Файл: Протокол Утверждена приказом директора мбоу школа 40 от. .doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ожидаемые результаты.

По окончанию 1 – го года обучения учащиеся должны:

ЗНАТЬ:

- основные сведения по истории, географии, культуре своего города и края;

- нормы поведения юных туристов на экскурсии, в походе (туристская этика);

- основные понятия туризма;

- условные знаки карт;

- необходимое снаряжение для водного похода;

- ключевые моменты формирования лагеря;

- правила приготовления еды на костре;

- личную гигиену спортсмена, гигиену одежды и обуви для занятий спортивным туризмом;

- технику безопасности на занятиях и во время похода;

- правила использования плавсредств;

- строение байдарки;

- правила поведения на воде;

- туристские узлы;

УМЕТЬ:

- преодолевать естественные препятствия при помощи туристской техники;

- составлять меню для водного похода;

- собирать рюкзак, личное снаряжение;

- формировать походный лагерь;

- устанавливать палатку, разжигать костер, собирать дрова;

- обращаться с компасом, определять стороны света, ориентироваться на местности;

- пользоваться плавсредствами;

- вязать туристские узлы (прямой, проводник, восьмерка);

ИМЕТЬ НАВЫКИ:

- преодоления препятствий на реке протяженностью не более 50 км;

- разведение костра в дождь;

- установка палатки в дождь;

Содержание программы.


  1. Общая подготовка - 2 часа.

    1. Введение.

Знакомство с группой. Порядок тренировок. Расписание занятий. Форма одежды. Что такое водный туризм и кто такие туристы. Водный туризм – вид похода.

1.2 Инструктаж по технике безопасности.

Какие бывают плавсредства. Что такое байдарка и из чего она состоит. Правила поведения в группе и что такое туристская этика. Правила поведения на тренировках в помещении, на улице. Правила поведения в походе. Противопожарная безопасность.

Основы туристской подготовки- 6 часов.

2.1. Подготовка к походу.

Что такое поход. Цели и задачи похода. Выбор маршрута. Как правильно выбрать маршрут. Учет времени, финансов и средств при выборе маршрута. Что такое список в поход и какие пункты должны быть указаны в нем.

2.2. Рюкзак в поход

Туристское снаряжение, используемое в водных походах. Подбор снаряжения
, продуктов и медикаментов для похода. Правила размещения предметов в рюкзаке. Понятие о личном и групповом снаряжении. Требование к одежде и обуви в зависимости от времени года и вида похода.

Составление меню в зависимости от характера похода и времени года, в зависимости от имеющихся продуктов. Понятие о герметичной упаковке.

Укладка рюкзака. Движение в походе. Костер. Виды костров. Принадлежности для костра. Правила разведения костра. Меры безопасности.

Заготовка дров, выбор места для костровища, разведение костра. Приготовление чая на костре. Установка палатки.

2.3 Обеспечение безопасности и жизнедеятельности.

Обязанности в группе.

Правила безопасного поведения при переезде в транспорте, на воде, у костра. Меры безопасности при преодолении естественных препятствий.

Моделирование простейших аварийных ситуаций и решение ситуационных задач.

3.Тактико-техническая подготовка спортсмена - туриста - 15 часов.

3.1 Снаряжение спортсмена-туриста.

Первоначальное понятие о страховке. Самостраховка. Обеспечение безопасности во время сплава по реке и в лагере.

Знакомство с плавсредствами, палаткой, спальным мешком, костровыми принадлежностями. Их применение. Знакомство с основной веревкой. Знакомство с узлами: восьмерка, прямой, встречный, штык. Их применение.

3.2 Вязка узлов и их применение

Какие бывают узлы. Морские узлы: виды и применение. Шкотовый, брамшкотовый, штык, рифовый и другие узлы.

3.3. Техника работы со снаряжением

Что такое паняга и для чего она нужна. Виды веревок, их применение. Карабин. Какие бывают плавсредства и как управлять ими. Дека, форштевень, ахтершевень, корма, юбка, палуба, кильсон, штевень, шпангоут, фальшборт, стрингер, волнорез, мидельвейс и т.д. Костровое оборудование, его использование. Разведение огня в дождь. Спальный мешок: виды, температура. Палатка: виды, способы крепления, установка.

3.4 Тактика преодоления препятствий.

Препятствия, встречающиеся на воде, их описание, методы преодоления.

3.5 Техника преодоления препятствий

Категории рек. Водопады, перепады, перекаты, водовороты, резкие повороты, естественные и искусственные препятствия, узкие проходы, бочки, шиверы.

3.6. Анализ ситуационных задач

Скорость реки, расстояние до препятствий, швартовка, устранение естественных препятствий.

4. Топография и ориентирование – 8 часов

4.1 Топографическая и спортивная карта.



Знакомство с картой. Спортивная карта, ее масштаб, условные знаки. Виды карт. Карты, используемые в походах, их отличительные особенности. Изображение рельефа на топографических и спортивных картах. Определение широты и долготы.

Словесное описание ориентиров, их изображение на карте. Сопоставление карты с местностью.

4.2. Компас. Работа с компасом.

Знакомство с компасом. Строение компаса. Самодельный компас. Правила обращения с компасом. Определение сторон света (север, юг, запад, восток, северо-запад, юго-запад, северо-восток, юго-восток). Секстант и для чего он нужен?

4.3. Измерение расстояний. Масштаб.

Способы измерения расстояний по карте и на местности. Счет шагов при движении шагом, бегом на местности различной проходимости. Глазомер. Масштаб карты.

Сопоставление расстояния на карте и на местности. Измерение расстояния на карте с помощью линейки. Измерение длины шага. Измерение различных отрезков на местности шагом. Упражнения по определению расстояния «на глаз». Работа с масштабом.

4.4. Виды ориентиров. Определение точки стояния.

Виды ориентиров: точечный, линейный, звуковой, ориентир цель.

Движение с картой на местности. Определение точки стояния. Движение по линейным ориентирам.

5. Краеведение – 3 часа.

5.1 История Нижегородской области.

Краткая история города Дзержинск и других городов. Основание и становление городов Области. Заказники и заповедники. Эндемики флоры и фауны. Редкие виды растений и животных Нижегородской области.

5.2 География Нижегородской области

Реки Нижегородской области. Объекты древней истории (пещеры, урочища, старообрядческие поселения и т.п.).

6. Основы гигиены. Первая доврачебная помощь. Техника безопасности – 3 часа.

6.1 Личная гигиена туриста. Профилактика различных заболеваний.

Личная гигиена при занятии туризмом, значение водных процедур. Гигиена одежды и обуви.

6.2 Основные приемы оказания первой доврачебной помощи.

Основные причины заболеваний и травм в походе. Первая помощь при различных видах травм: ушибы, ссадины, порезы. Тепловой и солнечный удар, ожоги, обморожения. Пищевые отравления. Укусы змей и пауков. Аллергические реакции.

Оказание первой доврачебной помощи условно пострадавшему. Обработка ран, наложение повязки, при ушибах, ссадинах, порезах, ожогах, обморожениях.
Тематическое планирование. 1 год обучения.



Тема занятия

Кол-во часов

Дата

1

Введение. Туризм. Водный туризм.

1




2

Виды плавсредств и их строение. Туристская этика. ИТБ.

1




3

Поход. Список в поход.

1




4

Маршрут похода и подготовка.

1




5

Обязанности в группе.

1




6

Размещение предметов в рюкзаке.

1




7

Составление меню.

1




8

Правила безопасности и поведения в водном походе.

1




9

Снаряжение туриста.

1




10

Самостраховка.

1




11

Вязка узлов.

1




12

Виды узлов и их применение.

1




13

Работа с веревкой и карабином.

1




14

Работа с плавсредствами.

1




15

Работа с палаткой и спальным мешком.

1




16

Работа с костровым оборудованием.

1




17

Препятствия на реке

1




18

Виды препятствий

1




19

Методы преодоления препятствий на реке

1




20

Преодоление порогов и перекатов

1




21

Преодоление водопадов и водоворотов

1




22

Естественные и искусственные препятствия

1




23

Швартовка

1




24

Отплытие

1




25

Работа с картами (широта и долгота)

1




26

Компас. Секстант.

1




27

Масштаб. Измерение расстояния.

1




28

Виды ориентиров. Точка стояния.

1




29

История Нижегородской области.

1




30

Флора и фауна. Эндемики.

1




31

Заказники и заповедники. Реки Нижегородской области.

1




32

Гигиена туриста.

1




33

Профилактика заболеваний.

1




34

Доврачебная помощь. Общие положения.

1




35

Доврачебная помощь при аллергиях.

1




36

Доврачебная помощь при отравлениях.

1




37

Экстремальные ситуации.

1






Этапы педагогического контроля.


Вид

Содержание

Форма

Критерии

Текущий

(в течении года)

Тактико-техническая подготовка

Опрос

«отлично» - оптимальное решение; «хорошо» - решение с допуском невыгодных вариантов. «удовлетворительно» - решение с ошибками

Текущий

(в течении года)

Топография и ориентирование

Опрос


«отлично»- 80-100%

правильных ответов

«хорошо» - 60-80%

правильных ответов

«удовлетворительно»- 40-60%

правильных ответов




Входящий

(сентябрь)

Основы туристской подготовки

беседа, опрос.



Итоговый

(май-июнь)

Сплав по реке «Лух» Нижегоросдкой области (50км).

Практическая работа


Отлично, хорошо, удовлетворительно


Условия реализации программы.

Методическое обеспечение программы

Теоретические занятия проводятся в форме бесед, лекций.

Основная форма проведения практических занятий – тренировка в спортзале. Все занятия строятся так, чтобы учащиеся проявляли больше самостоятельности, отрабатывали навыки технической подготовки, походного быта, краеведческой работы, умели работать как индивидуально, так и в группе. Туристская подготовка помогает воспитывать чувство коллективизма, ответственность за товарищей. Краеведческая работа расширяет кругозор ребят, воспитывает любовь к своему краю. Большое значение краеведение имеет в приобщении учащихся к работе по охране природы.
Информационное обеспечение

  • Наличие постоянных связей с культурными и образовательными учреждениями, музеями

  • Интернет-источники.

  • Литература, фотоматериалы, видеофильмы, компьютерные диски, флэшки с записями по темам программы.


Кадровое обеспечение.

  • Учебные занятия проводят педагоги дополнительного образования, имеющие педагогическое образование и опыт работы с учащимися.


  • К работе по реализации программы допустимо привлечение узких специалистов (музейные работники, работники библиотек и т.д.).


Материально-техническое обеспечение учебного объединения для занятий спортивным туризмом



Туристское снаряжение:

  • Рюкзак - 8 шт.

  • Спальный мешок - 8 шт.

  • Палатки - 3 шт.

  • Топор, котелки, пила, канистра.

  • Аптечка - набор

  • Компасы жидкостные - 8 шт.

  • Катамараны – 1 шт







  • Веревка 10м - 8 шт.

  • Спасательный жилет - 8 шт.



ЛИТЕРАТУРА:


  1. Константинов Ю.С. Программы для системы дополнительного образования детей. Юные судьи туристских соревнований. М.: ФЦДЮТиК , 2001.

  2. Константинов Ю.С. Туристские соревнования учащихся. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1995г

  3. Лукоянов П.И. Самодеятельное туристское снаряжение. Н. Новгород: Нижегородская ярмарка, 1997 г.

  4. Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности». - М., 2000

  5. Маслов А.Г. Программы для системы дополнительного образования детей. «Юные инструкторы туризма». М. ФЦДЮТиК, 2002.

  6. Маслов А.Г., Константинов Ю.С. Программы обучения детей жизненным навыкам в системе дополнительного образования. - М., 2001

  7. Махов И.И. Программы для системы дополнительного образования детей. «Юные туристы – многоборцы». М. ФЦДЮТиК, 2007.

  8. Правила организации туристских соревнований учащихся Р.Ф. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1995

  9. Регламент по виду спорта «спортивный туризм» , ТССР, М.2009

  10. «Русский турист». Нормативные акты по спортивно-оздоровительному туризму в России на 1998-2000 г.г. М.: 1998 г.

  11. Руководство для судей и участников соревнований по пешеходному и лыжному туризму. "Русский турист". Информационный выпуск №1.

  12. Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме мнимые и действительные. М.: Фи 1983г.

  13. «Физическая тренировка в туризме». Методические рекомендации. ВЦСПС Москва 1989