Файл: Министерство российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 364
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ II. Школа повышения оперативного мастерства
повышение служебного мастерства по линии специализации.
2.3. Организация учебного процесса
РАЗДЕЛ III. Изучение оперативно тактической характеристики района выезда
3.2.5. Подготовка руководителя к занятию
3.2.6. Подведение итогов обучения
РАЗДЕЛ IV. Решение пожарно-тактических задач
4.3. Подготовка руководителя к решению задачи
4.4. Порядок и методика проведения занятия
РАЗДЕЛ V. Групповые упражнения (деловые игры)
5.4. Подготовка руководителя и обучаемых к занятию
5.5. Проведение группового упражнения
5.6. Разбор группового упражнения
6.2. Проведение разборов пожаров
РАЗДЕЛ VII. Пожарно-тактические учения
7.3. Подготовка руководителя учения,
7.4. Подготовка посредников и имитаторов
3.2.4. Изучение оперативно-тактических особенностей отдельных объектов, зданий и сооружений
Начальствующий состав обязан изучить пожарную опасность технологических процессов производства, применяемых и изготавливаемых веществ и материалов, строительные конструкции зданий и сооружений системы водоснабжения и пожарной автоматики и другие особенности объектов, расположенных в районе выезда.
Сотрудники территориальных органов МЧС России обязаны изучить наиболее важные и пожароопасные объекты, расположенные в республиканских, краевых, областных центрах, на которые предусмотрен выезд по повышенным номерам вызова.
Занятия по оперативно-тактическому изучению объектов, как правило, проводят в составе группы в следующей последовательности:
изучение общих данных о противопожарном состоянии объекта;
изучение конструктивных и объемно-планировочных особенностей зданий и сооружений, пожарной опасности отдельных цехов и установок.
В ходе изучения объекта, здания или сооружения рассматриваются такие вопросы, как:
наличие стационарных установок тушения, автоматических средств обнаружения и извещения о пожаре;
характеристика системы внутреннего противопожарного водоснабжения объекта, трассировку и диаметр внутренних сетей, расположение на них пожарных кранов, емкостей приспособленных для целей пожаротушения, возможность их использования при тушении пожара;
пожарная опасность технологического процесса производства;
характеристика жилья, полуфабрикатов, готовой продукции;
наличие и характер средств связи;
организация и состояние местной пожарной охраны;
случаи пожаров на объекте, их особенности, характер развития и тушения;
информация по вопросам тушения пожаров на подобных объектах.
Изучение территории и планировки объекта проводится на местности и включает рассмотрение следующих вопросов:
внешние границы объекта;
оперативно-тактические особенности прилегающих к объекту участков, улиц, рельефа местности;
расположение въездов и выездов;
возможности преодоления ограждений на случай прокладки рукавных линий и доставки к месту пожара пожарного оборудования;
вид, характеристика, состояние и тактические возможности противопожарного водоснабжения на территории объекта, размещение пожарных гидрантов, водоемов и других источников водоснабжения;
способы повышения давления в водопроводной сети и пополнения пожарных водоемов;
целесообразные места установки пожарных автомобилей на водоисточники;
пути и способы прокладки рукавных линий к зданиям (сооружениям, установкам);
необходимость организации подачи воды в перекачку на случай пожара или подвоза ее автоцистернами;
размещение и назначение отдельных зданий, сооружений, установок на территории объекта, их внешняя характеристика (высота, разрывы, наличие стационарных пожарных лестниц, состояние и вид кровли, наличие пустот и слуховых окон, фонарей и др.);
наличие опасности распространения огня при пожаре с одного здания (сооружения, установки) на другое, способы защиты зданий, (сооружений установок) от огня;
трассировка технологических коммуникаций, транспортирующих газ, нефтепродукты и другие пожаро- и взрывоопасные вещества, порядок их отключения при возникновении опасных ситуаций.
После изучения общих вопросов по той же схеме изучаются отдельные здания, сооружения, наиболее пожароопасные цехи и участки.
Изучение характеристики зданий, сооружений, установок необходимо проводить по поточности технологического процесса производства. Если отведенное по расписанию время не позволяет изучить в полном объеме объект, то он изучается по частям, на нескольких занятиях. При отсутствии такой необходимости групповым методом изучаются основные, наиболее характерные в оперативно-тактическом отношении здания, сооружения и установки.
На данном этапе занятия с начальствующим составом необходимо изучить:
внутреннюю планировку помещений (этажей, подвалов, чердаков);
конструктивные особенности и огнестойкость стен, перегородок, перекрытий и покрытий, наличие пустот в конструкциях, проемов в стенах и перекрытиях, вентиляционных систем, внутри цеховых транспортных устройств и других возможных путей распространения пожара, особенности технологических коммуникаций и электрооборудования, порядок их отключения на случай пожара или аварии;
общую характеристику технологического процесса производства, пожароопасные свойства веществ и материалов, обращающихся в технологическом процессе, их токсичность в нормальных условиях и при термическом разложении; особенности технологических аппаратов и оборудования, параметры их работы, размещение перекрывающих устройств и порядок приведения их в действие (к ознакомлению с этим вопросом целесообразно привлекать инженерно-технический персонал объектов);
возможность обрушения строительных конструкций и оборудования, взрывом различных веществ, сосудов под давлением, аппаратов с легковоспламеняющимися жидкостями и газами, расплавления и растекания горящих веществ и материалов;
случаи производственных аварий и способы их предупреждения, возможную обстановку и последствия пожара, аварии или взрыва, действия обслуживающего персонала, добровольных пожарных дружин и пожарных работников при ликвидации пожара, аварии или взрыва;
наличие и характеристику местных средств тушения, состояние и порядок приведения в действие стационарных установок тушения пожара, наличие, состояние и возможность использования на случай пожара местных средств связи и извещения;
пути развертывания сил и средств пожарных частей при тушении пожаров.
При оперативно-тактическом изучении объекта, здания или сооружения руководитель занятий в методическом плане предусматривает решение тактических задач (без вызова сил и средств). При этом отрабатывается правильность оценки обстановки на пожаре по его внешним признакам, определение решающего направления действий по тушению пожара, определение потребного количества сил и средств для тушения, принятие решения на развертывание сил и средств (расстановка пожарных автомобилей, определение путей и приемов прокладке рукавных линий), организация участков тушения пожара и др.
При индивидуальном изучении сам изучающий должен мысленно представить обстановку на возможном пожаре, оценить ее и определить последовательность и содержание тактических действий, ставя себя в роль РТП.
Задачи решаются в следующей последовательности:
руководитель на заранее намеченном участке объявляет начальствующему составу часть эпизода пожара. По объявленной обстановке участники занятия готовят решения на тушение пожара, после чего руководитель занятия заслушивает решения 2-3 человек, отмечает наиболее правильное решение и переходит к отработке других учебных вопросов.
В ходе решения тактических задач производятся ориентировочные расчеты потребного числа пожарных автомобилей для передачи воды в перекачку или подвозом автоцистернами, времени работы пожарных автомобилей от водоемов; определяются возможные схемы радио- и проводной связи между руководителем тушения пожара, участками тушения пожара и тылом, количеством необходимых огнетушащих веществ и т.д.
Для более глубокого изучения пожарной опасности технологических процессов производства, особенно вновь внедряемых, а также особенностей водоснабжения, энергоснабжения, сырьевых и других общеобъектовых технологических коммуникаций, систем связи и сигнализации проводят групповые занятия с привлечением в качестве преподавателей инженерно-технических работников цехов и руководителей служб объекта (главного энергетика, главного технолога, начальника цеха контрольно-измерительных приборов и т.п.).
3.2.5. Подготовка руководителя к занятию
Каждому групповому занятию по оперативно-тактическому изучению района выезда должна предшествовать тщательная подготовка руководителя. Подготовка руководителя к занятию состоит из следующих основных элементов:
определение учебной цели занятия, его содержания, последовательности и методики проведения. При этом содержание занятий по объему должно соответствовать отведенному по расписанию времени;
изучение учебной и специальной литературы, а также документов по вопросам, относящимся к содержанию занятия и методике его проведения;
подбор и подготовка наглядных пособий, необходимых для проведения занятий (планы и схемы объектов, зданий, сооружений или участков района выезда, справочные и расчетные таблицы, графики, экспонометры, планы тушения пожаров, карточки, планшеты и т.д.);
согласование организационных вопросов и возможности проведения занятий с руководителем объекта, а также со специалистами соответствующих служб района, города или объекта в случае необходимости их привлечения для проведения занятий;
изучение общих особенностей района выезда подразделения ФПС или отдельных участков, объектов, зданий, сооружений в объеме, определенном содержанием занятия;
разработка методического плана согласно форме, установленной приложением 3 к настоящим указаниям.
Методический план должен быть содержательным, конкретным и аккуратно оформленным, подписан руководителем занятия, утверждён старшим начальником.
3.2.6. Подведение итогов обучения
В конце каждого группового занятия по оперативно-тактическому изучению района выезда, отдельного участка или объекта руководитель лично подводит итоги.
При этом он обязан:
кратко напомнить участникам занятия цель занятия и как она достигнута;
указать положительные стороны и допущенные участниками занятия при решении тактических задач недостатки в оценке обстановок;