ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 991
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Впервые принципы философии сестринского дела в России были сформулированы на I Всероссийской научно-практической конференции по теории сестринского дела, которая проходила в Голицыно в 1993г. под девизом «Новые сестры для новой России».
В тексте документа, принятого на этой конференции, были даны определения ключевых в сестринском деле терминов: «сестра», «пациент», «сестринское дело», «окружающая среда», а также отношения взаимодействия, возникающие между указанными субъектами и объектами; сформулированы этические ценности, обязанности и добродетели, которыми должна обладать профессиональная сестра. На конференции было принято определение философии сестринского дела – это часть общей философии, система взглядов на взаимоотношения между сестрой, пациентом, обществом и окружающей средой.
Философия сестринского дела отражает мировоззрение сестры в отношении ее деятельности, формировании целостного взгляда на сестринское дело, на роль и место в нем сестринского персонала.
В центре этого мировоззрения – человек, больной, здоровый, или умирающий, обладающий биологическими, психологическими, социальными и духовными потребностями.
Основными принципами философии сестринского дела являются уважение к жизни, достоинству и правам пациента. Каждая отдельная личность рассматривается как единое целое, с ее внутренними возможностями к росту и развитию физическому, философскому, социальному, культурному, интеллектуальному и духовному.
Основные понятия философии сестринского дела – парадигмы
Реализация принципов философии сестринского дела зависит от взаимодействия сестры и общества. Эти принципы предусматривают ответственность сестры перед обществом и ответственность общества перед сестрой.
Общество признает важную роль сестринского дела в системе здравоохранения, регламентирует и поощряет его посредством издания законодательных актов. Успешное применение философии сестринского дела в России, развитие творческого потенциала сестер возможно только в том случае, если общество выполнит свои обязательства по отношению к ним.
Сестра стремиться выполнять работу профессионально, уважая и охраняя достоинство пациента, его автономию и гармонию с обществом и социальными потребностями. Сестра является специалистом, который обладает знаниями и умениями, несет ответственность за процесс ухода и проявляет милосердие.
Сестра – уникальная, общественно-активная личность, которая совершенствует свои профессиональные, психологические и душевные качества для того, чтобы обеспечить пациенту максимальный уход. Действия медсестры направлены на удовлетворение потребности общества и отдельных пациентов в защите здоровья.
Согласно международной договоренности, философия сестринского дела базируется на 4-х основных понятиях (парадигмах):
пациент
сестринское дело
окружающая среда и общество
здоровье
Пациент – человек (индивид), который нуждается в сестринском уходе и получает его.Человек, как личность – единство биологических, психологических, социальных и духовных компонентов.
Сестринское дело – часть медицинского ухода за здоровьем, специфическая профессиональная деятельность, наука и искусство, направленные на решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем в условиях изменения окружающей среды.
Окружающая среда – совокупность природных, социальных, психологических и духовных факторов и показателей, которые затрагивают активность человека.
Здоровье – динамическая (подвижная) гармония личности с окружающей средой, достигнутая посредством адаптации.
По определению ВОЗ: здоровье – состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.
Помимо этих основных понятий необходимо знать определение и других, существенных для сестринского дела.
Человек – целостная, динамическая саморегулирующаяся биологическая система, совокупность физиологических, психосоциальных и духовных нужд, удовлетворение которых определяет рост, развитие, слияние с окружающей средой, т.е. гармонию личности с окружающей средой.
Сестра – специалист с профессиональным образованием, разделяющий философию сестринского дела и имеющий право на сестринскую работу.
Подводя итог вышесказанному, философия сестринского дела рассматривает взаимоотношения между субъектами: «пациент-сестра» и объектом «окружающей средой и обществом», возникающие с целью достижения оптимального уровня здоровья как личности, так и общества в целом. Это достигается путём адаптации, а способом осуществления является сестринское дело.
Этические элементы философии сестринского дела
Элементы философия сестринского дела: этические обязанности, ценности и добродетели (совершенства).
Этические обязанности медсестры по обслуживанию пациентов:
– говорить правду;
– делать добро;
– не причинять вреда;
– уважать права пациента (сохранение профессиональной тайны, право на получение квалифицированной помощи, на гуманное отношение и т.д.);
– уважать обязательства других (членов бригады);
– держать слово (быть обязательным);
– быть преданной (пациенту и своей профессии).
Этическими ценностями, определяющими цели, к которым стремиться сестра, являются:
– профессионализм (владение специальными знаниями и умениями);
– здоровье (как основная ценность от человека к обществу в целом);
– здоровая окружающая среда;
– независимость;
– человеческое достоинство (уважать этические ценности, обычаи, духовные убеждения пациента; оказывать помощь независимо от возраста, пола, характера заболевания, расовой принадлежности, материального положения; не навязывать пациенту свои убеждения);
– забота (уход)- универсальная человеческая потребность, необходимая ему от рождения до смерти.
Добродетели (совершенства) – личные качества, которыми должна обладать хорошая сестра. Это черты характера, которые располагают человека к хорошим поступкам и позволяют хорошо справиться с любой работой или задачей:
– знания;
-умения;
– сострадание;
– милосердие;
– терпение;
– целеустремленность (настойчивое достижение цели).
Таким образом, если человек выбирает профессию медицинской сестры, он принимает на себя моральные обязательства придерживаться этих обязанностей, ценностей и добродетелей, на которых основана философия сестринского дела.
«Основные вехи истории сестринского дела . Реформирование сестринского дела в РФ.»
-
зарождение сестринского дела в России; -
общины сестёр милосердия; -
основоположники сестринского дела в России; -
деятельность Ф. Найтингейл; -
деятельность сестёр милосердия на войне; -
история создания Международного комитета Красного Креста; -
история создания Российского комитета Красного Креста; -
современная система подготовки сестринского персонала в России; -
история создания и задачи Ассоциации медицинских сестёр; -
периодические печатные издания для сестринского персонала в РФ.
Благотворительная лечебная помощь на Руси появилась с XI века, с созданием богаделен и убежищ-келий при монастырях. Так, в 1070 году в Киево-Печерском монастыре была открыта богадельня-убежище-дом во имя св. Стефана для проживания нищих, слабых, хромых, слепых и прокаженных. Такое же заведение было открыто в 1091 году Переяславским епископом Ефимом. Осуществляли уход за калеками и больными монахи. После принятия христианства при монастырях стали создаваться «больничные палаты». То место, где боль кладет человека «ниц», стали называть «больницами». Некоторые монастыри так и назывались «больничными», например, монастырь Федора Студита в Москве.
Исторических сведений о женской медицинской деятельности на Руси очень мало. Но уже в XI веке был создан первый отечественный медицинский трактат под названием «Мази», который был для того времени уникальным. Его автором явилась внучка князя Владимира Мономаха Евпраксия Мстиславовна, которая глубоко изучила народную медицину и осветила в своем труде вопросы физиологии, гигиены, пропедевтики и профилактики некоторых заболеваний.
В исторических источниках XIV века упоминаются имена крестьянской девушки Февронии, княжеской дочери Ефросинии, Федосии Морозовой и других, занимавшихся уходом за больными людьми.
В Новгородских летописях помещалась информация о городских лекарях, в числе которых была «Натальица Клементьевская жена лекарица», лечившая новгородцев во второй половине XVI века. В Московской Руси участие женщин в судьбе больных проявлялось также в различных видах благотворительной деятельности, осуществляемой представительницами различных сословий.
В XVII веке многие русские монастыри процветали, богатели, и это позволяло строить при них богадельни и небольшие дома для больных. Большую помощь в создании таких келий, богаделен и домов оказал патриарх Никон. С его помощью были основаны богадельни в Московском Знаменском монастыре, в Гранатном дворе у Никитских ворот, в Ново-Иерусалимском монастыре. В «Слове о приютах» он предложил создать общество милосердия, члены которого будут посещать дома бедных и несчастных и заниматься благотворительностью.
Со вступлением на трон династии Романовых милосердием и благотворительностью помимо царя и высших церковных иерархов начинают заниматься знатные светские феодалы. Одним из таких пионеров был придворный дворянин Ф.М.Ртищев, который в 1650 году на территории Андреевского монастыря открыл приют для бедных больных, нищих и пьяных, где врачевали лекари и даже доктор.
Допетровская благотворительность, выражающаяся в ручной, случайной милостыне, способствовала появлению нищих-профессионалов. Поэтому Петр I развернул активную борьбу с промысловым нищенством, которая сопровождалась полным запретом частной благотворительности. Основная забота Петра I сосредоточилась не на гражданских, а на военных медицинских учреждениях, которые в мирное время обслуживали всех больных. В вышедшем в 1716 году Воинском уставе отмечена преимущественная роль женщины в уходе за больными: «потребно всегда при десяти больных быть для услужения одному здоровому солдату и нескольким женщинам, которые оным больным служить имеют и платье на них мыть». В последующих регламентах и уставах военных госпиталей характер женской санитарной помощи все более конкретизируется и уточняется.
В связи с проведением Петром I реформ создается так называемая «Медицинская коллегия» (канцелярия), которая для работы в госпиталях в 1728 году ввела штатные единицы для женщин по уходу за больными. С 1735 года Генеральным регламентом о госпиталях количество работниц при больных определялось характером и тяжестью заболеваний последних.
Этим начинаниям Петра суждено было прерваться почти на 100 лет. Отсутствие прочной системы организации женского труда в госпиталях и заинтересованности командования в нем приводило к тому, что в большинстве госпиталей он со временем либо исчез совсем, либо носил временный характер. В результате больные и раненые в госпиталях, особенно в военное время, находились практически на полном самообеспечении.
К середине XVIII века женский уход за больными стал осуществляться и в гражданских больницах. В Павловской больнице в Москве для ухода за больными по штату полагалось иметь баб-сидельниц из жен и вдов больничных солдат. Одна из них предназначалась для осматривания больных женщин и проведения простейших процедур. Позже для улучшения ухода за больными в Павловской больнице было постановлено нанимать исключительно женскую прислугу – сидельниц и кухарок.
В XVIII веке в России стали известны первые фельдшера. Их тогда называли «рудометами» или «цирульниками». Характерным для первых медицинских школ в России была слитность фельдшерского и врачебного образования. Через 2-3 года после поступления успевающие ученики получали звание подлекарей (что примерно соответствует званию фельдшера), затем еще через 1-2 года им присваивалось звание лекаря. Лекарские ученики учились оказывать неотложную помощь, делать кровопускания, лечить больных и готовить лекарства. В 1798 году врачебное образование было отделено от фельдшерского.