Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 144
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Среди возможных причин информационной непрозрачности российских компаний для внешних пользователей выделим следующие.
1.Внутренняя непрозрачность компаний. Зачастую компании не раскрывают информацию, так как сами не владеют ею. Например, многие компании не имеют консолидированной отчетности, не ведут управленческий учет и т.д.
2. Нередко компания-эмитент считает, что издержки на раскрытие информации превышают потенциальные выгоды. Это, в свою очередь, объясняется рядом причин:
-
многие российские компании считают, что в ближайшее время рынок ценных бумаг не станет сколько-нибудь важным источником финансирования их деятельности; -
издержки на раскрытие информации велики, тогда как штрафы за несоблюдение требований минимальны. Практика крупных компаний показывает, что для соблюдения требований ФКЦБ к раскрытию информации эмитенты вынуждены специально держать одного-двух высококвалифицированных специалистов. Крупные эмитенты, безусловно, могут себе это позволить, но мелкие — вряд ли.
-
если менеджмент предприятия либо собственник, владеющий контрольным пакетом, извлекает частные выгоды контроля (то есть получает экономическую выгоду от обладания «закрытой» информацией), он приложит все усилия, чтобы об этом не узнали «обиженные» им экономические агенты, в частности миноритарные акционеры. -
непрозрачность помогает компании воспользоваться пробелами в законодательстве. Так, например, российское законодательство жестко регулирует сделки с крупными пакетами акций, сделки с аффилированными лицами, предоставляет малопонятные налоговые льготы т.д. Обойти эти ограничения довольно легко, если выстроить сложную «сетку» фирм с перекрестным владением акциями. Например, для приобретения крупного пакета акций, а также для увеличения имеющегося крупного пакета требуется разрешение Антимонопольного комитета. Иногда даже у самого законопослушного инвестора нет времени ждать разрешения: проще зарегистрировать новую «чистую» компанию (в полном соответствии с законодательством) и покупать акции, пока они продаются. В результате в реестре акционеров вместо одного (действительного) собственника фигурирует десять оффшоров. -
риск потерь для предприятия его собственников, поскольку нередко требования к прозрачности вступают в противоречие с требованиями коммерческой тайны, а то личной безопасности собственников и менеджеров.
-
Инвестору порой не так уж и нужна раскрываемая информация. Прежде всего, риски, связанные с информационной закрытостью, уже «заложены» в низкой цене бумаг. Это, в первую очередь, касается инвесторов, ориентирующихся на краткосрочные портфельные вложения и опирающихся скорее на технический, чем на фундаментальный анализ рынка. Кроме того, многие из акционеров российских предприятий — физических лиц, ставших собственниками в ходе приватизации, к сожалению, пока не обладают достаточными знаниями, чтобы анализировать финансовую информацию, а потому не
Подводя итого вышесказанному, можно сделать следующие выводы.
Непрозрачность российских предприятий — одно из важнейших препятствий на пути развития фондового рынка. Эта ситуация вызвана объективными обстоятельствами, прежде всего внутренней непрозрачностью компаний, их недостаточной заинтересованностью в финансировании за счет выпуска ценных бумаг.
Однако есть поводы для сдержанного оптимизма. Повышение рейтинга России должно привести к притоку иностранного капитала, а также возврату российских эмитентов на международные финансовые рынки. Отечественный фондовый рынок постепенно оправляется от последствий кризиса. Как следствие, все больше предприятий поворачивается в сторону такого источника финансирования, как рынок ценных бумаг: так, в 1999 — 2000 г.г. было зарегистрировано рекордное число настоящих «рыночных» эмиссий корпоративных облигаций, включая облигации ТНК, «ЛУКойла», «Газпрома», «Алросы» и др. По мере развития рынка ценных бумаг и формирования новой экономической культуры прозрачность компаний неизбежно будет увеличиваться. Процесс этот, пусть медленно, но идет: уровень прозрачности российских предприятий сегодня на порядок выше того, что был года три-четыре назад.
Итак, в настоящее время большинство российских акционерных обществ можно отнести к категории информационно закрытых.
Исходя из этого, принципиальным шагом на пути снижения рисков инвестора является совершенствование системы раскрытия информации. Государство здесь должно требовать предоставления четкой и правдивой отчетности. В ином случае инвесторы будут лишены возможности принимать взвешенные инвестиционные решения.
В настоящее время наибольший интерес для инвестора представляет следующая информация:
-
результаты финансовой и операционной деятельности компании; -
стратегия дальнейшего развития компании, ее планы в сфере инвестиционной, инновационной и производственной деятельности; -
структура владельцев крупных пакетов акций; -
информация о дополнительных факторах, способных оказать влияние на принятие решения (например, сделки между аффилированными лицами, соглашения между акционерами и т.п.); -
организационная структура и принципы управления компании; -
сведения об опыте и квалификации членов совета директоров, исполнительных органов общества, должностных лиц компании, а также о размере выплачиваемого им вознаграждения; -
сведения о взаимоотношениях эмитента с наемными работниками, кредиторами органами государственной власти и местного самоуправления.
Полнота, достоверность и своевременность получения информации имеют ключевое значение для осуществления инвесторами своих прав. Недостаточная или неполная информация ухудшают функционирование рынка, повышают стоимость привлечения капитала и приводят к нерациональному распределению ресурсов.
Создание полноценной системы раскрытия информации предполагает:
-
внедрение в практику работы российских предприятий международных стандартов бухгалтерского учета; -
усиление санкций, применяемых к руководителям предприятий за отказ в предоставлении информации и/или предоставление недостоверной информации; -
детальную регламентацию порядка раскрытия финансовой и нефинансовой информации; -
создание общедоступной единой информационной системы, в которой будет создана и систематизирована библиотека отчетов эмитентов; -
совершенствование критериев существующей информации для инвесторов; -
информационную поддержку специализированных изданий, рейтинговых агентств, центров раскрытия информации.
Очевидно, что действующий сегодня перечень информации, подлежащей обязательному раскрытию, требует пересмотра как по составу и объему раскрытия информации, так и по способам ее раскрытия. Связано это с тем, что ряд обязательных требований по составу раскрываемой информации могут нанести ущерб коммерческим интересам компании (например, информация о конкурентных условиях деятельности эмитента, его рынка сбыта, его основных или предполагающихся конкурентах). Кроме того, полнота и частота раскрываемой информации также должна зависеть от типа эмитента: более строгие требования должны быть введены в отношении эмитентов, чьи ценные бумаги включены в листинги фондовых бирж.
С другой стороны, ответственность за непредставление информации, предоставление недостоверной информации, должна быть существенно ужесточена.
Глава 2. Исследование проблем раскрытия информации в российской и мировой практике
2.1 Раскрытие информации и прозрачность
Ранее в России не существовало единых стандартов раскрытия информации. Действовали отдельные нормативные акты, регулирующие эту сферу. Их положения иногда пересекались, дублировали друг друга. При этом объем раскрываемой информации не соответствовал требованиям инвесторов, а порядок раскрытия создавал определенные трудности как для инвесторов, так и для эмитентов ценных бумаг. Такая система не давала инвесторам гарантии в том, что необходимая им информация будет раскрыта и они смогут ее легко найти при первой необходимости.
В связи с этим и возникла необходимость разработки единых стандартов, которые бы являлись для эмитентов и инвесторов своеобразным кодексом раскрытия информации. Положение ФКЦБ касается не только раскрытия информации с момента принятия решения о размещении бумаг и до момента госрегистрации отчета об итогах выпуска, но и определяет правила раскрытия информации об эмитенте и его ценных бумагах на регулярной основе уже после завершения эмиссии. При создании новых единых стандартов была принята во внимание международная практика раскрытия информации, действующие стандарты Международной организации регуляторов рынков ценных бумаг (ИОСКО), а также существующие в этой сфере директивы Евросоюза.
Нормы, обеспечивающие своевременное и достоверное раскрытие информации по всем существенным вопросам, касающимся деятельности акционерного общества, включая такие как финансовое положение, результаты деятельности, структура собственности и корпоративное управление в компании, содержатся в федеральном законе «О рынке ценных бумаг» и действуют, прежде всего, в отношении компаний, которые регистрируют проспект ценных бумаг. Для иных акционерных обществ такая информация предоставляется при подготовке к проведению общего собрания акционерам или может быть получена акционерами по их требованию. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» предусматривает раскрытие информации в форме: 1) ежеквартального отчета; 2) сводной бухгалтерской (консолидированной финансовой) отчетности эмитента; 3) сообщений о существенных фактах. Информация подлежит раскрытию на сайте акционерного общества и распространяется через информационные агентства. Закон также устанавливает, что состав информации, порядок и сроки ее раскрытия определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Утвержденное приказом ФСФР «Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» включает следующие основные группы норм о раскрытии информации эмитентами:
-
общие положения, -
информация, подлежащая раскрытию в процессе осуществления процедуры эмиссии ценных бумаг, -
требования к подготовке и раскрытию ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах (сюда относятся сведения о реорганизации эмитента, его дочерних и зависимых обществ; сведения о фактах, повлекших за собой разовое увеличение или уменьшение стоимости активов эмитента более чем на 10 процентов; сведения о решениях общих собраний; сведения о начисленных и/или выплаченных доходах по ценным бумагам эмитента; и др.); -
информация, подлежащая раскрытию в процессе деятельности акционерного общества; -
особенности процедуры раскрытия информации в отдельных случаях.
В «Положении» содержатся требования к языку раскрытия информации, к источникам раскрытия информации, к порядку предоставления информации и другие требования к процедуре раскрытия информации в целом.
Информация, подлежащая обязательному раскрытию в процессе деятельности акционерного общества, касается только открытых акционерных обществ, а также закрытых акционерных обществ, осуществивших (осуществляющих) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, и включает широкий перечень: годовой отчет, годовая бухгалтерская отчетность, устав и иные внутренние документы, сведения об аффилированных лицах, а также сведения, которые могут оказать существенное влияние на стоимость ценных бумаг акционерного общества, среди которых информация о принятых советом директоров решениях, об истечении срока полномочий единоличного и/или членов коллегиального исполнительных органов и др.
Отдельно в «Положении» рассмотрены особенности процедуры раскрытия информации в случае раскрытия информации иностранными эмитентами, размещение и (или) обращение ценных бумаг которых осуществляется в Российской Федерации, раскрытия информации эмитентами облигаций с ипотечным покрытием, раскрытия информации эмитентами российских депозитарных расписок.
В октябре 2010 г. были внесены изменения в федеральный закон «О рынке ценных бумаг», которые направлены на совершенствование раскрытия информации на рынке ценных бумаг. Одно из основных изменений связано с расширением перечня сообщений о существенных фактах. Принятые поправки также предусматривают существенное изменение правил раскрытия информации о структуре капитала. Теперь подлежит