Файл: Гинекология Радзинский, Fuks, Токтар.pdf

Добавлен: 14.02.2019

Просмотров: 109292

Скачиваний: 5703

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Глава 1

Chapter 1

МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

В РОССИИ, СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ 

АМЕРИКИ И СТРАНАХ ЕВРОПЫ

MEDICAL EDUCATION IN RUSSIA, 

THE UNITED STATES OF AMERICA 

AND EUROPE

Медицинское образование — система подготовки медицинских кадров, 

обеспечивающая изучение общеобразовательных и специальных дисци-
плин, а также овладение необходимыми практическими навыками. Развитие 
медицинского образования определяется потребностями страны в меди-
цинских кадрах и носит плановый государственный характер.

Медицинское образование в России реализуется медицинскими высшими 

учебными заведениями системы Минздравсоцразвития (46 высших учебных 
заведений) и Минобрнауки (24 факультета в составе классических универ-
ситетов страны), содержащими от 1 до 5 факультетов (лечебный, педиа-
трический, санитарно-гигиенический, стоматологический, фармацевтиче-
ский). Почти все высшие учебные заведения находятся на государственном 
бюджетном финансировании. Право обучения в них предоставлено лицам 
в возрасте до 35 лет, имеющим иное высшее, общее среднее образование 
или диплом об окончании среднего специального учебного заведения 
и успешно выдержавшим вступительные экзамены.

Отдельные медицинские высшие учебные заведения располагают вечер-

ними отделениями, на которые принимаются лица c законченным средним 
медицинским образованием.

Процесс обучения длится 6 лет. На первых 2 курсах осуществляется 

доклиническая подготовка, студенты изучают теоретические дисциплины 
(анатомию, гистологию, физиологию, биологию, биохимию, физику и др.). 
Дифференциация учебных планов начинается с 3-го курса, когда вводят-
ся специальные дисциплины и общая врачебная подготовка, содержание 
которой для каждого факультета различно. Подготовку в области основных 
клинических дисциплин (акушерства и гинекологии, терапии, хирургии 
и т. 

д.) студенты получают в основном на 4–6-м курсах непосредственно 

в клиниках под руководством опытных преподавателей. По окончании 
6-го курса студенты сдают государственные экзамены и им присваивается 
звание врача. Далее в течение года в интернатуре и/или двух лет в ордина-


background image

Chapter 1. Medical Education in Russia...

34

туре

1

 каждый врач более детально изучает избранную им одну из основных 

клинических дисциплин (например, акушерство и гинекологию).

Додипломная и последипломная специализация позволила перейти 

от подготовки врачей общего лечебного профиля к подготовке специали-
стов по основным клиническим дисциплинам, на базе которых возможно 
в дальнейшем приобретение более узких специальностей.

Подготовка научно-педагогических кадров осуществляется в системе 

аспирантуры и докторантуры.

Для специализации и совершенствования профессиональных знаний 

медицинских работников с высшим образованием создана единая госу-
дарственная система подготовки в институтах усовершенствования вра-
чей, на факультетах усовершенствования врачей при медицинских выс-
ших учебных заведениях, научно-исследовательских институтах и крупных 
учреждениях здравоохранения. Эта система органически связана с другими 
системами подготовки кадров здравоохранения — интернатурой, клини-
ческой ординатурой, аспирантурой, осуществляющими последипломную 
подготовку. Предусмотрено направление врачей на профессиональную спе-
циализацию не реже одного раза в 5 лет.

Медицинское образование и обучение в Соединенных Штатах Америки — 

длительный, дорогой и конкурентный процесс, имеющий целью отбор наи-
более одаренных студентов.

Для получения профессии врача в Соединенных Штатах Америки 

по окончании средней школы (high school) необходимо пройти 4-летний 
курс предварительного обучения  (premedical study) в одном из колледжей 
по смежной специальности — это первый этап, и он уже дает высшее обра-
зование. Учащиеся в колледже студенты называются «undergraduate students», 
т. е. «не завершившие высшее образование».

Далее обучение следует продолжить в медицинской школе в течение, 

как правило, еще 4 лет. Первые 2 года обучения в медицинской школе 
называют преклиническими, так как в это время студенты почти не имеют 
выхода в клинику и изучают основные предметы медицины. Тем не менее 
уже на 2-м курсе студентов обучают сбору анамнеза и проведению объек-
тивного обследования. Начиная с 3-го года обучения все существенно изме-
няется — студент впервые сталкивается с пациентом. Год обычно разделен 
на несколько периодов по 6–8 нед: студент посещает отделения акушерства 
и гинекологии, педиатрии, терапии, хирургии, психиатрии и семейной 
медицины. В течение 4-го года у студента увеличивается объем практики, 
он наделяется большей ответственностью по отношению к пациенту и рабо-
тает в серии месячных курсов в областях, избранных выпускником.

Затем наступает время резидентуры. Это дополнительное 3–5-летнее 

обучение в области, вызывающей наибольший интерес. Курс резидентуры 

1

  Для «неразветвленных» специальностей, в том числе акушерства и гинекологии, интер-

натура не нужна. Считая в принципе невозможной последипломную подготовку акушера-
гинеколога за один год, Ученый совет медицинского факультета Российского университета 
Дружбы народов исключил эту форму последипломного образования из программ универси-
тета.


background image

35

Глава 1. Медицинское образование в России...

по специальности «акушерство и гинекология» длится 4 года. Первый год 
резидентуры в Соединенных Штатах Америки называется интернатурой. 
В течение этого года интерн проводит 5 мес в амбулаторной службе (из них 
4 мес посвящено семейной медицине и внутренним болезням и 1 мес — 
ургентной помощи). Один месяц отводится на работу в отделении интен-
сивного лечения новорожденных, 2 мес на гинекологию и 4 мес на аку-
шерство. На 2-м году обучения резиденты посвящают 8 мес гинекологии 
и 4 мес — акушерству. На 3-м году обучающиеся в резидентуре в течение 
2 мес находятся на амбулаторной ротации (включает изучение патологии), 
2 мес занимаются акушерством, 2 мес специализируются по какому-либо 
направлению по выбору и еще 6 мес отведено на гинекологию. На 4-м году 
обучения 2 мес отведено овладению административными навыками (каж-
дый из резидентов 4-го года обучения в течение 2 мес учится руководить 
акушерской, гинекологической, онкологической и эндокринологической 
службами).

На время прохождения резидентуры резидент нанимается госпиталем, 

получает зарплату, работает около 60–80 ч в неделю и оказывает помощь 
пациентам под руководством более квалифицированного врача. По завер-
шении этого уровня специализации выпускник становится полностью 
лицензированным врачом.

Для дальнейшей более узкой специализации после прохождения рези-

дентуры в Соединенных Штатах Америки с начала 70-х годов XX в. суще-
ствуют так называемые программы субспециализации  fellowships), рас-
считанные на 3 года. Во время обучения по программе субспециализации 
зарплата врача составляет 40–50 тысяч долларов в год, что сравнительно 
немного, но во многих случаях имеется возможность дополнительной под-
работки за счет дежурств или другой врачебной деятельности, разрешен-
ной официально. Кроме этого для стажеров часто оплачиваются расходы, 
связанные с посещением конференций, с исследовательской деятельностью 
и др. Для акушеров и гинекологов возможны следующие направления узкой 
специализации: медицина матери и плода (перинатология), урогинекология 
и тазовое дно, репродуктивная эндокринология и бесплодие, онкогинеко-
логия.

Последипломному медицинскому образованию в Соединенных Штатах 

Америки наиболее близко соотвествует термин «продолжающееся (продол-
женное) медицинское образование» (Continuing Medical Education — СМЕ). 
Это не просто процесс — это целая система, имеющая широкое распростра-
нение и развитую структуру.

В последние 30 лет врачи, участвующие в программе «Продолженное 

медицинское образование» награждаются специальным сертификатом 
«Physician’s Recognition Award» (PRA; дословно — награда признания врача) 
Американской медицинской ассоциации (АМА). Этот сертификат служит 
доказательством того, что врач стремится к овладению самыми совре-
менными знаниями в своей профессии. Для его получения необходимо 
иметь по крайней мере 50 ч учебной деятельности, отвечающей стандартам 
Американской медицинской ассоциации, в год.


background image

Chapter 1. Medical Education in Russia...

36

Выделяют 2 категории баллов, или кредитов. Первая категория опреде-

ляется участием в конференциях, публикацией статей в аннотированных 
журналах и т. п. Баллы второй категории в Соединенных Штатах Америки 
начисляются за следующую деятельность, предпринимаемую врачом само-
стоятельно: консультации с коллегами или экспертами, поиск медицинской 
информации и обучение в Интернете, обучение других медицинских работ-
ников, чтение авторитетной медицинской литературы.

Медицинское образование Европы рассмотрим на примере Швеции — оно 

считается эквивалентным соответствующему обучению в других странах 
Европейского союза (EU).

В Швеции врачи получают додипломное образование по схожим про-

граммам во всех университетах на базах университетских клиник, являю-
щихся региональными госпиталями.

Особенность шведской системы — сотрудничество университетов 

и регио 

нальных госпиталей. Главные врачи этих госпиталей являются 

профессорами или преподавателями и исследователями. Правительство 
оказывает финансовую поддержку региональным госпиталям за их обра-
зовательную и исследовательскую деятельность. Медицинские факульте-
ты университетов отвечают за медицинское образование и исследования 
в области медицины, а правительство и Министерство образования — 
за образование и научные исследования в различных сферах.

В Швеции, чтобы стать студентом медицинского факультета, необходимо 

пройти сложный конкурс, основанный на школьных оценках. В результате 
студенты медицинских факультетов сравнительно успешно справляются 
с программой обучения. Это связано еще и с тем, что врачи имеют высокие 
доход и социальный статус.

Обычно студентами медицинского факультета становятся в 18–20 лет — 

после завершения общего начального и среднего образования (это занимает 
10 лет). Додипломное образование — 5,5 лет. Раньше оно было организовано 
в соответствии с жесткой системой «блоков», включающей курсы по опре-
деленным предметам: сначала теоретические (доклинические), а затем — 
с постепенным увеличением доли клинических дисциплин. В последние 
десятилетия додипломное образование стало более объектно- и проблемно-
ориентированным, при котором различные медицинские вопросы освеща-
ются специалистами разного профиля.

В период клинического обучения студенты общаются с пациентами, ведут 

истории болезни и изучают различные методы обследования. При этом 
акцент делается не только на диагностику и лечение, но и на другие формы 
врачебной работы, включая профилактические программы, социальную 
медицину и этику.

Последипломное образование начинается с длящейся 21 месяц интерна-

туры по специальностям: терапия, хирургия, психиатрия и общая практика. 
Это период оплачиваемой работы, координируемой другими специалиста-
ми. По завершении интернатуры и подтверждения своей квалификации 
в соответствующих тестовых заданиях врач становится дипломированным 
специалистом и получает лицензию на работу.


background image

37

Глава 1. Медицинское образование в России...

После этой процедуры регистрации доктор получает разрешение прак-

тиковать и работать в госпиталях и других медицинских учреждениях, 
но только при условии координирования его работы. Именно поэтому почти 
все врачи продолжают свое последипломное образование с целью получе-
ния квалификации специалиста после четырехгодичной работы по одной 
из 60 специальностей. В течение этого периода резидентуры врач должен 
выполнять оплачиваемую работу в различных областях медицины в соот-
ветствии с программой, установленной для каждой специальности, и под-
тверждать свои знания в ряде квалификационных тестов. При успешном 
завершении последипломного образования он получает сертификат спе-
циалиста и разрешение практиковать самостоятельно.

Ответственность за организацию и контроль последипломного образова-

ния врачей лежит на Национальном департаменте здоровья и благосостоя-
ния при Министерстве здравоохранения и социальных вопросов. В плани-
рование и контроль, особенно в отношении резидентуры, вовлечены также 
такие организации, как Шведская медицинская ассоциация и Шведское 
медицинское общество.

В Швеции научные исследования в области медицины имеют большое 

международное значение. Они отличаются интеграцией фундаментальных 
и клинических работ и носят прикладной характер для практического здра-
воохранения, особенно на уровне региональных/университетских госпи-
талей. Эти исследования финансируются в основном за счет правитель-
ственных фондов — через университеты и специальные исследовательские 
советы, но советы округов и фармацевтические компании также предостав-
ляют финансовые ресурсы для клинических исследований, которые связа-
ны с практическим здравоохранением. Почти треть суммы, затрачиваемой 
университетами на исследования, идет на работы в различных областях 
медицины.

В университетах существует специальная исследовательская обучающая 

программа, которая завершается экзаменом на звание MD — соответствую-
щая PhD (Doctor of Philosophy). PhD — докторская степень, аналог кандидат-
ской в отечественной системе образования, с указанием области знаний. 
Например,  Doctor  of  Philosophy  in  medicine (доктор философии в области 
медицины).

Как видно из краткого очерка о медицинском образовании в различ-

ных странах мира, суть его практически одинакова: это continuum education 
(продолженное образование), начинающееся на младших курсах изучением 
фундаментальной медицины, базовых дисциплин: анатомии, гистологии, 
физиологии, биохимии, микробиологии, общей патологии — и последую-
щий переход к клиническим предметам для получения к окончанию выс-
шего учебного заведения необходимого объема знаний по общеврачебным 
дисциплинам и последующим postgraduate education, тоже обязательным 
образованием. Существующие различия относятся к срокам обучения, осо-
бенно последипломного, и формам повышения квалификации.

Болонский процесс во многом направлен на создание единых программ, 

по крайней мере, образования в высших учебных заведениях. Этот процесс