Добавлен: 14.02.2019
Просмотров: 109292
Скачиваний: 5703
Глава 1
Chapter 1
МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В РОССИИ, СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ
АМЕРИКИ И СТРАНАХ ЕВРОПЫ
MEDICAL EDUCATION IN RUSSIA,
THE UNITED STATES OF AMERICA
AND EUROPE
Медицинское образование — система подготовки медицинских кадров,
обеспечивающая изучение общеобразовательных и специальных дисци-
плин, а также овладение необходимыми практическими навыками. Развитие
медицинского образования определяется потребностями страны в меди-
цинских кадрах и носит плановый государственный характер.
Медицинское образование в России реализуется медицинскими высшими
учебными заведениями системы Минздравсоцразвития (46 высших учебных
заведений) и Минобрнауки (24 факультета в составе классических универ-
ситетов страны), содержащими от 1 до 5 факультетов (лечебный, педиа-
трический, санитарно-гигиенический, стоматологический, фармацевтиче-
ский). Почти все высшие учебные заведения находятся на государственном
бюджетном финансировании. Право обучения в них предоставлено лицам
в возрасте до 35 лет, имеющим иное высшее, общее среднее образование
или диплом об окончании среднего специального учебного заведения
и успешно выдержавшим вступительные экзамены.
Отдельные медицинские высшие учебные заведения располагают вечер-
ними отделениями, на которые принимаются лица c законченным средним
медицинским образованием.
Процесс обучения длится 6 лет. На первых 2 курсах осуществляется
доклиническая подготовка, студенты изучают теоретические дисциплины
(анатомию, гистологию, физиологию, биологию, биохимию, физику и др.).
Дифференциация учебных планов начинается с 3-го курса, когда вводят-
ся специальные дисциплины и общая врачебная подготовка, содержание
которой для каждого факультета различно. Подготовку в области основных
клинических дисциплин (акушерства и гинекологии, терапии, хирургии
и т.
д.) студенты получают в основном на 4–6-м курсах непосредственно
в клиниках под руководством опытных преподавателей. По окончании
6-го курса студенты сдают государственные экзамены и им присваивается
звание врача. Далее в течение года в интернатуре и/или двух лет в ордина-
Chapter 1. Medical Education in Russia...
34
туре
1
каждый врач более детально изучает избранную им одну из основных
клинических дисциплин (например, акушерство и гинекологию).
Додипломная и последипломная специализация позволила перейти
от подготовки врачей общего лечебного профиля к подготовке специали-
стов по основным клиническим дисциплинам, на базе которых возможно
в дальнейшем приобретение более узких специальностей.
Подготовка научно-педагогических кадров осуществляется в системе
аспирантуры и докторантуры.
Для специализации и совершенствования профессиональных знаний
медицинских работников с высшим образованием создана единая госу-
дарственная система подготовки в институтах усовершенствования вра-
чей, на факультетах усовершенствования врачей при медицинских выс-
ших учебных заведениях, научно-исследовательских институтах и крупных
учреждениях здравоохранения. Эта система органически связана с другими
системами подготовки кадров здравоохранения — интернатурой, клини-
ческой ординатурой, аспирантурой, осуществляющими последипломную
подготовку. Предусмотрено направление врачей на профессиональную спе-
циализацию не реже одного раза в 5 лет.
Медицинское образование и обучение в Соединенных Штатах Америки —
длительный, дорогой и конкурентный процесс, имеющий целью отбор наи-
более одаренных студентов.
Для получения профессии врача в Соединенных Штатах Америки
по окончании средней школы (high school) необходимо пройти 4-летний
курс предварительного обучения (premedical study) в одном из колледжей
по смежной специальности — это первый этап, и он уже дает высшее обра-
зование. Учащиеся в колледже студенты называются «undergraduate students»,
т. е. «не завершившие высшее образование».
Далее обучение следует продолжить в медицинской школе в течение,
как правило, еще 4 лет. Первые 2 года обучения в медицинской школе
называют преклиническими, так как в это время студенты почти не имеют
выхода в клинику и изучают основные предметы медицины. Тем не менее
уже на 2-м курсе студентов обучают сбору анамнеза и проведению объек-
тивного обследования. Начиная с 3-го года обучения все существенно изме-
няется — студент впервые сталкивается с пациентом. Год обычно разделен
на несколько периодов по 6–8 нед: студент посещает отделения акушерства
и гинекологии, педиатрии, терапии, хирургии, психиатрии и семейной
медицины. В течение 4-го года у студента увеличивается объем практики,
он наделяется большей ответственностью по отношению к пациенту и рабо-
тает в серии месячных курсов в областях, избранных выпускником.
Затем наступает время резидентуры. Это дополнительное 3–5-летнее
обучение в области, вызывающей наибольший интерес. Курс резидентуры
1
Для «неразветвленных» специальностей, в том числе акушерства и гинекологии, интер-
натура не нужна. Считая в принципе невозможной последипломную подготовку акушера-
гинеколога за один год, Ученый совет медицинского факультета Российского университета
Дружбы народов исключил эту форму последипломного образования из программ универси-
тета.
35
Глава 1. Медицинское образование в России...
по специальности «акушерство и гинекология» длится 4 года. Первый год
резидентуры в Соединенных Штатах Америки называется интернатурой.
В течение этого года интерн проводит 5 мес в амбулаторной службе (из них
4 мес посвящено семейной медицине и внутренним болезням и 1 мес —
ургентной помощи). Один месяц отводится на работу в отделении интен-
сивного лечения новорожденных, 2 мес на гинекологию и 4 мес на аку-
шерство. На 2-м году обучения резиденты посвящают 8 мес гинекологии
и 4 мес — акушерству. На 3-м году обучающиеся в резидентуре в течение
2 мес находятся на амбулаторной ротации (включает изучение патологии),
2 мес занимаются акушерством, 2 мес специализируются по какому-либо
направлению по выбору и еще 6 мес отведено на гинекологию. На 4-м году
обучения 2 мес отведено овладению административными навыками (каж-
дый из резидентов 4-го года обучения в течение 2 мес учится руководить
акушерской, гинекологической, онкологической и эндокринологической
службами).
На время прохождения резидентуры резидент нанимается госпиталем,
получает зарплату, работает около 60–80 ч в неделю и оказывает помощь
пациентам под руководством более квалифицированного врача. По завер-
шении этого уровня специализации выпускник становится полностью
лицензированным врачом.
Для дальнейшей более узкой специализации после прохождения рези-
дентуры в Соединенных Штатах Америки с начала 70-х годов XX в. суще-
ствуют так называемые программы субспециализации ( fellowships), рас-
считанные на 3 года. Во время обучения по программе субспециализации
зарплата врача составляет 40–50 тысяч долларов в год, что сравнительно
немного, но во многих случаях имеется возможность дополнительной под-
работки за счет дежурств или другой врачебной деятельности, разрешен-
ной официально. Кроме этого для стажеров часто оплачиваются расходы,
связанные с посещением конференций, с исследовательской деятельностью
и др. Для акушеров и гинекологов возможны следующие направления узкой
специализации: медицина матери и плода (перинатология), урогинекология
и тазовое дно, репродуктивная эндокринология и бесплодие, онкогинеко-
логия.
Последипломному медицинскому образованию в Соединенных Штатах
Америки наиболее близко соотвествует термин «продолжающееся (продол-
женное) медицинское образование» (Continuing Medical Education — СМЕ).
Это не просто процесс — это целая система, имеющая широкое распростра-
нение и развитую структуру.
В последние 30 лет врачи, участвующие в программе «Продолженное
медицинское образование» награждаются специальным сертификатом
«Physician’s Recognition Award» (PRA; дословно — награда признания врача)
Американской медицинской ассоциации (АМА). Этот сертификат служит
доказательством того, что врач стремится к овладению самыми совре-
менными знаниями в своей профессии. Для его получения необходимо
иметь по крайней мере 50 ч учебной деятельности, отвечающей стандартам
Американской медицинской ассоциации, в год.
Chapter 1. Medical Education in Russia...
36
Выделяют 2 категории баллов, или кредитов. Первая категория опреде-
ляется участием в конференциях, публикацией статей в аннотированных
журналах и т. п. Баллы второй категории в Соединенных Штатах Америки
начисляются за следующую деятельность, предпринимаемую врачом само-
стоятельно: консультации с коллегами или экспертами, поиск медицинской
информации и обучение в Интернете, обучение других медицинских работ-
ников, чтение авторитетной медицинской литературы.
Медицинское образование Европы рассмотрим на примере Швеции — оно
считается эквивалентным соответствующему обучению в других странах
Европейского союза (EU).
В Швеции врачи получают додипломное образование по схожим про-
граммам во всех университетах на базах университетских клиник, являю-
щихся региональными госпиталями.
Особенность шведской системы — сотрудничество университетов
и регио
нальных госпиталей. Главные врачи этих госпиталей являются
профессорами или преподавателями и исследователями. Правительство
оказывает финансовую поддержку региональным госпиталям за их обра-
зовательную и исследовательскую деятельность. Медицинские факульте-
ты университетов отвечают за медицинское образование и исследования
в области медицины, а правительство и Министерство образования —
за образование и научные исследования в различных сферах.
В Швеции, чтобы стать студентом медицинского факультета, необходимо
пройти сложный конкурс, основанный на школьных оценках. В результате
студенты медицинских факультетов сравнительно успешно справляются
с программой обучения. Это связано еще и с тем, что врачи имеют высокие
доход и социальный статус.
Обычно студентами медицинского факультета становятся в 18–20 лет —
после завершения общего начального и среднего образования (это занимает
10 лет). Додипломное образование — 5,5 лет. Раньше оно было организовано
в соответствии с жесткой системой «блоков», включающей курсы по опре-
деленным предметам: сначала теоретические (доклинические), а затем —
с постепенным увеличением доли клинических дисциплин. В последние
десятилетия додипломное образование стало более объектно- и проблемно-
ориентированным, при котором различные медицинские вопросы освеща-
ются специалистами разного профиля.
В период клинического обучения студенты общаются с пациентами, ведут
истории болезни и изучают различные методы обследования. При этом
акцент делается не только на диагностику и лечение, но и на другие формы
врачебной работы, включая профилактические программы, социальную
медицину и этику.
Последипломное образование начинается с длящейся 21 месяц интерна-
туры по специальностям: терапия, хирургия, психиатрия и общая практика.
Это период оплачиваемой работы, координируемой другими специалиста-
ми. По завершении интернатуры и подтверждения своей квалификации
в соответствующих тестовых заданиях врач становится дипломированным
специалистом и получает лицензию на работу.
37
Глава 1. Медицинское образование в России...
После этой процедуры регистрации доктор получает разрешение прак-
тиковать и работать в госпиталях и других медицинских учреждениях,
но только при условии координирования его работы. Именно поэтому почти
все врачи продолжают свое последипломное образование с целью получе-
ния квалификации специалиста после четырехгодичной работы по одной
из 60 специальностей. В течение этого периода резидентуры врач должен
выполнять оплачиваемую работу в различных областях медицины в соот-
ветствии с программой, установленной для каждой специальности, и под-
тверждать свои знания в ряде квалификационных тестов. При успешном
завершении последипломного образования он получает сертификат спе-
циалиста и разрешение практиковать самостоятельно.
Ответственность за организацию и контроль последипломного образова-
ния врачей лежит на Национальном департаменте здоровья и благосостоя-
ния при Министерстве здравоохранения и социальных вопросов. В плани-
рование и контроль, особенно в отношении резидентуры, вовлечены также
такие организации, как Шведская медицинская ассоциация и Шведское
медицинское общество.
В Швеции научные исследования в области медицины имеют большое
международное значение. Они отличаются интеграцией фундаментальных
и клинических работ и носят прикладной характер для практического здра-
воохранения, особенно на уровне региональных/университетских госпи-
талей. Эти исследования финансируются в основном за счет правитель-
ственных фондов — через университеты и специальные исследовательские
советы, но советы округов и фармацевтические компании также предостав-
ляют финансовые ресурсы для клинических исследований, которые связа-
ны с практическим здравоохранением. Почти треть суммы, затрачиваемой
университетами на исследования, идет на работы в различных областях
медицины.
В университетах существует специальная исследовательская обучающая
программа, которая завершается экзаменом на звание MD — соответствую-
щая PhD (Doctor of Philosophy). PhD — докторская степень, аналог кандидат-
ской в отечественной системе образования, с указанием области знаний.
Например, Doctor of Philosophy in medicine (доктор философии в области
медицины).
Как видно из краткого очерка о медицинском образовании в различ-
ных странах мира, суть его практически одинакова: это continuum education
(продолженное образование), начинающееся на младших курсах изучением
фундаментальной медицины, базовых дисциплин: анатомии, гистологии,
физиологии, биохимии, микробиологии, общей патологии — и последую-
щий переход к клиническим предметам для получения к окончанию выс-
шего учебного заведения необходимого объема знаний по общеврачебным
дисциплинам и последующим postgraduate education, тоже обязательным
образованием. Существующие различия относятся к срокам обучения, осо-
бенно последипломного, и формам повышения квалификации.
Болонский процесс во многом направлен на создание единых программ,
по крайней мере, образования в высших учебных заведениях. Этот процесс