Файл: Психосемантическая амплификация как метод наращивания преадаптивного потенциала человека.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.01.2024
Просмотров: 152
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Понимание — это порождение новых фильтров<…> отвечающих новым ситуациям, задаваемым не только новыми текстами, но и новым и жизненными условиями. Это всегда порождение новых, текстов, или, говоря словами Хайдеггера, проектирование, забегание вперед себя. Причём не только и не столько гносеологический, сколько онтологический процесс понимание смыслов — это всегда овладение смыслами, осуществляемое путем распаковки исконно заложенного в мироздании. Новые тексты и раскрывшиеся через них новые смыслы создают новые условия бытия человека (здесь мы, кажется, опять подходим близко к представленном Хайдеггера). Напомним еще раз, что в нашей системе представлений понимание и творчество — синонимы. Оба этих процесса раскрываются через байесовскую логику. Собственно, понимание—это перепонимание того, что ранее уже было кем-то понято — распаковано на смысловом континууме. Собственно творчество — это непосредственная распаковка того, что оставалось на семантическом континууме еще скрытым под малыми весами[с.72].
Замена [прежних представлений] представляет собой ясную парадигму объединенного поля бытия, самосознающей Вселенной, воспринимающей себя целостной и взаимосвязанной. По аналогии с физикой эту реальность можно назвать полем сознания. Это объединенное поле ни нейтрально, ни свободно от значений как того требует существующий научный канон, это упорядоченная и благотворная энергия, заявляющая себя в той новой области, куда погружены физика, психология и религия [Налимов,1989 с.134]».
В некоторых случаях нашего метода используется приемы «отключения» верхнего, логически-структурированного уровня. Для этого применяются такие воздействия на тело как релаксация, сенсорная депривация, регулированное дыхание, изменение восприятия времени и пространства, медитативные техники и психотехнологии. Это возможность работы с клиентом из модальности четвертого и пятого слоя физического и слоя метасознания - домадального ощущения как изначального состояния сознания. Тогда доступ к подвалам сознания (к глубоким бессознательным слоям) становиться более доступным.
Если человек имеет возможность работать только на втором уровне предмышления (этап свободных ассоциаций и амплификации), то согласно теории вероятностного исчисления смыслов, на этом уровне происходят следующие процессы:
«1. Будем считать, что весь воспринимаемый нами эволюционирующий мир можно рассматривать как множество текстов. Когда мы говорим о биосфере, то текстами оказываются отдельные особи, виды и другие составляющие биосферы*. Когда рассматриваем ноосферу, то текстами становятся сознания людей как в их личных, так и коллективных проявлениях.
2. Тексты характеризуются дискретной (семиотической) и континуальной (семантической) составляющими.
3. Семантика определяется вероятностно задаваемой структурой смыслов. Смыслы — это есть то, что делает знаковую систему текстом.
4. Изначально все возможные смыслы мира как-то соотнесены с линейным континуумом Кантора — числовой осью мю, на которой в порядке возрастания их величин расположены все вещественные числа. Иными словами, смыслы мира спрессованы так, как спрессованы числа на действительной оси(**72).
5. Спрессованность смыслов — это не распакованный (непроявленный) Мир: семантический вакуум .
6. Распаковывание (появление текстов) осуществляется вероятностной взвешиваемостью оси мю разным ее участкам приписывается разная мера. Метрика шкалы мю предполагается изначально заданной и остающейся неизменной.
7.Соответственно, семантика каждого конкретного текста задается своей функцией распределения (плотностью вероятности) <…>. Будем полагать, что функция распределения достаточно гладкая и асимптотически приближается (если иное специально не оговорено) к оси абсцисс. В общем случае можно говорить о текстах, определяемых функцией распределения вероятности, задаваемой на многомерном пространстве.
В тексте смыслы всегда оказываются заданными избирательно. Нам не дано знать все. Напомним английскую пословицу: «Знать все — значит не знать ничего».
Функция <…> оказывается тем окном, через которое нам дана возможность всматриваться в семантический мир.
Изменение текста– его эволюция, связана со спонтанным появлением в некой ситуации у фильтра. Взаимодействие задается известной формулой Бейеса, где функция распределения определяющая семантику нового текста, возникающего после эволюционного толчка <…>. Формула Бейеса в нашем случае выступает как силлогизм(*73): из двух посылок <…> и с необходимостью следует текст с новой семантикой <…>. В силлогизме Бейеса, в
отличие от категорического силлогизма Аристотеля, как обе посылки, так и возникающее из них следствие носят не атомарный, а вероятностно размытый характер, и хотя бы вторая из посылок носит условный (обусловленный ситуацией <…>), а не категорический характер [Налимов,1986, с.61]».
«Пережитое в подвалах сознания передается на уровень предмышления, где таким образом создается обстановка, благоприятная для появления тех или иных фильтров, фигурирующих в бейесовской, логике. Вновь возникающая система ценностных представлений, характеризуемая функцией <…> огрубляясь, редуцируется к точечным — атомарным фактам (точечным значениям начинают соответствовать те участки шкалы <…>, на которых фиксируются большие массы плотности вероятности, участки с малыми массами просто опускаются (выходят из языковой игры). Точечные значения передаются на верхний уровень, где они выступают в роли исходных предпосылок, позволяющих строить логические высказывания уже в соответствии с логикой Аристотеля.
Редукция — это серьезное огрубление смыслов. Но она необходима для построения изящных концепций. За строгость мысли приходится дорого платить — потеря гибкости в переоценке смыслов, легко допускаемая в бейесовской логике, теряется в надводной, видимой нами части айсберга сознания, и здесь легко соскользнуть к догматизму.
Принятая нами аксиоматика опирается на представление о континууме — множестве, не имеющем пустых мест. Здесь мы полагаемся на нашу интуицию. Сосредоточивая свое внимание на природе смыслов, мы начинаем видеть их во вездесущной неразрывной целостности [Налимов, 1989, с.6]».
Как мы видим, основными аспектами нашего метода являются неосознаваемые, не контролируемые процессы взаимодействия человека с миром на различных психосемантических уровнях в любой системе референции. Фактически устанавливается «присутствие» «субъекта восприятия» некоторого уровня конкретизации в данной системе референции.
Метод свободных ассоциаций как бы вытаскивает из подвалов сознания, на поверхность вытесненные психикой смыслы, ощущения. Как в этом случае устанавливается присутствие субъекта восприятия? На наш взгляд уже на этом этапе действует «нечеткая логика». По сути это попытка описать объект, независящий от условий восприятия и неизбежно делает его многозадачным и «вирутальным». Об этом, размышляя о логических и языковых структурах в связи с парадоксами квантовой механики, писал В. Гейзенберг: «Эти структуры могут получаться, например, благодаря ассоциациям между определенными промежуточными значениями слов; так, например,
второстепенное значение слова, почти не оставляющее следа в нашем сознании, может все же существенно повлиять на содержание предложения, когда это слово произнесено. Тот факт, что любое слово может вызвать в нашем мышлении многие, только наполовину осознанные движения, может быть использован для того, чтобы выразить с помощью языка определенные стороны действительности более отчетливо, чем это было бы возможно с помощью логической схемы [Гейзенберг,1989, с. 106]».
Если мы обращаемся к подвалам своего сознания, бессознательным, домадальным слоям архитектоники личности, где не существует «Я» -структуры личности человека, а есть метасознание, коллективное, глобальное, тогда исходя из существующих на сегодняшний день физических законов кто является «субъектом» и «наблюдателем»? Для устранения такого противоречия В.Ф.Петренко предлагает соотнести классическую реальность физических процессов – к уровню сознания, а квантовую реальность с бессознательным. В.Ф. Петренко пишет: «В самом деле, единственным сигнальным источником информации о реальности являются наши ощущения, и физический мир «по ту сторону ощущений» — не более чем гипотеза, порождающая массу противоречий и парадоксов. Если принять, что сознание и коллективное бессознательное являются подсистемами единой Реальности, и «не умножать сущности без нужды», придумывая параллельный «потусторонний» мир, то остается признать, что то, что возникает в нашем сознании, приходит из того, что им не является, т. е. из бессознательного. Фактически в индивидуальное сознание, как одну из конкретных подсистем реальности, через подсистему коллективного бессознательного транслируется некоторое содержание Реальности. Отметим, что содержание может представляться в различной форме — как целое и как процесс [Петренко, 2017. С.175]».
«Каждому из нас присуще все многообразие семантики Мира. Иными словами, нам присущ «весь семантический генофонд». Мы носим в себе как изжитое прошлое, так и не реализовавшееся еще будущее <…>. Мы можем возвращаться назад или заглядывать вперед, устремляясь в неизведанное будущее[Налимов,1989, с. 99]».
Наш метод не относиться к обычной, общепринятой системе понимания, не относиться он также и к какой-то определённой психологической школе или одному научному подходу. Наш подход мультидисциплинарен, что говорит о гибкости метода, способности подстраиваться под уникальные качества каждого человека, конкретный запрос из разных модальностей.