ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 5551
Скачиваний: 36
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основы профдиагностики и профессионального развития
Тема 1. Профессиональное самоопределение личности в рамках психологии труда и возрастной психологии Электронная книга
Вопрос 1
«Формирование... внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности» – это:
Выберите один ответ:
a. одна из задач профессионального самоопределения
b. основной метод профессионального самоопределения
c. главная цель профессионального самоопределения
Выделите психологические проблемы, связанные с профессиональным самоопределением личности
Выберите один или несколько ответов:
a. рассогласование идеального и реального образа выбираемой профессии
b. рассогласование реального и идеального «Образа-Я»
c. неадекватная самооценка
d. рассогласование реальной и идеальной мотивации профессионального выбора
Индивидуальная ситуация выбора профессии (проектирование профессионального жизненного пути и, прежде всего, его «старта») при всем разнообразии у каждого старшеклассника конкретных жизненных обстоятельств имеет некоторую общую структуру. Сколько важнейших типов обстоятельств выделил в этой структуре Е.А. Климов?
Выберите один ответ:
a. 8
b. 10
c. 5
Индивидуальная ситуация выбора профессии (проектирование профессионального жизненного пути и, прежде всего, его «старта») при всем разнообразии у каждого старшеклассника конкретных жизненных обстоятельств имеет некоторую общую структуру. Сколько важнейших типов обстоятельств выделил в этой структуре Е.А. Климов?
Выберите один ответ:
a. 5
b. 8
c. 10
Какие из обстоятельств ситуации выбора профессии не включены Е.А. Климовым в 8-факторную модель выбора профессии?
Выберите один ответ:
a. способности, умения, достигнутый уровень развития учащегося как субъекта деятельности
b. уровень информированности старшеклассника о выбранной профессии
c. рыночный уровень заработных плат по выбранной профессии
Кому принадлежит следующее высказывание: «сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации»
Выберите один ответ:
a. Маркова А.К
b. Климов Е.А
c. Пряжников Н.С
Кто из отечественных психологов разработал модель «активизирующий профконсультации»?
Выберите один ответ:
a. Н.С. Пряжников
b. Е.А. Климов
c. А.К. Маркова
d. Л.И. Божович
Мотивация профессионального самоопределения включает в себя два основных компонента. Назовите их.
Выберите один ответ:
a. интересы и склонности старшеклассника
b. потребности в профессиональном самоопределении и мотивы выбора профессии
c. мотивы, побуждающие осваивать профессию и реализация конкретных действий по самоопределению в выбранной профессии
Профессиональное самоопределение – это:
Выберите один ответ:
a. деятельность личности по интеграции профессиональной деятельности в целостную систему деятельностей человека, которая является основным психологическим механизмом профессионального развития
b. способность самостоятельно и осознано находит смысл выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной социально-экономической ситуации
c. успешное освоение выбранной профессиональной деятельности
Соотнесите понятия профессионального и личностного самоопределения:
Выберите один ответ:
a. профессиональное и личностное самоопределение – это два независимых друг от друга процесса, два вида деятельности, не обуславливающие друг друга
b. личностное самоопределение является частью самоопределения в профессии, профессионального самоопределения
c. профессиональное самоопределение является одним из аспектов личностного самоопределения
Вопрос 9
Что является результатом профессионального самоопределения старшего школьника (с точки зрения самого школьника)?
Выберите один ответ:
a. личный профессиональный план реалистичный и положительно эмоционально окрашенный
b. профессиональная мечта
c. осознанный выбор профессии
Тема 2. Возрастные особенности профессионального самоопределения. Этапы профессионализацииЭлектронная книга
Вопрос 1
В кризисе учебно-профессиональной ориентации одними из способов выхода является:
Выберите один или несколько ответов:
a. удачный выбор научного руководителя, темы научной работы
b. глубокая и систематическая помощь в профессиональном и личностном самоопределении
c. выбор профессионального учебного заведения или другого способа профессиональной подготовки
d. смена мотивов учебной деятельности с большей ориентацией на практику
В профессиональном консультировании наиболее известна периодизация профессионального развития человека Е.А. Климова. Укажите возраст человека на стадии оптации, выделенной в этой периодизации.
Выберите один ответ:
a. 11-14 лет
b. 15-18 лет
c. 11-18 лет
d. 6-11 лет
e. все ответы верны
Как называется этап профессионального развития человека по периодизации Дж. Сьюпера, для которого характерна апробация своих сил?
Выберите один ответ:
a. утверждение
b. исследовательский
c. рост
На какой из стадий развития человека как субъекта труда по Е.А. Климову происходит осознание своих желаний, сознательный и ответственный выбор профессионального пути?
Выберите один ответ:
a. на стадии авторитета
b. на стадии адаптанта
c. на стадии оптации
Назовите объективные условия успешного профессионального самоопределения?
Выберите один или несколько ответов:
a. мотивация профессионального самоопределения оптанта
b. полнота предоставленной информации о мире профессий
c. социально-экономическое положение в стране
d. специфика рынка труда конкретного региона
e. уровень активности в процессе профессионального и личностного самоопределения
f. внутриличностные особенности и профессионально важные качества оптанта
Назовите фамилию исследователя, который выделил пять стадий профессионального развития, «профессиональной зрелости»?
Выберите один ответ:
a. Д. Сьюпер
b. В.И. Слободчиков
c. Е.А. Климов
Перечислите все признаки кризиса профессионального самоопределения
Выберите один или несколько ответов:
a. неудовлетворённость профессиональным образованием и профессиональной подготовкой
b. трудности в профессиональной адаптации, особенно в плане общения с разновозрастными коллегами
c. несформированность Я-концепции проблемы с её коррекцией
d. освоение новой ведущей деятельности – профессиональной
e. перестройка ведущей деятельности (испытание «свободой» по сравнению со школьным обучением)
f. изменение социально-экономических условий жизни. Денег объективно больше, чем у старшеклассника, но субъективно их всегда не хватает
g. неудачное формирование и реализация профессиональных намерений
Вопрос 8
Укажите признаки кризиса учебно-профессиональной ориентации?
Выберите один ответ:
a. все ответы верны
b. неудачное формирование и реализация профессиональных намерений
c. несформированность Я-концепции проблемы с её коррекцией
d. случайные судьбоносные события в жизни
Тема 3. Личностные предпосылки профессионального самоопределения, влияние самооценки и самопознания на процесс и результат профессионального самоопределения. Гендерные особенности профессионального самоопределения
Вопрос 1
Установите соответствие между значениями различных подходов к профориентации в области гендера.
Полоролевой подход – подход, основанный на сложившихся стереотипах по отношению к мальчикам и девочкам.
Гендерный подход – создание психолого-педагогических условий для самореализации личности, основанный на ее возможностях и способностях.
Ближайшими психологическими предпосылками профессионального самоопределения являются:
Выберите один ответ:
a. объективная социально-экономическая ситуация
b. структурные элементы личности
c. ценностные ориентации
В профессиональном самоопределении личности самооценка – это:
Выберите один ответ:
a. оценка, которую человек дает самому себе, своим возможностям, соответствующим или не соответствующим специфике профессии
b. размышления юноши при выборе профессии
c. осознание человеком самого себя, своего «Я»
Верно ли высказывание: «Активизация интереса к изучению и пониманию человека как субъекта труда, самопознанию и проверке своих возможностей – способствует формированию объективной самооценки».
Выберите один ответ:
a. неверно
b. верно
Верно ли высказывание: «В России сейчас сохраняется традиционное гендерное разделение труда, что необходимо учитывать при организации профориентационной работы».
Выберите один ответ:
a. неверно
b. верно
Верно ли высказывание: «Объективно и полно оценить себя старшеклассники не в состоянии
».
Выберите один ответ:
a. верно
b. неверно
Выделают три уровня адекватности самооценки старшеклассников. Какому уровню соответствует следующее описание: «Учащиеся частично переоценивают или недооценивают свои возможности по сравнению с оценкой взрослых. Профессию школьники выбирают на основе познавательного интереса к школьным предметам без учета своей пригодности»
Выберите один ответ:
a. высокий
b. низкий
c. средний
К компонентам личности, динамизирующим (придающим динамику) процессу профессионального самоопределения относят:
Выберите один или несколько ответов:
a. трудовой и жизненный опыт
b. потребность в профессиональном самоопределении
c. ценности и идеалы, в том числе и в профессиональной сфере
d. учебные и профессиональные интересы и склонности
e. волевые черты характера
Как называется общая схема факторов выбора профессии по Е.А. Климову?
Выберите один ответ:
a. социально-обусловленная модель выбора профессии
b. схема периода оптации
c. «восемь нот»
d. восемь углов (факторов) выбора профессии
Вопрос 10
Какой из факторов выбора профессии Е.А. Климов поставил на первое место в своей схеме «Восемь углов (факторов) выбора профессии»?
Выберите один ответ:
a. позиция товарищей, подруг, сверстников
b. способности
c. позиция старших членов семьи (родителей)
d. личные профессиональные планы старшеклассника
Тема 4. Основы профориентологии: цель и задачи профориентации. Современный мир профессий Электронная книга
Вопрос 1
В каком году в России возникло первое учреждение по профориентации – служба по приисканию работы?
Выберите один ответ:
a. 1927
b. 1922
c. 1897
Выделите два основных отличия профессионально самоопределения от личностного:
Выберите один или несколько ответов:
a. Профессиональное самоопределение больше зависит от внешних воздействий, а личностное – в основном обусловлено внутренними факторами
b. Профессиональное самоопределение более жестко обусловлено возрастом, чем личностное
c. Профессиональное самоопределение более конкретно, оно направлено на ориентацию личности в мире профессии
К какому типу профессий по предмету труда относится профессия программист?
Выберите один ответ: