ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 1533

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ТГП вопросы

КП вопросы

ПО вопросы

Криминология — это социолого-правовая наука, изучающая преступность, личность преступника, причины и условия преступности, методы и средства ее предупреждения.Деликтология это междисциплинарная комп­лексная наука и направление в законодательстве о непреступных право­нарушениях, их причинах и условиях, личности правонарушителей и предупреждении правонарушений. Она включает в себя административ­ную, дисциплинарную, гражданскую и семейную деликтологию.Административная деликтология изучает и регламентирует правонаруше­ния, предусмотренные Кодексом об административных правонарушени­ях. Дисциплинарная деликтология входит в трудовое, военное, государствен­ное право, регулирующее дисциплинарную ответственность за проступки в соответствующих правоотношениях, исследует причины и условия их совершения, разрабатывает меры предупреждения.Гражданская деликтология 

КП

17. Конституционно-правовая природа и сущность судебной власти

ПО

2. Понятие и признаки правосудия, его виды, общая характеристика. Правосудие и судопроизводство: соотношение. Конституционные поправки 2020 года о видах судопроизводства.

3. Сущность и значение принципов правосудия, их классификация. Общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы судоустройства и судопроизводства. Проблемы регламентации новых принципов правосудия.

11. Судебная власть и ее роль в обществе: понятие и признаки. Проблемы независимости и полноты судебной власти. Судебная власть и гражданское общество.

13. Звено судебной системы и судебная инстанция: соотношение понятий. Система судебных инстанций и звеньев в Российской Федерации.

15. Профессиональный судейский корпус и судейское сообщество. Органы судейского сообщества и практика их деятельности.

16. Прокуратура как орган надзора за законностью. Правовые основы, цели, принципы организации и деятельности прокуратуры. Направления, функции и система органов прокуратуры.

17. Следственный аппарат. Органы расследования преступлений. Дискуссия о едином следствии.

18. Органы внутренних дел и деятельность по охране общественного порядка (функция полиции). Задачи, организация и принципы деятельности полиции. Реформа полиции.

19. Сущность, задачи и основные формы деятельность адвокатуры. Модели организации адвокатуры. Организация адвокатуры в России.

20. Понятие и виды частной детективной (сыскной) деятельности. Проблемы реализации законодательства о сыскной деятельности.



В этой сфере накопилась масса проблем. Каких-либо стандартов оформления регионального законодательства не существует, что приводит к отсутствию единообразия и техническим ошибкам в составлении такого рода документов. Нередко подобные ошибки становятся следствием несогласованной работы чиновников.

Отнюдь не благополучно обстоят дела и с опубликованием принимаемых нормативных актов. Далеко не все законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации имеют официальный орган для опубликования своих решений.

Не разрешаются данные проблемы, в основном, по двум причинам: экономической и политической.

Также, существует проблема отсутствие «закона о законах». На сегодняшний день фактически нигде и никем не установлена иерархия действующих нормативных актов, не определен исчерпывающий список их видов для различных нормотворческих органов.

Вот уже несколько лет в повестке дня Государственной Думы стоит проект федерального закона "О нормативных правовых актах в Российской Федерации". Речь идет о том самом "законе о законах", который был и остается научной мечтой многих отечественных правоведов

Данный закон должен регулировать все стадии законотворческого процесса от внесения инициативы до обнародования закона, он так же должен содержать четкие и жесткие требования к оформлению нормативных правовых актов, юридической технике, терминологии. Так же необходимо ввести общие требования к законодательными актам субъектов РФ. Должна быть также установлена жесткая иерархия нормативно-правовых актов. Если данный акт когда-то всё же выйдет в свет, масса проблем, связанных с современным законотворческим процессом может решиться сама собой.

Взаимосвязь между уровнями юридической техники и правовой культуры.

Являясь составной частью правовой культуры общества и правовой культуры должностных лиц, культура юридической (в первую очередь законодательной) техники выступает в качестве того действенного компонента, который обусловливает совершенное качество принимаемых законов, подзаконных актов, правоприменительных и иных правовых актов, проявляющих себя в правовой жизни гражданского общества.

Культура юридической (и особенно законодательной) техники непременно и в решающей степени естественно соотносится (призвана сочетаться) с высоким уровнем правосознания и правовой культурой участников правотворческого, правоприменительного и иных юридических процессов, результатом которых становится введение в регулятивный и охранительный оборот законов, подзаконных и иных правовых актов. Вне мощного влияния правовой культуры общества, правовой культуры должностных лиц культура юридической (законодательной) техники никоим образом не может проявить свой практический потенциал.


В условиях формирования гражданского общества и правового государства объективно наблюдается заинтересованность в значительном повышении уровня правосознания и правовой культуры на общественном и индивидуальном уровнях, поскольку успешное осуществление политических, экономических, социальных реформ, внедрение стабильной законности и четкого правопорядка в систему общественных отношений, достижение реального обеспечения прав и свобод большинства членов общества могут осуществляться лишь на базе массового осознанного и предсказуемого правомерного поведения субъектов права.

Параллельно с этим обращение к культуре юридической техники (юридических технологий) становится практической необходимостью, поскольку резко возрастает количество принимаемых законов и подзаконных актов, иных правовых актов, повышаются требования к их действенности, эффективности, адаптации к сложным и многогранным жизненным обстоятельствам.
8. Отрасль права: понятие, основание выделения, система, дискуссия. Отрасль права и отрасль законодательства. Причины, снования и условия выделения новых отраслей права и отраслей законодательства в российской системе права. Тип правовой системы, отрасль права и отрасль законодательства: общая характеристика и особенности. Международное право и отраслевая организация правовой системы России: место, особенности, значение.
Понятие : Отрасль права – это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный род (сферу) общественных отношений.

Основания Выделения :

В основе деления права на отрасли и институты лежат два критерия:

1) предмет правового регулирования; 2) метод правового регулирования. Они и выступают системообразующими факторами.

Под предметом понимается то, что регулирует право, т.е. определенные виды общественных отношений. Последние представляют собой сложную, многоаспектную категорию. Предмет в данном случае – это все то, что подпадает под действие правовых норм.

Под методом понимаются определенные приемы, способы, средства воздействия права на общественные отношения. Метод отвечает на вопрос, как право осуществляет свою регулятивную роль, ибо правовые нормы регулируют не только разнохарактерные отношения, но и различным образом. От методов в значительной мере зависит эффективность правового регулирования, достижение выдвигаемых при этом целей.

Система : Система права – структурно упорядоченное единство действующих в государстве правовых норм, группирующихся во взаимодействующие между собой подразделения (отрасли).



Нормы права, объединяясь, образуют институты права, которые составляют подотрасли и отрасли права. Их единство и представляет собой систему права.

Институты права — совокупность норм права, которые регулируют определённый вид схожих общественных отношений (институт охраны труда, институт купли-продажи).

Подотрасль права — совокупность родственных институтов определённой правовой отрасли (наследственное право, право на интеллектуальную собственность).

Отрасль права — совокупность норм права, которые регулируют единую сферу общественных отношений и составляют предмет правового регулирования (конституционное право).



. Отрасль права и отрасль законодательства.

Отрасль системы права: группируется по признаку единства предмета и метода правового регулирования общественных отношений. Отрасль законодательства: комплекс законов и подзаконных нормативны актов, содержащих нормы одной или нескольких отраслей права. Отрасли законодательства формируются в зависимости только от предмета правового регулирования и не обладают самостоятельным методом. Они делятся на несколько самостоятельных видов. Во-первых, имеются отрасли, в основном совпадающие с одноименными отраслями права. Таковы, например, гражданское, трудовое, уголовное законодательство и некоторые другие. Во-вторых, отрасли законодательства складываются на базе определенных частей (подотраслей, юридических институтов) крупных отраслей права с добавлением некоторых норм близкого содержания, взятых из других О.п. Таково, например банковское законодательство в системе норм финансового права и др. Наконец, в систему отраслей законодательства входят так называемые комплексные отрасли, которые регулируют отношения в той или иной сфере государственной деятельности (образование, здравоохранение, транспорт, оборона и т.д.) и включают в себя нормы нескольких О.п.

. Причины, снования и условия выделения новых отраслей права и отраслей законодательства в российской системе права

Существенные изменения в общественных отношениях, в целях и задачах правовой регуляции и т.д. сопровождаются соответствующими корректировками концепции и преобразованиями структуры сложившейся системы права (появление новых правовых отраслей и институтов, исчезновение или преобразование прежних и т.д.). Так, в современной российской системе права нет уже такой отрасли, как колхозное право, и вместе с тем появились некоторые новые правовые отрасли (например предпринимательское право) и подотрасли (например банковское право, конституционно-процессуальное право и т.д.). Значительные изменения наблюдаются в институциональной структуре многих традиционных отраслей права (появление многих новых правовых институтов, существенное обновление прежних и т.д.).


Существенно изменилась и общая концепция правовой регуляции и системы права. Важное значение в этом плане имеют прежде всего конституционное признание и закреплениепозитивно-правового значения естественных (прирожденных и неотчуждаемых) прав и свобод человека в качестве приоритетного источника действующего права; конституционное признание общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ как составной части системы российского права и т.д.

В силу своей непосредственной связи с социальной практикой законодательство (и в содержательном отношении, и в структурном плане) несравненно более чутко и оперативно, чем система права, реагирует на изменение в общественной жизни,на постоянно возникающие новые потребности в правовой регуляции. При этом нормотворческий процесс и соответствующие нормативно-правовые акты по своему отраслевому профилю нередко выходят за рамки отраслей системы права. Поэтому реально складывающаяся структура законодательства в целом ,помимо отраслей законодательства, соответствующих отраслям системы права, включает в себя и некоторые другие отрасли законодательства, а также иные структурные части законодательства. Например, в современном российском законодательстве сложились такие комплексные отрасли законодательства, как законодательство об охране здоровья, образовании, науке, культуре, сельском хозяйстве и т.д. Эти комплексные отрасли содержат в себе нормы разных отраслей права (административного, финансового, гражданского, предпринимательского и т.д.).

Тип правовой системы, отрасль права и отрасль законодательства: общая характеристика и особенности.

В узком смысле правовую систему можно определить как право определенного государства.

В широком смысле Правовая система- совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны.

Правовую систему необходимо отличать от системы права, правовая система гораздо шире. Она охватывает:

Систему права.

Систему законодательства.

Правовые институты и правовые учреждения (правотворческие и правоприменительные).


Правовые понятия, принципы, символику.

Правовую политику, идеологию, культуру.

Юридическую практику.

Традиционно в мире выделяют :

  • романо-германскую,

  • К достоинствам этой системы можно отнести четко организованную, непротиворечивую, иерархически структурированную систему законодательства.

  • К недостаткам относят наличие пробелов и некоторую оторванность от реальной жизни, поскольку законотворчество объективно не может предусмотреть все нюансы и изменения социальных отношений, не всегда поспевает за этими изменениями.

  • англо-саксонскую,

  • Достоинством англосаксонской правовой системы является ее гибкость, оперативность, связь с повседневной жизнью. Недостатком – отсутствие четкой структур системы права, его запутанность и недостаточная определенность.

  • религиозную,

источником права выступают религиозно-нравственные нормы и ценности, которые описаны в духовных религиозных трактатах;правотворческая функция отводится Богу, в связи с чем юридические предписания строго обязательны для исполнения;нормы светского и канонического права тесно переплетены между собой. На юридические нормы большое влияние также оказывают местные обычаи, традиции;доктринальным учениям отводится особая роль, так как они не только толкуют первоисточники, но и конкретизируют нормы;отсутствует деление на частное и публичное право;нормативно-правовым актам отводится второстепенная роль;приоритетны обязанности, а не права человека и гражданина.

  • традиционную.

источником права являются неписаные обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение;неписаные нормы права признаны законом и объединяют в себе юридические, моральные, мифические предписания;приоритет отдается публичному праву, частное право второстепенно;нормативные акты носят побочный характер, хотя в последнее время к ним обращаются все чаще;судебная власть руководствуется примирительными принципами, тем самым восстанавливая равновесие в общине и ее сплоченность;доктринальное учение не играет существенной роли в юридической практике;многие обычаи и традиции данной правовой системы устарели для современных реалий.