Файл: Лекция Современное состояние организации производства подвижного состава и его ремонта в России.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 209
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
22 цесса; по повышению потребительских свойств вагонов, а также модернизации вагонов для продления срока их полезного использования.
Доминирующими игроками на рынке вагоноремонта остаются крупней- шие вагоноремонтные компании – ОАО «ВРК-1»,– дочернее общество ОАО
«РЖД», ОАО «ВРК-2», перешедшее в июне 2020 года в собственность ООО
«Новая вагоноремонтная компания» и ОАО «ВРК-3» – входящее с октября 2019 года в холдинг «Объединённая металлургическая компания» (АО «ОМК», г.
Москва). По итогам 2019 года на долю компаний ВРК-1, 2, 3 приходится
53, 7 % от общего объема вагоноремонтного производства в России. Оставшие- ся объемы ремонта на вагоноремонтном рынке осваивают 66 вагоноремонтных организаций, независимых от ОАО «РЖД».
В структуру ОАО «ВРК-1» компании входят 4 филиала – Санкт-
Петербургский, Ростовский Самарский и Новосибирский (г. Омск), в состав ко- торых входит 43 структурных подразделения, расположенных территориально на полигонах железных дорог. Основным направлением работы ОАО «ВРК-2» является оказание ремонтных услуг с целью выполнения основной миссии
Компании – обеспечение железнодорожных грузовых перевозок полностью ис- правным подвижным составом.
Стратегические цели ОАО «ВРК-2»: сохранение лидирующих позиций на рынке услуг в сфере ремонта грузовых вагонов, рост капитализации Компании, обеспечение безопасности перевозок благодаря соблюдению всех установлен- ных показателей качества ремонтных работ. ОАО «ВРК-2» работает на рынке предоставления ремонтных услуг с 1 июля 2011 года. В состав компании вхо- дит 36 современных вагоноремонтных предприятий, расположенных в круп- нейших регионах России, на станциях начальных и конечных грузовых опера- ций. Мощности компании позволяют ремонтировать до 108 тыс. вагонов в год.
По итогам 2019 года ВРК-2 занимала 17,4% рынка вагоноремонта в России.
В июне 2020 года в результате продаже на аукционе полного пакета ак- ций вагоноремонтной «дочки» ОАО «РЖД» владельцем АО «ВРК-2» стало
ООО «Новая вагоноремонтная компания» (ООО «НВРК»), которая приобрела актив за 10,75 млрд руб. ООО «НВРК» является независимой компанией, кон- тролируемой менеджментом. До приобретения акции ВРК-2 компании «НВРК» принадлежало пять вагоноремонтных депо (Арчеда, Волгоград, Тольятти, Уне- ча, Хилок) и Орский вагоноремонтный завод. Группа НВРК в 2022 году – это
37 вагоноремонтных депо и заводов в 37 субъектах РФ, 27 вагоноколесных ма- стерских, из которых 13 имеют право на производство колесных пар нового формирования, 23 экологичные промывочно-пропарочные станции замкнутого типа, 50 участков текущего отцепочного ремонта, линия по производству чи- стовой оси, станция дегазации, 5 пунктов по освидетельствованию танк- контейнеров. По итогам 2021 года группа компаний впервые в новейшей исто- рии России отремонтировала 113 тыс. вагонов плановыми видами ремонта, а в
ВКМ сформировала более 133 тыс. колесных пар
17
. Совокупная производствен-
17
https://www.rzd-partner.ru/publications/rzd-partner/-3-4-463-464-fevral-2022/gruppa-nvrk-1-v-vagonoremontnoy- otrasli-rossii/&sphrase_id
=
23 ная мощность вагоноремонтных предприятий Группы НВРК позволяет выпус- кать из планового ремонта более 140 000 вагонов год
18
По итогам марта 2022 года предприятия объединенной сети Группы
НВРК отремонтировали плановыми видами ремонта 11 423 вагона, что являет- ся рекордным месячным показателем среди всех вагоноремонтных компаний
России
19
Специалисты прогнозируют, что после продажи ВРК-2 ряд частных ком- паний среднего размера смогут провести процессы слияния и поглощения и выжить на рынке благодаря имеющимся компетенциям в бизнесе, а до 15% су- ществующих депо покинут рынок плановых ремонтов [9].
ОАО «РЖД» 3 октября 2019 года провело аукцион по продаже 100% минус одна акция АО «Вагонная ремонтная компания-3».ОАО «РЖД» продало
ВРК-3 компании «Бизнес Оптима», входящей в холдинг «Объединённая метал- лургическая компания» (АО «ОМК», г. Москва). В этот же холдинг входит
Выксунский металлургический завод в Нижегородской области, который в
2019 году произвел 951 тысячу железнодорожных колес в минувшем году, что на 11% больше значений 2018 года. Входит в группу ОМК с 2019 года.
В 2021 году ВРК-3 переименовано в АО «ОМК Стальной путь».
В состав АО «ОМК Стальной путь» (ранее ВРК-3) входит 37 вагоноре- монтных депо в 26 субъектах России, 12 вагонных колесных мастерских, 3 сер- висных центра по ремонту кассетных подшипников CTBU SKF и 3 участка те- кущего отцепочного ремонта. Производственные мощности позволяют обслу- живать и ремонтировать более 170 тысяч вагонов в год и 160 тысяч колесных пар в год
20
. Штат – более 6 тысяч сотрудников. История многих вагоноремонт- ных предприятий начиналась с приходом первых железных дорог в Россию, в конце XIX века. Но, несмотря на столь преклонный возраст, старейшие депо, такие как ВЧДр Елец (1868 г.), ВЧДр Муром (1880 г.), ВЧДр Похвистнево (1888 г.), продолжают успешно функционировать и вести свою хозяйственную дея- тельность. В 2020 году в состав компании вошло ООО «Трансвагонмаш».
«Приоритетом компании «ОМК Стальной путь» остается развитие быстрого и качественного вагонного сервиса на пространстве 1520. Компания продолжает модернизировать производственные площадки, наращивать мощности депо и вагонных колесных мастерских, создает успешные партнерства с ведущими компаниями транспортной отрасли. В приоритете остается развитие системы сервисных контрактов и сети пунктов текущего отцепочного ремонта, увеличе- ние доли обслуживания инновационных вагонов и ремонта кассетных подшип- ников. Сегодня «ОМК Стальной путь» уверенно движется к цели – стать ком- панией первого выбора, прочной опорой бизнеса наших клиентов», – отметил
18
Перечень предприятий, входящих в вагоноремонтный холдинг ООО https://nvrk.ru/enterprises/
19
Группа НВРК поставила новый рекорд по выпуску отремонтированных вагонов – https://nvrk.ru/news/gruppa_nvrk_postavila_novyy_rekord_po_vypusku_otremontirovannykh_vagonov/
20
24 генеральный директор ОМК Петр Трушин
21
. В настоящее время «ОМК Сталь- ной путь» – одна из крупнейших сетевых сервисных компаний по ремонту гру- зовых вагонов в России.
В числе других сравнительно крупных вагоноремонтных организаций, не входящих в состав холдинга ОАО «РЖД» следует назвать вагоноремонтные депо Дальневосточной транспортной группы. ООО «Дальвагоноремонт» было приобретено в собственность у ОАО «РЖД» три депо по ремонту железнодо- рожных вагонов: Бузулук (Южно-Уральская ж.д), Павелец (Московская ж.д.),
Бурея (Забайкальской ж.д). Общая годовая производственная мощность этих предприятий – 70000 вагонов в год.
В г. Магнитогорск успешно работает АО «Уральская вагоноремонтная компания», зарегистрированное 18 июля 2006 года. В 2014 году ООО «Объеди- ненная Вагонная Компания» (строительство грузовых вагонов – Тихвинский
ВСЗ) и ЗАО «Уральская вагоноремонтная компания» заключили соглашение о долгосрочном сотрудничестве в сфере сервисного обслуживания инновацион- ных грузовых вагонов на тележках Барбер 23,5 и 25 тс. В рамках соглашения на базе Уральской вагоноремонтной компании будет создан сервисный центр по обслуживанию подвижного состава производства входящего в ОВК ТВСЗ. Со- глашение предусматривает проведение текущего отцепочного ремонта, хране- ние деталей и узлов тележек Барбер, а также обеспечение комплектующими сторонних вагоноремонтных предприятий. На сети железных дорог колеи 1520 уже существует 30 сервисных центров по техобслуживанию подвижного соста- ва, оснащенного тележками Барбер.
ОАО «Холдинговая компания «Новотранс» (входит в ЗАО ХК «Сибир- ский деловой союз») инвестирует средства в развитие вагоноремонтного пред- приятия ООО «Кузбасское вагоноремонтное предприятие Новотранс» (Проко- пьевск)
22
В этом же регионе в Новокузнецке в 2013 г. построено частное вагоноре- монтное депо – ООО «Сибирская Вагоноремонтная Компания», являющееся дочерней компаний ООО «ЗапСиб-Транссервис» – крупного оператора вагонов.
Производственные мощности депо позволяют обслужить как собственный, так и сторонний подвижной состав: в год предприятие способно отремонтировать до 4000 вагонов и до 25000 колесных пар (текущим и средним ремонтом).
Парк грузовых вагонов, находящихся в собственности ОАО «РЖД» был внесен в уставные капиталы дочерних обществ РЖД выполняющих функции операторов подвижного состава – ОАО «Первая грузовая компания» и ОАО
«Вторая грузовая компания» (впоследствии переименованная в ОАО «Феде- ральная грузовая компания»).
21
Таран П.
Вагоноремонтная компания «ОМК Стальной путь» инвестировала более 15,8 млн рублей в повышение качества технологии ремонта колесных пар. https://omk.ru/sp/publications/34865/
22
Официальный сайт ООО «Кузбасское вагоноремонтное предприятие Новотранс» – https://novotrans.com
25
Вагоноремонтный комплекс пассажирского хозяйства в процессе рефор- мирования железнодорожного транспорта был оставлен в составе ОАО «Феде- ральная пассажирская компания» – дочернее общество ОАО «РЖД».
В структурные подразделения этой компании – региональные дирекции по обслуживанию пассажиров вошло 27 вновь созданных депо для ремонта пассажирских вагонов.
Задача повышения эффективности работы предприятий по ремонту по- движного состава остается актуальной и на сегодняшний день и на перспекти- ву. Решаться эта задача должна путем подготовки высококлассных специали- стов, совершенствования организации производства, внедрения современных технологий и индустриальных методов ремонта локомотивов и вагонов.
3. Организационно-правовые формы предприятий. Типы производства
Для обозначения хозяйствующих субъектов Гражданский кодекс РФ ввел в оборот термин «организация», вместо действующего ранее термина «пред- приятие»
23
Система организационно-правовых форм хозяйственной деятельности, применяемая сегодня в России определяется в основном положениями Граж- данского кодекса РФ.
Под организационно-правовой формой понимается способ закрепления
(формирования) и использования организацией имущества и вытекающие из этого ее правовое положение и цели предпринимательской деятельности
24
К субъектам предпринимательской деятельности, исходя из способа за- крепления имущества и целей деятельности, законодатель отнес две категории:
1.Физические лица / граждане/:
предприниматели без образования юридического лица;
индивидуальные предприниматели;
2.Юридические лица:
коммерческие организации (преследующие извлечение прибыли в каче- стве основной цели своей деятельности);
некоммерческие организации (не имеющие извлечение прибыли в каче- стве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участника- ми).
1 2 3 4 5
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ
и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств,
23
условно принимаем, что термины «организация», «предприятие», «хозяйствующий субъект» тождественны, хотя в широком смысле у них есть различия
24
ОК 028-2012. Общероссийский классификатор организационно-правовых форм" (ОКОПФ) - (утв. Приказом
Росстандарта от 16.10.2012 N 505-ст) (ред. от 12.12.2014) – http://base.consultant.ru/cons/rtfcache/LAW179370_0_20160201_132052_54361.rtf
26 производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитар- ных предприятий (Ст. 50. ГК РФ).
Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган, являются корпора-
тивными юридическими лицами (корпорациями). Юридические лица, учре- дители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами (Ст. 65. ГК РФ).
Формы собственности, в которых может находиться имущество коммер- ческих организаций, в том числе и железнодорожного транспорта: частная; гос- ударственная; муниципальная.
Понятие юридического лица дается в ст.48 главы 4 первой части Граж- данского кодекса Российской Федерации.
Юридическим лицом признается ор- ганизация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обя- зательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Гражданские права, соответствующие целям деятельности, отражаются в учре-
дительном документе юридического лица.
Кроме этого, юридические лица могут иметь:
• комплект учредительных документов (устав, учредительный договор);
свои представительные органы (совет директоров, генеральный дирек- тор);
свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму;
• обособленные структурные подразделения (представительства, филиа- лы).
Правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекраще- нии.
В хозяйственной деятельности по ремонту подвижного состава чаще все- го встречаются коммерческих организации в форме хозяйственных обществ –
общества с ограниченной ответственностью – ООО и акционерные общества
– АО. Акционерными обществами (далее – обществом) признаются хозяй- ственные общества, уставный капитал которых разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обя- зательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пре- делах стоимости принадлежащих им акций (ГК РФ, ст. 96). Общество может быть публичным или непубличным, что отражается в его уставе и фирменном наименовании. Публичными АО признаютсяобщества, акции которых публич- но размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Публичное акционерное общество обязано представить для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным. Сокращенное фир-