ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 989
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Универсального определения СД не существует. Наиболее полным считается определение, данное американской м/с Вирджинией Хендерсон, принятое в 1961г. Международным Советом сестёр: «Уникальная задача сестры по оказанию помощи человеку, больному или здоровому, в осуществлении тех действий, имеющих отношение к его здоровью, выздоровлению или спокойной смерти, какие он предпринял бы сам, обладая необходимыми силами, чтобы он как можно быстрее обрел независимость».
На первой Всероссийской научно-практической конференции по теории сестринского дела (Голицыно, 1993г.) дано следующее определение сестринского дела: «Сестринское дело как часть системы здравоохранения является наукой и искусством, направленным на решение существующих проблем со здоровьем в меняющихся условиях окружающей среды».
М/с в разных странах сталкиваются с массой трудностей. Они различны в зависимости от экономического уровня развития страны, политики, культуры, социальных условий. Но есть универсальные факторы, препятствующие развитию СД во всех странах:
1) недостаток власти, отсутствие рычагов влияния на формирование политики (как например, военные или шахтеры, которые могут влиять на власть путем забастовок). М/с, в силу своей профессиональной деятельности, ни при каких условиях не имеет права отказать больному в экстренной помощи.
2) половая принадлежность. Во всем мире профессия м/с относится, к так называемым, женским профессиям (90% среднего медперсонала в мире – женщины). СД присущи все недостатки, свойственные «женским» профессиям: относительно низкая заработная плата, низкий социальный статус, отсутствие общественного признания, относительно тяжелые условии труда, ограниченная возможность продвижения по службе. По данным ООН, женщины составляют 1/2 населения Земли; 2/3 рабочего времени приходится на долю женского труда, но получают они лишь 0,1% мирового дохода. Дискриминация по половому признаку сказывается и в личной сфере (сменная работа, дома – уход за детьми, престарелыми членами семьи и т.д.). М/с находится в постоянной заботе о других, но обнаруживает, что мало кто заботиться о ней.
-
т.н. «медикамезация» здравоохранения (в широком смысле – «дегуманизация» медицины). Лечим тело, а не душу; используем массу лекарств, технических средств обследования и т.д., а человеческий фактор не учитываем. Медсестру часто рассматривают как технического исполнителя воли врача; уход, как составная часть лечения, остается незамеченным и недооцененным, но доказано, что благоприятный исход заболевания на 50-70% зависит от качества ухода.
Медицинских сестер во многих странах не устраивает такое положение. Началом перемен в СД стала Венская сестринская конференция, проходившая в 1988г., на которой рассматривались вопросы миссии и функций м/с в обществе.
Миссия м/с в обществезаключается в оказании помощи индивидуумам, семьям и группам в определении и достижении их физического, умственного и социального здоровья в изменяющихся условиях окружающей среды, в которой они живут и работают (иными словами – помочь личности максимально реализоваться в жизни).
Основные функции следуют из миссии м/с в обществе. Они имеют огромное значение независимо от места и времени оказания помощи, тяжести состояния пациента, его финансового положения. М/с должна активно привлекать пациента к самообслуживанию, а членов его семьи – к уходу за ним. Она должна помочь ему сохранить самостоятельность и независимость.
Первая функция: осуществление сестринского ухода. Это могут быть профилактические меры, сестринские вмешательства, связанные с реабилитацией, психологической поддержкой пациента или его семьи.
3 пути осуществления ухода:
– самообслуживание;
-патронажное обслуживание;
– профессиональное обслуживание.
В функции м\с входит задача определить, когда пациент может возобновить самообслуживание и поощрять его к этому.
Патронажное (попечительное обслуживание) – вид помощи, которая обычно оказывается человеку его родственниками, друзьями. Такой уход позволяет пациенту оставаться дома; поощряет заботливые отношения между людьми в обществе позволяет сэкономить скудные ресурсы. М/с в этом случае могут привлекаться время от времени для совета.
Профессиональный уход – требует специальных знаний, навыков, квалификации. Он может оказываться в разных условиях (больницах и т.д.).
Сестры должно активно решать с самим человеком и другими профессиональными работниками, какой вид обслуживания подходит для конкретного больного. Там, где это возможно, и сам пациент должен активно привлекаться к решению того, какой вид ухода ему нужен.
Вторая функция: заключается в обучении пациентов и профессионалов здравоохранения.
Это включает:
-оценку знаний и навыков человека, относящихся к восстановлению и сохранению здоровья;
-подготовку и предоставление нужной информации;
– организацию компаний пропаганды здоровья и оценку результатов;
-помощь м/с в получении новых знаний и навыков;
– применение принятых культурных, этических и профессиональных стандартов.
Третья функция: заключается в исполнении роли эффективного члена медико-санитарной бригады. Она включает: сотрудничество с индивидуумами, семьями, работниками здравоохранения в целях планирования, организации и оценки сестринского ухода.
Четвертая функция: заключается в развитии сестринской практики через мышление и исследование, т.е. научно-исследовательская работа.
Проще говоря, функция сестры – заменить то, что недостает больному для «целостности», «невредимости» или «независимости». Сестра должна просто встать на место каждого пациента, чтобы понять его нужды. «Сестра – это «ноги безногого», «глаза ослепшего», «опора ребенку», источник знаний и уверенности для молодой матери, уста тех, кто слишком ослаб или погружен в себя, чтобы говорить». Эти слова В. Хендерсон можно считать классической метафорой, выразившей миссию, призвание м/с.
Отмечено, что в современном обществе возрастает спрос на квалифицированные сестринские услуги, растет число сестринского персонала по отношению к врачебному (на Западе на 1 врача приходится 5-7 м/с, в РФ – 1,7 – 2,5).
Существует несколько факторов, с которыми связано повышение заинтересованности в сестринской помощи.
-
Изменение демографии – постарение населения (это связано с успехами медицины, условий жизни и т.д.). -
Увеличение заболеваемости и изменение структуры заболеваемости (постоянный рост онкологических заболеваний, сахарного диабета, хронизация патологии, омоложение хр. патологии), а такие больные нуждаются в уходе. -
Рост таких инфекционных заболеваний как ГВС, СПИД, дифтерия. Многие из этих инфекций являются управляемыми, т.е. их можно предупредить правильно организованными сан-просветительными компаниями, пропагандой ЗОЖ, проведением вакцинации и т.д. Проведение профилактических мероприятий сохраняет трудовой потенциал, экономит ресурсы. -
Увеличение стоимости медуслуг (стратегия ВОЗ – доступность медпомощи богатым и бедным). Стационарная помощь как затратная сокращается, соответственно увеличиваются все виды амбулаторной помощи. Хорошо подготовленная м/с может обеспечить медико-социальную помощь по дому. При этом не требуется какого-либо дорогостоящего оборудования. -
Необходимость переориентации помощи на профилактику и сохранение здоровья. Это связано с признанием здоровья как основной ценности отдельного человека и общества в целом.
Установлено, что 80% функций по профилактике здоровья могут быть делегированы (переданы) м/с.
В связи с повышением потребностей общества в сестринских услугах, а также с изменением требований, предъявляемых к подготовке м/с (они должны соответствовать общеевропейским стандартам, т.к. Россия является членом Евросоюза), в нашей стране проведена реформа среднего специального медицинского образования:
– трёхуровневая подготовка м/с:
1 уровень – базовый
2 уровень – углубленный (повышенный)
-
уровень – высшее сестринское образование;
– обязательный профессиональный рост сестер;
– обучение на базе среднего полного образования.
«Философия сестринского дела»
План
Определение философии сестринского дела
Основные понятия философии сестринского дела – парадигмы
Этические компоненты философии сестринского дела
Определение философии сестринского дела
Для дальнейшего прогресса в сестринском деле возникла необходимость философского осмысления сестринской практики. Чтобы перейти к вопросам философии сестринского дела, нужно вспомнить, что же такое философия? Говоря о философии, мы говорим о том, как человек мыслит, во что верит, как воспринимает жизнь. Философия – это система взглядов на мир.
Что такое философия вообще? В переводе с греческого философия – «люблю мудрость». Одно из определенийфилософии – это наука о всеобщих закономерностях, которым подчиняется как бытие (т.е. природа и общество), так и мышление человека, процесс познания. Философия выступает как могущественное орудие познания и деятельности людей, как активный фактор дальнейшего развития познания и практики. Философияспособствует развитию самосознания человека, пониманию его места в мире, места и роли научных открытий в системе общего развития человеческой культуры; дает оценку и объясняет связи отдельных звеньев знания в единстве мировоззрения (т.е. наука, изучающая наиболее общие закономерности развития природы и общества).
Одно из наиболее широко распространённых сегодня понятий философии следующее: философия – это наука о взаимодействии субъекта и объекта и об изменениях отношений между ними, возникающих в результате этого взаимодействия.
Кто такойсубъект?Это человек, вступающий в контакт с миром, изменяющий предметную обстановку своего бытия и самого себя (свои качества и силы). (Отсюда понятие субъективный, связанное с понятиями и взглядами человека; как мы оцениваем данное явление).
Объект – часть бытия, противостоящая человеку в его познании или деятельности, обуславливающая эту деятельность; обстоятельство, из которого человек вынужден исходить, принимая решение. Отсюда определение – объективный, т.е. зависящий от взглядов и воли человека, существующих независимо от него.
Например: определения высокий-низкий – субъективные; человек ростом 150 или 190 см – объективные.
Что же такое философия сестринского дела?