Файл: Протокол Утверждена приказом директора мбоу школа 40 от. .doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Администрация города Дзержинска Нижегородской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 40»
| Утверждена приказом директора МБОУ школа № 40 от . №_____ |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Туризм»
Срок обучения: 1 год
Возраст учащихся: с 13-17 лет
Составитель:
Лухнова Лариса Александровна,
заместитель директора
г. Дзержинск, Нижегородская область, 2021г.
I.Пояснительная записка
Туристско-краеведческая деятельность - это комплексное средство гармоничного развития детей и юношества, заключающееся в активном познании и улучшении окружающей среды и самих себя в процессе туристических путешествий.
Занятия в туристско-краеведческих детских объединениях (кружках): способствуют возрождению духовности, национального сознания, любви к родной стране у подрастающего поколения; воспитывают уважение к человеку и его труду; повышают результативность обучения и воспитания благодаря использованию ярких примеров из окружающего мира; обогащают опытом совместной деятельности, общения; способствуют личностному развитию ребенка; развивают желание пополнять собранными во время походов и экскурсий материалами краеведческие, школьные музеи, создавать новые; научат постоянно следить за экологическим состоянием окружающей среды и своевременно знакомить с результатами исследований общественность.
Туристско-краеведческая деятельность является не только способом проведения свободного времени, но и формой воспитательного воздействия на личность, в связи с этим выделяют следующие ее функции:
1) воспитательная функция. Каждое туристское путешествие формирует определенный опыт терпеливого преодоления неудобств, воспитывает любовь и уважение к людям, родному краю, учит уважительно относиться к традициям своего и других народов;
2) развивающая функция. В процессе путешествий происходит развитие познавательной активности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивается возможность адекватного самопознания;
3) познавательная функция. Она заключается в познании мира, накоплении опыта, формировании мировоззрения каждого путешественника. Осуществляя поход или экскурсию по родному краю, юные краеведы и туристы получают знания о географических, исторических, экологических особенностях окружающей среды, учатся сохранять их для следующих поколений, что способствует развитию науки, культуры, искусства и других областей человеческого общества;
4) социализирующая функция. Совершенствуются навыки взаимодействия с другими людьми, правила поведения в коллективе.
5) рекреационная функция. Туристские путешествия способствуют улучшению физического и психологического здоровья юных исследователей, которые получают новые впечатления.
Актуальность программы
В настоящее время содержание, роль, назначение и условия реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ закреплены в следующих нормативных документах:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (далее Закон).
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р) (далее Концепция).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ».
- Письмо Министерства образования и молодежной политики Республики Коми от 27.01.2016 № 07-27/45 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных-дополнительных общеразвивающих программ в Республике Коми».
В экологическом образовании и воспитании РК уже давно наметилась неблагополучная тенденция сокращения мероприятий экологической направленности, исключения предмета экологии из учебных планов школ. Экология перестала существовать как самостоятельный предмет. Богатый эколого-краеведческий материал, изучение которого предусмотрено программой, изложен так, чтобы, постигая отечественное культурное прошлое и расширяя свои знания в области истории, культуры и экологии, учащиеся оценили красоту и богатства родного края и впоследствии смогли воспитать в себе лучшие качества человеческого характера.
Поэтому данная программа является актуальной и необходимой, отвечает потребностям и запросам не только учащихся, но и их родителей, общества в целом.
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью программы «Туризм» является то, что она дает представление о туристско-краеведческой деятельности в целом, закладывает основы организации туристского быта и техники передвижения в походе, самостоятельного прохождения дистанций спортивного ориентирования, организации краеведческих исследований.
Программа «Туризм» интегрирует в себе основные взаимосвязанные виды туристско - краеведческой деятельности: водный туризм (туристские походы), ориентирование, краеведение. В такой интеграции заключается новизна программы. Каждое направление туристско-краеведческой деятельности с точки зрения обучения, воспитания, развития уникально по-своему. Ведущим из этих направлений является туризм, без которого, по сути, не могут обойтись ни ориентирование, ни краеведение.
Выделяются два аспекта спортивного туризма: туристские походы и туристские соревнования. Туристский поход – это самая комплексная, эффективная форма туристско-краеведческой деятельности. В туристских походах образование, воспитание, развитие происходит в процессе организации коллективной походной жизни и активной деятельности обучающихся в естественных природных условиях. Активная и самостоятельная деятельность обучающихся в походных условиях способствует приобретению ими необходимого социального опыта, опыта общественных и личностных отношений, способствует процессу самоутверждения. Туристский поход позволяет одновременно достигать всех целей, которые ставятся перед туристско - краеведческой деятельностью. Туристский поход (сплав по рекам) – туристский отдых на природе, который являются активной формой привлечения детей к занятию туризмом, спортом, укрепления здоровья, приобретения жизненно важных навыков. Но главным стимулом развития юных туристов является возможность свободного общения со сверстниками в условиях походной жизни, обретение новых друзей- единомышленников, обмен опытом, маршрутами, песни у костра и многое другое, чего никогда не увидишь и не почувствуешь в городе.
Ориентирование – вид спорта, в котором главными помощниками в выборе правильного пути являются компас и карта. Занятия ориентированием содействуют умственному и физическому развитию, укреплению здоровья, помогают познавать и понимать природу. Кроме оздоровительной и спортивной направленности ориентирование имеет большое прикладное значение. Умение ориентироваться – это навык, который необходим и туристу, и охотнику, и геологу, и будущему воину. Изучению своей «малой родины», расширению кругозора ребят способствует краеведение. Краеведческая работа всегда интересна, т.к. носит поисковый, исследовательский характер. Она направлена на активное и углубленное изучение истории родного края, его жителей. Изучение природы своего края способствует закреплению теоретических знаний о законах природы, природных комплексах родного края, формированию представления о целостности, единстве и всеобщей взаимосвязи в природе, получению необходимых навыков по ее охране, развитию интеллектуальных и практических умений по оценке природопользования и улучшения состояния окружающей среды. Это играет большую роль в формировании и развитии экологического сознания и экологической культуры личности ребенка.
Новизна программы
Заключается в совмещении туризма, краеведения, ориентирования, ведение краеведческих наблюдений и исследований, оказание первой медицинской помощи, активного отдыха в виде походов и экскурсий и позволяет по окончании курса обучения подготовить спортсмена-туриста по всем разделам, затронутым в данной программе.
Адресат программы
На начальный этап подготовки принимаются дети с 13 лет.
Формы организации образовательного процесса
Виды занятий
По данной программе различные: рассказ, беседа, лекции. Наиболее характерными формами проведения занятий являются практические занятия на улице и в помещение (спортивный зал).
Особенности организации образовательного процесса
Количество часов по годам обучения, расписание занятий состовляется в соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования СаНПиН 2.4.4.3172-14».
Условия реализации программы
Рекомендуемый минимальный состав группы 1-го года обучения – 8 человек. При наборе обучающихся 1-го года обучения следует комплектовать группу с превышением состава, так как существует естественный отсев членов объединения в период обучения и, кроме того, не все дети по тем или иным причинам могут участвовать в учебных и зачетных мероприятиях.
Занятия можно проводить с полным составом объединения, но по мере роста опыта занимающихся следует делать больший упор на групповые (3-4 человека) и индивидуальные занятия.
Порядок изучения тем в целом и отдельных вопросов определяется педагогом в зависимости от местных условий деятельности объединения и погодных условий.
Теоретические и практические занятия должны проводиться с привлечением наглядных материалов. Необходимо воспитывать у детей умение и навык самостоятельного принятия решения, неукоснительного выполнения требований в походе, экскурсии. Обязательным условием является практическое участие обучающихся в итоговом походе (сплав по реке).
Практические занятия проводятся в 1 - 4-дневных учебно-тренировочных походах, во время проведения туристских мероприятий и в помещении (в классе, спортивном зале). Приведенный перечень практических занятий является примерным и может быть изменен педагогом в зависимости от условий работы объединения. Особое внимание необходимо обратить на общую и специальную физическую подготовку занимающихся в объединении детей.
Цель программы: обучение, воспитание, развитие и оздоровление детей в процессе занятий туризмом, формирование всесторонней гармонично развитой личности.
Программный материал объединен в целостную систему спортивной подготовки и предполагает решение следующих основных задач:
Обучающие:
- формировать знания, умения в области туризма,
ориентирования, краеведения, а также необходимые туристско-краеведческие
навыки;
- способствовать формированию устойчивого интереса и
потребности в познании окружающего мира;
- участие в водных походах;
- обучение приемам мониторинга окружающей среды;
- дать знания о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья;
- сформировать умения и навыки преодолевать естественные препятствия при помощи туристской техники;
- сформировать комплекс знаний, умений и навыков для выживания в условиях природной среды;
Развивающие:
- расширять знания об окружающем мире;
- развивать интеллектуальные и физические способности;
- укреплять здоровье, формировать навыки здорового образа жизни;
- развивать творческую, познавательную и созидательную активность;
- прививать интерес к активному отдыху и путешествиям
- укрепление здоровья учащихся;
- развитие специальных физических качеств - силовой выносливости, равновесия;
- развитие личностных качеств: самостоятельности, активности, ответственности, работы в команде;
- развитие способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результатов;
- развитие стремления к спортивному самосовершенствованию и к достижению высших спортивных результатов;
Воспитательные:
- воспитывать гражданственность, патриотизм, чувство любви к Родине;
- воспитывать экологическую культуру, чувство ответственности за состояние окружающей среды;
-
воспитание морально-волевых качеств: целеустремленности, решительности, стойкости и выдержки в преодолении препятствий; -
формирование коллектива, умение работать в команде.
Учебно-тематический план.
| Тема | Кол-во часов | Формы аттестации/ контроля | ||
| | Всего | Т | П | |
1. | Общая подготовка | 2 | 2 | - | |
1.1 | Введение. Что такое туризм. Водный туризм и его значение. | 1 | 1 | - | Опрос |
1.2 | Виды плавсредств (байдарка, каяк, катамаран и др.) и их строение. Туристская этика. Инструктаж по технике безопасности. Порядок тренировок. | 1 | 1 | - | |
2. | Основы туристской подготовки | 6 | 5 | 1 | |
2.1 | Что такое поход. Маршрут и подготовка к походу. Список в поход. | 3 | 3 | - | Зачет |
2.2 | Правила размещения предметов в рюкзаке. Составление меню. | 2 | 1 | 1 | |
2.3 | Правила безопасности поведения в водном походе. Распределение обязанностей в группе. | 1 | 1 | - | |
3. | Тактико-техническая подготовка | 15 | 8 | 7 | |
3.1 | Снаряжение туриста. Самостраховка. | 2 | 1 | 1 | Зачет |
3.2 | Вязка узлов и их применение. | 2 | 1 | 1 | |
3.3 | Техника работы со снаряжением (поняга-рюкзак, веревка, карабин, плавсредства, палатка, спальный мешок, костровое оборудование). | 4 | - | 4 | |
3.4. | Тактика преодоления препятствий. | 2 | 2 | 0 | |
3.5. | Техника преодоления препятствий | 3 | 2 | 1 | |
3.6. | Анализ ситуационных задач. | 2 | 2 | 0 | |
4. | Топография и ориентирование | 8 | 4 | 4 | |
4.1 | Топографическая и спортивная карта. Работа с картами (широта и долгота). | 2 | 1 | 1 | Опрос |
4.2 | Компас. Работа с компасом. Секстант. | 2 | 1 | 1 | |
4.3 | Измерение расстояний. Масштаб. | 2 | 1 | 1 | |
4.4 | Виды ориентиров. Определение точки стояния. | 2 | 1 | 1 | |
5. | Краеведение. | 3 | 3 | - | |
5.1 | История Нижегородской области (вкратце) | 2 | 2 | - | Опрос |
5.2 | География Нижегородской области. | 1 | 1 | - | |
6. | Основы гигиены. Первая доврачебная помощь. | 3 | 2 | 1 | |
6.1 | Личная гигиена туриста. Профилактика различных заболеваний. | 1 | 2 | - | Опрос, зачет |
6.2 | Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. Экстремальные ситуации. | 2 | 1 | 1 | |
| ВСЕГО: | 37 | 24 | 13 | |