Файл: Протокол Утверждена приказом директора мбоу школа 40 от. .doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Администрация города Дзержинска Нижегородской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 40»

Принята на заседании

Педагогического совета

отпротокол №_____




Утверждена

приказом директора

МБОУ школа № 40

от . №_____



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Туризм»


Срок обучения: 1 год

Возраст учащихся: с 13-17 лет
Составитель:

Лухнова Лариса Александровна,

заместитель директора
г. Дзержинск, Нижегородская область, 2021г.

I.Пояснительная записка

Туристско-краеведческая деятельность - это комплексное средство гармоничного развития детей и юношества, заключающееся в активном познании и улучшении окружающей среды и самих себя в процессе туристических путешествий.

Занятия в туристско-краеведческих детских объединениях (кружках): способствуют возрождению духовности, национального сознания, любви к родной стране у подрастающего поколения; воспитывают уважение к человеку и его труду; повышают результативность обучения и воспитания благодаря использованию ярких примеров из окружающего мира; обогащают опытом совместной деятельности, общения; способствуют личностному развитию ребенка; развивают желание пополнять собранными во время походов и экскурсий материалами краеведческие, школьные музеи, создавать новые; научат постоянно следить за экологическим состоянием окружающей среды и своевременно знакомить с результатами исследований общественность.

Туристско-краеведческая деятельность является не только способом проведения свободного времени, но и формой воспитательного воздействия на личность, в связи с этим выделяют следующие ее функции:

1) воспитательная функция. Каждое туристское путешествие формирует определенный опыт терпеливого преодоления неудобств, воспитывает любовь и уважение к людям, родному краю, учит уважительно относиться к традициям своего и других народов;

2) развивающая функция. В процессе путешествий происходит развитие познавательной активности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивается возможность адекватного самопознания;


3) познавательная функция. Она заключается в познании мира, накоплении опыта, формировании мировоззрения каждого путешественника. Осуществляя поход или экскурсию по родному краю, юные краеведы и туристы получают знания о географических, исторических, экологических особенностях окружающей среды, учатся сохранять их для следующих поколений, что способствует развитию науки, культуры, искусства и других областей человеческого общества;

4) социализирующая функция. Совершенствуются навыки взаимодействия с другими людьми, правила поведения в коллективе.

5) рекреационная функция. Туристские путешествия способствуют улучшению физического и психологического здоровья юных исследователей, которые получают новые впечатления.

Актуальность программы

В настоящее время содержание, роль, назначение и условия реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ закреплены в следующих нормативных документах:

- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (далее Закон).

- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р) (далее Концепция).

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно­-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ».

- Письмо Министерства образования и молодежной политики Республики Коми от 27.01.2016 № 07-27/45 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных-дополнительных общеразвивающих программ в Республике Коми».

В экологическом образовании и воспитании РК уже давно наметилась неблагополучная тенденция сокращения мероприятий экологической направленности, исключения предмета экологии из учебных планов школ. Экология перестала существовать как самостоятельный предмет. Богатый эколого-краеведческий материал, изучение которого предусмотрено программой, изложен так, чтобы, постигая отечественное культурное прошлое и расширяя свои знания в области истории, культуры и экологии, учащиеся оценили красоту и богатства родного края и впоследствии смогли воспитать в себе лучшие качества человеческого характера.



Поэтому данная программа является актуальной и необходимой, отвечает потребностям и запросам не только учащихся, но и их родителей, общества в целом.

Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью программы «Туризм» является то, что она дает представление о туристско-краеведческой деятельности в целом, закладывает основы организации туристского быта и техники передвижения в походе, самостоятельного прохождения дистанций спортивного ориентирования, организации краеведческих исследований.

Программа «Туризм» интегрирует в себе основные взаимосвязанные виды туристско - краеведческой деятельности: водный туризм (туристские походы), ориентирование, краеведение. В такой интеграции заключается новизна программы. Каждое направление туристско-краеведческой деятельности с точки зрения обучения, воспитания, развития уникально по-своему. Ведущим из этих направлений является туризм, без которого, по сути, не могут обойтись ни ориентирование, ни краеведение.

Выделяются два аспекта спортивного туризма: туристские походы и туристские соревнования. Туристский поход – это самая комплексная, эффективная форма туристско-краеведческой деятельности. В туристских походах образование, воспитание, развитие происходит в процессе организации коллективной походной жизни и активной деятельности обучающихся в естественных природных условиях. Активная и самостоятельная деятельность обучающихся в походных условиях способствует приобретению ими необходимого социального опыта, опыта общественных и личностных отношений, способствует процессу самоутверждения. Туристский поход позволяет одновременно достигать всех целей, которые ставятся перед туристско - краеведческой деятельностью. Туристский поход (сплав по рекам) – туристский отдых на природе, который являются активной формой привлечения детей к занятию туризмом, спортом, укрепления здоровья, приобретения жизненно важных навыков. Но главным стимулом развития юных туристов является возможность свободного общения со сверстниками в условиях походной жизни, обретение новых друзей- единомышленников, обмен опытом, маршрутами, песни у костра и многое другое, чего никогда не увидишь и не почувствуешь в городе.

Ориентирование – вид спорта, в котором главными помощниками в выборе правильного пути являются компас и карта. Занятия ориентированием содействуют умственному и физическому развитию, укреплению здоровья, помогают познавать и понимать природу. Кроме оздоровительной и спортивной направленности ориентирование имеет большое прикладное значение. Умение ориентироваться – это навык, который необходим и туристу, и охотнику, и геологу, и будущему воину. Изучению своей «малой родины», расширению кругозора ребят способствует краеведение. Краеведческая работа всегда интересна, т.к. носит поисковый, исследовательский характер. Она направлена на активное и углубленное изучение истории родного края, его жителей. Изучение природы своего края способствует закреплению теоретических знаний о законах природы, природных комплексах родного края, формированию представления о целостности, единстве и всеобщей взаимосвязи в природе, получению необходимых навыков по ее охране, развитию интеллектуальных и практических умений по оценке природопользования и улучшения состояния окружающей среды. Это играет большую роль в формировании и развитии экологического сознания и экологической культуры личности ребенка.

Новизна программы

Заключается в совмещении туризма, краеведения, ориентирования, ведение краеведческих наблюдений и исследований, оказание первой медицинской помощи, активного отдыха в виде походов и экскурсий и позволяет по окончании курса обучения подготовить спортсмена-туриста по всем разделам, затронутым в данной программе.

Адресат программы

На начальный этап подготовки принимаются дети с 13 лет.

Формы организации образовательного процесса

Виды занятий

По данной программе различные: рассказ, беседа, лекции. Наиболее характерными формами проведения занятий являются практические занятия на улице и в помещение (спортивный зал).

Особенности организации образовательного процесса

Количество часов по годам обучения, расписание занятий состовляется в соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования СаНПиН 2.4.4.3172-14».

Условия реализации программы

Рекомендуемый минимальный состав группы 1-го года обучения – 8 человек. При наборе обучающихся 1-го года обучения следует комплектовать группу с превышением состава, так как существует естественный отсев членов объединения в период обучения и, кроме того, не все дети по тем или иным причинам могут участвовать в учебных и зачетных мероприятиях.

Занятия можно проводить с полным составом объединения, но по мере роста опыта занимающихся следует делать больший упор на групповые (3-4 человека) и индивидуальные занятия.

Порядок изучения тем в целом и отдельных вопросов определяется педагогом в зависимости от местных условий деятельности объединения и погодных условий.

Теоретические и практические занятия должны проводиться с привлечением наглядных материалов. Необходимо воспитывать у детей умение и навык самостоятельного принятия решения, неукоснительного выполнения требований в походе, экскурсии. Обязательным условием является практическое участие обучающихся в итоговом походе (сплав по реке).

Практические занятия проводятся в 1 - 4-дневных учебно-тренировочных походах, во время проведения туристских мероприятий и в помещении (в классе, спортивном зале). Приведенный перечень практических занятий является примерным и может быть изменен педагогом в зависимости от условий работы объединения. Особое внимание необходимо обратить на общую и специальную физическую подготовку занимающихся в объединении детей.


Цель программы: обучение, воспитание, развитие и оздоровление детей в процессе занятий туризмом, формирование всесторонней гармонично развитой личности.

Программный материал объединен в целостную систему спортивной подготовки и предполагает решение следующих основных задач:

Обучающие:

- формировать знания, умения в области туризма,

ориентирования, краеведения, а также необходимые туристско-краеведческие

навыки;

- способствовать формированию устойчивого интереса и

потребности в познании окружающего мира;

- участие в водных походах;

- обучение приемам мониторинга окружающей среды;

- дать знания о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья;

- сформировать умения и навыки преодолевать естественные препятствия при помощи туристской техники;

- сформировать комплекс знаний, умений и навыков для выживания в условиях природной среды;

Развивающие:

- расширять знания об окружающем мире;

- развивать интеллектуальные и физические способности;

- укреплять здоровье, формировать навыки здорового образа жизни;

- развивать творческую, познавательную и созидательную активность;

- прививать интерес к активному отдыху и путешествиям

- укрепление здоровья учащихся;

- развитие специальных физических качеств - силовой выносливости, равновесия;

- развитие личностных качеств: самостоятельности, активности, ответственности, работы в команде;

- развитие способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результатов;

- развитие стремления к спортивному самосовершенствованию и к достижению высших спортивных результатов;

Воспитательные:

- воспитывать гражданственность, патриотизм, чувство любви к Родине;

- воспитывать экологическую культуру, чувство ответственности за состояние окружающей среды;

  • воспитание морально-волевых качеств: целеустремленности, решительности, стойкости и выдержки в преодолении препятствий;

  • формирование коллектива, умение работать в команде.


Учебно-тематический план.





Тема

Кол-во часов

Формы аттестации/

контроля







Всего

Т

П

1.

Общая подготовка

2

2

-




1.1

Введение. Что такое туризм. Водный туризм и его значение.

1

1

-

Опрос

1.2

Виды плавсредств (байдарка, каяк, катамаран и др.) и их строение. Туристская этика. Инструктаж по технике безопасности. Порядок тренировок.

1

1

-

2.

Основы туристской подготовки

6

5

1




2.1

Что такое поход. Маршрут и подготовка к походу. Список в поход.

3

3

-


Зачет

2.2

Правила размещения предметов в рюкзаке. Составление меню.

2

1

1

2.3

Правила безопасности поведения в водном походе. Распределение обязанностей в группе.

1

1

-




3.

Тактико-техническая подготовка

15

8

7




3.1

Снаряжение туриста. Самостраховка.

2

1

1

Зачет

3.2

Вязка узлов и их применение.

2

1

1

3.3

Техника работы со снаряжением (поняга-рюкзак, веревка, карабин, плавсредства, палатка, спальный мешок, костровое оборудование).

4

-

4

3.4.

Тактика преодоления препятствий.

2

2

0

3.5.

Техника преодоления препятствий

3

2

1

3.6.

Анализ ситуационных задач.

2

2

0

4.

Топография и ориентирование

8

4

4




4.1

Топографическая и спортивная карта. Работа с картами (широта и долгота).

2

1

1


Опрос

4.2

Компас. Работа с компасом. Секстант.

2

1

1

4.3

Измерение расстояний. Масштаб.

2

1

1

4.4

Виды ориентиров. Определение точки стояния.

2

1

1

5.

Краеведение.

3

3

-




5.1

История Нижегородской области (вкратце)

2

2

-

Опрос

5.2

География Нижегородской области.

1

1

-

6.

Основы гигиены.

Первая доврачебная помощь.

3

2

1




6.1

Личная гигиена туриста. Профилактика различных заболеваний.

1

2

-



Опрос, зачет

6.2

Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. Экстремальные ситуации.

2

1

1




ВСЕГО:

37

24

13