Файл: Лекция Генеральные планы предприятий по производству и ремонту подвижного состава.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 191
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
12 процесса в увязке с размещением цехов и служб применительно к принятому в проекте генеральному плану и составу основных зданий предприятия. Да- ются основные положения по организации контроля качества выпускаемой продукции, организации хранения и доставки готовой продукции заказчиком.
Трудоемкость по объектам ремонта. Приводятся сведения по трудо- емкости ремонта. Эти данные приводятся в сопоставлении с трудоемкостью, установившейся на действующих ремонтных предприятиях. Трудоемкость может определяться на основании нормативных документов
8
(например,
Нормы технологического проектирования депо по ремонту грузовых ваго- нов, ВНТП 08–90/МПС). Приводятся также трудоемкости по основным ви- дам работ: разборочным, моечно-очистительным, контрольным, сборочным, по восстановлению деталей.
Мероприятия по электробезопасности, взрыво–и пожаробезопасно-
сти, охране труда. Даются обоснования принятых в проекте категорий про- изводств, классы по правилам устройства электроустановок. Эти классы и категории указывают в экспликациях на чертежах строительных планов зданий и в спецификациях на планах расстановки оборудования. Приводятся также соответствующие пояснения принятых компоновочных решений, учи- тывающих противопожарные и санитарные требования (размещение поме- щений соответствующих участков у наружных стен, а также некоторых участков в изолированных помещениях и т.п.). В проекте предусматриваются мероприятия по соблюдению норм планировки оборудования (расстояния между оборудованием, расстояния от оборудования до конструктивных эле- ментов здания, ширину проходов и проездов и т.п.), основные требования, связанные с охраной труда.
Управление производством. Приводится штатное расписание органов управления предприятием.
Кроме этого, технологическая часть проекта включает пояснительные записки, выполненные раздельно для каждого цеха и участка основного про- изводства, в которых указывают:
– общие данные – назначение, программу и состав цеха (участка);
– режим работы и годовые фонды времени – принятую для цеха
(участка) сменность работы и продолжительность смены, а также рассчиты- вают годовые фонды времени для рабочих различных профессий и оборудо- вания;
– краткое описание технологического процесса – принципиальные технические решения, основные положения по механизации и автоматизации производственных процессов и обосновывают выбор типажа основного тех- нологического оборудования, а также приводят краткое описание режимов работы основного оборудования (составы рабочих растворов для моечных машин и установок, методы восстановления деталей, применяемые марки красок, растворителей и т.п.);
8
Например, трудоемкость ремонта вагонов и их частей, установленная Нормами технологического проекти- рования депо по ремонту грузовых вагонов, ВНТП 08–90/МПС
13
– Расчет состава работающих – данные о годовых объемах работ, на основании которых определяют количество производственных рабочих, а также составляют ведомости работающих. В ведомостях отражают списоч- ный состав цеха (участка) и должностей для ИТР и служащих, средние раз- ряды по основным и вспомогательным рабочим, а также разбивка работаю- щих по сменам;
– расчет оборудования – сведения о количестве основного технологи- ческого, а также подъемно–транспортного оборудования;
– Разборочные, сборочные цехи и цехи ремонта частей подвижного
состава – расчеты параметров поточных линий и рабочих постов.
В заключительном разделе записки по цехам рассчитываются уровни механизации и автоматизации производственных процессов.
При использовании в производственном процессе нестандартизованно- го оборудования в технологической части проекта должны быть приведены технические требования к этому оборудованию.
Утвержденный в установленном порядке технический проект со
сводной сметой становится основанием для начала строительства, зака-
за основного оборудования нового предприятия и разработки рабочих
чертежей, необходимых для осуществления проекта.
Рабочие чертежи разрабатываются по всем частям проекта.
К технологическим рабочим чертежам относятся следующие черте- жи:
строительные чертежи, монтажные планы и разрезы помещений производственного участка (цеха) с нанесенными промышленными провод- ками и сооружениями, с расположением и привязкой всего оборудования к строительным осям зданий;
чертежи транспортных устройств и средств комплексной механиза- ции производственных процессов, отдельных транспортных устройств, кон- вейеров, транспортеров, манипуляторов, технологических трубопроводов, средств уборки и переработки стружки и обрезков, нестандартного оборудо- вания и др.
При проектировании машиностроительных предприятий и ремонтных депо следует руководствоваться отраслевыми или ведомственными нормами технологического проектирования:
– Нормы технологического проектирования предприятий машиностро- ения, приборостроения и металлообработки. Механообрабатывающие и сбо- рочные цехи. ОНТП 14-93.
– Нормы технологического проектирования депо по ремонту грузовых вагонов. ВНТП 08–90 МПС.
– Нормы технологического проектирования депо для ремонта грузовых и пассажирских вагонов. ВНТП 02 – 86/МПС.
– Ведомственные нормы технологического проектирования электро- возных, тепловозных, моторвагонных депо, экипировочных устройств и пунктов технического обслуживания. ВНТП –1989 МПС.
14
– Ведомственные строительные нормы. Железнодорожные пассажир- ские вагонные депо. Нормы проектирования. ВСН 02-91 2.
Понятие о генеральных планах предприятий по производству и ремонту подвижного состава
При разработке проектной документации строительства машинострои- тельного и ремонтного предприятия разрабатывается схема ситуационного
плана с размещением строительства и указанием мест присоединения его к инженерным сетям и коммуникациям. На основании этой схемы разрабаты- вается проект планировочной организации территории – генеральный
план предприятия (далее – генплан).
Главная цель составления генплана – комплексное решение вопросов размещения всех объектов на площадке предприятия, создание наилучших межцеховых связей с учетом природных условий, противопожарных и сани- тарно-технических требований и перспективы дальнейшего развития произ- водства.
В рабочем проекте генплан – это чертеж, на котором видно размещение объекта строительства и элементов благоустройства близлежащей террито- рии. Он полностью увязывается с земельным участком предполагаемого строительства и расположенными на нём архитектурными сооружениями.
Проектируемые здания, сооружения, инженерные сети, транспортные устройства, элементы озеленения и благоустройства (далее – элементы гене- ральных планов и сооружений транспорта) изображают на чертежах с при- менением условных графических обозначений и упрощенных изображений, установленных стандартом
1 2 3 4
ГОСТ 21.204-93 СПДС. Условные графические
обозначения и изображения элементов генеральных планов и сооружений
транспорта.
Как правило, генплан исполняется в масштабном изображении (1:1000,
1:500, иногда 1:200) путем графического наложения чертежа проектируемого объекта на топографический, инженерно-топографический или фотографиче- ский план территории.
Исходными данными при проектировании генерального плана завода
(депо) является намечаемый объем ремонта локомотивов или вагонов, изго- товления и ремонта запасных частей, а также принятый технологический процесс ремонта.
При разработке генплана учитывают требования нормативных доку- ментов – технических регламентов, в том числе требованиям санитарно–
эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государ- ственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности.
Общие положения и нормативные требования при разработке гене- ральных планов предприятий определяет
Свод правил
–
СП 18.13330.2011 Генеральные планы промышленных предприятий. Актуа- лизированная редакция СНиП II–89–80. Этот документ должен применяться
15 при разработке проектов планировочной организации территории новых, расширяемых и реконструируемых производственных объектов независимо от формы собственности
Генпланы машиностроительных и ремонтных заводов проектируют по разнообразным схемам, но в любой из них учитываются общие требова- ния размещения объектов:
1. Проектируемые объекты, как правило, следует размещать компакт- но в составе групп с кооперацией подсобно-вспомогательных служб, систем инженерного и транспортного обеспечения.
2. Планировка земельных участков объектов и их групп должна обес- печивать наиболее благоприятные условия для производственного процесса и труда на предприятиях, рациональное и экономное использование земель- ных участков и наибольшую эффективность капитальных вложений.
3. В проектах и схемах планировочной организации земельных участ- ков реконструируемых объектов, их групп и сложившихся производственных зон следует предусматривать упорядочение планировочного зонирования, размещения инженерных и транспортных коммуникаций.
4. В генеральных планах следует предусматривать: а) планировочное зонирование территории с учетом технологических связей, санитарно-гигиенических и противопожарных требований, грузообо- рота и видов транспорта. Следует, как правило, выделять планировочные зо- ны: предзаводскую; производственную, включая зоны исследовательского назначения и опытных производств; подсобную; складскую. В зоне вспомо- гательных производств и хозяйств следует, как правило, размещать объекты энергоснабжения, водоснабжения и канализации, транспорта, ремонтного хо- зяйства, пожарных депо; б) рациональные производственные, транспортные и инженерные свя- зи; в) кооперирование участков основных и вспомогательных производств и хозяйств, г) интенсивное использование территории, включая наземное и под- земное пространства при необходимых и обоснованных резервах для расши- рения объектов; д) благоустройство территории.
В предзаводских зонах следует предусматривать места для стоянок легковых автомобилей.
Места для стоянки и хранения автомобилей лиц, ра- ботающих на предприятии, надлежит размещать на территории земельных участков объектов.
5. Необходимо соблюдать поточность технологического процесса и создание условий для кратчайших транспортных связей.
6. Строительные параметры здания, размеры пролетов, шаг колонн и высота этажей должны обеспечивать нормальные условия эксплуатации оборудования, требование техники безопасности и производственной сани- тарии.
16 7. Применять прогрессивные виды транспорта, отвечающие условиям технологического процесса и способствовать полной механизации и автома- тизации погрузочно-разгрузочных работ.
8. Предусматривать наиболее короткие, и по возможности, не пересе- кающиеся с грузовыми потоками, пути передвижения людей по территории завода, депо.
9. Размеры ворот в свету для железнодорожного подвижного состава нормальной колеи следует принимать не менее 5,4 м по высоте и 4,8 м по ширине. Для остальных видов наземного транспорта следует принимать типовые конструкции ворот с превышением размеров габаритов транспорт- ных средств (в загруженном состоянии) не менее 0,2 м по высоте и 0,6 м по ширине.
10. Соблюдать правила пожарной безопасности и санитарно- технические нормы при взаимном расположении зданий, максимально ис- пользовать естественное освещение.
11. Располагать административные, обслуживающие и хозяйственные здания со стороны наибольшего движения потоков людей.
12. Объекты с источниками загрязнения атмосферного воздуха надле- жит размещать по отношению к жилой зоне с учетом ветров преобладающего направления.
13. Располагать здания и сооружения, имеющие повышенную пожар- ную опасность с подветренной стороны по отношению к другим зданиям.
14. Размещать складские помещения с учетом эффективного использо- вания железнодорожных подъездных путей и автомобильных проездов.
15. Удалять от пожароопасных цехов деревообрабатывающий цех, склады ГСМ на расстояния по нормативам пожарной безопасности.
16. Располагать объекты энергетического хозяйства с учетом мини- мальной протяженности коммуникаций.
17. Максимально использовать метод зонирование территории завода.
18. Размещать объекты с источниками загрязнения атмосферного воз- духа по отношению к жилой зоне с учетом ветров преобладающего направ- ления.
19. Принимать минимально допустимые расстояния между зданиями, сооружениями, в том числе инженерными коммуникациями. При этом плот- ность застройки предприятий по ремонту подвижного состава железнодо- рожного транспорта должна быть не менее 40% .
20. Проходные пункты следует располагать на расстоянии не более 1,5 км друг от друга. Расстояние от проходных пунктов до входов в санитарно-бытовые помещения основных цехов, как правило, не должно превышать 800 м.
21. Располагать здания и сооружения с учетом их возможного расши- рения в пределах территории земельного участка, выделенного для строи- тельства.
Окончательный выбор схемы генерального плана завода – после срав- нения нескольких вариантов по технико-экономическим показателям. К ним