Файл: Демографическая ситуация в рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 1001

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Права медицинской сестры,

согласно «Кодексу…»

  • М/с имеет право на защиту личного достоинства, физической непри­косновенности и права на помощь при исполнении ею профессиональных обязанностей, как в мирное, так и в военное время.

  • Уровень жизни сестры должен соответствовать статусу ее профессии.

  • Медсестер и других медицинских работников нельзя принуждать к работе на неприемлемых для них условиях.

  • Условия профессиональной деятельности м/с должны соответствовать требованиям охраны труда.

  • Медицинская сестра вправе рассчитывать на то, что Ассоциация ме­дицинских сестер России окажет ей полноценную помощь по:

  • защите чести и достоинства (если ее доброе имя будет кем-то не­обоснованно опорочено);

  • своевременному получению квалификационной категории в соответст­вии с достигнутым уровнем профессиональной подготовки;

  • страхованию профессиональных ошибок, не связанных с небрежным или халатным исполнением профессиональных обязанностей;

  • профессиональной переподготовке при невозможности выполнения профессиональных обязанностей по состоянию здоровья;

  • своевременном получении льгот, предусмотренных законодательством РФ для медицинских работников.

 Биоэтика

Заметный научно-технический прогресс позволил медицине за последнее время сделать стремительный рывок в своём развитии. Появились новые мощные лекарственные средства, диагностические и лечебные приборы и установки, возможность пересадки органов и тканей, искусственного оплодотворения, лечение генетических заболеваний, возможности реанимации.

Всё это потребовало пересмотра многих принципов медицинской этики. В 1971 году В. Поттер предложил новый термин «биоэтика» (этика живого) – понятие, определяющее меру ответственности тех, кто принимает решение о выборе метода лечения и  применении научных знаний на практике.

Иногда биоэтику определяют как систему исследования этических аспектов проблемных ситуаций и прав человека в современной медицине.

Биоэтика – наука, которая занимается исследованием прав человека в современной медицине, междисциплинарная область современных научных исследований, в которую помимо медицины, входят философия, богословие, психология, социология, юриспруденция и др.

Происходящий на наших глазах сдвиг в ценностных ориентациях доказывает актуальность биоэтики, её значимость и для медицины как науки, и для общества в целом. Нас уже не удовлетворяет медицинская деонтология, которая ограничивается изучением норм профессионального поведения.


Формирование понятия биоэтики связано с расширением спектра новых ценностных ориентаций применительно к бытию в целом. Если это понятие рассматривать не только в медицинском аспекте, но и как более широкую и философски глубокую дисциплину, то её центральное ядро – отношение к жизни и смерти.

Повышение интереса к биоэтике вызвано рядом причин.

Во-первых, появлением и крупномасштабным распространением биомедицинских и других технологий, обостривших старые проблемы и добавивших новые:

– определение смерти

– применение  пассивной и активной эвтаназии

– пренатальный диагноз

– аборт

– суррогатное материнство

– хранение замороженных человеческих эмбрионов

– пересадка органов и тканей

– использование людей, животных или фетальной ткани для научного исследования

– изоляция ВИЧ-положительных и пациентов с другими инфекционными заболеваниями

– размещение токсичных отходов

– развитие генной инженерии

– распределение ресурсов, необходимых для профилактики и лечения тяжёлых заболеваний.

Во-вторых, возросло понимание серьёзности биоэтических и других этических проблем, которые стали широко обсуждаться в прессе, в непрофессиональных кругах и т.д.

Возникающие в процессе взаимодействия медицинских работников и пациентов морально-этические проблемы обычно не имеют таких решений, которые смогли бы удовлетворить все заинтересованные стороны. Однако решение должно быть найдено. Помощь в принятии решения оказывают различные Кодексы, Декларации, Конвенции и т.д. Руководствуются при этом основными принципами и правилами биоэтики.

Модели сестринского дела.

План

  1. Модели сестринского дела: основные понятия

  2. Сравнительная характеристика моделей В. Хендерсон и РФ

1. Модели сестринского дела: основные понятия    

Развитие медицины, изменение взглядов на место и роль медицинской сестры в системе здравоохранения, формирование сестринского дела как самостоятельной профессии послужили причиной создания моделей. Если содержание какого-либо явления слишком велико и абстрактно, оно заменяется моделью, которая облегчает его изучение и анализ. 

Модель – это образец, схема, по которой что-то должно быть сделано. Действия м/с довольно сложны и разнообразны, и сильно отличаются в зависимости от того, где она работает. И, в зависимости от тех задач, которые стоят перед конкретным ЛПУ, могут использоваться различные модели оказания сестринской помощи. В настоящее время в мире разработано и применяется более 30 моделей сестринского дела. Многообразие моделей и их отличие друг от друга связано с тем, что их авторы по-разному определяют структурные компоненты модели (основные положения):

определение пациента

источник проблем пациента

направленность сестринского вмешательства (фокус вмешательства)

цель ухода (приоритетная задача медсестры)

роль медсестры

способы сестринских вмешательств

–  ожидаемый результат (оценка качества и результатов ухода).

При использовании любой модели СУ должны быть соблюдены 6 основных принципов: безопасность, конфиденциальность, уважение, общение, независимость и инфекционная безопасность.

  1. Сравнительная характеристика моделей В. Хендерсон и РФ

Модель, предложенная Вирджинией Хендерсон в 1966г. (добавочно-дополняющая), акцентирует внимание сестринского персонала на физиологических, психологических, социальных потребностях, которые могут быть удовлетворены благодаря сестринского уходу. Одно из непременных условий этой модели – участие самого пациента в планировании и осуществлении ухода.

В российском здравоохранении понятия «модель сестринского дела» нет. Деятельность медсестры на рабочем месте определяется должностными инструкциями. Но, условно, то,  как организована работа медсестры в РФ, можно назвать медицинской (врачебной) моделью.

По этой модели внимание концентрируется на физиологических особенностях человека, многие социальные и психологические факторы не учитываются. Это подход чисто врачебный, так как он нацелен на выявление и лечение заболевания.


Основные положения моделей

Модель В. Хендерсон

Модель РФ

1. Пациент

Человек, имеющий 14 фундаментальных потребностей

Человек, у которого имеются соответствующие органы и системы, нормально функционирующие

2. Источник проблем пациента

Нарушение способности человека самостоятельно удовлетворять фундаментальные потребности

Наличие какой-то патологии и нарушения функции органа или системы, т.е. болезнь

3. Направленность сестринского вмешательства (фокус вмешательства)

Сестра должна встать на место пациента и определить, что нужно сделать для восстановления его независимости в удовлетворении потребностей

Врач ставит диагноз, медсестра знакомится с симптомами заболевания, наблюдает за состоянием пациента

4. Цель ухода (приоритетная задача медсестры)

Долгосрочные цели в удовлетворении потребностей

Определяется врачом и направлена на устранение нарушений деятельности того или иного органа или системы

5. Роль сестры

А) наставник-координатор

Б) помощник врача

Исполнительская, помощник врача

6. Способы вмешательств

А) независимые сестринские вмешательства с участием пациента и членов его семьи

Б) выполнение назначений врача

Медсестра выполняет назначения врача, т.е. большинство вмешательств зависимые

7. Ожидаемый результат (оценка качества и результатов ухода)

Независимость пациента в удовлетворении фундаментальных потребностей

Проводится только врачом, медсестра в этом не участвует и свою деятельность не оценивает.

 


Потребности человека”

План:

  1. Понятие  «потребность» (П)

  2. Классификация А. Маслоу («Пирамида Маслоу»), ее характеристика

  3. Краткая характеристика 14 основных потребностей

 
  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37


Понятие  «потребность»

В разделе «Философия сестринского дела» человек рассматривается как  личность, имеющая физиологические, психологические, духовные и социальные потребности (П). Пока человек живет, он должен удовлетворять потребности, и задача сестры – помочь ему в этом.

Что же такое «П»? Потребность – это осознаваемый психологический или физиологический дефицит чего-либо, отражаемый в восприятии человека; т.е. П – это состояние нужды организма, индивида, личности в чем-то, необходимом для нормального существования.

Чтобы гармонично жить с окружающей средой,  человеку необходимо постоянно удовлетворять свои потребности. Возможность удовлетворять их у людей различна и зависит от нескольких общих факторов: 1) возраста,

2) окружающей среды, 3) знаний, умений, желаний и способностей самого человека.

Потребностей, самых разных, у человека множество. Помимо физиологических, у человека могут быть духовные, интеллектуальные потребности, потребность в красоте, в гармонии, в познании мира, в слиянии с природой и т. д и т.п.  К. Шанель говорила даже о такой потребности, как П в роскоши, которая появляется, когда удовлетворены все остальные потребности. Как же сестре сориентироваться в этом мире П, какие из них помочь удовлетворить пациенту в первую очередь,  а удовлетворение которых может подождать?

Со временем возникла необходимость  их систематизировать, появились различные классификации П.

  1. Классификация А. Маслоу, ее характеристика

Классификация американского психолога А. Маслоу, созданная в 1943 году, наиболее удобна для применения в практике сестринского дела. Согласно этой теории, у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают личностное взросление несколько классов потребностей.

Маслоу расположил все жизненно-важные потребности в порядке первоочередности их удовлетворения в виде пирамиды, нижние уровни которой составляют врожденные физиологические потребности, а вершину – психосоциальные – высшие потребности.

По этой теории:

  1. Одни П для человека более важны, чем другие.

  2. П высшего уровня не удовлетворяются, пока не удовлетворены потребности низших уровней (например, когда человек задыхается, ему  безразлично, во что он одет; если человек голоден, не имеет одежды и жилья, то не идет речь об успехе, уважении и самоуважении и т.д.).

  3. Для того, чтобы чувствовать себя комфортно и быть счастливым, должны быть удовлетворены П всех уровней.