Файл: Лекция Генеральные планы предприятий по производству и ремонту подвижного состава.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 189

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

17 относятся общая площадь территории в га и плотность застройки; протяжен- ность автомобильных и железных дорог на территории завода; площади кры- тых и открытых помещений в м
2
Эффективность расположения зданий, сооружений и отдельных устройств на территории предприятия оценивают коэффициентами за-
стройки участка и использования площади участка.
Коэффициент застройки показывает плотность застройки территории предприятия и равен отношению площади застройки к общей площади ого- роженной территории предприятия. Площадь застройки определяется как сумма площадей, занятых зданиями и сооружениями всех видов, включая навесы, открытые технологические, санитарно-технические, энергетические и другие установки, эстакады и галереи, площадки погрузоразгрузочных устройств, подземные сооружения (резервуары, погреба, убежища, тоннели) над которыми не могут быть размещены здания и сооружения. Также вклю- чаются площади открытых стоянок автомобилей, машин, механизмов и от- крытых складов различного назначения при условии, что они спроектирова- ны по нормам технологического проектирования предприятий.
В площадь застройки не включаются площади, занятые отмостками во- круг зданий и сооружений, тротуарами, автомобильными и железными доро- гами, железнодорожными станциями. Также не включаются площади, заня- тые временными зданиями и сооружениями, открытыми спортивными пло- щадками, площадками для отдыха трудящихся, зелеными насаждениями (из деревьев, кустарников, цветов и трав), открытыми водоотводными и другими канавами, подпорными стенками, подземными зданиями и сооружениями.
При планировке земельных участков промышленных предприятий сле- дует, как правило, выделять планировочные зоны: а) предзаводскую; б) производственную, включающую здания основных, вспомогатель- ных и опытных производств; в) подсобную; г) складскую.
Предзаводскую зону ремонтного предприятия следует размещать со стороны основных подъездов и подходов работающих. Здесь же следует предусматривать места для стоянок легковых автомобилей клиентов.
В подсобной зоне размещаются общие объекты вспомогательных и об- служивающих хозяйств. В их числе объекты энергоснабжения, водоснабже- ния и канализации, транспорта, ремонтного хозяйства, пожарных депо, от- вального хозяйства. Здесь же размещают места для стоянки и хранения авто- мобилей работников предприятия. Перед проходными пунктами и входами в санитарно-бытовые помещения, столовые и здания управления должны предусматриваться площадки из расчета не более 0,15 м на 1 чел. наиболее многочисленной смены.
При проектировании генпланов необходимо обеспечить соблюдение требований к объемно-планировочным и конструктивным решениям по ограничению распространения пожара в зданиях и сооружениях, установ-


18 ленных Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123–ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и нормативным докумен- том – СП 4.13130.2013 СВОД ПРАВИЛ Системы противопожарной защиты.
Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно–планировочным и конструктивным решениям (введен в действие
24.06.2013 г.).
Производственные, вспомогательные и складские помещения следует, как правило, объединять в одно или несколько крупных зданий.
Противопожарные расстояния между производственными, складскими, административно-бытовыми зданиями и сооружениями на территориях про- изводственных объектов принимаются в зависимости от степени огнестойко- сти и класса конструктивной пожарной опасности зданий. Для производ- ственных зданий III степени огнестойкости и класса С1, преобладающих на машиностроительных и транспортных предприятиях это расстояние должно быть не менее 12 м.
Железные дороги и устройства промышленного транспорта – железно- дорожной колеи 1520 мм и 750 мм, гидравлический, конвейерный транспорт и подвесные канатные дороги следует проектировать в соответствии со сво- дом правил по проектированию промышленного транспорта – СП
37.13330.2012 Промышленный транспорт. Актуализированная редакция
СНиП 2.05.07–91* – утвержден приказом Министерства регионального раз- вития Российской Федерации (Минрегион России) от 29 декабря 2011 г. N
635/7 и введен в действие с 01 января 2013 г.
Железнодорожные и автомобильные въезды в здание следует проекти- ровать, как правило, раздельно. При небольших размерах движения (до че- тырех железнодорожных подач и до 25 автомобилей в сутки) допускается совмещение железнодорожных и автомобильных въездов. При реконструк- ции зданий допускается сохранять существующие совмещенные въезды с большими размерами движения при условии обеспечения безопасности движения и заданных объемов перевозок.
Автомобильные дороги и велосипедные дорожки следует проектиро- вать в соответствии с СП 34.13330.2012. Свод правил. Автомобильные доро- ги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02–85* (утв. Приказом Минре- гиона России от 30.06.2012 N 266).
При размере стороны земельного участка объекта более 1000 м и рас- положении ее вдоль улицы или автомобильной дороги на этой стороне сле- дует предусматривать не менее двух въездов на земельный участок. Расстоя- ние между въездами не должно превышать 1500 м.
Ограждения земельных участков объектов площадью более 5 га долж- ны иметь не менее двух въездов.
Ширину ворот автомобильных въездов на земельный участок надлежит принимать по наибольшей ширине применяемых автомобилей плюс 1,5 м, но не менее 4,5 м, а ширину ворот для железнодорожных въездов – не менее
4,8 м.


19
Расстояния от бортового камня или кромки укрепленной обочины ав- томобильных дорог до зданий и сооружений следует принимать не менее, указанных в таблице 2 СП 18.13330.2011.
Для озеленения земельного участка следует применять местные виды растений с учетом их санитарно-защитных и декоративных свойств и устой- чивости к вредным веществам, выделяемым предприятиями. Существующие древесные насаждения следует по возможности сохранять.
Площадь участков, предназначенных для озеленения, следует опреде- лять из расчета не менее 3 м
2
на одного работающего в наиболее многочис- ленной смене. Площадь участков, предназначенных для озеленения, не должна, как правило, превышать 15% территории объекта.
Для объектов и их групп следует проектировать единую систему раз- мещения инженерных коммуникаций, в технических полосах, обеспечиваю- щих занятие наименьших участков территории и увязку с размещением зда- ний и сооружений. На земельных участках объектов следует предусматри- вать преимущественно наземный и надземный способы размещения инже- нерных коммуникаций.
Здания ремонтных заводов и депо сооружаются, как правило, по типо- вым проектам, разработанным для всех типов ТПС с учетом унификации ос- новных размеров депо – пролетов, расстояний между осями смежных путей, шага колонн (расстояния между их осями), грузоподъемности кранов, высо- ты помещений.
По конфигурации зданий локомотивные депо бывают прямоугольные и веерные.
Прямоугольные депо, с учетом взаимного расположения производ- ственных участков, бывают павильонного или ступенчатого типов, со сквоз- ными или тупиковыми железнодорожными путями.
Веерные депо строятся с поворотным кругом и со стрелочной улицей.
Существуют также депо комбинированного типа.
В зданиях павильонного типа производственные участки и отделения размещены под общей крышей. Такие здания компактны, пригодны для всех типов ТПС, хорошо сохраняют тепло, состоят из нескольких секций, часть из них может быть со сквозными путями, на которых расположены одно или два стойла или несколько ремонтных позиций с прямоточным перемещением локомотивов.
Секции зданий ступенчатых депо строят с заходом одна за другую на
6 или 12 м для обеспечения удобных внутренних проходов и проездов транс- портных средств. Каждая секция обычно имеет три сквозных пути, как пра- вило, для одного вида технического обслуживания или текущего ремонта.
В таких зданиях обеспечиваются удобные ввод и вывод ТПС с ремонтных позиций, хорошее естественное освещение и сейсмическая устойчивость, возможность дальнейшего развития при увеличении объема работ и замене локомотивного парка.


20
Рассмотрим основные элементы генерального плана на примере ген- плана тепловозоремонтного завода при объеме выпуска из капитального ре- монта 600–700 секций в год (Рис. 1)
9
На территории ремонтного предприятия должны быть предусмотрены железнодорожные пути для технологических нужд и перемещения подвиж- ного состава (ПС), а также специальные пути (парки) для размещения ПС, ожидающего ремонта и отремонтированного (перед отправкой его к месту назначения).
С целью обеспечения выхода ремонтируемого ПС на железнодорожные магистрали общего пользования парковые пути РП должны примыкать к пу- тям близлежащих железнодорожных станций.
Предприятие должно иметь разветвленную сеть дорог с твердым по- крытием для автомобильного и безрельсового транспорта. Ширина транс- портных проездов на территории предприятия – не менее 6 м.
Складские здания и сооружения размещаются вблизи мест ввода же- лезнодорожных подъездных путей с целью эффективного использования этих путей при производстве погрузочных и разгрузочных операций.
Рассто- яние между зданиями и сооружениями – не менее 12 м, до зданий и сооруже- ний с повышенной пожарной опасностью – не менее 20 м.
На каждой технологической связи между цехами, складами применяют наиболее эффективный вид транспорта.
Свободное маневрирование восстановительного и пожарного поездов обеспечивает кольцевой железнодорожный путь, постоянно свободный от подвижного состава, а пожарных автомашин – кольцевая автодорога.
Размещение всех сооружений (зданий, складов, железнодорожных пу- тей и асфальтированных дорожек) на территории предприятия должно обес- печивать прямоточность перемещения ремонтируемых объектов, материалов, деталей и сборочных единиц. Следует исключать их продвижение в обрат- ном направлении, перемещать их по путям без скрещений или пересечений с аналогичными потоками с целью сокращения путей транспортирования.
Цехи основного производства, имеющие наибольшее количество рабо- тающих, целесообразно располагать вблизи входа на территорию предприя- тия; вспомогательные – вблизи обслуживаемых ими цехов основного произ- водства. Группа энергетических сооружений (например, парокотельная, ком- прессорная) размещается в районе основных потребителей соответствующих энергоносителей.
Деревообрабатывающие цехи удалены от зоны расположения зданий и сооружений с производствами повышенной пожарной опасности.
Цехи, однородные по технологическому процессу и имеющие взаим- ные производственные или функциональные связи, объединяют в блоки
(корпуса) для уменьшения, протяженности инженерно-технических комму- никаций, межцеховых перевозок и связанных с ними перегрузок материалов
9
Собенин Л. А., Зайцев А. А., Чмыхов Б. А.
Организация, планирование и управление локомотиворе- монтным производством: учебное пособие для студентов вузов ж.–д. трансп. М.: Маршрут, 2006 – С.80–81.


21 и изделий в процессе производства. На заводах по ремонту ПС применяют блокировку цехов основного производства в виде главного корпуса, а также механического, ремонтно-механического и инструментального.
Линейные размеры зданий цехов имеют стандартную ширину (12, 18,
24 или 30 м) и высоту пролетов 10.8 м, а их длина кратна шагу строительных колонн (12 или 6 м).
Цех разборки и подготовки к ремонту (разоборудования) располагает- ся, как правило, в отдельном здании со стороны въезда в тепловозный цех.
Малярное отделение тепловозного цеха расположено в отдельном здании или комбинате цехов (в последнем случае отделено капитальными стенами). Де- по заправки и сдачи имеет скатоопускную канаву и мостовой кран. При раз- мещении этих цехов в главном корпусе они также отделяются капитальными стенами.
Участок реостатных испытаний имеет стойла с закрытыми кабинами, в которых расположены пульты управления нагрузочных реостатов. Эти ка- бины соединяют с кабинами испытуемого ТПС выдвижными коридорами.
На территории предприятия предусмотрена градирня для охлаждения технической воды. Дистиллированную воду приготовляют в специализиро- ванном отделении тепловозного цеха.
Дизельные топливо и масло транспортируют из хранилищ на заправоч- ные позиции тепловозного цеха по трубопроводам.
Для обеспечения благоприятных условий труда на предприятии преду- смотрены рациональные маршруты движения транспорта и пешеходов, бла- гоустройство и озеленение территории, столовая, медпункт, бытовые поме- щения, проходные и т. п.

22
Рис. 1. Вариант генерального плана тепловозоремонтного завода при объеме выпуска из капитального ремонта 600–700 секций в год:
1   2   3   4