Файл: Гинекология Радзинский, Fuks, Токтар.pdf

Добавлен: 14.02.2019

Просмотров: 109297

Скачиваний: 5703

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

43

Глава 2. Краткий очерк развития гинекологии

Подробно описаны «месячные очищения», а также болезни, приводящие 
к нарушению цикла и возникающие при его нарушении: «…женщина, 
не имевшая детей, тяжелее и быстрее страдает месячными, чем та, которая 
имела детей». Отмечалось также, что «если у женщины, которая не была 
беременна, месячные прекращаются и не могут найти выхода наружу, насту-
пает болезнь. Это бывает, если маточное отверстие закрылось или откло-
нилось…». «У небеременных женщин при отсутствии месячных кровь 
задерживается в матке и не выходит наружу. От этого возможно воспаление, 
образование опухолей, сдавление мочевого пузыря. Возможно нагноение». 
Гиппократ указывал на появление мании у родильниц и развитие меланхо-
лии у девиц с нарушенными менструациями.

Интересны представления Гиппократа о природе формирования пола 

плода. Считалось, что существует «мужское семя — несущее в себе то, 
что есть наиболее сильного в мужском организме», и «женское семя — 
несущее в себе то, что есть наиболее сильного в женском организме»; 
«…как у женщины, так и у мужчины существует как женское, так и муж-
ское семя…». Отмечалось, что мужское и женское семя может быть сильнее 
и слабее. «Семя как женщины, так и мужчины происходит из всего тела, 
и из слабых частей — слабое, а из сильных — сильное, и по необходимости 
это также распределяется и у ребенка». Чье семя побеждает, той частью 
тела ребенок более похож на мать или отца. Это ли не начало генетики? 
Тем более что в дальнейшем Гиппократ пишет о существовании болезней, 
передающихся по наследству.

Выделялись естественные и искусственные выкидыши. Последние свя-

зывались с физическими упражнениями (подпрыгиваниями) или приемом 
лекарственных средств. Отношение врачей к искусственным абортам было 
крайне отрицательным, поэтому в клятве Гиппократа врачи, приступая 
к практической деятельности, присягали, что никогда не будут производить 
выкидыш. Только через несколько веков стала признаваться возможность 
выполнения этой операции для спасения жизни беременной (по медицин-
ским показаниям).

Начиная с Гиппократа, врачи стремились добиться рождения последа 

путем усиления деятельности брюшного пресса. Применялись различные 
способы: чиханье («чтобы заставить выйти послед, для этого необходи-
мо, давши чихательное средство, зажать рот и нос»), «дутье в бутылку», 
потягивание за пуповину, привязывание к пуповине тяжелого предмета. 
При невыделившемся последе советовали использовать вес неотделенного 
от него ребенка: при натянутой пуповине ребенок укладывался на два пузы-
ря с водой, после чего в пузырях делались маленькие дырочки.

Одна из глав «Гиппократова сборника», названная «О женских болезнях», 

содержит не только описание маточных кровотечений, симптомов вос-
палительных заболеваний матки и влагалища, опухолей половых органов, 
но и рекомендации по их лечению (в частности, удаление опухоли из матки 
с помощью щипцов, ножа и раскаленного железа). В диагностических 
целях проводилось влагалищное исследование, применялось зондирование 
полости матки после расширения цервикального канала специальными 


background image

Сhapter 2. Brief History of Development of Gynaecology

44

палочками разного диаметра. При воспалительных заболеваниях произво-
дилось «окуривание» влагалища ароматическими веществами (цикламен, 
укроп, чеснок), а для их лечения с помощью специального приспособления 
из бычьего пузыря в полость матки через полый зонд вводилось теплое рас-
тительное масло. При выпадении матки применялось наружное вправление, 
после чего вводились пессарии, назначался бандаж и постельный режим.

В Александрии (Египет) эллинские искусства и науки пустили новые 

ростки. Птолемеем I (323–282 гг. до н.э.) были основаны Александрийский 
мусейон (храм муз) и Александрийская библиотека. В александрийской 
врачебной школе
 впервые осмелились вскрывать и исследовать человече-
ские трупы. Среди врачей александрийской школы особенно прославились 
Герофил и Архиген.

Герофил  из Халкидона (Herophilos, 335–280 гг. до н.э.) считался первым 

преподавателем повивального искусства. К главным причинам патоло-
гических родов он относил неправильное (поперечное) положение плода, 
трудность раскрытия маточного зева, неправильное строение позвоночника 
и таза (при кифозе и лордозе), а также смерть плода.

Архиген  (Arhigen, I–II вв. н.э.) — сирийский врач, практиковавший 

в Риме, хирург и акушер — впервые произвел перевязку сосудов и обкалыва-
ние кровоточащих мест для остановки кровотечения. Он же впервые приме-
нил для осмотра влагалища и шейки матки влагалищное зеркало — диоптру 
(от греч. dioptra — видеть всюду). Гинекологические зеркала обнаружены 
при раскопках Помпеи, древнеримского города, погребенного под пеплом 
Везувия (79 г. н.э.).

Ученик Герофила Деметрий (др.-греч. — Δημήτριος, II век до н.э.) изучал 

развитие беременности, причины патологических родов, дал характеристи-
ку  разного  рода  кровотечений  и  разделил  их  на  группы.

В александрийской школе работал греческий ученый и врач Эрасистрат 

(Erasistratos, ок. 330–255 гг. до н.э.), племянник Аристотеля. Его учениками 
были Асклепиад, Диоскорид, Соран, Гален.

Главным источником, из которого почерпнуты сведения о состоянии 

акушерства этого периода, являются сочинения Корнелия Цельса (Аulus 
Сornelius Сelsus, 25 г. до н.э. – 50 г. н.э.), жившего в царствование Тиберия 
и Нерона. Он был римским патрицием, энциклопедистом и врачом-
любителем. В одной из глав восьмитомного трактата «О медицине» («De 
medicina») им отвергается существовавшее мнение, что родоразрешение есте-
ственным путем возможно лишь при головном предлежании. Указывается 
на практическое применение поворота на ножки и извлечения за ножки 
при неправильных положениях плода. Однако Цельс говорил о повороте 
на ножки только мертвого плода. При извлечении последующей головки 
применялось давление на нее сверху через брюшные покровы. В гинеко-
логии Цельсом описано заращение влагалища, предложено использование 
свечей в качестве лекарственной формы.

Первым среди врачей Рима (эпоха правления Траяна и Адриана) по досто-

инству называют Сорана Старшего Эфесского (Soranus Ephesus, 98–138 гг. 
н.э.), представителя врачебной школы, основанной Асклепиадом. В своих 


background image

45

Глава 2. Краткий очерк развития гинекологии

трудах («De muilerum morbis») Соран излагал течение беременности и родов 
с соответствующими приемами терапевтического и хирургического посо-
бия. Он был сторонником бережных родов, описал приемы предупреждения 
разрыва промежности, поворот плода на ножку и на головку, операцию 
эмбриотомии, разрабатывал методы обследования беременной (прощу-
пывание, простукивание, выслушивание в области расположения плода), 
правила кормления грудью. Работы Сорана до XVIII в. считались основным 
источником знаний по родовспоможению, гинекологии и педиатрии. Он 
опроверг господствовавшее мнение о живой природе матки, высказанное 
Платоном (матка самостоятельное и не зависящее от организма существо), 
описал анатомическое строение матки, яичников и маточных труб, устано-
вил место расположения матки (между мочевым пузырем и прямой кишкой) 
и впервые указал, что матка женщины отличается от матки животных тем, 
что не имеет рогов.

Соран установил следующие признаки беременности: задерживаются 

месячные, набухают грудные железы, а сосуды кожи желез делаются изви-
тыми и приобретают синеватый оттенок; появляется позыв к рвоте; под гла-
зами выделяются темные круги, а на лице — желтые пятна; с течением 
времени увеличивается живот, и беременная начинает ощущать движение 
плода. Он уточнил сведения о внутриутробном питании плода, установил 
наличие плодных оболочек и плаценты.

Соран Эфесский впервые начал выполнять поворот живого плода 

на ножку и советовал делать его даже при головном предлежании. Он 
определил показания и правила выполнения этой операции. Соран устано-
вил показания для прерывания беременности по медицинским показаниям. 
По его мнению, гораздо безопаснее провести выкидыш, чем после прибегать 
к эмбриотомии.

Сораном описаны аномалии в менструациях, воспаления матки, нимфо-

мания, скирр и опухоли матки, маточные кровотечения, смещения и выпа-
дения матки, бели и др. Соран не связывал менструации с фазами Луны 
и считал, что деторождение укрепляет и развивает организм матери.

Последователь Сорана — Мошион (Moschion или Muscio), утверждавший, 

что поворотом плода можно спасти ему жизнь. Мошион написал, преиму-
щественно по трудам Сорана, катехизис для повивальных бабок в объеме 
152 главы, в которых говорится об уходе за роженицей, младенцем и опи-
сываются женские болезни.

Руф Эфеcский (Rufus Ephesus, 98–117 гг. н.э.) подробно описал анатомию 

женских половых органов, в том числе и маточные трубы, названные впо-
следствии фаллопиевыми. Матка разделялась им на дно ( fundus), шейку 
(cervix) и влагалище (vagina).

Филумен  (I в. н.э.) считал одной из причин бесплодия заращение вла-

галища и матки и пытался его устранять оперативным путем. Он впервые 
провел вскрытие абсцесса большой железы преддверия влагалища (бартоли-
новой железы) и удаление молочной железы, пораженной раком. Для сни-
жения болевой чувствительности во время хирургических вмешательств он 
применял вино, сок мандрагоры и др.


background image

Сhapter 2. Brief History of Development of Gynaecology

46

В постгиппократовский период самым знаменитым врачом древно-

сти считают Галена  из Пергама (Galen, 131–201 гг. н.э.), древнеримского 
врача. В классическом труде «О частях человеческого тела» он дал первое 
анатомо-физиологическое описание целостного организма. Ввел в медици-
ну вивисекционные эксперименты на животных. Он показал, что анатомия 
и физиология — основа научной диагностики, лечения и профилактики. 
Обобщил представления античной медицины в виде единого учения, ока-
завшего большое влияние на развитие естествознания вплоть до XV–XVI вв. 
Гален правильно оценил родовые силы, указал на роль сокращений матки 
для раскрытия шейки и изгнания плода, сравнивая его с изгнанием фекаль-
ных масс. Гален анатомировал обезьян, овец, свиней и собак. Данные 
по анатомии животных он автоматически переносил на человека, поэтому 
при описании матки он указывал на наличие в ней двух рогов.

Из женщин-акушерок след в истории гинекологии оставила Аспазия (II в. 

н.э.), носившая звание врача. Она описала методику пальпаторного иссле-
дования матки, расширение вен наружных половых органов, применяла 
хирургическое удаление кондилом, гипертрофированных малых половых губ 
и клитора, вскрытие гнойников, удаление полипов цервикального канала.

2.3. МЕДИЦИНА СРЕДНИХ ВЕКОВ

MEDICINE IN MIDDLE AGES

После угасания Римской империи медицина во многом стала оккульт-

ной, шаманской, широко использовались эликсиры «бессмертия», «вечной 
молодости», нелепые бессмыслицы, суеверия и др. Со второй половины 
VII в. отмечается застой и в изучении акушерства и женских болезней. 
Однако в этот период необходимо выделить вклад медицинской школы 
в Салерно
 (Италия, недалеко от Неаполя, 850–1200). Салернский госпи-
таль (основан в 820 г.) был, по существу, первой гражданской больницей 
в Западной Европе, а медицинская школа в Салерно была основана не духо-
венством, а финансировалась за счет средств города и платы за обучение. 
В медицинской школе в Салерно преподавание велось на основе греко-
арабской науки. Деканы — приоры школы не имели духовных званий. Более 
того, в XI–XV веках в Салерно учились и даже преподавали женщины. Так, 
Абелла  (Abella, XI в.) является автором трактата «О природе человеческого 
семени», а Тротула (Trotula, XI в.) в трактате «О женских болезнях» пред-
лагала производить в родах защиту промежности, а в случае ее разрыва — 
зашивание шелковыми швами.

Арабские и среднеазиатские врачи внесли наиболее существенный вклад 

в развитие практической медицины Средневековья. Труды Рази, он же Абу 
Бакир Муххамад ибн Закарийа ал-Рази (850–923), Абу-ль-Касима Халиф 
ибн Аббаса ал-Захрави (936–1013) и особенно Ибн Сины Абу Али Хусейн 
Абдаллаха (16 августа 980 – 18 июня 1037) долгое время служили основными 
руководствами для подготовки врачей в странах Востока и Европы, оказали 
огромное влияние на дальнейшее развитие медицины.


background image

47

Глава 2. Краткий очерк развития гинекологии

В период Средневековья особое место и заслуга в развитии медици-

ны принадлежат знаменитому врачу Абу ибн Сине (Авиценна, 980–1037), 
жившему в Средней Азии и Иране. Он создал энциклопедию медицины 
своего времени — «Канон врачебной науки». Ибн Сина систематизировал 
наследие древних врачей и обогатил медицину собственным клиническим 
опытом, описав некоторые заболевания женских половых органов и молоч-
ной железы, способ удаления маточных полипов, установил показания 
к операциям. Его труды были переведены на европейские языки, а «Канон 
врачебной науки» издавался более 30 раз. В нем приводятся главы об опе-
рации поворота плода, низведении ножки плода, кранио- и эмбриотомии, 
удалении маточных полипов, прерывании беременности для сохранения 
жизни матери.

Вместе с тем в арабской медицине вплоть до периода Возрождения суще-

ствовали определенные религиозные предрассудки: анатомию человека 
арабские врачи не изучали, поскольку ислам строго запрещал даже при-
косновение к мертвому человеческому телу. Кроме того, ни один посторон-
ний мужчина не должен был не только прикасаться, но и видеть женщину. 
Исключений не было даже для врачей, поэтому при родах присутствовали 
только женщины.

Развитие медицины и, в частности, акушерства и гинекологии в Средние 

века в Европе резко затормозилось. Утверждалось, что все знания уже пре-
поданы в Священном Писании, установилось представление, что врачам-
мужчинам низко и даже неприлично заниматься акушерством, гиппокра-
товская медицина и достижения александрийской школы были забыты. 
Религия насаждала идеи вроде догмы «о непорочном зачатии» и в то же 
время фанатики внушали мысль о том, что дети могут рождаться от дьявола. 
Всякая критика подобных взглядов со стороны ученых и врачей вызывала 
их преследование, пытки инквизиции. В 1552 г. доктор Вейт  был публично 
сожжен как еретик на центральной площади Гамбурга за то, что стал зани-
маться родовспоможением.

По законам средневековой христианской церкви следовало, что смерть 

рожениц происходила по воле бога, в то время как производство аборта — 
уничтожение внутриутробного младенца, обладающего «божествен-
ной душой», рассматривалось как убийство. В VII в. решением 
VI Константинопольского собора (в 629 г.) истребление «неодухотворенно-
го» зародыша каралось ссылкой как женщины, сделавшей аборт, так и лица, 
помогавшего ей в этом, а за истребление «одухотворенного» зародыша (более 
40 дней беременности) полагалась смертная казнь. Различие между «неоду-
хотворенным» (до 40 дня) и «одухотворенным» (после 40 дня беременности) 
было установлено законодательством Юстиниана (527–565 гг.).

Первые указания о кесаревом (кесарском) сечении относятся к греко-

римскому периоду (Fulda). Плиний сообщает, что таким образом были спа-
сены Сципион Африканский и Манлий. В 1710 г. Н. Бидлоо писал: «Кесарево 
сечение получило свое название потому, что такая операция была [впервые] 
сделана живой матери [будущего] императора Сципиона Африканского, 
который живым был извлечен из [чрева] своей матери». В VII в. до н.э.