Файл: Министерство российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 364

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ I. Общие положения

1.1. Основные понятия

1.2. Общие положения

РАЗДЕЛ II. Школа повышения оперативного мастерства

2.1. Общие положения

повышение служебного мастерства по линии специализации.

2.3. Организация учебного процесса

РАЗДЕЛ III. Изучение оперативно тактической характеристики района выезда

3.2.5. Подготовка руководителя к занятию

3.2.6. Подведение итогов обучения

РАЗДЕЛ IV. Решение пожарно-тактических задач

4.1. Общие положения

4.3. Подготовка руководителя к решению задачи

4.4. Порядок и методика проведения занятия

РАЗДЕЛ V. Групповые упражнения (деловые игры)

5.1. Общие положения

5.4. Подготовка руководителя и обучаемых к занятию

5.5. Проведение группового упражнения

5.6. Разбор группового упражнения

РАЗДЕЛ VI. Разбор пожаров

6.1. Общие положения

6.2. Проведение разборов пожаров

РАЗДЕЛ VII. Пожарно-тактические учения

7.1.Общие положения

7.3. Подготовка руководителя учения,

7.4. Подготовка посредников и имитаторов

7.5. Методика проведения учения

7.6. Подведение итогов учения

РАЗДЕЛ VIII. Стажировка начальствующего состава



3.2.4. Изучение оперативно-тактических особенностей отдельных объектов, зданий и сооружений


Начальствующий состав обязан изучить пожарную опасность технологических процессов производства, применяемых и изготавливаемых веществ и материалов, строительные конструкции зданий и сооружений системы водоснабжения и пожарной автоматики и другие особенности объектов, расположенных в районе выезда.

Сотрудники территориальных органов МЧС России обязаны изучить наиболее важные и пожароопасные объекты, расположенные в республиканских, краевых, областных центрах, на которые предусмотрен выезд по повышенным номерам вызова.

Занятия по оперативно-тактическому изучению объектов, как правило, проводят в составе группы в следующей последовательности:

изучение общих данных о противопожарном состоянии объекта;

изучение конструктивных и объемно-планировочных особенностей зданий и сооружений, пожарной опасности отдельных цехов и установок.

В ходе изучения объекта, здания или сооружения рассматриваются такие вопросы, как:

наличие стационарных установок тушения, автоматических средств обнаружения и извещения о пожаре;

характеристика системы внутреннего противопожарного водоснабжения объекта, трассировку и диаметр внутренних сетей, расположение на них пожарных кранов, емкостей приспособленных для целей пожаротушения, возможность их использования при тушении пожара;

пожарная опасность технологического процесса производства;

характеристика жилья, полуфабрикатов, готовой продукции;

наличие и характер средств связи;

организация и состояние местной пожарной охраны;

случаи пожаров на объекте, их особенности, характер развития и тушения;

информация по вопросам тушения пожаров на подобных объектах.

Изучение территории и планировки объекта проводится на местности и включает рассмотрение следующих вопросов:

внешние границы объекта;

оперативно-тактические особенности прилегающих к объекту участков, улиц, рельефа местности;

расположение въездов и выездов;

возможности преодоления ограждений на случай прокладки рукавных линий и доставки к месту пожара пожарного оборудования;

вид, характеристика, состояние и тактические возможности противопожарного водоснабжения на территории объекта, размещение пожарных гидрантов, водоемов и других источников водоснабжения;


способы повышения давления в водопроводной сети и пополнения пожарных водоемов;

целесообразные места установки пожарных автомобилей на водоисточники;

пути и способы прокладки рукавных линий к зданиям (сооружениям, установкам);

необходимость организации подачи воды в перекачку на случай пожара или подвоза ее автоцистернами;

размещение и назначение отдельных зданий, сооружений, установок на территории объекта, их внешняя характеристика (высота, разрывы, наличие стационарных пожарных лестниц, состояние и вид кровли, наличие пустот и слуховых окон, фонарей и др.);

наличие опасности распространения огня при пожаре с одного здания (сооружения, установки) на другое, способы защиты зданий, (сооружений установок) от огня;

трассировка технологических коммуникаций, транспортирующих газ, нефтепродукты и другие пожаро- и взрывоопасные вещества, порядок их отключения при возникновении опасных ситуаций.

После изучения общих вопросов по той же схеме изучаются отдельные здания, сооружения, наиболее пожароопасные цехи и участки.

Изучение характеристики зданий, сооружений, установок необходимо проводить по поточности технологического процесса производства. Если отведенное по расписанию время не позволяет изучить в полном объеме объект, то он изучается по частям, на нескольких занятиях. При отсутствии такой необходимости групповым методом изучаются основные, наиболее характерные в оперативно-тактическом отношении здания, сооружения и установки.

На данном этапе занятия с начальствующим составом необходимо изучить:

внутреннюю планировку помещений (этажей, подвалов, чердаков);

конструктивные особенности и огнестойкость стен, перегородок, перекрытий и покрытий, наличие пустот в конструкциях, проемов в стенах и перекрытиях, вентиляционных систем, внутри цеховых транспортных устройств и других возможных путей распространения пожара, особенности технологических коммуникаций и электрооборудования, порядок их отключения на случай пожара или аварии;

общую характеристику технологического процесса производства, пожароопасные свойства веществ и материалов, обращающихся в технологическом процессе, их токсичность в нормальных условиях и при термическом разложении; особенности технологических аппаратов и оборудования, параметры их работы, размещение перекрывающих устройств и порядок приведения их в действие (к ознакомлению с этим вопросом целесообразно привлекать инженерно-технический персонал объектов);



возможность обрушения строительных конструкций и оборудования, взрывом различных веществ, сосудов под давлением, аппаратов с легковоспламеняющимися жидкостями и газами, расплавления и растекания горящих веществ и материалов;

случаи производственных аварий и способы их предупреждения, возможную обстановку и последствия пожара, аварии или взрыва, действия обслуживающего персонала, добровольных пожарных дружин и пожарных работников при ликвидации пожара, аварии или взрыва;

наличие и характеристику местных средств тушения, состояние и порядок приведения в действие стационарных установок тушения пожара, наличие, состояние и возможность использования на случай пожара местных средств связи и извещения;

пути развертывания сил и средств пожарных частей при тушении пожаров.

При оперативно-тактическом изучении объекта, здания или сооружения руководитель занятий в методическом плане предусматривает решение тактических задач (без вызова сил и средств). При этом отрабатывается правильность оценки обстановки на пожаре по его внешним признакам, определение решающего направления действий по тушению пожара, определение потребного количества сил и средств для тушения, принятие решения на развертывание сил и средств (расстановка пожарных автомобилей, определение путей и приемов прокладке рукавных линий), организация участков тушения пожара и др.

При индивидуальном изучении сам изучающий должен мысленно представить обстановку на возможном пожаре, оценить ее и определить последовательность и содержание тактических действий, ставя себя в роль РТП.

Задачи решаются в следующей последовательности:

руководитель на заранее намеченном участке объявляет начальствующему составу часть эпизода пожара. По объявленной обстановке участники занятия готовят решения на тушение пожара, после чего руководитель занятия заслушивает решения 2-3 человек, отмечает наиболее правильное решение и переходит к отработке других учебных вопросов.

В ходе решения тактических задач производятся ориентировочные расчеты потребного числа пожарных автомобилей для передачи воды в перекачку или подвозом автоцистернами, времени работы пожарных автомобилей от водоемов; определяются возможные схемы радио- и проводной связи между руководителем тушения пожара, участками тушения пожара и тылом, количеством необходимых огнетушащих веществ и т.д.


Для более глубокого изучения пожарной опасности технологических процессов производства, особенно вновь внедряемых, а также особенностей водоснабжения, энергоснабжения, сырьевых и других общеобъектовых технологических коммуникаций, систем связи и сигнализации проводят групповые занятия с привлечением в качестве преподавателей инженерно-технических работников цехов и руководителей служб объекта (главного энергетика, главного технолога, начальника цеха контрольно-измерительных приборов и т.п.).


3.2.5. Подготовка руководителя к занятию


Каждому групповому занятию по оперативно-тактическому изучению района выезда должна предшествовать тщательная подготовка руководителя. Подготовка руководителя к занятию состоит из следующих основных элементов:

определение учебной цели занятия, его содержания, последовательности и методики проведения. При этом содержание занятий по объему должно соответствовать отведенному по расписанию времени;

изучение учебной и специальной литературы, а также документов по вопросам, относящимся к содержанию занятия и методике его проведения;

подбор и подготовка наглядных пособий, необходимых для проведения занятий (планы и схемы объектов, зданий, сооружений или участков района выезда, справочные и расчетные таблицы, графики, экспонометры, планы тушения пожаров, карточки, планшеты и т.д.);

согласование организационных вопросов и возможности проведения занятий с руководителем объекта, а также со специалистами соответствующих служб района, города или объекта в случае необходимости их привлечения для проведения занятий;

изучение общих особенностей района выезда подразделения ФПС или отдельных участков, объектов, зданий, сооружений в объеме, определенном содержанием занятия;

разработка методического плана согласно форме, установленной приложением 3 к настоящим указаниям.

Методический план должен быть содержательным, конкретным и аккуратно оформленным, подписан руководителем занятия, утверждён старшим начальником.


3.2.6. Подведение итогов обучения


В конце каждого группового занятия по оперативно-тактическому изучению района выезда, отдельного участка или объекта руководитель лично подводит итоги.

При этом он обязан:

кратко напомнить участникам занятия цель занятия и как она достигнута;

указать положительные стороны и допущенные участниками занятия при решении тактических задач недостатки в оценке обстановок;