ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 1541
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
пробелы и иные недостатки правого регулирования общественных отношений. Таким образом, Верховным Судом Российской Федерации дается толкование действующего законодательства, которое является обязательным для судебных органов, поскольку таким путём устраняются противоречия в правоприменительной практике. Нередко подобные акты Верховного Суда содержат в себе не только разъяснения по вопросам правоприменительной практики, но и правила поведения, которые не получили своего законодательного закрепления. Как отмечает С. Л. Будылин данные акты не являются правовыми прецедентами, но при этом они являются примером судебного правотворчества. Исходя из сказанного, следует, что решениям высших судебных инстанций присущи признаки источников прав, однако легально суды ими не связаны и не ориентированы на них. В процессе принятия решения судьей применяются нормы закона, регулирующие конкретные спорные правоотношения, которые иногда являются противоречивыми, вследствие чего вырабатывается собственная позиция судьи по отношению к применению норм, регулирующих спорные правоотношения. В случае возникновения спорных вопросов возможно взаимодействие с другими судебными инстанциями, в том числе с вышестоящими. Кроме того, решения по конкретным делам ложатся в основу постановлений, принимаемых высшими судебными инстанциями, что способствует формированию определенной позиции по однообразному применению норм права и служит ориентиром для нижестоящих инстанций.ъ Учитывая вышеизложенные обстоятельства, можно сделать вывод о том, несмотря на отсутствии легального закрепления правового прецедента в системе права Российской Федерации, его фактическое наличие в ряде источников права допускается, и неоднократно подтверждалось отечественными правоведами. Автор согласен с точкой зрения российских юристов Т. М. Пряхина и Е. В. Розанова о том, что отрицание значения судебного прецедента как источника права в современных реалиях-равносильно игнорированию реальных изменений, происходящих в сфере правосудия» .
Потребность в легальном закреплении роли судебного прецедента в процессе регулирования общественных правоотношений становится все более актуальной. О необходимости формального определения места судебного прецедента в российской системе права свидетельствует и сложившаяся судебная практика. Основным источником права в правовой системе России является нормативно-правовой акт, поэтому необходимо нормативно закрепить положение судебного прецедента в качестве источника права. При этом необходимо определить критерии, при помощи которых судебные акты будут относиться к источнику права. Например, судебные инстанции, которые выносят такие решения, или, часть решения, которая может применяться при разрешении аналогичных споров. Очевидно, что юридическая сила судебного прецедента не может быть соизмерима с юридической силой закона, но может и должна играть вспомогательную роль.
7. Юридическая техника: понятие, назначение, виды. Приемы юридической техники. Факторы, оказывающие влияние на уровень юридической техники. Уровень правотворческой и правоприменительной юридической техники в современной России: обоснование, причины и проблемы, направления совершенствования. Взаимосвязь между уровнями юридической техники и правовой культуры.
Понятие Юридическая техника — это совокупность принципов, правил, средств, приемов и методов адекватного выражения определенного нормативно-правового содержания в форме текста правового акта. Под “текстом” правового акта при этом имеется в виду письменный текст, поскольку речь идет о писаном праве в условиях письменной культуры. Но в принципе можно говорить о юридической технике и применительно к устному тексту правового акта (например к устному тексту неписаного обычного права или к устному тексту правового акта в современную эпоху писаного права, когда текст правового акта выражается в форме устного правоустановления — в виде устной речи, устного обнародования содержания правового акта по радио, телевидению и т.д.).Правовыми актами являются официально-властные акты (нормативного и индивидуального характера), имеющие общеобязательную юридическую силу, — правоустановительные и правоприменительные акты, а также акты официального толкования и систематизации действующего права.
Назначение Юридическая техника играет исключительно важную роль и используется на разных этапах механизма правового регулирования - от издания нормативных актов до принятия на их основе правоприменительных актов. Различные виды юридической техники, все вместе организуя и конструируя правовой материал, создают условия для рационализации юридической деятельности, для оптимизации процесса правового упорядочения общественных отношений.
Один из родоначальников теории юридической техники Р. Иеринг выделил две её главные цели:
-
1) возможно большее количественное и качественное упрощение права; -
2) достижение практичности права.
Говоря современным языком, речь идет, в первую очередь, о создании законов, доступных для понимания, и об их качественном применении. Современные ученые, выделяя аналогичные цели юридической техники, формулируют их несколько шире. Так, А.Ф. Черданцев в качестве целей юридической техники называет:
-
1) достижение ясности, простоты, краткости и унифицированности юридических документов; -
2) рационализацию юридической деятельности. -
Виды: законодательная (правотворческая);
систематизация нормативных актов;
правоприменительная.
законодательная (правотворческая) техника - это совокупность правил, приёмов, способов создания (подготовки, составления, оформления) нормативных актов.
Правила законодательной техники:
а) относящиеся к форме (внешнему оформлению) нормативных актов (наличие обязательных официальных реквизитов: название, дата, орган принятия, подпись соответствующего должностного лица и т.д.);
б) относящиеся к содержанию нормативного акта (регулирование однородных общественных отношений, отсутствие пробелов, минимизация исключений и отсылок и т.д.);
в) относящиеся к структуре нормативного акта (общие нормы помещаются в начале нормативного акта, однородные нормы излагаются компактно, например в главах, разделах нормативного акта, нумерация статей является сплошной, стабильной и т.д.);
г) относящиеся к изложению норм права (ясность, точность, краткость языка нормативных актов, стандартность формулировок и т.д.).
Техника систематизации законодательства (нормативных актов) предполагает использование таких способов его систематизации как учёт, инкорпорация, консолидация, кодификация законодательства.
Техника правоприменительных (индивидуальных) актов связана с их надлежащим внешним оформлением (название, органы издания или выдачи, время и место выдачи, подпись, печать и т.д.), наличием необходимого содержания (решение, фиксация юридического факта, соответствие терминологического стиля языку законодательства и т.д.
Некоторые также выделяют учет нормативных актов как отдельный вид юридической техники.
Среди альтернативных классификаций : В соответствии с профессиональным критерием: По форме юридической деятельности По типу правовых актов, По способу издания правовых актов:По структурной принадлежности в рамках системы права:В зависимости от содержания юридической деятельности.
Приемы юридической техники - под приемами юридической техники понимают способные повторяться действия уполномоченного субъекта по реализации юридико-технического правила (операции). Приемы по большей части носят интеллектуальной характер, включая варианты профессионального мышления, анализа и обработки информации, а также понятийный аппарат.
По степени обобщения конкретных показателей:
-
абстрактный — при формулировании нормы права используется обобщающая формулировка; -
казуистический — при формулировании нормы права последовательно перечисляются условия, при которых она действует.
По способу изложения элементов юридической нормы:
-
прямой — гипотеза, диспозиция и санкция изложены в одной статье нормативного правового акта; -
отсылочный — отдельные элементы нормы (или гипотеза, или диспозиция, или санкция) изложены в других конкретных статьях конкретного закона и к ним сделана отсылка или она подразумевается; -
бланкетный — разновидность отсылочного, но отсылка делается в общей форме, чаще всего путем упоминания соответствующих правил, инструкций, иных законодательных актов.
Технические приемы - это способы, фиксирующие официальные реквизиты (наименование правового акта, дата и место его принятия, подписи должностных лиц и т.п.), структурная организация правового акта (вводная часть - преамбула, общая и особенная части, нумерация разделов, глав, статей, пунктов и т.д.).
Факторы, оказывающие влияние на уровень юридической техники.
Одним из важнейших факторов, влияющих на качество используемых приемов юридической техники, является глубокое понимание субъектом юридической техники назначения того или иного приема для регулирования общественных отношений.
Но для того, чтобы понимать назначение того или иного приема юридической техники для регулирования общественных отношений необходимо, чтобы субъект юридической техники (лицо, использующее приемы юридической техники для регулирования общественных отношений) знал закономерности правового регулирования общественных отношений и требований, предъявляемых к нему.
К числу требований, предъявляемых к правовому регулированию, относятся следующие требования: требование определенности, обоснованности, недопустимости ущемления свободы субъекта права, учета интересов субъектов права, стабильности, системности.
Соблюдение законов юридической техники также является значимым фактором влияния на уровень юридической техники. Увеличения эффективности принимаемых законов можно достичь посредством рационального использования юридических процедур, технико-юридических приемов, средств для формирования эффективных социальных институтов.
Уровень правотворческой и правоприменительной юридической техники в современной России: обоснование, причины и проблемы, направления совершенствования.
Единство правовой системы Российской Федерации не в последнюю очередь обеспечивается единством терминологии, языка законотворчества, едиными стандартами оформления законов.