Файл: Протокол Утверждена приказом директора мбоу школа 40 от. .doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ожидаемые результаты.
По окончанию 1 – го года обучения учащиеся должны:
ЗНАТЬ:
- основные сведения по истории, географии, культуре своего города и края;
- нормы поведения юных туристов на экскурсии, в походе (туристская этика);
- основные понятия туризма;
- условные знаки карт;
- необходимое снаряжение для водного похода;
- ключевые моменты формирования лагеря;
- правила приготовления еды на костре;
- личную гигиену спортсмена, гигиену одежды и обуви для занятий спортивным туризмом;
- технику безопасности на занятиях и во время похода;
- правила использования плавсредств;
- строение байдарки;
- правила поведения на воде;
- туристские узлы;
УМЕТЬ:
- преодолевать естественные препятствия при помощи туристской техники;
- составлять меню для водного похода;
- собирать рюкзак, личное снаряжение;
- формировать походный лагерь;
- устанавливать палатку, разжигать костер, собирать дрова;
- обращаться с компасом, определять стороны света, ориентироваться на местности;
- пользоваться плавсредствами;
- вязать туристские узлы (прямой, проводник, восьмерка);
ИМЕТЬ НАВЫКИ:
- преодоления препятствий на реке протяженностью не более 50 км;
- разведение костра в дождь;
- установка палатки в дождь;
Содержание программы.
-
Общая подготовка - 2 часа.-
Введение.
-
Знакомство с группой. Порядок тренировок. Расписание занятий. Форма одежды. Что такое водный туризм и кто такие туристы. Водный туризм – вид похода.
1.2 Инструктаж по технике безопасности.
Какие бывают плавсредства. Что такое байдарка и из чего она состоит. Правила поведения в группе и что такое туристская этика. Правила поведения на тренировках в помещении, на улице. Правила поведения в походе. Противопожарная безопасность.
Основы туристской подготовки- 6 часов.
2.1. Подготовка к походу.
Что такое поход. Цели и задачи похода. Выбор маршрута. Как правильно выбрать маршрут. Учет времени, финансов и средств при выборе маршрута. Что такое список в поход и какие пункты должны быть указаны в нем.
2.2. Рюкзак в поход
Туристское снаряжение, используемое в водных походах. Подбор снаряжения
, продуктов и медикаментов для похода. Правила размещения предметов в рюкзаке. Понятие о личном и групповом снаряжении. Требование к одежде и обуви в зависимости от времени года и вида похода.
Составление меню в зависимости от характера похода и времени года, в зависимости от имеющихся продуктов. Понятие о герметичной упаковке.
Укладка рюкзака. Движение в походе. Костер. Виды костров. Принадлежности для костра. Правила разведения костра. Меры безопасности.
Заготовка дров, выбор места для костровища, разведение костра. Приготовление чая на костре. Установка палатки.
2.3 Обеспечение безопасности и жизнедеятельности.
Обязанности в группе.
Правила безопасного поведения при переезде в транспорте, на воде, у костра. Меры безопасности при преодолении естественных препятствий.
Моделирование простейших аварийных ситуаций и решение ситуационных задач.
3.Тактико-техническая подготовка спортсмена - туриста - 15 часов.
3.1 Снаряжение спортсмена-туриста.
Первоначальное понятие о страховке. Самостраховка. Обеспечение безопасности во время сплава по реке и в лагере.
Знакомство с плавсредствами, палаткой, спальным мешком, костровыми принадлежностями. Их применение. Знакомство с основной веревкой. Знакомство с узлами: восьмерка, прямой, встречный, штык. Их применение.
3.2 Вязка узлов и их применение
Какие бывают узлы. Морские узлы: виды и применение. Шкотовый, брамшкотовый, штык, рифовый и другие узлы.
3.3. Техника работы со снаряжением
Что такое паняга и для чего она нужна. Виды веревок, их применение. Карабин. Какие бывают плавсредства и как управлять ими. Дека, форштевень, ахтершевень, корма, юбка, палуба, кильсон, штевень, шпангоут, фальшборт, стрингер, волнорез, мидельвейс и т.д. Костровое оборудование, его использование. Разведение огня в дождь. Спальный мешок: виды, температура. Палатка: виды, способы крепления, установка.
3.4 Тактика преодоления препятствий.
Препятствия, встречающиеся на воде, их описание, методы преодоления.
3.5 Техника преодоления препятствий
Категории рек. Водопады, перепады, перекаты, водовороты, резкие повороты, естественные и искусственные препятствия, узкие проходы, бочки, шиверы.
3.6. Анализ ситуационных задач
Скорость реки, расстояние до препятствий, швартовка, устранение естественных препятствий.
4. Топография и ориентирование – 8 часов
4.1 Топографическая и спортивная карта.
Знакомство с картой. Спортивная карта, ее масштаб, условные знаки. Виды карт. Карты, используемые в походах, их отличительные особенности. Изображение рельефа на топографических и спортивных картах. Определение широты и долготы.
Словесное описание ориентиров, их изображение на карте. Сопоставление карты с местностью.
4.2. Компас. Работа с компасом.
Знакомство с компасом. Строение компаса. Самодельный компас. Правила обращения с компасом. Определение сторон света (север, юг, запад, восток, северо-запад, юго-запад, северо-восток, юго-восток). Секстант и для чего он нужен?
4.3. Измерение расстояний. Масштаб.
Способы измерения расстояний по карте и на местности. Счет шагов при движении шагом, бегом на местности различной проходимости. Глазомер. Масштаб карты.
Сопоставление расстояния на карте и на местности. Измерение расстояния на карте с помощью линейки. Измерение длины шага. Измерение различных отрезков на местности шагом. Упражнения по определению расстояния «на глаз». Работа с масштабом.
4.4. Виды ориентиров. Определение точки стояния.
Виды ориентиров: точечный, линейный, звуковой, ориентир цель.
Движение с картой на местности. Определение точки стояния. Движение по линейным ориентирам.
5. Краеведение – 3 часа.
5.1 История Нижегородской области.
Краткая история города Дзержинск и других городов. Основание и становление городов Области. Заказники и заповедники. Эндемики флоры и фауны. Редкие виды растений и животных Нижегородской области.
5.2 География Нижегородской области
Реки Нижегородской области. Объекты древней истории (пещеры, урочища, старообрядческие поселения и т.п.).
6. Основы гигиены. Первая доврачебная помощь. Техника безопасности – 3 часа.
6.1 Личная гигиена туриста. Профилактика различных заболеваний.
Личная гигиена при занятии туризмом, значение водных процедур. Гигиена одежды и обуви.
6.2 Основные приемы оказания первой доврачебной помощи.
Основные причины заболеваний и травм в походе. Первая помощь при различных видах травм: ушибы, ссадины, порезы. Тепловой и солнечный удар, ожоги, обморожения. Пищевые отравления. Укусы змей и пауков. Аллергические реакции.
Оказание первой доврачебной помощи условно пострадавшему. Обработка ран, наложение повязки, при ушибах, ссадинах, порезах, ожогах, обморожениях.
Тематическое планирование. 1 год обучения.
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
1 | Введение. Туризм. Водный туризм. | 1 | |
2 | Виды плавсредств и их строение. Туристская этика. ИТБ. | 1 | |
3 | Поход. Список в поход. | 1 | |
4 | Маршрут похода и подготовка. | 1 | |
5 | Обязанности в группе. | 1 | |
6 | Размещение предметов в рюкзаке. | 1 | |
7 | Составление меню. | 1 | |
8 | Правила безопасности и поведения в водном походе. | 1 | |
9 | Снаряжение туриста. | 1 | |
10 | Самостраховка. | 1 | |
11 | Вязка узлов. | 1 | |
12 | Виды узлов и их применение. | 1 | |
13 | Работа с веревкой и карабином. | 1 | |
14 | Работа с плавсредствами. | 1 | |
15 | Работа с палаткой и спальным мешком. | 1 | |
16 | Работа с костровым оборудованием. | 1 | |
17 | Препятствия на реке | 1 | |
18 | Виды препятствий | 1 | |
19 | Методы преодоления препятствий на реке | 1 | |
20 | Преодоление порогов и перекатов | 1 | |
21 | Преодоление водопадов и водоворотов | 1 | |
22 | Естественные и искусственные препятствия | 1 | |
23 | Швартовка | 1 | |
24 | Отплытие | 1 | |
25 | Работа с картами (широта и долгота) | 1 | |
26 | Компас. Секстант. | 1 | |
27 | Масштаб. Измерение расстояния. | 1 | |
28 | Виды ориентиров. Точка стояния. | 1 | |
29 | История Нижегородской области. | 1 | |
30 | Флора и фауна. Эндемики. | 1 | |
31 | Заказники и заповедники. Реки Нижегородской области. | 1 | |
32 | Гигиена туриста. | 1 | |
33 | Профилактика заболеваний. | 1 | |
34 | Доврачебная помощь. Общие положения. | 1 | |
35 | Доврачебная помощь при аллергиях. | 1 | |
36 | Доврачебная помощь при отравлениях. | 1 | |
37 | Экстремальные ситуации. | 1 | |
Этапы педагогического контроля.
Вид | Содержание | Форма | Критерии |
Текущий (в течении года) | Тактико-техническая подготовка | Опрос | «отлично» - оптимальное решение; «хорошо» - решение с допуском невыгодных вариантов. «удовлетворительно» - решение с ошибками |
Текущий (в течении года) | Топография и ориентирование | Опрос | «отлично»- 80-100% правильных ответов «хорошо» - 60-80% правильных ответов «удовлетворительно»- 40-60% правильных ответов |
| |||
Входящий (сентябрь) | Основы туристской подготовки | беседа, опрос. | |
Итоговый (май-июнь) | Сплав по реке «Лух» Нижегоросдкой области (50км). | Практическая работа | Отлично, хорошо, удовлетворительно |
Условия реализации программы.
Методическое обеспечение программы
Теоретические занятия проводятся в форме бесед, лекций.
Основная форма проведения практических занятий – тренировка в спортзале. Все занятия строятся так, чтобы учащиеся проявляли больше самостоятельности, отрабатывали навыки технической подготовки, походного быта, краеведческой работы, умели работать как индивидуально, так и в группе. Туристская подготовка помогает воспитывать чувство коллективизма, ответственность за товарищей. Краеведческая работа расширяет кругозор ребят, воспитывает любовь к своему краю. Большое значение краеведение имеет в приобщении учащихся к работе по охране природы.
Информационное обеспечение
-
Наличие постоянных связей с культурными и образовательными учреждениями, музеями -
Интернет-источники. -
Литература, фотоматериалы, видеофильмы, компьютерные диски, флэшки с записями по темам программы.
Кадровое обеспечение.
-
Учебные занятия проводят педагоги дополнительного образования, имеющие педагогическое образование и опыт работы с учащимися.
-
К работе по реализации программы допустимо привлечение узких специалистов (музейные работники, работники библиотек и т.д.).
Материально-техническое обеспечение учебного объединения для занятий спортивным туризмом
Туристское снаряжение:
|
|
ЛИТЕРАТУРА:
-
Константинов Ю.С. Программы для системы дополнительного образования детей. Юные судьи туристских соревнований. М.: ФЦДЮТиК , 2001. -
Константинов Ю.С. Туристские соревнования учащихся. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1995г -
Лукоянов П.И. Самодеятельное туристское снаряжение. Н. Новгород: Нижегородская ярмарка, 1997 г. -
Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности». - М., 2000 -
Маслов А.Г. Программы для системы дополнительного образования детей. «Юные инструкторы туризма». М. ФЦДЮТиК, 2002. -
Маслов А.Г., Константинов Ю.С. Программы обучения детей жизненным навыкам в системе дополнительного образования. - М., 2001 -
Махов И.И. Программы для системы дополнительного образования детей. «Юные туристы – многоборцы». М. ФЦДЮТиК, 2007. -
Правила организации туристских соревнований учащихся Р.Ф. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1995 -
Регламент по виду спорта «спортивный туризм» , ТССР, М.2009 -
«Русский турист». Нормативные акты по спортивно-оздоровительному туризму в России на 1998-2000 г.г. М.: 1998 г. -
Руководство для судей и участников соревнований по пешеходному и лыжному туризму. "Русский турист". Информационный выпуск №1. -
Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме мнимые и действительные. М.: Фи 1983г. -
«Физическая тренировка в туризме». Методические рекомендации. ВЦСПС Москва 1989