Файл: Министерство российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 365

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ I. Общие положения

1.1. Основные понятия

1.2. Общие положения

РАЗДЕЛ II. Школа повышения оперативного мастерства

2.1. Общие положения

повышение служебного мастерства по линии специализации.

2.3. Организация учебного процесса

РАЗДЕЛ III. Изучение оперативно тактической характеристики района выезда

3.2.5. Подготовка руководителя к занятию

3.2.6. Подведение итогов обучения

РАЗДЕЛ IV. Решение пожарно-тактических задач

4.1. Общие положения

4.3. Подготовка руководителя к решению задачи

4.4. Порядок и методика проведения занятия

РАЗДЕЛ V. Групповые упражнения (деловые игры)

5.1. Общие положения

5.4. Подготовка руководителя и обучаемых к занятию

5.5. Проведение группового упражнения

5.6. Разбор группового упражнения

РАЗДЕЛ VI. Разбор пожаров

6.1. Общие положения

6.2. Проведение разборов пожаров

РАЗДЕЛ VII. Пожарно-тактические учения

7.1.Общие положения

7.3. Подготовка руководителя учения,

7.4. Подготовка посредников и имитаторов

7.5. Методика проведения учения

7.6. Подведение итогов учения

РАЗДЕЛ VIII. Стажировка начальствующего состава



с начальствующим составом по описаниям пожаров, обзорам, информационным сборникам и т. п.

Разбор пожаров с начальствующим составом территориальных органов МЧС России и пожарных подразделений проводится в системе ШПОМ ежеквартально, по описаниям крупных, характерных пожаров, происшедших в республике, крае, области, а также по информационным письмам и обзорам, поступивших из Министерства или Регионального центра МЧС России.

Все пожары, происшедшие в районе выезда подразделения ФПС, должны быть разобраны со всем личным составом дежурных караулов в течении 10 суток с момента ликвидации пожара.

Порядок и время разбора пожара определяют начальники подразделений ФПС.

Разбор пожаров проводят лица, исследовавшие их под руководством старших начальников: подразделений ФПС, территориального органа МЧС России.

Разбор пожаров в подразделениях ФПС проводят в служебное время, в часы, отведенные на служебную и профессиональную подготовку, или в другие часы по решению начальника территориального органа МЧС России.

С личным составом дежурного караула, принимавшего участие в тушении пожара, разбор проводит начальник караула или лицо его замещающее. С личным составом других караулов разбор проводит начальник подразделения ФПС или его заместитель.
6.3. Требования к разборам пожаров

Для разбора пожаров необходимо:

определить основную цель, содержание, время и разработать план проведения разбора;

подготовить наглядные пособия (плакаты, рисунки, фото, киноматериалы, схемы, чертежи, таблицы, диаграммы и т. д.), характеризующие процесс развития и тушения пожаров.

Аналогичным является порядок проведения подготовки руководителя к разбору характерных пожаров, происшедших в других муниципальных образованиях субъекта или в субъектах Российской Федерации. При этом основным документом для подготовки является описание пожаров или информационные письма, поступившие в территориальные органы МЧС России от вышестоящего органа МЧС России.
6.4. Порядок проведения разбора пожара

Разбор пожара с начальствующим составом территориального органа МЧС России проводится в следующем порядке:

руководитель объявляет начальствующему составу цель и порядок разбора пожара, знакомит их с оперативно-тактическими особенностями объекта, на котором произошел пожар, его противопожарным состоянием и причиной возникновения пожара;


руководитель с помощью наглядных пособий восстанавливает первоначальную и последующую обстановку пожара;

в последовательности, как это было на пожаре, заслушиваются краткие доклады первого и последующего РТП, НШ, НТ, НУТ), которые делают сообщения о своих действиях на конкретный момент времени и обстановки, действия подразделений, должностных лиц, об использовании и работе пожарной техники, высказывают личные мнения, выводы и предложения;

выступает присутствующий на занятиях начальствующий состав, который высказывает свое мнение по ходу тушения пожара.

Руководитель занятия обобщает выступления участников разбора пожара.

На основе предварительного анализа он характеризует положительные и отрицательные стороны в действиях должностных лиц, а также подразделений пожарной охраны, оценивает выступления участников разбора и делает окончательные выводы по ходу разбора пожара, ставит необходимые задачи перед начальствующим составом по улучшению организации тушения пожаров, повышению боеготовности подразделений и улучшению качества профилактической работы.

В целях улучшения динамичности разбора пожара он может проводиться без заслушивания доклада должностных лиц (РТП, НШ, НТ, НУТ). В этом случае их действия на пожаре характеризует и анализирует руководитель занятия.

При разборе характерных пожаров, происшедших в других муниципальных образованиях субъекта или субъектах Российской Федерации, пользуясь анализами, изложенными в соответствующих документах (описании пожаров, информационные письма), руководитель знакомит начальствующий состав с оперативно-тактическими особенностями и противопожарным состоянием объекта, причиной возникновения пожара и характером его развития.

Далее по этапам сосредоточения сил и средств, используя наглядные пособия, рассматриваются действия должностных лиц и подразделений на пожаре.

В процессе изложения данных о пожаре и его тушении руководитель занятий ставит отдельные вопросы перед участниками разбора, чтобы они смогли их обсудить во время своих выступлений.



После этого предлагается начальствующему составу высказать свое мнение о действиях РТП и подразделений при тушении пожара.

Затем руководитель занятий делает обобщение, знакомит с выводами и предложениями, данными в описании пожара или информационном письме, ставит перед начальствующим составом задачи, которые вытекают из анализа разбираемого пожара.



РАЗДЕЛ VII. Пожарно-тактические учения


7.1.Общие положения


Пожарно-тактические учения (далее – учения) являются высшей формой тактической подготовки начальствующего состава и важнейшим средством достижения высокого уровня боеготовности. Они проводятся на конкретных объектах или населенных пунктах в условиях и темпе, наиболее приближенных к реальной обстановке на пожаре. На учения привлекаются силы и средства более одного караула, специальные службы (водопроводная, энергетическая, газоаварийная, газоспасательная и др.), а также приспособленная для целей пожаротушения или другая техника (водовозки, подъемники, бульдозеры и т.п.). На учениях создается штаб пожаротушения, широко используются имитационные средства, однако условности должны сводиться до минимума.

Продолжительность учений может быть различной. Они проводятся днем и ночью.

Основным методом обучения на учении является практическая отработка начальствующим и рядовым составом всех вопросов организации и тактики тушения пожара на конкретном объекте. В необходимых случаях руководитель учения сочетает практику с показом и устным изложением.

На учениях совершенствуется тактическое мышление и навыки начальствующего состава по руководству действиями пожарных подразделений при исполнении ими обязанностей различных должностных лиц на пожаре (РТП, НШ, НТ, НУТ), отрабатываются вопросы работы штаба пожаротушения, тыла и связи на пожаре, взаимодействие пожарных подразделений с инженерно-техническими работниками объекта и специальными службами, а также приемы и способы тушения пожаров, наиболее полно совершенствуется физическая подготовка и морально-волевые качества личного состава.

При проведении учений необходимо обращать внимание на:

тактическую грамотность проведения разведки, определение решающего направления действий по тушению пожара, организацию спасания людей и эвакуации имущества;


работу штаба (тыла) на пожаре;

особенности тушения пожара в специфических и усложненных условиях;

возможность использования тактических возможностей пожарных подразделений, взаимодействие сил и средств ФПС со специальными службами, иными видами пожарной охраны;

правильность оценки обстановки на пожаре;

своевременность вызова на пожар подразделений и техники, необходимых для успешного тушения пожара;

соблюдение личным составом правил охраны труда.

Для проведения учений необходимо предусмотреть: вспомогательный транспорт и ГСМ, требуемое имущество и средства защиты, медицинское обслуживание, и питание при необходимости, приборы контроля и разведки, нормативные и справочные документы, техническую документацию и др.

В перечень документов организационно-распорядительного характера для организации и проведения учений входят:

1. Приказ или распоряжение вышестоящего уполномоченного лица о подготовке и проведении учений;

2. Календарный план подготовки и проведения учения;

3. Смета расходов на подготовку и проведение учений (для опытных, показных, комплексных учений);

4. Методический план проведения учений;

5. Частные планы заместителей или помощников РУ, имитаторов и посредников;

6. Инструкции по охране труда, планы материально-технического обеспечения, планы и соглашения о взаимодействии, справочные материалы (перечень привлекаемых сил и средств, обеспеченность персонала объекта средствами защиты и контроля, перечень и характеристика опасных мест и производств на объекте, характеристика опасных грузов, методики, программы и т.п.).

6. План проведения исследований (для опытных или комплексных учений);
7.2. Виды пожарно-тактических учений

По целевому назначению учения подразделяются на виды: тренировочные, контрольно-проверочные, показные, комплексные и опытные. Учения проводятся со всеми дежурными караулами пожарных подразделений.