ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 1001
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Права медицинской сестры,
согласно «Кодексу…»
-
М/с имеет право на защиту личного достоинства, физической неприкосновенности и права на помощь при исполнении ею профессиональных обязанностей, как в мирное, так и в военное время. -
Уровень жизни сестры должен соответствовать статусу ее профессии. -
Медсестер и других медицинских работников нельзя принуждать к работе на неприемлемых для них условиях. -
Условия профессиональной деятельности м/с должны соответствовать требованиям охраны труда. -
Медицинская сестра вправе рассчитывать на то, что Ассоциация медицинских сестер России окажет ей полноценную помощь по: -
защите чести и достоинства (если ее доброе имя будет кем-то необоснованно опорочено); -
своевременному получению квалификационной категории в соответствии с достигнутым уровнем профессиональной подготовки; -
страхованию профессиональных ошибок, не связанных с небрежным или халатным исполнением профессиональных обязанностей; -
профессиональной переподготовке при невозможности выполнения профессиональных обязанностей по состоянию здоровья; -
своевременном получении льгот, предусмотренных законодательством РФ для медицинских работников.
Биоэтика
Заметный научно-технический прогресс позволил медицине за последнее время сделать стремительный рывок в своём развитии. Появились новые мощные лекарственные средства, диагностические и лечебные приборы и установки, возможность пересадки органов и тканей, искусственного оплодотворения, лечение генетических заболеваний, возможности реанимации.
Всё это потребовало пересмотра многих принципов медицинской этики. В 1971 году В. Поттер предложил новый термин «биоэтика» (этика живого) – понятие, определяющее меру ответственности тех, кто принимает решение о выборе метода лечения и применении научных знаний на практике.
Иногда биоэтику определяют как систему исследования этических аспектов проблемных ситуаций и прав человека в современной медицине.
Биоэтика – наука, которая занимается исследованием прав человека в современной медицине, междисциплинарная область современных научных исследований, в которую помимо медицины, входят философия, богословие, психология, социология, юриспруденция и др.
Происходящий на наших глазах сдвиг в ценностных ориентациях доказывает актуальность биоэтики, её значимость и для медицины как науки, и для общества в целом. Нас уже не удовлетворяет медицинская деонтология, которая ограничивается изучением норм профессионального поведения.
Формирование понятия биоэтики связано с расширением спектра новых ценностных ориентаций применительно к бытию в целом. Если это понятие рассматривать не только в медицинском аспекте, но и как более широкую и философски глубокую дисциплину, то её центральное ядро – отношение к жизни и смерти.
Повышение интереса к биоэтике вызвано рядом причин.
Во-первых, появлением и крупномасштабным распространением биомедицинских и других технологий, обостривших старые проблемы и добавивших новые:
– определение смерти
– применение пассивной и активной эвтаназии
– пренатальный диагноз
– аборт
– суррогатное материнство
– хранение замороженных человеческих эмбрионов
– пересадка органов и тканей
– использование людей, животных или фетальной ткани для научного исследования
– изоляция ВИЧ-положительных и пациентов с другими инфекционными заболеваниями
– размещение токсичных отходов
– развитие генной инженерии
– распределение ресурсов, необходимых для профилактики и лечения тяжёлых заболеваний.
Во-вторых, возросло понимание серьёзности биоэтических и других этических проблем, которые стали широко обсуждаться в прессе, в непрофессиональных кругах и т.д.
Возникающие в процессе взаимодействия медицинских работников и пациентов морально-этические проблемы обычно не имеют таких решений, которые смогли бы удовлетворить все заинтересованные стороны. Однако решение должно быть найдено. Помощь в принятии решения оказывают различные Кодексы, Декларации, Конвенции и т.д. Руководствуются при этом основными принципами и правилами биоэтики.
Модели сестринского дела.
План
-
Модели сестринского дела: основные понятия -
Сравнительная характеристика моделей В. Хендерсон и РФ
1. Модели сестринского дела: основные понятия
Развитие медицины, изменение взглядов на место и роль медицинской сестры в системе здравоохранения, формирование сестринского дела как самостоятельной профессии послужили причиной создания моделей. Если содержание какого-либо явления слишком велико и абстрактно, оно заменяется моделью, которая облегчает его изучение и анализ.
Модель – это образец, схема, по которой что-то должно быть сделано. Действия м/с довольно сложны и разнообразны, и сильно отличаются в зависимости от того, где она работает. И, в зависимости от тех задач, которые стоят перед конкретным ЛПУ, могут использоваться различные модели оказания сестринской помощи. В настоящее время в мире разработано и применяется более 30 моделей сестринского дела. Многообразие моделей и их отличие друг от друга связано с тем, что их авторы по-разному определяют структурные компоненты модели (основные положения):
– определение пациента
– источник проблем пациента
– направленность сестринского вмешательства (фокус вмешательства)
– цель ухода (приоритетная задача медсестры)
– роль медсестры
– способы сестринских вмешательств
– ожидаемый результат (оценка качества и результатов ухода).
При использовании любой модели СУ должны быть соблюдены 6 основных принципов: безопасность, конфиденциальность, уважение, общение, независимость и инфекционная безопасность.
-
Сравнительная характеристика моделей В. Хендерсон и РФ
Модель, предложенная Вирджинией Хендерсон в 1966г. (добавочно-дополняющая), акцентирует внимание сестринского персонала на физиологических, психологических, социальных потребностях, которые могут быть удовлетворены благодаря сестринского уходу. Одно из непременных условий этой модели – участие самого пациента в планировании и осуществлении ухода.
В российском здравоохранении понятия «модель сестринского дела» нет. Деятельность медсестры на рабочем месте определяется должностными инструкциями. Но, условно, то, как организована работа медсестры в РФ, можно назвать медицинской (врачебной) моделью.
По этой модели внимание концентрируется на физиологических особенностях человека, многие социальные и психологические факторы не учитываются. Это подход чисто врачебный, так как он нацелен на выявление и лечение заболевания.
Основные положения моделей | Модель В. Хендерсон | Модель РФ |
1. Пациент | Человек, имеющий 14 фундаментальных потребностей | Человек, у которого имеются соответствующие органы и системы, нормально функционирующие |
2. Источник проблем пациента | Нарушение способности человека самостоятельно удовлетворять фундаментальные потребности | Наличие какой-то патологии и нарушения функции органа или системы, т.е. болезнь |
3. Направленность сестринского вмешательства (фокус вмешательства) | Сестра должна встать на место пациента и определить, что нужно сделать для восстановления его независимости в удовлетворении потребностей | Врач ставит диагноз, медсестра знакомится с симптомами заболевания, наблюдает за состоянием пациента |
4. Цель ухода (приоритетная задача медсестры) | Долгосрочные цели в удовлетворении потребностей | Определяется врачом и направлена на устранение нарушений деятельности того или иного органа или системы |
5. Роль сестры | А) наставник-координатор Б) помощник врача | Исполнительская, помощник врача |
6. Способы вмешательств | А) независимые сестринские вмешательства с участием пациента и членов его семьи Б) выполнение назначений врача | Медсестра выполняет назначения врача, т.е. большинство вмешательств зависимые |
7. Ожидаемый результат (оценка качества и результатов ухода) | Независимость пациента в удовлетворении фундаментальных потребностей | Проводится только врачом, медсестра в этом не участвует и свою деятельность не оценивает. |
“Потребности человека”
План:
-
Понятие «потребность» (П) -
Классификация А. Маслоу («Пирамида Маслоу»), ее характеристика -
Краткая характеристика 14 основных потребностей
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 37
Понятие «потребность»
В разделе «Философия сестринского дела» человек рассматривается как личность, имеющая физиологические, психологические, духовные и социальные потребности (П). Пока человек живет, он должен удовлетворять потребности, и задача сестры – помочь ему в этом.
Что же такое «П»? Потребность – это осознаваемый психологический или физиологический дефицит чего-либо, отражаемый в восприятии человека; т.е. П – это состояние нужды организма, индивида, личности в чем-то, необходимом для нормального существования.
Чтобы гармонично жить с окружающей средой, человеку необходимо постоянно удовлетворять свои потребности. Возможность удовлетворять их у людей различна и зависит от нескольких общих факторов: 1) возраста,
2) окружающей среды, 3) знаний, умений, желаний и способностей самого человека.
Потребностей, самых разных, у человека множество. Помимо физиологических, у человека могут быть духовные, интеллектуальные потребности, потребность в красоте, в гармонии, в познании мира, в слиянии с природой и т. д и т.п. К. Шанель говорила даже о такой потребности, как П в роскоши, которая появляется, когда удовлетворены все остальные потребности. Как же сестре сориентироваться в этом мире П, какие из них помочь удовлетворить пациенту в первую очередь, а удовлетворение которых может подождать?
Со временем возникла необходимость их систематизировать, появились различные классификации П.
-
Классификация А. Маслоу, ее характеристика
Классификация американского психолога А. Маслоу, созданная в 1943 году, наиболее удобна для применения в практике сестринского дела. Согласно этой теории, у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают личностное взросление несколько классов потребностей.
Маслоу расположил все жизненно-важные потребности в порядке первоочередности их удовлетворения в виде пирамиды, нижние уровни которой составляют врожденные физиологические потребности, а вершину – психосоциальные – высшие потребности.
По этой теории:
-
Одни П для человека более важны, чем другие. -
П высшего уровня не удовлетворяются, пока не удовлетворены потребности низших уровней (например, когда человек задыхается, ему безразлично, во что он одет; если человек голоден, не имеет одежды и жилья, то не идет речь об успехе, уважении и самоуважении и т.д.). -
Для того, чтобы чувствовать себя комфортно и быть счастливым, должны быть удовлетворены П всех уровней.