Файл: 1. Предмет, содержание и задачи курса Инновационный менеджмент.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 211

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вследствие деятельности по внедрению инноваций рождаются совершенно новые идеи, изделия и услуги, технологические процессы, формы управления и организации в самых различных сферах экономики и в ее структурах.

Итоги деятельности по внедрению инноваций формируются в виде инновационного продукта, который может обладать определенной вещественной формой или находиться в неовеществ-ленной форме.

Целью, стоящей перед НИОКР, можно смело назвать создание новых изделий и услуг, которые впоследствии будут являться базой производственной деятельности фирмы в перспективе. Следовательно, при планировании деятельности по внедрению инноваций фирмы необходимо рассчитать и анализировать эффективность перспектив инновационного проекта. Но не следует забывать о том, что любой составляемый план не обязывает, чтобы его неизменно выполняли, напротив, он должен корректироваться в процессе исполнения намеченных целей. Должна оцениваться эффективность инновационной деятельности в течение проведения всей работы на основе анализа влияния неучтенных ранее факторов.

Осуществление инновационной деятельности связано с затратами, поэтому при расчете эффективности необходимо учитывать и эти расходы.

При анализе эффективности затрат исключают проблему оценки итогов деятельности.

Результат от применения инноваций напрямую зависит от учитываемых результатов и затрат. Выделяют экономический, научно-технический, финансовый, ресурсный, социальный, а также экономический эффекты.

В связи с временным фактором расчеты результатов и затрат разделяют на показатели:

– эффект за расчетный период;

– годовой эффект.

Эффективность определяется как соотношение результата (эффекта) и расходов.

Обобщив все вышеуказанное, можно сказать, что основной задачей технико-экономического проектирования в составе ОКР является обеспечение эффективности созданного изделия и, следовательно, его конкурентоспособности на рынке. В этой связи большое значение приобретает построение интегрального показателя качества и интегрального экономического показателя продукта.

В управлении эффективностью инновационного процесса, кроме обеспечения его технико-экономических показателей, главную позицию занимает уменьшение периода времени на НИОКР и выбор даты выпуска нового изделия на рынок. Выход на рынок новых технологий говорит об эффективности инновационной деятельности.


Осуществление инновационной, как и любой другой, деятельности всегда связано с различными внутренними и внешними затратами. Поэтому чтобы определить экономическую эффективность инновационной деятельности, необходимо оценить эффективность затрат на нее.

Следует различать эффективность затрат на инновационную деятельность у производителей (продавцов) и у покупателей.


26. Оценка новой техники и технологии.

При проектировании, разработке и внедрении новой техники и технологии в условиях традиционных подходов к субъекту хозяйствования процедура определения экономической эффективности этих мероприятий состоит из четырех этапов. Первый этап – это определение необходимых затрат для реализации инновационных мероприятий; второй – определение возможных источников финансирования; третий – оценка экономического эффекта от внедрения новой техники и технологии; четвертый – оценка сравнительной эффективности новшества путем сопоставления экономических показателей.

Затраты на внедрение новой техники. Под затратами на внедрение новой техники понимают совокупность капитальных вложений, оборотных фондов и живого труда. Экономический эффект рассчитывается по следующей формуле:

ЭТ = РТ – ЗТ ,

где ЭТ – экономический эффект от внедрения новой техники и технологии за расчетный период Т, руб.;

РТ – стоимостная оценка результатов нововведений за расчетный период Т, руб.;

ЗТ – стоимостная оценка затрат на мероприятия по разработке, внедрению и освоению новой техники и технологии за расчетный период Т, руб.

Приведение разновременных затрат за весь период внедрения новшества осуществляется следующим образом:

РТ = ∑ Рt∙αt ,

где Рt – стоимостная оценка в t-м году;

αt – коэффициент приведения затрат.

Затраты и капитальные вложения последующих лет по вариантам следует проводить с учетом фактора времени, т.е. коэффициента приведения затрат:

αt = (1 + Е)Т ,

где t – коэффициент приведения затрат;

Е – принятый норматив приведения разноразмерных затрат;

Т – период времени, отделяющий год затрат и результатов от года, к которому они приводятся (с базисного момента времени).

Норматив приведения Е исчисляется по-разному в зависимости от применяемой методики, отрасли, типа хозяйственной деятельности предприятия и форм собственности. В традиционных подходах Е = 0,125, а в проектном подходе (см. ниже) Е исчисляется как норма дисконта, равная приемлемой для инвестора норме дохода на капитал.

Технически целесообразно приведение к базисному моменту времени затрат, результатов и эффектов, имеющих место на Т отрезке расчета, используя при этом коэффициент дисконтирования(приведения):


По существующим методикам можно рассчитать также и приведенные капитальные вложения на инновации. Обычно приведенные затраты производства и использования новой техники определяют как сумму себестоимости и нормативной прибыли:

Зт = Ст + Ен Куп,

где Зт – Приведенные затраты на единицу продукции на период Т, руб.;

Ст – себестоимость в период Т;

Ен – нормативный коэффициент эффективности;

Куп – капитальные вложения на единицу продукции, руб.;

Еи Куя – нормативная прибыль, руб.

27. Инновационный проект и его особенности.

1. Каждый инновационный проект должен пройти цикл "наука-производство-потребление". Идея инновационного проекта должна иметь основу в форме научных и маркетинговых исследований, как и производство, должно подстраиваться под потребителя и опираться на научные разработки.

2. Сложность прогнозирования результатов и как итог - повышенные риски. Появление нового всегда связано с высоким риском непринятия обществом. Консерватизм в этом плане присущ не только большей части общества, но и большинству российских объектов производства, не способных воспринять инновации даже технически. Вероятность получения положительных результатов в зависимости от вида и характера инновационных исследований колеблется от 5 до 95%.

3. Разработка и внедрение инновационного проекта - творческая и уникальная задача. Поэтому многое зависит от энтузиазма и личной заинтересованности исполнителей. Анализ причин неудач инновационных проектов на западе показал, что частой причиной этих неудач является управление проектом обычными наемными менеджерами, имевших единственную мотивацию в виде денег.

4. Организация работы участников проекта. Наличие свободной воли и высокой мотивации участников проекта делает привычную организацию труда и создание трудовой дисциплины нецелесообразной. Поэтому необходим адекватный подход к выбору руководителями стиля управления.

5. Отсутствие привычных стандартов инновационного проекта. Даже самая четкая концепция проекта может претерпеть серьёзные изменения в процессе разработки.

Можно отметить, что имеется три основных группы методов прогнозирования:

1. экстраполяция тенденций (применяются на поисковом этапе).

2. методы экспертных оценок , в которых используются способности человеческого мозга отражать существующие элементы действительности с некоторым опережением.


3. методы моделирования, которые сводятся к построению математических, логических и логико-математических моделей, в которых устанавливаются связи между различными по своей природе явлениями, а также обобщаются данные по научно-техническому и экономическому развитию общества.

Такие модели принципиально способны предсказывать появление нестандартных ситуаций в той или иной области практической деятельности и находить приемлемые решения с учетом перспектив совершенствования технических и социально-экономических систем.

В реальности при достаточно сложных прогностических задачах всегда находятся возможности для сочетания методов различных групп. На предприятиях все зависит от того, какое это предприятие. Если это инновационное предприятие, то вопрос о необходимости использования результатов прогнозирования там не возникает. Если предприятие традиционное - то там используют только чужие прогнозы и доверяют обычно только краткосрочным прогнозам.

При наличии у разработчика инноваций результатов прогнозирования, полученных с использованием методов, относящихся ко всем 3 группам, он оказывается достаточно вооруженным для принятия наименее плохого решения.

28. Экспертиза и отбор инновационных проектов.

Главная задача экспертизы – предоставление сведений о перспективности новых технологических и организационных решений, оформленных в виде проекта, экономической эффективности и рискованности инвестиций. Анализ и отбор инновационных проектов осуществляется по следующей схеме:

1. Предварительная экспертиза инновационной заявки, предшествующей представлению бизнес-плана инновационного проекта.

2. Независимая экспертиза, включающая всесторонний и детальный анализ бизнес-плана инновационного проекта.

3. Принятие решения о финансировании проекта.

Цель первого этапа – это выявление соответствия инновационного предложения, оформленного в виде заявки, – целям, приоритетам и предназначению источника финансирования (инвестора). Это соответствие выявляется сопоставлением приоритетов, значимых для инвестора, и конечных результатов проекта. Возможными вариантами приоритетов являются:

- общественная значимость проекта, влияние на имидж инвестора;

- соответствие целям, задачам и возможностям инвестора;