Файл: 1. Предмет, содержание и задачи курса Инновационный менеджмент.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 210
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- рыночный потенциал создаваемого продукта, период окупаемости проекта;
- размер прибыли и уровень риска;
- экономичность и безопасность проекта;
- соответствие законодательству.
Этап предварительной экспертизы характеризуется минимальной трудоемкостью, следовательно, и стоимостью экспертных работ. Результатом этого этапа является решение об отклонении проекта по причинам его несоответствия основным предпочтениям и приоритетам инвестора или о продолжении его углубленного рассмотрения на этапе независимой экспертизы.
На втором этапе проводится отбор проектов в портфель организации с учетом финансовых и иных ограничений. Сначала проводится ранжирование проектов в порядке убывания их значимости для стратегических целей организации. Ранжирование проводится на основе показателей коммерческой эффективности проекта: срока окупаемости, индекса рентабельности, чистого дисконтированного дохода. В некоторых случаях в ранжировании участвуют показатели социальной и бюджетной эффективности проекта.
После установления ранга проектов, начинается отбор проектов в портфель по приоритетности (важности). Основой приоритетного отбора проектов является тщательная разработка критериев достижения поставленных целей, которые будут способствовать:
- более эффективному планированию ресурсов организации;
- формированию портфеля проектов, которые минимизируют риск при имеющемся капитале;
- обеспечению механизма контроля изменений через критерии отбора.
Иерархия методов отбора проектов начинается с самых простых проверок, многокритериальных моделей отбора и до самых сложных моделей добавленной ценности.
Заключительный этап экспертизы (принятие решения о финансировании проекта) имеет своей целью определить оптимальное сочетание различных типов и источников финансирования на тех или иных этапах жизненного цикла инновационного проекта. Особое значение на этом этапе имеют обеспечение контроля целевого расходованием средств и оценка полученных результатов на различных этапах жизненного цикла инновационного проекта.
29. Инновационный процесс как объект проектного управления.
Характеристика инновационного процесса как объекта управления включает три аспекта: 1) раскрытие содержания инновационного цикла; 2) четкое представление об инновациях по их предметному (вещественному) содержанию; 3) выявление особенностей инновационной деятельности и научно-технических разработок, направленных на создание новшеств.
Управлять каким-либо процессом можно, только когда известны основные направления его развития, познаны особенности и закономерности объекта управления. Поэтому рассмотрим эти аспекты более подробно.
Для полной характеристики инноваций как объекта управления необходимо раскрыть особенности инновационной деятельности и работ, направленных на создание новшеств. Инновации имеют ряд уникальных особенностей, что делает управление ими отличным от руководства другими сферами человеческой деятельности. При этом следует разграничить две группы особенностей: первая группа характерна для инновационной деятельности, вторая - для инноваций (новшеств). К первой группе относятся следующие особенности:
* содержание инновационных работ как отдельных работников, так и всей организации постоянно меняется;
* разработчиков инноваций характеризуют ярко выраженная индивидуальность, инициативность, а их отношение к дисциплине в корне отлично от традиционно требуемого в организациях (на предприятиях);
* большинство работ по созданию и внедрению инноваций носит относительно кратковременный характер. Учитывая это, организация должна располагать работами (проектами) правильно подобранной сложности, чтобы постоянно сохранять свой основной квалифицированный персонал;
* в подразделениях, работающих по созданию инноваций (новшеств), ярко проявляется признание профессиональной компетенции независимо от официального статуса работников;
* трудно правильно установить критерии и показатели оценки эффективности деятельности отдельных разработчиков новшеств.
Целями управления инновационным процессом являются:
* непрерывное обновление ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции, а также применяемой техники, технологии, методов организации производства;
* дальнейшее развитие научного и научно-технического потенциала страны, создание научного задела.
Сущность управления инновационным процессом (в узком смысле) заключается в целенаправленном воздействии на процесс исследований, проектно-конструкторских (проектно-технологических) разработок и освоения новшеств (нововведений) в целях сокращения затрат и сроков выполнения и в конечном счете повышения эффективности (экономической, социальной, экологической). В общем виде сущность управления может быть раскрыта с точки зрения экзогенной системы управления инновационным процессом.
Управление инновационным процессом осуществляется на основе общих принципов управления и специфических принципов, обусловленных особенностями инноваций и содержанием инновационной деятельности. Последние важны для формирования самой системы управления инновационным процессом, т. е. для построения эндогенной системы управления.
30. Процедура разработки инновационного проекта.
Этапы разработки концепции инновационного проекта:
1. Формирование инновационной идеи и постановка цели проекта. Возникновение инновационной идеи является отправной точкой, с которой начинается разработка инновационного проекта.
2. Маркетинговые исследования идеи проекта. Параллельно с формированием инновационной идеи проекта проводятся ее маркетинговые исследования. Целью этого этапа является определение сферы влияния проекта на развитие народного хозяйства и, как следствие, количественное уточнение цели проекта и задач по отдельным периодам.
Результаты маркетинговых исследований выражаются в конкретных количественных значениях целевых параметров проекта.
3. Структуризация инновационного проекта. Установленные на предыдущих этапах целевые параметры проекта являются основой для формирования перечня проектных мероприятий по достижению конечной цели проекта.
4. Функциональная структуризация проекта. При структуризации инновационного
проекта сначала устанавливается состав функциональных элементов, являющихся условием полного и комплексного его решения. Инструментом такой функциональной структуризации проблемы при разработке проекта служит «дерево целей». Последнее представляет собой иерархическую систему, имеющую ряд уровней, на которых располагаются последовательно детализируемые цели, требующие реализации. При этом цели каждого последующего уровня должны обеспечивать реализацию целей вышестоящего уровня.
5. Проблемная структуризация проекта. Построенное «дерево целей» переформулируется затем в проблемно выраженную систему заданий и мероприятий, имеющую также иерархическую структуру и называемую «деревом работ». Если «дерево целей» устанавливает необходимые средства достижения целей проекта, то комплекс мероприятий («дерево работ») должен определять пути и способы получения этих средств. При формировании мероприятий должен использоваться композиционный принцип последовательного агрегирования работ низшего уровня в темы, задания, проблемы высшего уровня.
Результатом структуризации проекта является перечень мероприятий (состав заданий, тем и работ), выполнение которых необходимо для обеспечения достижения в установленные сроки целевых значений проекта по каждому из вариантов его реализации.
6. Анализ риска и неопределенности. Результат анализа рисков при разработке инновационного проекта выражается в определении вероятности реализации альтернативных вариантов
7. Выбор варианта реализации инновационного проекта. Выбор из альтернативных вариантов инновационного проекта наиболее жизнеспособного представляет собой одну из наиболее ответственных процедур разработки проекта. Основными задачами этого этапа являются следующие:
• установление основных критериев (показателей) эффективности инновационного проекта;
• расчет показателей эффективности альтернативных вариантов проекта с учетом вероятности их реализации;
• сравнение и выбор варианта инновационного проекта для реализации.
31. Управление реализацией инновационных проектов.
Организация управления проектом
Для выполнения специфических функций управления реализацией инновационных проектов могут применяться различные организационные формы управления, такие, как линейно-программная, координационная, матричная и проектная.
Линейно-программная форма управления. Традиционная форма управления при которой все исполнители проекта подчиняются одному органу управления (из числа существующих или специально создаваемых), на этой основе формируется фактически новая организационная система (комитета, управления и т. д.). Эффективна при выполнении одного или нескольких сложных, дорогостоящих и долговременных проектов.
Координационное управление. Высшие органы руководства передают часть функций по контролю и координации одному из наиболее активных исполнителей проекта (определенному руководителю, целой организации или ее подразделению), оставляя за собой право принимать содержательные решения, координационно-управленческими полномочиями, для чего создаются специальные коллегиальные органы из представителей всех или наиболее важных исполнителей проектов и потребителей результатов его выполнения (координационные комитеты, советы по проектам, рабочие комиссии и т. п.).
Матричная форма управления. При ней специальные коллегиальные органы имеют гораздо больше функций и полномочий: по распределению и контролю за расходованием ресурсов, корректировке текущих планов, стимулированию своевременного и качественного достижения промежуточных результатов.
Проектное управление.
В проектной структуре для решения конкретной инновационной задачи создается специальная рабочая группа (команда проекта), которая после завершения работы над проектом расформировывается.
При этом соответствующий персонал и ресурсы, ранее привлеченные к работе, возвращаются в свои специализированные подразделения.
Одной из важнейших проблем, возникающих в подобных организационных структурах является распределение функций между проектным и организационным уровнями управления.
На организационном уровне осуществляется выбор проектов, устанавливаются сроки окончания их разработки и реализации, распределяются ресурсы между проектами. На проектном уровне управления, как правило, ведется подготовка проектных решений для последующей передачи их на организационный уровень управления.
Взаимодействие между уровнями управления происходит путем передачи сверху вниз информации инструктивного характера, снизу вверх — текущих данных о проекте.
Контроль и регулирование работ по проектам
На ход реализации проекта воздействует множество как внешних, так и внутренних дестабилизирующих факторов. Это приводит к изменению расчетных параметров (временных и стоимостных) проекта и контроль за ходом реализации проекта, исполнением календарных планов и расходованием ресурсов, является одним из важных средств реализации поставленных целей.
Контроль осуществляется по трем аспектам реализации проекта.
• Время — проект должен быть выполнен в определенный период времени.
• Стоимость — бюджет должен быть соблюден.
• Качество — должны соблюдаться требуемые характеристики.
Порядок завершения проектов
Проект считается завершенным после выполнения всех работ по проекту или в результате решения о прекращении работы по незавершенному проекту.
Основными этапами завершения проекта являются: сдача проекта и закрытие контракта (договора).