Файл: 1. Предмет, содержание и задачи курса Инновационный менеджмент.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 211
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вследствие деятельности по внедрению инноваций рождаются совершенно новые идеи, изделия и услуги, технологические процессы, формы управления и организации в самых различных сферах экономики и в ее структурах.
Итоги деятельности по внедрению инноваций формируются в виде инновационного продукта, который может обладать определенной вещественной формой или находиться в неовеществ-ленной форме.
Целью, стоящей перед НИОКР, можно смело назвать создание новых изделий и услуг, которые впоследствии будут являться базой производственной деятельности фирмы в перспективе. Следовательно, при планировании деятельности по внедрению инноваций фирмы необходимо рассчитать и анализировать эффективность перспектив инновационного проекта. Но не следует забывать о том, что любой составляемый план не обязывает, чтобы его неизменно выполняли, напротив, он должен корректироваться в процессе исполнения намеченных целей. Должна оцениваться эффективность инновационной деятельности в течение проведения всей работы на основе анализа влияния неучтенных ранее факторов.
Осуществление инновационной деятельности связано с затратами, поэтому при расчете эффективности необходимо учитывать и эти расходы.
При анализе эффективности затрат исключают проблему оценки итогов деятельности.
Результат от применения инноваций напрямую зависит от учитываемых результатов и затрат. Выделяют экономический, научно-технический, финансовый, ресурсный, социальный, а также экономический эффекты.
В связи с временным фактором расчеты результатов и затрат разделяют на показатели:
– эффект за расчетный период;
– годовой эффект.
Эффективность определяется как соотношение результата (эффекта) и расходов.
Обобщив все вышеуказанное, можно сказать, что основной задачей технико-экономического проектирования в составе ОКР является обеспечение эффективности созданного изделия и, следовательно, его конкурентоспособности на рынке. В этой связи большое значение приобретает построение интегрального показателя качества и интегрального экономического показателя продукта.
В управлении эффективностью инновационного процесса, кроме обеспечения его технико-экономических показателей, главную позицию занимает уменьшение периода времени на НИОКР и выбор даты выпуска нового изделия на рынок. Выход на рынок новых технологий говорит об эффективности инновационной деятельности.
Осуществление инновационной, как и любой другой, деятельности всегда связано с различными внутренними и внешними затратами. Поэтому чтобы определить экономическую эффективность инновационной деятельности, необходимо оценить эффективность затрат на нее.
Следует различать эффективность затрат на инновационную деятельность у производителей (продавцов) и у покупателей.
26. Оценка новой техники и технологии.
При проектировании, разработке и внедрении новой техники и технологии в условиях традиционных подходов к субъекту хозяйствования процедура определения экономической эффективности этих мероприятий состоит из четырех этапов. Первый этап – это определение необходимых затрат для реализации инновационных мероприятий; второй – определение возможных источников финансирования; третий – оценка экономического эффекта от внедрения новой техники и технологии; четвертый – оценка сравнительной эффективности новшества путем сопоставления экономических показателей.
Затраты на внедрение новой техники. Под затратами на внедрение новой техники понимают совокупность капитальных вложений, оборотных фондов и живого труда. Экономический эффект рассчитывается по следующей формуле:
ЭТ = РТ – ЗТ ,
где ЭТ – экономический эффект от внедрения новой техники и технологии за расчетный период Т, руб.;
РТ – стоимостная оценка результатов нововведений за расчетный период Т, руб.;
ЗТ – стоимостная оценка затрат на мероприятия по разработке, внедрению и освоению новой техники и технологии за расчетный период Т, руб.
Приведение разновременных затрат за весь период внедрения новшества осуществляется следующим образом:
РТ = ∑ Рt∙αt ,
где Рt – стоимостная оценка в t-м году;
αt – коэффициент приведения затрат.
Затраты и капитальные вложения последующих лет по вариантам следует проводить с учетом фактора времени, т.е. коэффициента приведения затрат:
αt = (1 + Е)Т ,
где t – коэффициент приведения затрат;
Е – принятый норматив приведения разноразмерных затрат;
Т – период времени, отделяющий год затрат и результатов от года, к которому они приводятся (с базисного момента времени).
Норматив приведения Е исчисляется по-разному в зависимости от применяемой методики, отрасли, типа хозяйственной деятельности предприятия и форм собственности. В традиционных подходах Е = 0,125, а в проектном подходе (см. ниже) Е исчисляется как норма дисконта, равная приемлемой для инвестора норме дохода на капитал.
Технически целесообразно приведение к базисному моменту времени затрат, результатов и эффектов, имеющих место на Т отрезке расчета, используя при этом коэффициент дисконтирования(приведения):
По существующим методикам можно рассчитать также и приведенные капитальные вложения на инновации. Обычно приведенные затраты производства и использования новой техники определяют как сумму себестоимости и нормативной прибыли:
Зт = Ст + Ен Куп,
где Зт – Приведенные затраты на единицу продукции на период Т, руб.;
Ст – себестоимость в период Т;
Ен – нормативный коэффициент эффективности;
Куп – капитальные вложения на единицу продукции, руб.;
Еи Куя – нормативная прибыль, руб.
27. Инновационный проект и его особенности.
1. Каждый инновационный проект должен пройти цикл "наука-производство-потребление". Идея инновационного проекта должна иметь основу в форме научных и маркетинговых исследований, как и производство, должно подстраиваться под потребителя и опираться на научные разработки.
2. Сложность прогнозирования результатов и как итог - повышенные риски. Появление нового всегда связано с высоким риском непринятия обществом. Консерватизм в этом плане присущ не только большей части общества, но и большинству российских объектов производства, не способных воспринять инновации даже технически. Вероятность получения положительных результатов в зависимости от вида и характера инновационных исследований колеблется от 5 до 95%.
3. Разработка и внедрение инновационного проекта - творческая и уникальная задача. Поэтому многое зависит от энтузиазма и личной заинтересованности исполнителей. Анализ причин неудач инновационных проектов на западе показал, что частой причиной этих неудач является управление проектом обычными наемными менеджерами, имевших единственную мотивацию в виде денег.
4. Организация работы участников проекта. Наличие свободной воли и высокой мотивации участников проекта делает привычную организацию труда и создание трудовой дисциплины нецелесообразной. Поэтому необходим адекватный подход к выбору руководителями стиля управления.
5. Отсутствие привычных стандартов инновационного проекта. Даже самая четкая концепция проекта может претерпеть серьёзные изменения в процессе разработки.
Можно отметить, что имеется три основных группы методов прогнозирования:
1. экстраполяция тенденций (применяются на поисковом этапе).
2. методы экспертных оценок , в которых используются способности человеческого мозга отражать существующие элементы действительности с некоторым опережением.
3. методы моделирования, которые сводятся к построению математических, логических и логико-математических моделей, в которых устанавливаются связи между различными по своей природе явлениями, а также обобщаются данные по научно-техническому и экономическому развитию общества.
Такие модели принципиально способны предсказывать появление нестандартных ситуаций в той или иной области практической деятельности и находить приемлемые решения с учетом перспектив совершенствования технических и социально-экономических систем.
В реальности при достаточно сложных прогностических задачах всегда находятся возможности для сочетания методов различных групп. На предприятиях все зависит от того, какое это предприятие. Если это инновационное предприятие, то вопрос о необходимости использования результатов прогнозирования там не возникает. Если предприятие традиционное - то там используют только чужие прогнозы и доверяют обычно только краткосрочным прогнозам.
При наличии у разработчика инноваций результатов прогнозирования, полученных с использованием методов, относящихся ко всем 3 группам, он оказывается достаточно вооруженным для принятия наименее плохого решения.
28. Экспертиза и отбор инновационных проектов.
Главная задача экспертизы – предоставление сведений о перспективности новых технологических и организационных решений, оформленных в виде проекта, экономической эффективности и рискованности инвестиций. Анализ и отбор инновационных проектов осуществляется по следующей схеме:
1. Предварительная экспертиза инновационной заявки, предшествующей представлению бизнес-плана инновационного проекта.
2. Независимая экспертиза, включающая всесторонний и детальный анализ бизнес-плана инновационного проекта.
3. Принятие решения о финансировании проекта.
Цель первого этапа – это выявление соответствия инновационного предложения, оформленного в виде заявки, – целям, приоритетам и предназначению источника финансирования (инвестора). Это соответствие выявляется сопоставлением приоритетов, значимых для инвестора, и конечных результатов проекта. Возможными вариантами приоритетов являются:
- общественная значимость проекта, влияние на имидж инвестора;
- соответствие целям, задачам и возможностям инвестора;