Файл: Психосемантическая амплификация как метод наращивания преадаптивного потенциала человека.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.01.2024
Просмотров: 151
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Понятие «сознание» в различных гуманитарных науках имеет различный смысл в зависимости от понятийного тезауруса, в котором он используется. В философии сознание раскрывается как: диалектический материализм(сознание отражает объективную реальность); концепция отождествления сознания со знанием (все, что мы знаем, это сознание, и все, что мы осознаем,-знание); феноменологические концепции (в качестве главного признака сознания выделяют не знание, а интенциональность – направленность на определенный предмет, объект) и др. Определение сознания представляется как высший уровень отражения действительности, фиксирующего вторичную природу сознания по отношению к бытию. Такой подход был далее раскрыт в трудах отечественных психологов идеей активности субъекта по построению образа отражаемой действительности [Петренко,2007]».
Проблема активности отражения применительно к человеческой психике была отражена в следующих концепциях: об «опережающем отражении» действительности, о моделях «потребного будущего» [Анохин, 1962; Бернштейн,1966]; об опосредованности психического отражения формами социально-исторического опыта людей [Выготский,1956; Рубинштейн,1957;Леонтьев,1983]; о «надситуативной активности» [Петровский,1977], объяснении порождения новых мотивов деятельности в ходе ее самодвижения; о пристрастности человеческого отражения [Леонтьев, 1975; Рубинштейн,1946], раскрывающем его связь с мотивационной и потребностной сферой; о целенаправленном характере психического отражения [Тихомиров, 1969; Назаретян, 1986]; о психологических защитных механизмах, теоретически переосмысленных в отечественной психологии, обеспечивающих единство и целостность самоотражения личности [Василюк, 1993; Столин,1983], что очень обогатило содержание теории отражения, а следовательно и категории сознания.
Далее процитируем В.В. Козлова: «Анализ различных подходов к определению и структуризации сознания может быть соотнесен с той или иной (междисциплинарной, унитарной, системной) методологической установкой и обнаруживает связь различных структурных схем сознания с двухфакторной моделью бесконечно развивающегося сознания (фактор взаимосвязи и контакта индивида и окружающей среды, личности и общества, индивидуальности в реальных и потенциальных образованиях «Я» - фактор созидания и свободы, и связанной с ней ответственности в системе взаимодействий - контактов). Двухфакторный подход (контакты, их интенсивность и широта; произвольность, многообразие объектов, форм и т.д.) позволяет наметить контуры целостной системы развития сознания.
К унитарным концепциям сознания, в противовес комплексным подходам (Антонов[4]; Велихов, Зинченко, Лекторский[16]; Гальперин[20]; Лурия [41]; Спиркин[69]; Чуприкова [78], и др.), можно отнести подходы В.М. Аллахвердова, [5]. (теоретические и эмпирические исследования сознания), М.М. Бахтина [10]. (критика положения о единстве сознания, полифонический подход к проблеме), В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева[70]. (психологическая антропология сознания), В.И. Лефевра [42]. (рефлексивные структуры) и т.д. Кроме того, возможно разведение комплексного, системного, метасистемного подходов (Б.С. Братусь [12]., А.С. Горбатенко [21], А.В. Карпов [34]., Б.Ф. Ломов [43] и др.). Определения сознания строятся через категории отражения (Б.В. Зейгарник [28], К.К. Платонов [57] и др.), рефлексии (Е.А. Климов [35] и др.), самосознания (В.В.Столин [68], И.И. Чеснокова [77] и др.) посредством перечисления определенных признаков сознания (Ю.М. Орлов[51], Н.И. Чуприкова [78] и др.), и интеграции психических новообразований [Божович,1995; Козлов, 2022]».
В ряде новых направлений отечественной̆ психологии сознание «работает» не только как базовая категория, но и отчетливо операционализируемое понятие. Это, в частности: психосемантическая концепция сознания, развиваемая В.Ф.Петренко как в теоретическом, так и в богатом приложениями аспектах [85]; психологика сознания как новый общепсихологический базис психологии, разрабатываемый научным коллективом под руководством В.М.Аллахвердова [3]; масштабный цикл исследований В.В.Знакова по психологии понимания и самопонимания как важнейших проявлений сознания и бытия человека [29]; уникальные исследования А.О.Прохорова по проблеме смысловой детерминации психических состояний [91]; оригинальная концепция В.Е.Семенова о полиментальных типах сознания в современном обществе [95] и др. Из приведенного перечня, ясно, что в большинстве случаев теоретико-прикладные исследования успешно развиваются, если затрагивается не весь категориальный объем сознания, а лишь определенная плоскость, ракурс – психосемантический, герменевтический, когнитивный и т.д.[Козлов,2022, с.19]».
Несмотря на долгую историю исследования проблемы сознания и огромный вклад, сделанный выдающимися учеными, мыслителями, философами, которые пытались раскрыть ее содержание, сознание как предмет научного поиска остается великой тайной, и кто знает, будет ли когда-нибудь раскрыта.
Сознание как ветер – иногда нежно поглаживает, а иногда сносит все на своем пути. Этот ветер точно существует, но увидеть, поймать его невозможно. Секунда, и его уже нет, неповторим, неуловим. Мы видим только его результаты.
Так и наши (человеческие) попытки поймать сознание, и попытаться его досконально изучить остаются безуспешны.
Тем не менее, для темы, которую мы здесь развиваем, из большого количества имеющихся определений, сознание мы понимаем как - «активное, открытое, целостное, саморазвивающееся неструктурированное пространство энергии, способное наполнять внутреннюю и внешнюю реальность смыслом, отношением, переживанием и действием [38]. Сознание творит факт нашего существования, само бытие в мире человека в каждый момент жизни и одновременно как психическое явление характеризуются набором эмпирических характеристик, таких как объем, целостность, устойчивость, произвольность, надмодальность и др [Козлов,2022]». Мы вслед за В.Ф.Петренко и А.П.Супрун трактуем сознание как процесс пространственно-временной предметной категоризации, осуществляемой с помощью языка (в его самой широкой трактовке), а коллективное бессознательное — как допредметной и системной формы нелокальности бытия, существующей вне категорий пространства и времени [Петренко, 2017]».
«Сознание человека обладает рядом свойств, благодаря которым конструирование человеком окружающего мира носит субъективный характер.
-автономность и сепарированность - сознание каждого человека индивидуально и субъектно отделено от мира, самостийно, отличается от сознания других людей, что обусловлено и генетическими отличиями, условиями воспитания, жизненным опытом, социальным окружением и многими другими детерминантами.
-активность - сознание связано с деятельностью, с активным воздействием на окружающий мир и взаимодействием с миром, который субъективно формируется и конструируется из этой активности
-селективность - сознание направлено не на весь мир в целом, а только на определенные его объекты. Селективность обусловлена нереализованными потребностями, субъективными ценностями. интересами, желаниями и страстями с одной стороны, особенностями самих объектов как стимулов поля восприятия с другой.
-обобщенность и отвлеченность - сознание оперирует не реальными предметами и явлениями окружающего мира, а обобщенными и абстрактными понятиями, символами, эмоциями и переживаниями, которые являются субъективными семантическим конструктами самого сознания.
-целостность - сознание человека обладает целостностью даже при существенных внутренних конфликтах ценностей или интересов, потребностей и мотивации.
-константность - устойчивость, неизменчивость и преемственность сознания во времени и пространстве, определяемое целостностью функционирования сознания во времени единства прошлого как памяти, присутствия в настоящем как восприятия, переживания и понимания в “здесь и сейчас», интернациональной направленностью сознания в будущее как целей, задач, планов.
-динамичность - изменяемость и способность сознания к непрерывному развитию, обусловливаемая кратковременными и быстро сменяющимися психическими процессами, которые могут закрепляться в состоянии и в новых свойствах личности
-искаженность - сознание всегда отражает действительность в искаженном виде: часть информации теряется, а другая часть искажена индивидуальными особенностями восприятия и установками личности. Сознание функционирует в искаженной условной реальности, порожденной самим сознанием.
-способность к рефлексии - сознание обладает способностью к самонаблюдению, самооценке, самопознания, в том числе через понимание оценки себя других людей[Козлов,2022,с.46]».
Мы не ставим задачу в этой статье подробно раскрывать всю сложность и многомерность отражения человеком мира, но иногда будем обращаться к некоторым его аспектам в контексте нашей темы. Обратимся к теме формирования субъективной реальности человека, а именно к таким отдельным темам как «образ мира», «понимание» «восприятие», которые важны для раскрытия научных теорий, которые лежат в основе нашего подхода - психосемантической амплификации.
«Внешний мир строится изнутри»
В.П. Зинченко
Проблема образа, картины мира восходит к Иммануилу Канту и выступает как проблема категорий сознания, в которых структурируется, упорядочивается опыт субъекта познания. В отличие от понятия «картина мира», введенного в философию в начале XYII века, понятие «образ мира» введено в научный обиход значительно позднее – во второй половине XX века психологами: сначала в классической работе С.Рубинштейна «Бытие и сознание. Человек и мир». И позднее А. Н. Леонтьев «для решения проблем обобщения огромной совокупности эмпирических данных, накопленной при исследованиях восприятия человека[Леонтьев,1999]». Следует отметить, что во многих научных трудах отождествляют картину мира и образ мира, придавая им одинаковые структуры и свойства. Однако существует противопоставление, что формирование картин мира всех типов происходит на базе изначально целостного образа мира.
Считается, что понимание, как процесса отражения позволяет считать, что в любом психическом акте человек воспроизводит мир в образе. Проблема психического в основном и ставиться как «….проблема построения в сознании индивида многомерного образа мира, образа реальности[Леонтьев,1983,с.254]».
Образ мира строиться всеми процессами, которые обуславливаю существование человека, являясь самой интегральной характеристикой психического– по словам А.Н. Леонтьева: «Всякое актуальное воздействие вписывается в Образ мира, т.е. в некоторое «целое»[Леонтьев,1983, с.260]».
Моделируется образ мира человеком благодаря эволюционным способностям таким как: восприятие (перцепция), внимание, память, мышление (пространственно-образное и логико-вербальное), язык. Индивидуальный опыт познания и понимания уникален и зависит от природной среды, культурных различий, социальной предрасположенности контекстуальности. Целостный конструкт сознание и самосознание помогают человеку воспринимать, познавать, трансформировать и накапливать индивидуальный и коллективный опыт. По сути, это общий механизм формирования образа мира человека, однако в очень упрощенном варианте.
«Образ мира построен на основе выделения значимого (существенного, функционального) для системы реализуемых субъектом деятельностей опыта (признаков, впечатлений, чувств, представлений, норм и пр.). Образ мира не приписывается миру субъективно, это наполнение образа реальности значениями, и, тем самым, построение его. Образ мира, презентируя познанные связи предметного мира, определяет, в свою очередь, восприятие мира. Образ мира можно рассматривать как процесс настолько, насколько изменяем идеальный интегральный продукт работы сознания[Серкин,2005,с.91]».
«Картина мира» — интегральное понятие, и речь, конечно, идет о различных содержательных локусах восприятия мира. Человек строит модели различных аспектов действительности, начиная с образа самого себя, других людей, социальных систем и кончая моделями мира, включающими смысл его существования. «Карта не есть территория», и образ мира не есть слепок с физической действительности. В картину мира входят и научные знания, и житейский опыт субъекта, жизненные ценности культуры, к которой он принадлежит, и личностные смыслы самого субъекта, индивидуализирующие его мировосприятие. Образ мира включает в себя систему ценностей субъекта (например, «быть богатым и здоровым лучше, чем бедным и больным», «счастье — в борьбе», «жизнь прекрасна» — здесь возможна высокая вариативность в зависимости от культуры и религии, к которым принадлежит субъект); знание неких глобальных принципов (например, вещи не появляются из ничего и не исчезают бесследно, событие имеет некую причину; предметы падают вниз, а не вверх; прошлое невозможно вернуть и время течет в одну сторону). Эти принципы, как правило, плохо рефлексируются субъектом и присутствуют в картине мира как нечто «само собой разумеющееся», задавая концептуальную рамку восприятия[Петренко, 2009,с.57]».