Файл: Министерство российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 365
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ II. Школа повышения оперативного мастерства
повышение служебного мастерства по линии специализации.
2.3. Организация учебного процесса
РАЗДЕЛ III. Изучение оперативно тактической характеристики района выезда
3.2.5. Подготовка руководителя к занятию
3.2.6. Подведение итогов обучения
РАЗДЕЛ IV. Решение пожарно-тактических задач
4.3. Подготовка руководителя к решению задачи
4.4. Порядок и методика проведения занятия
РАЗДЕЛ V. Групповые упражнения (деловые игры)
5.4. Подготовка руководителя и обучаемых к занятию
5.5. Проведение группового упражнения
5.6. Разбор группового упражнения
6.2. Проведение разборов пожаров
РАЗДЕЛ VII. Пожарно-тактические учения
7.3. Подготовка руководителя учения,
7.4. Подготовка посредников и имитаторов
с начальствующим составом по описаниям пожаров, обзорам, информационным сборникам и т. п.
Разбор пожаров с начальствующим составом территориальных органов МЧС России и пожарных подразделений проводится в системе ШПОМ ежеквартально, по описаниям крупных, характерных пожаров, происшедших в республике, крае, области, а также по информационным письмам и обзорам, поступивших из Министерства или Регионального центра МЧС России.
Все пожары, происшедшие в районе выезда подразделения ФПС, должны быть разобраны со всем личным составом дежурных караулов в течении 10 суток с момента ликвидации пожара.
Порядок и время разбора пожара определяют начальники подразделений ФПС.
Разбор пожаров проводят лица, исследовавшие их под руководством старших начальников: подразделений ФПС, территориального органа МЧС России.
Разбор пожаров в подразделениях ФПС проводят в служебное время, в часы, отведенные на служебную и профессиональную подготовку, или в другие часы по решению начальника территориального органа МЧС России.
С личным составом дежурного караула, принимавшего участие в тушении пожара, разбор проводит начальник караула или лицо его замещающее. С личным составом других караулов разбор проводит начальник подразделения ФПС или его заместитель.
6.3. Требования к разборам пожаров
Для разбора пожаров необходимо:
определить основную цель, содержание, время и разработать план проведения разбора;
подготовить наглядные пособия (плакаты, рисунки, фото, киноматериалы, схемы, чертежи, таблицы, диаграммы и т. д.), характеризующие процесс развития и тушения пожаров.
Аналогичным является порядок проведения подготовки руководителя к разбору характерных пожаров, происшедших в других муниципальных образованиях субъекта или в субъектах Российской Федерации. При этом основным документом для подготовки является описание пожаров или информационные письма, поступившие в территориальные органы МЧС России от вышестоящего органа МЧС России.
6.4. Порядок проведения разбора пожара
Разбор пожара с начальствующим составом территориального органа МЧС России проводится в следующем порядке:
руководитель объявляет начальствующему составу цель и порядок разбора пожара, знакомит их с оперативно-тактическими особенностями объекта, на котором произошел пожар, его противопожарным состоянием и причиной возникновения пожара;
руководитель с помощью наглядных пособий восстанавливает первоначальную и последующую обстановку пожара;
в последовательности, как это было на пожаре, заслушиваются краткие доклады первого и последующего РТП, НШ, НТ, НУТ), которые делают сообщения о своих действиях на конкретный момент времени и обстановки, действия подразделений, должностных лиц, об использовании и работе пожарной техники, высказывают личные мнения, выводы и предложения;
выступает присутствующий на занятиях начальствующий состав, который высказывает свое мнение по ходу тушения пожара.
Руководитель занятия обобщает выступления участников разбора пожара.
На основе предварительного анализа он характеризует положительные и отрицательные стороны в действиях должностных лиц, а также подразделений пожарной охраны, оценивает выступления участников разбора и делает окончательные выводы по ходу разбора пожара, ставит необходимые задачи перед начальствующим составом по улучшению организации тушения пожаров, повышению боеготовности подразделений и улучшению качества профилактической работы.
В целях улучшения динамичности разбора пожара он может проводиться без заслушивания доклада должностных лиц (РТП, НШ, НТ, НУТ). В этом случае их действия на пожаре характеризует и анализирует руководитель занятия.
При разборе характерных пожаров, происшедших в других муниципальных образованиях субъекта или субъектах Российской Федерации, пользуясь анализами, изложенными в соответствующих документах (описании пожаров, информационные письма), руководитель знакомит начальствующий состав с оперативно-тактическими особенностями и противопожарным состоянием объекта, причиной возникновения пожара и характером его развития.
Далее по этапам сосредоточения сил и средств, используя наглядные пособия, рассматриваются действия должностных лиц и подразделений на пожаре.
В процессе изложения данных о пожаре и его тушении руководитель занятий ставит отдельные вопросы перед участниками разбора, чтобы они смогли их обсудить во время своих выступлений.
После этого предлагается начальствующему составу высказать свое мнение о действиях РТП и подразделений при тушении пожара.
Затем руководитель занятий делает обобщение, знакомит с выводами и предложениями, данными в описании пожара или информационном письме, ставит перед начальствующим составом задачи, которые вытекают из анализа разбираемого пожара.
РАЗДЕЛ VII. Пожарно-тактические учения
7.1.Общие положения
Пожарно-тактические учения (далее – учения) являются высшей формой тактической подготовки начальствующего состава и важнейшим средством достижения высокого уровня боеготовности. Они проводятся на конкретных объектах или населенных пунктах в условиях и темпе, наиболее приближенных к реальной обстановке на пожаре. На учения привлекаются силы и средства более одного караула, специальные службы (водопроводная, энергетическая, газоаварийная, газоспасательная и др.), а также приспособленная для целей пожаротушения или другая техника (водовозки, подъемники, бульдозеры и т.п.). На учениях создается штаб пожаротушения, широко используются имитационные средства, однако условности должны сводиться до минимума.
Продолжительность учений может быть различной. Они проводятся днем и ночью.
Основным методом обучения на учении является практическая отработка начальствующим и рядовым составом всех вопросов организации и тактики тушения пожара на конкретном объекте. В необходимых случаях руководитель учения сочетает практику с показом и устным изложением.
На учениях совершенствуется тактическое мышление и навыки начальствующего состава по руководству действиями пожарных подразделений при исполнении ими обязанностей различных должностных лиц на пожаре (РТП, НШ, НТ, НУТ), отрабатываются вопросы работы штаба пожаротушения, тыла и связи на пожаре, взаимодействие пожарных подразделений с инженерно-техническими работниками объекта и специальными службами, а также приемы и способы тушения пожаров, наиболее полно совершенствуется физическая подготовка и морально-волевые качества личного состава.
При проведении учений необходимо обращать внимание на:
тактическую грамотность проведения разведки, определение решающего направления действий по тушению пожара, организацию спасания людей и эвакуации имущества;
работу штаба (тыла) на пожаре;
особенности тушения пожара в специфических и усложненных условиях;
возможность использования тактических возможностей пожарных подразделений, взаимодействие сил и средств ФПС со специальными службами, иными видами пожарной охраны;
правильность оценки обстановки на пожаре;
своевременность вызова на пожар подразделений и техники, необходимых для успешного тушения пожара;
соблюдение личным составом правил охраны труда.
Для проведения учений необходимо предусмотреть: вспомогательный транспорт и ГСМ, требуемое имущество и средства защиты, медицинское обслуживание, и питание при необходимости, приборы контроля и разведки, нормативные и справочные документы, техническую документацию и др.
В перечень документов организационно-распорядительного характера для организации и проведения учений входят:
1. Приказ или распоряжение вышестоящего уполномоченного лица о подготовке и проведении учений;
2. Календарный план подготовки и проведения учения;
3. Смета расходов на подготовку и проведение учений (для опытных, показных, комплексных учений);
4. Методический план проведения учений;
5. Частные планы заместителей или помощников РУ, имитаторов и посредников;
6. Инструкции по охране труда, планы материально-технического обеспечения, планы и соглашения о взаимодействии, справочные материалы (перечень привлекаемых сил и средств, обеспеченность персонала объекта средствами защиты и контроля, перечень и характеристика опасных мест и производств на объекте, характеристика опасных грузов, методики, программы и т.п.).
6. План проведения исследований (для опытных или комплексных учений);
7.2. Виды пожарно-тактических учений
По целевому назначению учения подразделяются на виды: тренировочные, контрольно-проверочные, показные, комплексные и опытные. Учения проводятся со всеми дежурными караулами пожарных подразделений.