предоставления сведений о соблюдении Кодекса корпоративного поведения в годовых отчетах акционерных обществ» от 30 апреля 2003 г. № 03-849/р.
-
Распоряжение ФКЦБ «О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения» от 04.04.2002 № 421/р. -
Правила листинга, допуска к размещению и обращению ценных бумаг на Московской межбанковской валютной бирже. М., ММВБ, 2001. -
Андронов B.B. Корпоративный менеджмент в современных экономических отношениях. -М.: Республика, 2003. -
Афанасьев М.П. Корпоративное управление на российских предприятиях. М.: Республика, 2000. -
Голубков Д.Ю. Особенности корпоративного управления в России. – М.: Альпина, 1999;
8. Иванова, Е.А. Корпоративное управление. Ростов н/Д: Феникс, 2007. Принципы корпоративного управления ОЭСР. М. 1999.
9. Радыгин А.Д., Энтов P.M. и др. Проблемы корпоративного управления в России и регионах. М., ИЭПП, 2002.
10.Радыгин А.Д., Энтов P.M., Межераупс И.В. Особенности формирования национальной модели корпоративного управления. М., ИЭПП, 2003.
11.Русинов Ф.М., Попова Е.В. Теория корпоративного управления неустойчивым состоянием экономики. – М.: изд-во Рос. экон. акад., 1999.