Файл: Малик МусабековАлматы 2021 Основные правила тренингаВыключаем микрофоны, если в них нет необходимости.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.01.2024
Просмотров: 123
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Экономическая и финансовая грамотность
Малик Мусабеков
Алматы 2021
Основные правила тренинга
Выключаем микрофоны, если в них нет необходимости
Задаем вопрос в чате в момент, когда он возникает
Уважаем друг друга, не перебиваем собеседников
Активно принимать участие
Давайте познакомимся
• Как вас зовут?
• Ваша должность и стаж?
• Наименование и направление деятельности вашей организации?
• Сколько лет вашей организации?
• Какие ваши ожидания?
1 вопрос = 1 предложение
Программа тренинга
День 1. Финансовый менеджмент для НПО
День 2. Основные показатели управления финансами организации
День 3. Инструменты финансовой отчетности
День 4. Финансовый анализ организации
День 5. Финансовый и инвестиционный план
День 1
Финансовый менеджмент для НПО
1. Финансовый менеджмент для НПО
* поможет руководителям эффективно и результативно использовать ресурсы для достижения целей и выполнения обязательств перед заинтересованными сторонами
* улучшит отчётность НПО перед донорами и другими заинтересованными сторонами
* принесёт уважение и доверие со стороны финансирующих агентств, партнёров и бенефициаров
* предоставит НПО преимущества в конкуренции за всё более дефицитные ресурсы
* поможет НПО подготовиться к обеспечению долгосрочной финансовой устойчивости
1. Финансовый менеджмент для НПО
Финансовый менеджмент — это не просто ведение бухгалтерии. Он является важным элементом управления программами и не должен рассматриваться как отдельный вид деятельности.
Финансовый менеджмент предусматривает планирование,
организацию,
контроль и
мониторинг финансовых ресурсов организации для достижения целей.
1. Финансовый менеджмент для НПО
• Управление дефицитными ресурсами
• Управление рисками
• Стратегическое управление
• Целевое управление
План
Действие
Контроль
1.1 Принципы финансового менеджмента
•
Последовательность
Финансовая политика и системы НПО должны быть последовательными во времени. Это обеспечивает эффективность и прозрачность деятельности и, в частности, финансовой отчётности.
•
Подотчётность
Организация должна объяснять, как она использовала свои ресурсы, и чего добилась в результате их использования для своих заинтересованных сторон, включая бенефициаров.
•
Прозрачность
Организация должна объяснять, как она использовала свои ресурсы, и чего добилась в результате их использования для своих заинтересованных сторон, включая бенефициаров.
•
Жизнеспособность
Для обеспечения финансовой жизнеспособности расходы организации должны соответствовать поступлениям средств, как на оперативном, так и на стратегическом уровнях.
Жизнеспособность отражает финансовую целостность и надёжность НПО.
•
Целостность
Представители НПО должны работать честно и должным образом. Целостность финансовой документации и отчётов зависит от достоверности и полноты финансового учёта
•
Надзор
Организация обязана заботиться о доверенных ей финансовых ресурсах и следить за их целевым использованием.
•
Стандарты учёта
Система ведения финансового учёта и документации должна соответствовать принятым на международном рынке стандартам и принципам бухгалтерского учёта.
1.2 Составляющие финансового менеджмента
Бухгалтерские записи Каждая организация должна достоверно отражать в учёте выполняемые ею финансовые операции,
чтобы показать направления использования средств. Бухгалтерские записи содержат также ценную информацию об управлении организацией и о том, выполняет ли она поставленные задачи.
Финансовое планирование Бюджет, связанный со стратегическими и оперативными планами организации, является краеугольным камнем любой системы финансового управления и играет важную роль в мониторинге использования средств.
Финансовый мониторинг Если у организации есть бюджет и она ведёт прозрачный и своевременный бухгалтерский учёт, то ей очень просто формировать финансовую отчётность, позволяющую руководству оценить состояние дел в организации.
Внутренний контроль Система средств контроля, сдержек и противовесов — или "внутреннего контроля" — применяется для защиты активов организации и управления внутренним риском. Целью применения внутреннего контроля является устранение возможностей кражи или мошенничества, а также выявление ошибок и упущений в бухгалтерском учёте. Кроме того, эффективная система внутреннего контроля обеспечивает защиту персонала,
занимающегося выполнением финансовых задач
1.3 Инструменты финансового управления
• Планирование
• Организация
• Контроль
• Мониторинг
1.3 Инструменты финансового управления
Планирование
Планирование лежит в основе процесса управления и ориентировано на то, чтобы подготовиться к будущему как можно лучше. Составляя план, руководители рассматривают несколько возможных вариантов и принимают ряд решений об их выборе.
Всегда нужно сначала планировать, а потом делать.
Инструменты: Стратегический план, бизнес-план, план действий, бюджеты, планы работ,
прогноз денежных потоков, технико-экономическое обоснование и т.п.
Организация
Ресурсы организации — её персонал, волонтёров, транспортные средства,
имущество, деньги — нужно координировать для обеспечения реализации общего плана.
Необходимо чётко определить, кто и какую работу делает, в какой срок, и кто за что отвечает.
Инструменты: Устав, организационные схемы, технологические схемы, должностные инструкции, учетная политика, план счетов, финансовое руководство, бюджеты и т.п.
1.3 Инструменты финансового управления
Контроль
Система средств контроля, сдержек и противовесов необходима для обеспечения надлежащего выполнения процедур и использования ресурсов в ходе реализации деятельности организации.
Инструменты: Бюджеты, делегированные полномочия, процедура закупок, сверка, внутренний и внешний аудит, реестр основных средств, политика работы с автопарком, страхование и т.п.
Мониторинг
Мониторинг требует регулярного и своевременного предоставления информации руководителям и
заинтересованным сторонам в
целях мониторинга.
Мониторинг предусматривает сравнение фактических показателей с планами для оценки эффективности планов, заблаговременного выявления их слабых мест, и принятия мер к исправлению ситуации,
если это требуется.
Инструменты: Отчёты об оценке, отчёты о мониторинге бюджета, отчёты о движении денежных средств, финансовая отчётность, отчётность о проектах, отчётность перед донорами, аудиторская отчётность, отчёты об оценке и т.п.
Финансовая деятельность при реализации проекта
Финансовая деятельность при реализации проекта
1. Использования целевых средств:
• В сроки, определенные для исполнения проекта в соглашениях с донором
• В соответствии с утвержденными статьями расходов, и их объемами
• В соответствии с правилами и нормами использования целевых средств
• Банковский счет
Финансовая деятельность при реализации проекта
2 Правила банковских расходов
• Отдельные банковские счета на проекты
• Четкое написание назначения платежа с указанием наименования проекта (дарителя, грантодателя, спонсора, гос. организации и т.д.)
• Соблюдение правил конвертации (необходимое количество, в определенные сроки)
• В случае, когда в неделю более 10 платежей, рекомендуется подключить онлайн банкинг
Финансовая деятельность при реализации проекта
3. Ведение учета целевых средств:
3.1. Вести отдельное оформление и учет расходов в рамках
поступающих целевых средств по каждому проекту:
• Подписывать каждый расходный документ к какому проекту
• Сразу заносить его в реестр расходов к финансовому отчету донору
• При недостаточности средств на покупку по проекту – сначала делать запрос с разрешением на перерасход, если это отдельно не оговорено в договоре. Сохраняем переписку.
• Вести раздельный учет расходов и доходов по проектам в бухгалтерской программе 1С и отдельные финансовые отчеты по донорам
Финансовая деятельность при реализации проекта
3. Ведение учета целевых средств:
3.1. Вести отдельное оформление и учет расходов в рамках поступающих
целевых средств по каждому проекту:
• Иметь расписанные принципы ведения раздельного учета в бухгалтерской учетной политике, а также принципы разделения общих расходов по проектной и непроектной деятельности
• Учет доходов делать единообразным по бухгалтерскому и налоговому учету.
Рекомендуется по окончанию проекта запрашивать у донора письменное подтверждение успешного завершения проекта и целевого использования средств.
Финансовая деятельность при реализации проекта
3. Ведение учета целевых средств:
3.2. Оформление и произведение расходов в рамках целевого
финансирования должно соответствовать требования по ведению
бухгалтерских операций, утвержденных в национальном законодательстве:
• Наличие политик по командировкам, по подотчетным средствам, по и оформлению документов согласно этим политикам
• Оформление первичных документов, утвержденной формы ов, установить на телефоны программу сканер)
Финансовая деятельность при реализации проекта
3. Ведение учета целевых средств:
3.2. Оформление и произведение расходов в рамках целевого
финансирования должно соответствовать требования по ведению
бухгалтерских операций, утвержденных в национальном законодательстве:
• Первичные документы, на основании которых оформляются приобретение работ услуг и товаров от поставщиков:
1. Договор
2. Акт выполненных работ (по услуге) или накладная (по товару)
3. Чек/платежное поручение
Финансовая деятельность при реализации проекта
3. Ведение учета целевых средств:
3.3. Оформление дополнительных документов, согласно требованиям
донора, например:
• Запросы на расход
• Приказы, сметы, финансовые отчеты по мероприятиям
• Командировочные удостоверения
• Проведения конкурса (тендера) по расходам с определенной суммы (запрос ценовых предложений)
• И т.д.
Финансовая деятельность при реализации проекта
4. Все оплаты производить вовремя (налоги, коммунальные платежи и
аренда, расходы в период проекта и т.д.)
5. Экономия /перераспределение бюджета – только с письменного
согласия донора, все письма сохранять
6. Рассматривать возможность хранения/инвестирования временно
неиспользованных средств на депозитных счетах организации (анализ
договора с донором на предмет такого права использования средств)
Финансовая деятельность при реализации проекта
7. Оборудование, приобретенное на целевые средства, не
может быть передано или продано третьей стороне до
истечения 3 лет после окончания проекта (наиболее часто
встречающее требование)
8. ТМЗ, приобретенные на целевые средства могут быть
реализованы только с согласия донора (письменное, либо
согласно условиям договора). Реализация признается
коммерческим
доходом
без
учета
расходов
на
приобретение за счет средств донора
Вопросы
День 2
Социальное предпринимательство
Основные показатели управления финансами организации
Социальное предпринимательство
Социальное предпринимательство
•некоммерческие организации
•коммерческие организации, созданные НПО
•НПО в сотрудничестве с бизнес-организациями
Социальную предпринимательскую деятельность осуществляют:
Выгоды создания социального предприятия
Постоянный доход и диверсификация источников дохода
(больше денег для миссии)
Дает возможность самофинансирования
Предоставляет возможности организационного развития
Усиливает финансовую культуру и операционную эффективность внутри организации
Свобода от политики и предпочтений доноров
Бизнес усиливает социальные услуги и влияние миссии
Критерии социального предпринимательства
Социальная миссия
– деятельность помогает сделать жизнь лучше
Предпринимательский подход
– бизнес методы работы
Инновационность
- новые пути решения старых проблем, новые востребованные услуги для людей
Тиражируемость
- проект можно расширять и делать в других городах
Самоокупаемость и финансовая устойчивость
- люди готовы и будут платить за эту услугу, потому, что она нужна им
Социальное
предпринимательство в РК
Социальное предпринимательство предпринимательская деятельность субъектов социального предпринимательства, способствующая решению социальных проблем граждан и общества.
Задачи социального предпринимательства
1) обеспечение участия субъектов предпринимательства в решении социальных проблем, в том числе путем внедрения социальных инноваций и содействия в оказании социальных услуг.
Под социальными инновациями понимаются новые идеи, стратегии,
технологии, которые способствуют решению социально значимых задач, вызывающих социальные изменения в обществе;
2) содействие в обеспечении занятости социально уязвимых слоев населения и создание для них равных с другими гражданами возможностей для участия в общественно полезной деятельности;
3) продвижение на рынок производимых товаров, выполняемых работ,
оказываемых услуг субъектами социального предпринимательства, в том числе путем личного трудового участия социально уязвимых слоев населения
Категории субъектов СП
субъекты первой категории способствуют занятости следующих категорий граждан:
- инвалиды;
- родители и другие законные представители, воспитывающие ребенка-инвалида;
- пенсионеры и граждане предпенсионного возраста (в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на пенсионные выплаты по возрасту);
- воспитанники детских деревень и выпускники детских домов, школ-интернатов для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - в возрасте до двадцати девяти лет;
- лица, освобожденные от отбывания наказания из учреждений уголовно-исполнительной
(пенитенциарной) системы, - в течение двенадцати месяцев после освобождения;
- лица без определенного места жительства;
- родители и другие законные представители, относящиеся к малообеспеченным, многодетным или неполным семьям, а также многодетные матери, награжденные подвесками "Алтын алқа",
"Күміс алқа" или получившие ранее звание "Мать-героиня", а также награжденные орденами "Материнская слава" I и II степени;
- лица, прошедшие медико-социальную реабилитацию наркологических больных или лечение зависимости от психоактивных веществ, - в течение двенадцати месяцев после проведения реабилитации или лечения;
- кандасы.