Добавлен: 14.02.2019
Просмотров: 109297
Скачиваний: 5703
43
Глава 2. Краткий очерк развития гинекологии
Подробно описаны «месячные очищения», а также болезни, приводящие
к нарушению цикла и возникающие при его нарушении: «…женщина,
не имевшая детей, тяжелее и быстрее страдает месячными, чем та, которая
имела детей». Отмечалось также, что «если у женщины, которая не была
беременна, месячные прекращаются и не могут найти выхода наружу, насту-
пает болезнь. Это бывает, если маточное отверстие закрылось или откло-
нилось…». «У небеременных женщин при отсутствии месячных кровь
задерживается в матке и не выходит наружу. От этого возможно воспаление,
образование опухолей, сдавление мочевого пузыря. Возможно нагноение».
Гиппократ указывал на появление мании у родильниц и развитие меланхо-
лии у девиц с нарушенными менструациями.
Интересны представления Гиппократа о природе формирования пола
плода. Считалось, что существует «мужское семя — несущее в себе то,
что есть наиболее сильного в мужском организме», и «женское семя —
несущее в себе то, что есть наиболее сильного в женском организме»;
«…как у женщины, так и у мужчины существует как женское, так и муж-
ское семя…». Отмечалось, что мужское и женское семя может быть сильнее
и слабее. «Семя как женщины, так и мужчины происходит из всего тела,
и из слабых частей — слабое, а из сильных — сильное, и по необходимости
это также распределяется и у ребенка». Чье семя побеждает, той частью
тела ребенок более похож на мать или отца. Это ли не начало генетики?
Тем более что в дальнейшем Гиппократ пишет о существовании болезней,
передающихся по наследству.
Выделялись естественные и искусственные выкидыши. Последние свя-
зывались с физическими упражнениями (подпрыгиваниями) или приемом
лекарственных средств. Отношение врачей к искусственным абортам было
крайне отрицательным, поэтому в клятве Гиппократа врачи, приступая
к практической деятельности, присягали, что никогда не будут производить
выкидыш. Только через несколько веков стала признаваться возможность
выполнения этой операции для спасения жизни беременной (по медицин-
ским показаниям).
Начиная с Гиппократа, врачи стремились добиться рождения последа
путем усиления деятельности брюшного пресса. Применялись различные
способы: чиханье («чтобы заставить выйти послед, для этого необходи-
мо, давши чихательное средство, зажать рот и нос»), «дутье в бутылку»,
потягивание за пуповину, привязывание к пуповине тяжелого предмета.
При невыделившемся последе советовали использовать вес неотделенного
от него ребенка: при натянутой пуповине ребенок укладывался на два пузы-
ря с водой, после чего в пузырях делались маленькие дырочки.
Одна из глав «Гиппократова сборника», названная «О женских болезнях»,
содержит не только описание маточных кровотечений, симптомов вос-
палительных заболеваний матки и влагалища, опухолей половых органов,
но и рекомендации по их лечению (в частности, удаление опухоли из матки
с помощью щипцов, ножа и раскаленного железа). В диагностических
целях проводилось влагалищное исследование, применялось зондирование
полости матки после расширения цервикального канала специальными
Сhapter 2. Brief History of Development of Gynaecology
44
палочками разного диаметра. При воспалительных заболеваниях произво-
дилось «окуривание» влагалища ароматическими веществами (цикламен,
укроп, чеснок), а для их лечения с помощью специального приспособления
из бычьего пузыря в полость матки через полый зонд вводилось теплое рас-
тительное масло. При выпадении матки применялось наружное вправление,
после чего вводились пессарии, назначался бандаж и постельный режим.
В Александрии (Египет) эллинские искусства и науки пустили новые
ростки. Птолемеем I (323–282 гг. до н.э.) были основаны Александрийский
мусейон (храм муз) и Александрийская библиотека. В александрийской
врачебной школе впервые осмелились вскрывать и исследовать человече-
ские трупы. Среди врачей александрийской школы особенно прославились
Герофил и Архиген.
Герофил из Халкидона (Herophilos, 335–280 гг. до н.э.) считался первым
преподавателем повивального искусства. К главным причинам патоло-
гических родов он относил неправильное (поперечное) положение плода,
трудность раскрытия маточного зева, неправильное строение позвоночника
и таза (при кифозе и лордозе), а также смерть плода.
Архиген (Arhigen, I–II вв. н.э.) — сирийский врач, практиковавший
в Риме, хирург и акушер — впервые произвел перевязку сосудов и обкалыва-
ние кровоточащих мест для остановки кровотечения. Он же впервые приме-
нил для осмотра влагалища и шейки матки влагалищное зеркало — диоптру
(от греч. dioptra — видеть всюду). Гинекологические зеркала обнаружены
при раскопках Помпеи, древнеримского города, погребенного под пеплом
Везувия (79 г. н.э.).
Ученик Герофила Деметрий (др.-греч. — Δημήτριος, II век до н.э.) изучал
развитие беременности, причины патологических родов, дал характеристи-
ку разного рода кровотечений и разделил их на группы.
В александрийской школе работал греческий ученый и врач Эрасистрат
(Erasistratos, ок. 330–255 гг. до н.э.), племянник Аристотеля. Его учениками
были Асклепиад, Диоскорид, Соран, Гален.
Главным источником, из которого почерпнуты сведения о состоянии
акушерства этого периода, являются сочинения Корнелия Цельса (Аulus
Сornelius Сelsus, 25 г. до н.э. – 50 г. н.э.), жившего в царствование Тиберия
и Нерона. Он был римским патрицием, энциклопедистом и врачом-
любителем. В одной из глав восьмитомного трактата «О медицине» («De
medicina») им отвергается существовавшее мнение, что родоразрешение есте-
ственным путем возможно лишь при головном предлежании. Указывается
на практическое применение поворота на ножки и извлечения за ножки
при неправильных положениях плода. Однако Цельс говорил о повороте
на ножки только мертвого плода. При извлечении последующей головки
применялось давление на нее сверху через брюшные покровы. В гинеко-
логии Цельсом описано заращение влагалища, предложено использование
свечей в качестве лекарственной формы.
Первым среди врачей Рима (эпоха правления Траяна и Адриана) по досто-
инству называют Сорана Старшего Эфесского (Soranus Ephesus, 98–138 гг.
н.э.), представителя врачебной школы, основанной Асклепиадом. В своих
45
Глава 2. Краткий очерк развития гинекологии
трудах («De muilerum morbis») Соран излагал течение беременности и родов
с соответствующими приемами терапевтического и хирургического посо-
бия. Он был сторонником бережных родов, описал приемы предупреждения
разрыва промежности, поворот плода на ножку и на головку, операцию
эмбриотомии, разрабатывал методы обследования беременной (прощу-
пывание, простукивание, выслушивание в области расположения плода),
правила кормления грудью. Работы Сорана до XVIII в. считались основным
источником знаний по родовспоможению, гинекологии и педиатрии. Он
опроверг господствовавшее мнение о живой природе матки, высказанное
Платоном (матка самостоятельное и не зависящее от организма существо),
описал анатомическое строение матки, яичников и маточных труб, устано-
вил место расположения матки (между мочевым пузырем и прямой кишкой)
и впервые указал, что матка женщины отличается от матки животных тем,
что не имеет рогов.
Соран установил следующие признаки беременности: задерживаются
месячные, набухают грудные железы, а сосуды кожи желез делаются изви-
тыми и приобретают синеватый оттенок; появляется позыв к рвоте; под гла-
зами выделяются темные круги, а на лице — желтые пятна; с течением
времени увеличивается живот, и беременная начинает ощущать движение
плода. Он уточнил сведения о внутриутробном питании плода, установил
наличие плодных оболочек и плаценты.
Соран Эфесский впервые начал выполнять поворот живого плода
на ножку и советовал делать его даже при головном предлежании. Он
определил показания и правила выполнения этой операции. Соран устано-
вил показания для прерывания беременности по медицинским показаниям.
По его мнению, гораздо безопаснее провести выкидыш, чем после прибегать
к эмбриотомии.
Сораном описаны аномалии в менструациях, воспаления матки, нимфо-
мания, скирр и опухоли матки, маточные кровотечения, смещения и выпа-
дения матки, бели и др. Соран не связывал менструации с фазами Луны
и считал, что деторождение укрепляет и развивает организм матери.
Последователь Сорана — Мошион (Moschion или Muscio), утверждавший,
что поворотом плода можно спасти ему жизнь. Мошион написал, преиму-
щественно по трудам Сорана, катехизис для повивальных бабок в объеме
152 главы, в которых говорится об уходе за роженицей, младенцем и опи-
сываются женские болезни.
Руф Эфеcский (Rufus Ephesus, 98–117 гг. н.э.) подробно описал анатомию
женских половых органов, в том числе и маточные трубы, названные впо-
следствии фаллопиевыми. Матка разделялась им на дно ( fundus), шейку
(cervix) и влагалище (vagina).
Филумен (I в. н.э.) считал одной из причин бесплодия заращение вла-
галища и матки и пытался его устранять оперативным путем. Он впервые
провел вскрытие абсцесса большой железы преддверия влагалища (бартоли-
новой железы) и удаление молочной железы, пораженной раком. Для сни-
жения болевой чувствительности во время хирургических вмешательств он
применял вино, сок мандрагоры и др.
Сhapter 2. Brief History of Development of Gynaecology
46
В постгиппократовский период самым знаменитым врачом древно-
сти считают Галена из Пергама (Galen, 131–201 гг. н.э.), древнеримского
врача. В классическом труде «О частях человеческого тела» он дал первое
анатомо-физиологическое описание целостного организма. Ввел в медици-
ну вивисекционные эксперименты на животных. Он показал, что анатомия
и физиология — основа научной диагностики, лечения и профилактики.
Обобщил представления античной медицины в виде единого учения, ока-
завшего большое влияние на развитие естествознания вплоть до XV–XVI вв.
Гален правильно оценил родовые силы, указал на роль сокращений матки
для раскрытия шейки и изгнания плода, сравнивая его с изгнанием фекаль-
ных масс. Гален анатомировал обезьян, овец, свиней и собак. Данные
по анатомии животных он автоматически переносил на человека, поэтому
при описании матки он указывал на наличие в ней двух рогов.
Из женщин-акушерок след в истории гинекологии оставила Аспазия (II в.
н.э.), носившая звание врача. Она описала методику пальпаторного иссле-
дования матки, расширение вен наружных половых органов, применяла
хирургическое удаление кондилом, гипертрофированных малых половых губ
и клитора, вскрытие гнойников, удаление полипов цервикального канала.
2.3. МЕДИЦИНА СРЕДНИХ ВЕКОВ
MEDICINE IN MIDDLE AGES
После угасания Римской империи медицина во многом стала оккульт-
ной, шаманской, широко использовались эликсиры «бессмертия», «вечной
молодости», нелепые бессмыслицы, суеверия и др. Со второй половины
VII в. отмечается застой и в изучении акушерства и женских болезней.
Однако в этот период необходимо выделить вклад медицинской школы
в Салерно (Италия, недалеко от Неаполя, 850–1200). Салернский госпи-
таль (основан в 820 г.) был, по существу, первой гражданской больницей
в Западной Европе, а медицинская школа в Салерно была основана не духо-
венством, а финансировалась за счет средств города и платы за обучение.
В медицинской школе в Салерно преподавание велось на основе греко-
арабской науки. Деканы — приоры школы не имели духовных званий. Более
того, в XI–XV веках в Салерно учились и даже преподавали женщины. Так,
Абелла (Abella, XI в.) является автором трактата «О природе человеческого
семени», а Тротула (Trotula, XI в.) в трактате «О женских болезнях» пред-
лагала производить в родах защиту промежности, а в случае ее разрыва —
зашивание шелковыми швами.
Арабские и среднеазиатские врачи внесли наиболее существенный вклад
в развитие практической медицины Средневековья. Труды Рази, он же Абу
Бакир Муххамад ибн Закарийа ал-Рази (850–923), Абу-ль-Касима Халиф
ибн Аббаса ал-Захрави (936–1013) и особенно Ибн Сины Абу Али Хусейн
Абдаллаха (16 августа 980 – 18 июня 1037) долгое время служили основными
руководствами для подготовки врачей в странах Востока и Европы, оказали
огромное влияние на дальнейшее развитие медицины.
47
Глава 2. Краткий очерк развития гинекологии
В период Средневековья особое место и заслуга в развитии медици-
ны принадлежат знаменитому врачу Абу ибн Сине (Авиценна, 980–1037),
жившему в Средней Азии и Иране. Он создал энциклопедию медицины
своего времени — «Канон врачебной науки». Ибн Сина систематизировал
наследие древних врачей и обогатил медицину собственным клиническим
опытом, описав некоторые заболевания женских половых органов и молоч-
ной железы, способ удаления маточных полипов, установил показания
к операциям. Его труды были переведены на европейские языки, а «Канон
врачебной науки» издавался более 30 раз. В нем приводятся главы об опе-
рации поворота плода, низведении ножки плода, кранио- и эмбриотомии,
удалении маточных полипов, прерывании беременности для сохранения
жизни матери.
Вместе с тем в арабской медицине вплоть до периода Возрождения суще-
ствовали определенные религиозные предрассудки: анатомию человека
арабские врачи не изучали, поскольку ислам строго запрещал даже при-
косновение к мертвому человеческому телу. Кроме того, ни один посторон-
ний мужчина не должен был не только прикасаться, но и видеть женщину.
Исключений не было даже для врачей, поэтому при родах присутствовали
только женщины.
Развитие медицины и, в частности, акушерства и гинекологии в Средние
века в Европе резко затормозилось. Утверждалось, что все знания уже пре-
поданы в Священном Писании, установилось представление, что врачам-
мужчинам низко и даже неприлично заниматься акушерством, гиппокра-
товская медицина и достижения александрийской школы были забыты.
Религия насаждала идеи вроде догмы «о непорочном зачатии» и в то же
время фанатики внушали мысль о том, что дети могут рождаться от дьявола.
Всякая критика подобных взглядов со стороны ученых и врачей вызывала
их преследование, пытки инквизиции. В 1552 г. доктор Вейт был публично
сожжен как еретик на центральной площади Гамбурга за то, что стал зани-
маться родовспоможением.
По законам средневековой христианской церкви следовало, что смерть
рожениц происходила по воле бога, в то время как производство аборта —
уничтожение внутриутробного младенца, обладающего «божествен-
ной душой», рассматривалось как убийство. В VII в. решением
VI Константинопольского собора (в 629 г.) истребление «неодухотворенно-
го» зародыша каралось ссылкой как женщины, сделавшей аборт, так и лица,
помогавшего ей в этом, а за истребление «одухотворенного» зародыша (более
40 дней беременности) полагалась смертная казнь. Различие между «неоду-
хотворенным» (до 40 дня) и «одухотворенным» (после 40 дня беременности)
было установлено законодательством Юстиниана (527–565 гг.).
Первые указания о кесаревом (кесарском) сечении относятся к греко-
римскому периоду (Fulda). Плиний сообщает, что таким образом были спа-
сены Сципион Африканский и Манлий. В 1710 г. Н. Бидлоо писал: «Кесарево
сечение получило свое название потому, что такая операция была [впервые]
сделана живой матери [будущего] императора Сципиона Африканского,
который живым был извлечен из [чрева] своей матери». В VII в. до н.э.