Файл: Психосемантическая амплификация как метод наращивания преадаптивного потенциала человека.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.01.2024

Просмотров: 149

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Изучая проблему времени, Б. Рассел пришел к заключению о том, что мы называем прошедшим, понимается нами благодаря «переживанию следования в течение одного являющегося настоящего. Прошедшее всегда дано как настоящее и в настоящем. Но, тем не менее, воспоминание в настоящем Рассел считал воспоминанием о событиях прошлого, хотя эти события, вместе с тем, являются содержанием сознания в настоящем. Таким образом, Рассел показал, что прошлое закономерно включено в настоящее» Далее он делает вывод что «время как отражение длительности, текучести изменений внешних объектов в отношении человека всегда категория психическая. Так или иначе, мысль о том, что физическое время воспринимается человеком только посредством отражения изменений состояний определенного объекта отражения, Расселом была высказана вполне определенно [Рассел, 1997, с.232-233]».

Человек воспринимает ситуацию, предмет, информацию одновременно на всех уровнях восприятия: мышления, слуха, запаха, вкуса, тактильности, внутреннего чувствования, испытывания эмоций, возможно другой воспринимающей системой, которую мы не осознаем. Весь этот опыт проходит через репрезентацию визуальной, аудиальной, кинестетической и дигитальной системой формируя индивидуальное целостное понимание (Qualia), о чем-то или ком-то соединяя между собой связи-ассоциации. Одновременно взаимодействуют все психосемантические поля, они всегда пересекаются, дополняют объем понимания и восприятия человеком создавая синестезию, полную картину опыта. «Каждая субъективная реальность определяется как «взгляд» субъекта на реальность из локальной ее точки или системы референции. Любая эволюционирующая система может представлять систему референции субъекта с функциональными возможностями разумного уровня[Петренко, 2017, с.153]».

Таким же образом происходит запечатление, «запечатывание» травмирующих и стрессовых событий для человека, которые потом могут быть вытеснены благодаря механизмам психологической защиты.

В методе психосоматической амплификации заложен принцип пересечения, слияния (не в понимании конфлюэнции) психосемантических полей - фузии (лат. Fusio) процесса, в ходе которого отдельные элементы сложного стимула смешиваются или соединяется вместе в целое так, что частицы, образующие систему, становятся перцептивно неразличимыми, цельным конструктом, порождая новое. В этом значении термин очень широко используется и "стимулами" может быть почти все, что угодно, от простого физического в изучении восприятия до сложного социального в изучении личностного взаимодействия.


Этот принцип является широко известным и используется в разных сферах жизнедеятельности человека, а также упоминания о принципе фузии можно увидеть в древних текстах различных культур. Обращаясь к философским и религиозно-философским текстам, заметим, что «они важны для нас не просто как некоторые факты истории, а как узловые точки человеческой мысли, которые можно без конца реинтерпретировать. Может быть, вся философская мысль есть не более чем некий процесс нескончаемой реинтерпретации того, что уже было ранее сказано — а кто первый сказал что-то очень важное, мы не знаем. Все уходит своими корнями в теряющиеся в тысячелетиях проявления общечеловеческой мудрости, связанной каким-то образом с юнговскими архетипами коллективного[Налимов,1989]».

Одним из наиболее известных древних упоминаний о пресечении мы можем найти в символике Vesica piscis (лат. рыбий пузырь) фигура, образованная пересечением двух кругов с одинаковым радиусом, наложенных так, что центр одного лежит на окружности другого. Эта символику можно встретить во всех культурах мира, имеющий общий смысл, что говорит о его значимости и ценности. В общем понимании слияние двух кругов обозначает соединения Бога и Богини и порождение нового.

Так, например, в Египте два круга символизировали два глаза бога Гора, левый - луну (женское начало, подсознание), правый- солнце (мужское начало, сознающее). А когда происходило затмение – слияние двух глаз Гора – считалось, что появлялся третий глаз или рождение солнечного младенца. В Индии и в языческих представлениях древней Руси фигура пересечения обозначала «чрево», «место рождения». На буддийских храмах можно увидеть изображения глаза Будды, символизирующие мудрость и большое знание и направлен на постижение своей внутренней силы.

В христианстве VP символизирует Христа и используется в иконописи и в христианском искусстве для обозначения ауры святого, которая называется мандорла, также является основным мотивом Цветка Жизни, основой для наложения Древа Жизни в каббале. Фигура пересечения двух кругов использовалась как символ в масонстве, наиболее известно употребление в нагрудных украшениях во время церемоний, а также в символе трикветра в кельтской культуре и т.д. В физике принцип треугольника Рёло используется в различных механизмах. В геометрическом описании квадратного корня и гармоничных пропорций золотого сечения, Платоновых тел. И наконец в физиологии человека этот принцип заложен в бинокулярном зрении человека, благодаря которому мы способны видеть целостно и объемно.



Все эти примеры свидетельствуют о целостности мира как всеобъемлющего движения, где действуют они и те же процессы как на уровне микрокосмоса так и макрокосмоса. Holomovement (holo. — цельный, movement— движение) более четко информирует нас о том, что мы являемся частью неделимой реальности, обладающей урожденной способностью формулировать идеи о себе самой, которые она регистрирует внутри себя. Эта модель напоминает индийскую теорию акаша, или теорию космического пространства; эта субстанция считается столь тонкой, что регистрирует все события, происходящие во Вселенной.

Обратимся к представлениям Бома о единстве мироздания: «Здесь мы хотели бы сказать, что разумность (mind) и материя обладают реальностью, или что, может быть, обе они возникают из общей единой основы, или в действительности не являются различными (с. 19). Представление о soma-significance [введенное Бомом] включает сому (физическое) и ее выразимость (ментальное), и они являются в некотором смысле не раздельно существующими, а скорее двумя аспектами сверхъединой реальности (с. 73) ... любое изменение смыслов является изменением сомы, и любое изменение сомы является изменением смыслов (с. 76). Можно предположить, что все, включая нас самих, есть обобщенная разновидность смысла (с. 86). В неживой материи ментальная сторона очень слаба, но, если мы будем дальше углубляться в предметы, ментальная сторона будет становиться более и более проявленной (с. 87). [Bohm, 1987]».

Мы имеем, по крайней мере,

одно весьма серьезное преимущество —

владеем вероятностным мышлением».

А. Н. Колмогоров.

На наш взгляд, слияние, пересечение психосемантических полей иногда происходит естественным путем, неосознаваемым человеком, как на этапе первичного восприятия первой и второй сигнальной системой, так и в дальнейшем, при репрезентации, трансформации, расширения категориальных структур. Что является предикатом запуска этого процесса мы не можем сказать, возможно это удовлетворение потребностей организма.

Наш метод психосемантической амплификации позволяет осознанно вызвать такой процесс. Такая необходимость способствует для решения психологических, терапевтических, образовательных задач. Например, для перестраивания, изменению категориальных структур усвоенного негативного опыта или убеждения, необходимости выйти из своей «карты мышления» для поиска новых креативных решений, решения жизненных вопросов. В образовательной сфере психосоматическая амплификация развивает такие способности у человека как абстракцию, новаторство, опережающее мышление, развитие преадаптивного потенциала, вероятностного мышления. «Смысл есть сеть значений в определенных позициях и оперативный алгоритм для решения проблем [Kohler, 1983].


Существуют разные подходы к использованию метода психосемантической амплификации, выделим основные этапы: выявление проблемы, запроса; какая модальность у человека наиболее активна в данный момент; применения метода свободных ассоциаций; амплификация (расширение, усиление); порождение новых смыслов; изменение «поврежденных» паттернов используя ключевые смыслы психосемантических полей каждого человека. На уровень сознания поднимаются не только вытесненные травмированные части психологического, выраженные в словесной форме, но и остальные части целостного, изначально усвоенного опыта – образы, знаки, запахи, звуки, ощущения, переживания и т.д. восприятие которых также при необходимости могут корректируются.

Как мы уже писали, личность мы понимаем, как живую, открытую, сложную, многоуровневую, самоорганизующуюся систему, обладающую способностью поддерживать себя в состоянии динамического равновесия и генерировать новые структуры и новые ситуативные формы организации. «И если мы готовы признать, что личность — это текст, через который происходит распаковывание семантического континуума, то нам придется согласиться с тем, что глубина и серьезность процесса распаковывания определяются степенью трагичности тех ситуаций, в которых приходится действовать человеку … это особый текст, способный к самореинтерпретации своей вероятностно задаваемой структуры. Эта способность делает человека микродемиургом, а демиург должен быть трагичным — что зафиксировано во множестве легенд, посвященных этому мифологическому образу[Налимов,1989, с.102,104]».

Благодаря методу психосемантической амплификации происходит работа не только с глубокими слоями, подвалами бессознательного, но и таким понятием как биосфера и ноосфера. В теории вероятностного исчисления смыслов, которая легла в основу нашего метода, центральным моментом является творческое начало. Творчество, проявляющееся в распаковывании семантического континуума, связывает множественное с единым — исходным семантическим универсумом. Модель творческого раскрытия семантического универсума, задаваемая силлогизмом Бейеса, оказывается единой для всех текстов. Напомним, что текст мы понимаем в широком смысле, человек – как текст, включает все психосемантические поля взаимодействия с миром. «Процесс порождения или понимания текста — это всегда творческая акция. С нее начинается Создание новых текстов, и ею завершается их понимание. Все это осуществляется в подвалах сознания, где мы непосредственно взаимодействуем с образами. Для нас, людей современной культуры, это чаще всего неосознаваемый процесс, скрытый под покровом логически структурированного восприятия Мира[Налимов,1989]».


Рассмотрим многоуровневую схему теории вероятностного исчисления смыслов, предложенной В.В.Налимовым, на которую мы опираемся. «Первый, высший уровень - это тот слой нашего сознания, где смыслы подвергаются раскрытию через обычную — аристотелеву логику. Это уровень логического мышления. Второй уровень — это уровень предмышления, где вырабатываются те исходные постулаты, на которых базируется собственно логическое мышление. Третий уровень — это подвалы сознания, там происходит чувственное созерцание образов. Там осуществляется встреча с архетипами коллективного бессознательного, если пользоваться терминологией Юнга. А дальше — четвертый слой— само физическое тело. Здесь, скорее всего мы имеем в виду общесоматическое состояние человека. Эмоции, столь сильно влияющие на состояние сознания человека, возникают, вероятно, в теле, а не непосредственно в мозгу. К пятому слою относиться метасознание – принадлежит к трансличному сознанию, взаимодействующую с земным сознанием человека через бейсовскую логику. На этом космическом уровне происходит спонтанное порождение импульсов, несущих творческую искру (позднее мы будем их называть бейсовскими фильтрами) [Налимов, 1989, с.61]».

«Смысл — это самое важное понятие нашего тезауруса. Силлогизм Бейеса устроен так, что позволяет следить за изменением непосредственно самих смыслов в текстах. В этом коренное отличие от традиционной логики, где операции производятся над знаками, а смыслы возникают только из понимания предложений(**83). Смыслы неразрывно связаны со спонтанностью их появления. Спонтанности мы должны приписать статус философской категории. И, поступив так, мы вынуждены признать, что это одна из самых трудных для понимания категорий. Она трудна тем, что должна проявлять себя вне причинно-следственной цепочки связей, и тем, что она находится вне привычных временных представлений, так как в спонтанности решения есть всегда забегание вперед, всегда есть, как мы об этом уже говорили, смешивание будущего с прошлым, и, наконец, тем, что спонтанность представляется нам трансличностным началом, несущим в себе нечто непонятным образом связующее личностное и вселенское и, таким образом, задающее единство Мира в его творческом раскрытии. И в то же время внутренне — внутри себя, в глубине себя, мы чувствуем присутствие этой категории [стр.122]. Спонтанность: не подчиняется причинно-следственным связям; не локализована в физическом пространстве — в нем она только проявляет себя; не персонализирована — персонализируется только ее проявление; не ограничена временными рамками, она отождествляется с забеганием вперед, что порождает завихрение времени; принадлежа другому миру, не может умирать в нашем мире [с.140].