Файл: Демографическая ситуация в рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 997

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
 (названа так в честь местной чудотворной иконы Касперовской божьей матери). Целью общины была подготовка женского персонала для оказания помощи раненым и больным в военное и мирное время в военных госпиталях, гражданских лечебных заведениях и у частных лиц. Поступающие в общину именовались испытуемыми (сестрами-ученицами). В течение двух лет они получали теоретическую и практическую подготовку у постели больных в городской лечебнице под руководством работающих в ней врачей.

В 1897 г. Общества Красного Креста учредило в Петербурге институт «братьев милосердия». Программа подготовки не отличалась от программы подготовки сестер милосердия. В военное время братья милосердия оказывали помощь раненым на поле боя, в перевязочных пунктах, находившихся на передовых позициях, осуществляли уход за больными в госпиталях и лазаретах, сопровождали транспорт с ранеными.

В 1914 году началась первая мировая война. С первых же дней объявления войны все находившиеся в России женщины дома Романовых принялись за организацию лазаретов, санитарных поездов, складов белья и медикаментов, приютов и мастерских для увечных воинов, помощь семьям солдат. Уже к декабрю 1914 года в Москве было открыто 800 лазаретов.

Вдовствующая императрица Мария Федоровна учредила госпитали в Минске, Киеве и Тифлисе. Лазареты организовали и все великие княжны. Но блестящие светские дамы не ограничивались попечительством и ассигнованием денег. Они работали. Когда началась война императрица Александра Федоровна вместе со старшими Ольгой и Татьяной прошла кратковременные курсы ухода за ранеными. Простыми сестрами милосердия они ежедневно трудились в Царскосельском лазарете – на операциях подавали инструменты, делали перевязки, в том числе самые сложные, требовавшие большого профессионализма, ухаживали за ранеными, чистили инструменты, работали на складе – делали бинты, готовили к отправке на фронт одежду и медикаменты. В сохранившихся дневниках Великой княгини Ольги Николаевны, не предназначенных для постороннего, особенно чувствуется неподдельный интерес, любовь и сострадание к людям. Императрица Александра Федоровна писала о перевязках, которые делала, о состоянии подопечных раненых, о смерти тех, к кому успела привязаться и кого успела полюбить.

В 1914 году вышло распоряжение пригласить на добровольных началах вдов и направить их в Санкт-Петербургскую больницу для «прямого назначения как ходить и смотреть за больными». После годичного испытания они были приведены к присяге, после которой на каждую посвященную императрица Мария Федоровна возложила особый знак – золотой крест, на одной из сторон которого было написано: «Сердоболие».


Женский труд в медицине становится заметным явлением и занимает подобающее ему место в лечении и уходе за ранеными и больными. Высокие моральные качества, служение страдающим людям становится традицией русских сестер милосердия.

До революции практически не существовало подготовки медицинских сестер. После Октябрьской революции подготовкой медицинских сестер занимались специальные школы, открытые в 1920 году. Для этих школ Наркомздрав утвердил «План обучения и программы школ сестер милосердия». В задачу школ входило «подготовить ухаживающий персонал у постели больных, умелый, добросовестный, правильно понимающий свою роль в жизни лечебного заведения». В Положении о школах особенно подчеркивалась необходимость сугубо практического метода обучения: «Центр тяжести обучения сестер в правильно поставленной школе должен лежать в практических занятиях у постели больных». Поэтому признавалось необходимым «постоянное пребывание учащихся в больнице на протяжении всего рабочего дня». В 1927 утверждается Положение о медицинской сестре, в котором были четко определены обязанности медицинской сестры по уходу за больными. С этого времени профессиональный статус медицинской сестры был определен.

В октябре 1922 года была проведена 1-я Всероссийская конференция по среднему медицинскому образованию. Были определены типы среднего медицинского учебного заведения и основные профили подготовки сестер. В стране начали создаваться фельдшерско-акушерские школы, школы по подготовке сестер по уходу за больными, сестер по охране материнства и младенчества, курсы по переквалификации ротных фельдшеров. В Москве был организован специальный профилактический техникум по подготовке сестер социальной помощи.

К 1924 году были составлены новые учебные планы и программы для школ (позднее курсов) подготовки сестер по уходу за больными. В пояснительной записке к учебному плану была указана особенность этих программ: «Сестра должна быть не только механическим исполнителем назначения врача, но она должна ясно отдавать себе отчет в значении указанного метода лечения».

В январе 1926 года в Москве состоялась 2-я Всероссийская конференция по среднему медицинскому образованию, которая подготовила реформу по унификации обучения среднего медицинского персонала. Все медицинские училища, школы, курсы и пр. были преобразованы в медицинские техникумы, в которых всем поступающим давалась единая общемедицинская подготовка с дальнейшей специализацией. Срок обучения медсестер в них составил 2,5 года.



На 3-й и 4-й Всероссийских конференциях по среднему медицинскому образованию, проходивших в 1928-1929 гг., принцип политехнического образования медицинских сестер был закреплен и углублен. На смену определения «сестра милосердия» пришло другое определение – «медицинская сестра».

В 1931 году срок обучения на всех отделениях медицинских техникумов был сокращен до 2 лет. Вместе с этим был взят курс на узкую специализацию, впервые началась подготовка рентгенотехников, лаборантов, помощников санитарных врачей. В этот период стали открываться вечерние и заочные отделения. В 1946 году Минздрав СССР утвердил новые учебные планы по подготовке квалифицированных специалистов со средним медицинским образованием для работы в крупных лечебно-профилактических центрах страны.

В 1953 году медицинские школы были реорганизованы в медицинские училища, которые готовили всех специалистов со средним медицинским образованием. Были утверждены единые профили подготовки и сроки обучения. В соответствии с потребностью лечебно-профилактических учреждений в кадрах проводится подготовка специалистов более широкого профиля: фельдшеров, акушерок, санитарных фельдшеров, медицинских сестер, медицинских лаборантов, медицинских сестер для детских лечебно-профилактических учреждений, фармацевтов, зубных врачей, зубных техников, техников по монтажу, ремонту и эксплуатации рентгеновской и электромедицинской аппаратуры. В новых учебных планах увеличилось количество часов на предметы общемедицинского и специального циклов, на учебно-производственную практику и т.д.

В 60-х годах для улучшения качества лечения и ухода за больными некоторые больницы в порядке опыта были переведены на двухстепенный метод обслуживания, сущность которого заключается в том, что уход за больными осуществляется младшими медицинскими сестрами, имеющими специальную медицинскую подготовку. Практика работы по двухстепенной системе показала, что это прогрессивная форма обслуживания, особенно в отношении тяжелобольных, но она требует увеличения штата медицинских сестер.

Рост сети медицинских учреждений, развитие специализированной медицинской помощи, внедрение в практику сложных методов лечения, оснащение лечебных учреждений медицинской аппаратурой вызвали необходимость усовершенствования организации труда средних медицинских работников. Им была предоставлена широкая возможность повышать свою квалификацию: создана специальная медицинская литература, серия книг «Библиотека среднего медицинского работника», журналы «Фельдшер и акушерка» и «Медицинская сестра», организуются семинары, декадники и другие формы учебы. В 1965 году были организованы курсы повышения квалификации средних медицинских работников при крупных учреждениях здравоохранения. К 1981 году функционировали 15 училищ повышения квалификации.


В системе здравоохранения стали появляться должности сестер-руководителей. В 1977 году в штатное расписание введена должность старшей медицинской сестры, а в 1979 году должность главной медицинской сестры.

Современное медсестринское дело многопрофильно. Основные профили этой специальности – главная медсестра, старшая медсестра, сестра-хозяйка отделения, палатная медсестра, младшая медсестра, операционная медсестра, участковая медсестра, медсестра психиатрического учреждения, медсестра-анестезист, медсестра физиотерапевтического отделения, медсестра стоматологического отделения, медсестра по диетпитанию, медсестра социальной помощи. Развитие всех видов специализированной медицинской помощи, применение новейших методов диагностики и лечения выдвигают и новые требования к подготовке медицинских сестер.

Женская медицинская помощь стала ведущей в советском здравоохранении. Знамением времени стало особое внимание к таким основательно забытым понятиям, как доброта, гуманность, великодушие. Дело выхаживания больных и страждущих, пройдя через разные этапы развития подвижничества, стало профессией. В связи с изменениями в системе современного здравоохранения изменяется и понимание роли медицинской сестры, ее статуса в обществе. В настоящее время сестринское образование шагнуло на новый виток развития. Введены новые уровни сестринского образования. С 1989 года наряду с медицинскими училищами стали появляться медицинские колледжи. Их появление связано с введением двухступенчатого образования, каждое из которого имеет профессиональную завершенность. Высшей ступенью в образовании медицинских сестер является высшее сестринское образование (возникло в 1991 г.), которое можно получить в высших медицинских учебных заведениях. Для факультетов высшего сестринского образования разработаны специальные учебные планы, включающие наряду с известными совершенно новые дисциплины в области сестринского дела: теории сестринского дела, менеджмент и лидерство в сестринском деле, маркетинг сестринских услуг, организацию здравоохранения, законодательство и право и др. Здравоохранение принимает в свои ряды новых специалистов сестринского звена, специалистов с более высоким уровнем знаний, способных решать задачи, стоящие перед лечебными учреждениями, а добрые семена должны попасть в хорошую почву и дать не менее добрые всходы.


Медицинская этика и деонтология. Биоэтика.

План

  1. Медицинская этика и деонтология

  2. Основные положения медицинской этики

  3. Качества медсестры, необходимые в её работе

  4. Этический кодекс медсестры России

  5. Права пациента

  6. Этические обязанности медсестры

  7. Права медсестры

  8. Биоэтика

 Глоссарий

  1. Этикав широком смысле – философская дисциплина, изучающая вопросы морали и нравственности.

  2. Нравственность– совокупность норм поведения, регламентирующих отношения людей друг к другу, семье, обществу, государству. Эти нормы поддерживаются личным убеждением, воспитанием, традицией, силой всего общества. Невыполнение этих норм осуждается формами морального воздействия (неодобрение, порицание и т.д.)

  3. Мораль– нравственные нормы поведения, отношений с людьми, по сути – это синоним нравственности.

  4. Моральные принципы– наиболее существенные нормы поведения людей.

  5. Совесть– способность человека самостоятельно судить, соответствуют ли его поступки, принятым в обществе моральным нормам. Про совесть говорят, что это наш внутренний судья.

  6. Долг– осознаваемая человеком необходимость следовать принятым в обществе моральным нормам.

  7. Деонтология– наука о должном профессиональном поведении человека.

  8. Профессиональная этика– раздел этики, изучающий специфические моральные установки, действующие наряду с общепринятыми моральными нормами, в различных социальных группах.

 

  1. Медицинская этика и деонтология

Для сестры исключительно важна способность общаться, владеть техникой общения. Еще более важны для медика (врача, фельдшера, сестры) морально-нравственные качества.

Профессия медика имеет свою специфику, которая существенно отличает ее от всех других видов человеческой деятельности. Заключается она в том, что медик постоянно общается с больным человеком. Болезнь накладывает отпечаток на психику и личность больного. Это требует от медика особых человеческих качеств: доброты, терпения, сострадания, умения владеть своими эмоциями и многими другими, не менее ценными, качествами.

Положение субъектов «медик – пациент» всегда неравноценно. С одной стороны – здоровый человек, обладающий знаниями, опытом, техникой, лекарствами для лечения, с другой стороны – человек не располагающий этими возможностями.