Файл: Психосемантическая амплификация как метод наращивания преадаптивного потенциала человека.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.01.2024

Просмотров: 154

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- нам близки взгляды культурноисторической школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, полагающей обусловленность научной картины мира уровнем развития познавательных средств и орудий, а также языка, ценностно-мотивационной сферы общественного сознания;

-мы исходим из имплицитной включенности субъекта познания в конструируемую им картину мира и невозможности вывести его за рамки изучаемой реальности, описав ее в виде «объективной» и независимой от познающего

-картина мира, конструируемая познающим субъектом, имеет многослойную организацию и содержит как сознательные, так и бессознательные пласты психического. С позиции психосемантики для описания этих уровней психического требуется как минимум два различных языка описания. Проблема в том, что мир, представленный в сознании, «живет» по законам классической физики в «естественном» трехмерном пространстве и времени, а квантовая реальность существует в бесконечномерном пространстве Гильберта и мнимом.

-мы считаем, что на коллективное бессознательное, существующее в гильбертовом пространстве, распространяется феномен ЭПР (Эйнштейна–Подольского–Розена) — связности или спутанности, заключающийся в нелокальности бытия и синхронической связи компонентов опыта генетически связанных в эволюции. Синхроническая связь (описанная в психологии Юнгом) согласно ЭПР не требует переноса энергии и осуществляется мгновенно. Гипотетически можно предположить, что именно принципы квантовой физики лежат в основе таких малоисследованных и ставящихся под сомнение многими исследователями феноменов как синхронизм, телепатия, предчувствие, прорицание.

«Личность мы обозначаем изначально как некое совершенство и как уникальное, ценное в своей целостности, самобытности и неповторимости живую социально-психологическую. Личность имеет: уникальную структуру по системе своих отождествлений с идеями, социальными статусами, ролями, ценностями, материальными объектами, тенденциями, направленностью, неповторимое психосемантическое пространство осознания и осмысления этих идентичностей; уникальную систему воспитания и формирования, жизненный путь; уникальный язык взаимодействий с миром в ощущениях, эмоциях и чувствах, образах, символах, знаковых системах; уникальное сочетание качеств, свойств, привычек и предпочтений, социокультурного опыта и приобретённых знаний, диспозиций, мотивов, потребностей способностей̆, набора психофизических особенностей[Козлов,2023 ].


Человек отражает невербальное поведение другого человека с помощью четырех систем отражения: 1. оптическая (зрительная: мимика, пантомимика и др.), 2. акустическая (звуковая: тембр, высота, особенности речи и др.), 3. тактильная (телесная: прикосновения, теплота, влажность, дрожь и др.), 4. ольфакторная (запах: естественный (запах тела), искусственный (косметика, парфюмерия, посторонние)) 5. Интуитивное (когда мы способны воспринимать «внутренним взглядом, чутьем»). Психосемантические поля могут выделяться из общего фона перцептивного взаимодействия человека с внешним и внутренним миром. Мы рассматриваем их в разных модальностях, рассмотрим некоторые их них.

Так, например выделяется психосемантика цвета [80], которая рассматривает особое значение и воздействие на психику человека воспринимаемого цвета. Изучается в аспекте доступности его интерпретации, в его соотнесенности с неперцептивными категориями, такими как физиологические реакции, эмоции, чувства, идеи, установки, морально-этические категории.

Отметим, что о воздействии цвета было указано еще в древне-индийских, алхимических, религиозных текстах, нашло отражение в иконописи, символизме и в различных культурных обрядах. Начало научного подхода феномена воздействия началось с тракта Гёте о Цвете и в его тезисе о «чувственно-нравственном действии цвета». Далее Цвет рассматривался как один из атрибутов объективной действительности несводимый к характеристикам субъективного ощущения Г.В. Ф. Гегелем, С.Л. Рубинштейном, К.А. Свасьян; в области психофизиологии в аспекте закономерностей цветоразличения (Р.Л. Стивенс, Д.Сондерс, Е.Н. Соколов, Ч.А. Измайлов; Б.А. Шашлов и др.).

Цвет является естественным знаком или символом, поскольку обозначающее и обозначаемое в нем неразрывно связаны. «Этот тип значений имеет докультурные (общечеловеческие, возможно – биологические, объективные) корни. Уже поэтому он отличен от предметных значений, тесно связанных с речью. Один важный признак этой семантической системы – это целостный организм. Второй – несколько расплывчато определяется как «эмоциональность» в самом широком смысле этого слова. Третий – «органичность» или экологичность: цветовое значение должно представлять некие важные признаки естественных (природогенных) объектов или условий жизнедеятельности. Четвертый признак – «вплетенность» этого значения в чувственную ткань психического образа, т.е. непосредственная данность субъекту[Тернер, 1983 ]».



«Теоретическая гипотеза экспериментальной психосемантики Цвета состоит в том, что между цветовым ощущением и эмоциональным тоном существуют «двусторонние» взаимосвязи, то есть между ними возможны не только взаимный перевод содержания, определяющийся как «трансляция» [ Артемьева,1980], но и взаимопорождения (трансформации). Феноменологически это должно соответствовать порождению цветов из соответствующих эмоций, либо специфической окраске, изменению колорита образа при переживании определенного состояния (или иначе, – соответствию колорита образа «окраске» переживания). Предполагается, что синестезия, или эмоциональноперцептивные универсалии (Е.Ю. Артемьева), эмоциональноперцептивные эталоны (Корж, Ребеко, Сафуанова) опосредствуют трансляцию цветового значения в контексты различных перцептивных модальностей. Они же опосредствуют проекцию цветового значения в плоскости развитых вербальных категориальных структур…[Литягина,2009,с.124]».

Далее выделяется психосемантика запаха [66]. Объём информации, которую получает человек с помощью ольфакторной модальности, довольно обширен несмотря на то, что в наши дни естественные запахи нежелательны и всячески маскируются искусственными. Запахи сопровождают человека везде и их значение «велико в силу влияния, которое обоняние оказывает на функции вегетативной нервной системы и на создание положительного или отрицательного эмоционального фона, окрашивающего самочувствие человека в приятные или неприятные тона. Из всех ощущений, пожалуй, ни одни не связаны так широко с эмоциональным чувственным тоном, как обонятельные: почти всякое обонятельное ощущение обладает более или менее ярко выраженным характером приятного или неприятного; многие вызывают очень резкую положительную или отрицательную эмоциональную реакцию. Есть запахи нестерпимые и другие – упоительные [Рубинштейн, 2022,с.200-201]».

Приятные запахи способствуют улучшению самочувствия человека, а неприятные могут оказывать угнетающее влияние, вызывать различные отрицательные реакции вплоть до тошноты, рвоты, обморока (от сероводорода, бензина и пр.); они способны изменять температуру кожи, вызывать отвращение к пище или отказ от нее, обострять чувствительность нервной системы, вести к подавленности, раздражительности.

Психосемантика тела или чувственно-телесная семантика. То, как физически выглядит человек символически отражает его психику. О связи психического и телесного написано довольно много как в контексте психофизилогии, нейрофизиологии,
психосоматики так и в области психологии, психотерапии. То, как характеризует человек свои ощущения (и здесь мы подразумеваем не только телесные, но и энергию, дыхание, чувства, эмоции) говорит, насколько у него развита рефлексивная сложность. Как известно, на формирование «характера тела» влияют разные факторы, внутренние и внешние с первого нашего вдоха в этом мире. «В раннем детстве проявляются, а затем закрепляются специфические навыки избегания боли, отчаяния и страха и способы получения безопасности и любви окружающих. Они приводят к развитию структуры характера человека, который складывается из часто искаженного образа мира и собственной личности, ригидных схем поведения и чувств, а также ограничивающих жизненность организма паттернов «самообладания», называемых также «панцирем характера. Читая «язык тела», терапевт может немедленно увидеть личностные конфликты пациента, проявляющиеся в жестких хронически напряженных областях[Лоуэн, 2000, с.5-6,200]».

Психосемантика пространства и времени.
«В современной научной картине мира, синтезирующий результаты развития философии с данными естественных наук,… пространство трактуется как всеобщая форма бытия материи и ее важнейший атрибут (нет материи, не обладающей пространственными свойствами, как не существует и пространства самого по себе, вне материи и независимо от нее). В научном понимании пространство обладает следующими свойствами: 1) неразрывная связь со временем и с движением материи; 2) зависимость от структурных отношений и процессов развития в материальных системах); 3) протяженность (рядоположенность и сосуществование различных элементов – точек, отрезков, объемов, возможность прибавления к каждому данному элементу некоторого следующего элемента, либо возможность уменьшения числа элементов); 4) связность (отсутствие «разрывов» в пространстве и нарушения близкодействия в распространении материальных воздействий в полях); 5) относительная прерывность (раздельное существование материальных объектов и систем, имеющих определенные размеры и границы; 6) трехмерность [Литягина,2009,с.134]». Однако, в наше время, мы уже с уверенностью можем говорить не только о двух- трехмерности пространства, но и о существовании мерности более высокого порядка.

«В науке существует четыре основных модели описывающих организацию времени: линейная, циклическая, точечная и фазовая. Согласно линейной модели, время течет необратимо и непрерывно от прошлого к настоящему и будущему. В циклической модели «ход» времени постоянно повторяется и образует замкнутое кольцо прошлое-настоящее-будущее, при этом время последовательно и непрерывно пробегает в одном направлении: от прошлого к будущему и затем снова к прошлому. Точечная модель времени указывает на существование только одного модуса времени – настоящего, в котором связаны настоящее прошлого и настоящее будущего. В фазовой модели время представляется тремя относительно независимыми друг от друга временными фазами: прошлого, настоящего и будущего; их смена может происходить дискретно в любой последовательности [Давыдов, 1998]».

По словам Хокинга, свойства времени, как мы их воспринимаем, определяются не только истинными, объективными его свойствами, но, прежде всего, особенностями нашего мозга, нашей психики, нашим восприятием мира. Р.Н. Нудельман[66], основываясь на исследованиях современных физиков, выдвигает гипотезу, что возможно у времени вообще нет направления (а может быть, и самого времени). Иллюзию или ощущение направленности времени вносит сам человек, и человеческая или психологическая стрела времени не отражение того, что происходит в реальном мире, а простое следствие ограниченности психико-познавательного механизма.