Добавлен: 14.02.2019
Просмотров: 109274
Скачиваний: 5703
Introduction
28
vivum ex ovo» (лат. — все живое из яйца), окончательно доказанного только
к началу XX в.
Гарвей, Мальпиги, Шваммердан — все осмыслено и… отложено. На сто-
летия. Однако процветает повивальное ремесло с участием в нем хирургов,
почувствовавших доходность родовспоможения прежде всего от титулован-
ных особ, богатых купцов, а затем и простолюдинов.
Научным обоснованием родовспоможения, обобщением всего накопленно-
го человечеством опыта в самой древней отрасли медицины — родовспоможе-
нии — мы обязаны Э. Бумму — основоположнику классического акушерства.
Произошло это всего 100 лет назад — в начале XX в.! Именно Э. Бумму при-
надлежит создание научного акушерства как отрасли мировой медицинской
науки. Он был первым, кто обобщил отдельные выдающиеся достижения
своих предшественников (Смелли, Левре, Редерер из Франции; Оззи Андера,
Буша, Негеле, Шредера, Бандля из Германии; Порро из Италии; Фергюссона,
Гамильтона, Симпсона, Брекстон-Гикса, Дункана из Англии; Буша, Вилли,
Шультце, Славянского из России; Дэвиса, Парвина из Соединенных Штатов
Америки) в одну большую многогранную систему знаний о родовспомо-
жении как раздел науки. Ему же принадлежит заслуга научного осознания
и обобщения знаний об эфирном и хлороформном наркозе. Он же, правда,
не всегда успешно, отстаивал приоритет акушера И. Земмельвейса в открытии
антисептики. Вот как он оценивал своего почти современника: «…антисепти-
ка, предметъ гордости медицины 19 столътiя, чуть-чуть не получила своего
исходнаго начала изъ акушерства. За два десятилътiя до Lister'a Ignatz Philipp
Semmelweis (1865) лелъялъ и практически примънилъ ту же мысль, которая
позднъе побъдоносно проникла изъ Англiи въ медицину всъхъ странъ въ
видъ антисептическаго метода леченiя ранъ. Semmelweis тщетно боролся
за свою идею съ той отвагой и выдержкой, которыя даетъ лишь прочное
внутреннее убъжденiе. Но его современники не признали его. Понадобилась
еще гибель тысячъ и тысячъ матерей, прежде чъмъ антисептика уже въ видъ
новаго открытiя Joseph̓a Lister̓a вторично проникла въ акушерство съ тъмъ,
чтобы уничтожить убiйственныя эпидемiи родильной горячки въ родо-
вспомогательныхъ заведенiяхъ и положить конецъ тъмъ роковымъ случаямъ,
когда однократное изслъдованiе могло повлечь за собой перенось смертель-
ной заразы, что лишало акушеровъ всякой возможности радоваться плодамъ
своихъ трудовъ».
ХХ в., уже вошедший в историю как «информационный», стал перелом-
ным в распространении новых знаний. Интернет, свобода перемещений
специалистов и обмена информацией — реальная гуманитарная глобали-
зация современного мира. Практически одновременно на всей планете
осмысливаются и внедряются реально полезные для человечества новые
репродуктивные технологии (прежде всего вспомогательные). Еще более
значимым стал возврат к традиционным, исторически отобранным, веками
апробированным приемам взращивания младенцев, основанным на исклю-
чительно грудном вскармливании с момента рождения по «первому требо-
ванию» ребенка в условиях совместного пребывания в одном помещении
с матерью без «выпаивания», использования сосок, рожков, «пустышек».
29
Введение
Эти так называемые современные или новые перинатальные технологии
с небывалой скоростью распространяются во всех странах мира с начала
80-х годов XX в., так как без них невозможно снизить частоту послеродовых
и неонатальных инфекционно-воспалительных заболеваний (в том числе
групповых «вспышек»), улучшить инволюцию матки после родов, повы-
сить не только «индекс здоровья», но даже коэффициент интеллекта (IQ)
потомства.
XXI в. предложено считать «образовательным», однако речь не идет
о тотальном обучении «всех всему» (это было возможно только в античные
времена); задача гораздо глубже — приоритет проблемно-ориентированного
образования, т. е. обучение специалистов в областях, востребованных обще-
ством, государством, человечеством.
Гинекология (наука о женщине, от греч. gyne — женщина и logos —
наука) — медицинская дисциплина, занимающаяся изучением нормальной
физиологической деятельности половых органов женщины и возникаю-
щих в них патологических процессов, а также профилактикой и лечением
последних.
Акушерство — медицинская дисциплина, охватывающая данные о дето-
родной функции женщины и трактующая рациональную помощь во время
нормального и патологического течения беременности, родов и послеродо-
вого периода. Важный раздел акушерства — профилактические мероприя-
тия, напрвленные на предупреждение патологических процессов, способ-
ных возникнуть на фоне беременности.
Конкретизируя это определение, можно сказать, что акушерство —
отрасль человеческой деятельности, направленная на оказание помощи
женщине во время беременности, в процессе родов и в послеродовом перио-
де. Являясь частью гинекологии, акушерство представляет тонкий сплав
науки и искусства
1
. Они то пребывают в состоянии равновесия, то наука
опережает потребности жизни (редко), а чаще главные цели акушерства —
сохранение жизни и здоровья матери и ребенка — достигаются за счет
искусства предвидения и предупреждения осложнений, умения бороться
с уже возникшими аномалиями на интеллектуальной базе родовспоможе-
ния. Этой базой служат теоретические и организационные основы акушер-
ской помощи, ее стандартизация в сочетании с индивидуальным подходом
к беременности и родам у каждой женщины.
«Настоящий акушер волнуется при каждых родах так же, как настоящий
моряк при каждом восходе солнца!» (В. В. Конецкий).
Волнение это оправданно, поскольку абсолютных прогнозов в акушер-
стве нет. Терпеливое, внимательное, честное выполнение протоколов дис-
1
Наука — сложное явление общественной жизни; ее основной задачей является получение
объективных знаний о мире.
Искусство — практически духовная деятельность по освоению и воплощению эстетических
ценностей.
«Две отрасли человеческой деятельности — родовспоможение и кораблевождение — не являют-
ся в чистом виде ни искусством, ни наукой, а представляют собой конгломерат этих высших сфер
человеческого бытия» (В. В. Конецкий).
Introduction
30
пансеризации беременных в соответствии со стратегией риска в акушерстве
и перинатологии, создание максимально естественных условий для нор-
мальных родов, своевременное направление для родоразрешения в стацио-
нар соответствующего уровня при осложненной гестации — вот ежедневно
решаемые акушерские задачи. От правильности решения непосредственно
зависит судьба двух людей — матери и ребенка, а опосредованно — семьи
и общества.
Таким образом, в целом акушерство и гинекология — практическая
ветвь репродуктологии, призванная количественно и качественно улучшить
результаты репродукции, здоровье будущих поколений.
Еще в 1865 г. основоположник отечественного акушерства А.
Я. Крас-
совский, предваряя первое издание своего учебника, писал о необходимости
акушерских знаний для всех выпускников медицинских высших учебных
заведений: «…в каком нравственном положении находится врач, знающий,
что можно спасти жизнь больной и что он не в состоянии это сделать только
потому, что занимался не акушерством, а другой специальностью? Я думаю,
что в такую минуту этот молодой врач, если он добросовестный, принес бы
большую жертву, чтобы иметь хотя самое обыкновенное представление —
выжидать ли, надеясь на общую благодетельницу нашу природу, или же
обратиться к помощи искусства».
Основы акушерства должны знать врачи любой специальности не только
потому, что рано или поздно, в любой ситуации, порой самой непредска-
зуемой (в пустыне или тундре, на борту самолета или корабля), внезапно
прозвучит просьба помочь рожающей женщине, но и вследствие большой
распространенности экстрагенитальных заболеваний. Вот почему все врачи,
включая «узких» специалистов, не говоря уже о семейной медицине, долж-
ны знать не только особенности лечения различных заболеваний при бере-
менности, но и иметь представление о патогенезе осложнений гестации
и их фармакотерапии.
Специфика преподавания медицинских дисциплин студентам-
иностранцам заключается в необходимости дать им базовые знания по каж-
дой специальности с пониманием того, что спустя 3–4 года эти будущие
врачи должны будут сертифицироваться в соответствии с требованиями
стран, в которых они будут осуществлять свою врачебную деятельность.
Опыт медицинского факультета Российского университета дружбы наро-
дов по подготовке врачей для работы за рубежом свидетельствует о том,
что выпускнику отечественного высшего учебного заведения требуется
не менее 2, а иногда 3 лет, чтобы подготовиться к сертификации, ориен-
тированной на тестовый контроль в англоязычных терминах, зачастую —
в американизированных стандартах диагностики и лечения. Естественно,
сам выпускник, его семья и оплатившая его обучение направившая страна
заинтересованы в укорочении срока этой подготовки. Именно поэтому все
большей популярностью пользуется обучение иностранцев в «англоязыч-
ных» группах, где преподавание проводится на английском языке с исполь-
зованием различных зарубежных учебников. Ущерб этого очевиден: не зная
русскоязычной терминологии, а зачастую плохо зная русский язык вообще,
31
Введение
выпускник англоязычной группы не может продолжить в России после-
дипломное образование, а интерес к нему очень велик! С другой стороны,
студент не читал в учебниках о приоритетах, существующих в российском
родовспоможении, более того, рекомендованных Всемирной организацией
здравоохранения (ВОЗ) для внедрения в здравоохранение стран с государ-
ственной системой медицинской помощи, в частности о диспансеризации
беременных (Декларация о первичной медико-санитарной помощи, ВОЗ,
1978 г., Алма-Ата).
Принципиальная отличительная особенность настоящего учебника
состоит в попытке интеграции современных знаний о гинекологии в широ-
ком смысле слова и основных методов родовспоможения в единую учебную
систему с использованием английских аналогов русскоязычных терминов
с выделением различий, преподаваемых в Российской Федерации и англо-
язычных странах. Таким образом, полностью соответствуя российскому
образовательному стандарту и программе преподавания предмета «Акушер-
ство и гинекология», учебник позволяет студенту получить необходимые
знания в процессе обучения этому предмету, оценить приоритеты россий-
ского преподавания, дополнив его необходимыми познаниями для последу-
ющей сертификации в стране проживания и/или трудовой деятельности.
Другим принципиальным отличием этого учебника, как и программы
изучения предмета «Акушерство и гинекология», с 1998 г. служит изучение
сначала гинекологии, а затем — акушерства и перинатологии. Суть этого
изменения последовательности преподавания единого предмета заклю-
чается в целесообразности первоочередного изучения науки о женском
организме в норме и при патологических изменениях вне беременности.
Затем после познания основных закономерностей специфических функций
женского организма изучается функционирование репродуктивной систе-
мы — познание закономерностей оплодотворения, зачатия, беременности
в динамике ее развития, родов и послеродового периода, а также основ
перинатологии. Наш опыт и опыт других специалистов, длительно препо-
дающих по описанному плану, убеждает, что и российские, и зарубежные
студенты, начиная изучение гинекологии по алгоритмам, уже привычным
по кафедрам пропедевтики внутренних болезней и хирургии, хорошо усваи-
вают анатомо-физиологические особенности женского организма, семиоти-
ку и диагностику женских болезней (4-й курс) и уже на этой базе начинают
изучать акушерство (5-й и 6-й курсы).
Описанные различия, являясь первыми шагами к реализации Болонской
декларации, позволяют студентам понять общность мировых принципов
и методов научной и практической репродуктологии, а также узнать раз-
личия, имеющиеся в зарубежных системах оказания гинекологической,
акушерской и перинатальной помощи.
Так, например, за рубежом не существует отделений патологии беремен-
ных, обсервационных отделений, фельдшерско-акушерских пунктов, в свое
время решивших и ныне решающих проблему материнской смертности
в России. Знание этого крайне необходимо студентам-медикам из разви-
вающихся стран, где проблема материнской смертности является главной
Introduction
32
не только в здравоохранении, но и в политике. С другой стороны, универ-
сальность зарубежных врачей, работающих и в родовспоможении, и в гине-
кологии, включая онкогинекологию и маммологию, ставит перед медицин-
ским образованием студентов-иностранцев в Российской Федерации задачи
по полноценной подготовке выпускников медицинских высших учебных
заведений, способных интегрировать достижения российского и зарубеж-
ного здравоохранения.
Читателям этого учебника предстоит учиться в XXI в. — образовательном
(ЮНИСЕФ). Однако не образование само по себе, а программно-целевое
обучение знаниям, в которых нуждается человечество, напрямую становит-
ся основой подготовки врачей всех специальностей к оказанию медицин-
ской помощи беременной, роженице и родильнице.
Авторский коллектив желает успехов всем, кто будет изучать предмет
«акушерство и гинекология» по этому учебнику.
Заслуженный деятель науки РФ,
доктор медицинских наук, профессор,
заведующий кафедрой акушерства
и гинекологии с курсом перинатологии
В. Е. Радзинский