ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 1536
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Правовая психология - это оценки, чувства, эмоции, настроения людей в отношении правовой действительности. Психологические элементы правосознания - это отношение к знанию о правовых явлениях, их эмоциональное восприятие. Правовая действительность фиксируется не только на уровне знаний, но и на уровне эмоций, переживаний («хорошее» или «плохое», «справедливое» или «несправедливое», «радует» или «огорчает» и т.д.). Но при этом нельзя говорить о приоритете правовой идеологии над правовой психологией. Скорее наоборот, знанию глубокому и систематизированному предшествует знание случайное, фрагментарное, складывающееся стихийно, в значительной степени эмоционально окрашенное. Правовую идеологию и правовую психологию достаточно трудно четко отделить друг от друга, имеет место их переплетение и взаимопроникновение. Обе сферы правосознания тесно связаны и взаимодействуют между собой.
Виды правосознания.
По степени общности правосознание подразделяется на массовое, групповое и индивидуальное.
Массовое - это когда определенные правовые взгляды, идеи, представления получают достаточно широкое распространение и становятся как бы господствующими (преобладающими) в обществе. Например, свыше или мнение о том, что наши законы неэффективны, плохо работают, что борьба с преступностью оставляет желать лучшего.
Групповое отражает правосознание определенных социальных слоев населения (например, студенчества, школьной или рабочей молодежи, военнослужащих, должностных лиц, вузовских работников и т.д.).
Индивидуальное правосознание представляет собой суждения о праве, отношение к праву отдельной личности. У конкретного человека представления о праве могут быть и неверными, отсталыми или деформированными. Впрочем, и групповое правосознание, как правило, не идеальное.
По уровню (глубине) отражения правосознание делится на научное, или теоретическое, профессиональное и обыденное
Научное (доктринальное) правосознание наиболее адекватно отражает фактическое положение дел в правовой сфере, ибо о праве и всей правовой системе квалифицированно судят ученые, приводя соответствующие аргументы, обоснования, статистические данные. При этом делаются необходимые выводы, вносятся практические рекомендации и предложения, направленные на улучшение правовой ситуации в стране.
Профессиональное правосознание близко к научному. Это суждения о праве и других правовых явлениях юристов-профессионалов (судей, прокуроров, следователей, адвокатов, вообще лиц с высшим юридическим образованием). Ценность их мнений - в доказательности, компетентности, убедительности.
Обыденное правосознание - это первичный его уровень, когда знания субъекта о праве формируются под влиянием повседневной жизни и деятельности, общения с окружающими, получаемой по различным каналам информации. Обыденное правосознание чаще всего бывает еще незрелым, недостаточно развитым. На этом же уровне нередко встречается индифферентное (безразличное) отношение к праву в силу крайне слабой осведомленности о нем. В то же время вырабатываются так называемые правовые привычки, когда субъект почитает и соблюдает законы потому, что так воспитан, приучен, таковы семейные и иные традиции.
Факторы, влияющие на формирование правосознания, можно разделить на две группы:
1. Внутренние - индивидуальные особенности личности.
Внутренние факторы условно можно разделить на две группы: 1) психофизиологические особенности человеческого организма, которые включают: ряд психических заболеваний, исключающих разумную деятельность; уровень развития умственных способностей, влияющий на качество правовых знаний и т.д., являются фундаментом правосознания и не за- висят от воли индивида; некоторые особенности характера - внушаемость, сила воли, темперамент и т.д., которые могут быть изменены человеком самостоятельно либо под влиянием внешних обстоятельств; 2) уровень профессионального образования (квалификации).
2. Внешние - заключаются в деятельности субъектов-творцов правосознания.
В современном обществе правовой нигилизм не исключение среди государственных служащих, чиновников, людей, тесно связанных с правом. В этой связи возникают такие проблемы как несовершенство законодательства, утрата правовых традиций, отсутствие в обществе четких юридических механизмов, позволяющих говорить об уважении к закону и суда. Это, безусловно, огромное упущение со стороны общества и государства.
Внешние факторы, влияющие на формирование правосознания можно определить в зависимости от количества субъектов, которые по своему статусу могут быть подразделены на: официальные и неофициальные.
К официальным субъектам относят:
1) органы власти и должностные лиц, влияющие на формирование правосознания, путем вырабатываемой государственной политикой, а как ее результат - правотворческая и правоприменительная деятельность
;
2) образовательные учреждения (не зависимо от форм собственности), формируют правосознание путем правового обучения в различных учебных заведениях, например, школе, колледже, Вузе, которое должно быть направлено на приобретение ребенком позитивных, духовных ориентиров, усвоение им нравственных норм, воспитание уважения к праву, развитие его воли;
3) СМИ являются одним из основных источников формирования правосознания, а также средством правовой пропаганды, которая заключается в распространении правовых идей и правовых требований в обществе. И от того, насколько грамотной, объективной будет данная информация, зависит уровень правосознания и потребность совершать правомерные и противоправные действия.
К неофициальным источникам относят:
1) религию, а именно ее исповедание.
2) влияние ближайшего окружения и более широкого социального окружения - мнение большинства, усредненное мнение социально-демографической группы, к которой причисляет себя индивид - один из факторов, оказывающих существенное влияние на формирование правосознания.
Особенность русского правосознания -- это юридическая неграмотность населения. Она стала следствием, того что в конце 19 века стало очевидным доминирование государства над интересами личности. То есть система управления в России была ориентирована не на личность, обладающую способностями активно, свободно мыслить и проявлять правовую активность, а на законопослушного исполнителя, обладающего стандартными правовыми интересами. Юридическая неграмотность означает не только то, что люди не осведомлены в области права, но и не хотят заполнять пробелы в знаниях права.
Характерной особенностью правосознания и правовой культуры в России можно считать и то, что в российском обществе всегда господствовала идея подчинения права идеологии. Государственная власть поддерживала господствующую идеологию с помощью юридических средств, а последняя, в свою очередь, весьма активно влияла на право, на правоприменительную практику, что отрицательно сказывалось на совершенствовании правовых институтов, на механизме правового регулирования. Укоренившаяся на протяжении веков православная идеология, а потом и господство «марксистско-ленинского» мировоззрения прочно закрепили такую традицию отечественной юриспруденции, как следование в нормотворческой деятельности и в правоприменительной практике идеологическим догмам в ущерб объективным тенденциям общественного развития, в т.ч. и правовой действительности.
В современных условиях в российском обществе главной проблемой является правовой нигилизм, который необходимо преодолеть, воспитывая уважительное отношение к закону, путем обеспечения качества принимаемых законов, упрочнения законности и правопорядка, действительной независимости судов от власти и чиновников.
Меры, направленные на повышение уровня правосознания общества в РФ:
1. Совершенствование правового механизма реализации гражданами прав свобод, и исполнение ими обязанностей.
2. Создание эффективной защиты прав и законных интересов граждан.
3. Обеспечение доступности правовой информации, развитие системы правового просвещения и информирования граждан.
4. Обеспечение всем слоям населения юридических услуг.
5. Организация системного мониторинга законодательства Российской Федерации в целях выявления недостатков и пробелов в законодательстве.
6. Устранение факторов, способствующих появлению безответственности и правового нигилизма в деятельности государственных и муниципальных служащих.
7. Расширение взаимодействия общества и правоохранительными органами.
8. Совершенствование уровня подготовки профессиональных кадров юридического профиля.
9. Разработка и совершенствования способов информирования населения о деятельности государственных и муниципальных органов.
17. Правовая культура: понятие, содержание, структура, характеристика элементов и их взаимосвязь. Функции правовой культуры: понятие, содержание, виды и значение для развития правовой системы России. Ценности права и правовая культура: соотношение, взаимосвязь, значение для развития правовых систем. Ценности права, ценностные ориентиры и ценности общества: соотношение и значение. Правовая культура и правовое регулирование.
Правовая культура - часть общей культуры общества или отдельной личности. Речь идет о такой культуре, как правовая культура, которая, кратко говоря, выражает этику взаимоотношений субъектов общественной жизни с правом, законами, другими юридическими феноменами. Это - особая интеллектуальная сфера, имеющая свою специфику и выступающая предметом изучения юридической науки.
Правовая культура тесно связана с политической, нравственной, духовной и другими видами культуры. И прежде всего, конечно, с обычной, поведенческой, связанной с воспитанностью человека, его адаптированностью к порядку, дисциплине, организованности, уважению к законам страны. Не подготовленного в правовом отношении человека вряд ли можно назвать культурным. Юридическая культура - важнейший элемент правовой системы общества, непременное условие нормального функционирования государства.
Под правовой культурой предлагается понимать "систему овеществленных и идеальных культурных элементов, относящихся к сфере действия права, и их отражение в сознании и поведении людей" (А.Р. Ратинов). В широком плане правовая культура охватывает все правовые ценности, существующие в данное время в данной стране. При этом не игнорируется и мировой опыт.
Правовая культура отражает не только деятельность человека непосредственно в правовой сфере, но и за ее пределами, связанную так или иначе с применением правовых знаний. Последние сегодня востребованы многими науками, дисциплинами и специальностями как гуманитарного, так и негуманитарного профиля. Эти знания необходимы практически во всех областях, где действуют законы, юридические нормы.
В качестве структурных элементов правовой культуры можно выделить следующие признаки:
1. Право в качестве системы норм - нормы права не должны противоречить друг другу, при этом сочетаясь с иными социальными нормами, например, с нормами морали, религии и так далее. Однако господствовать должны именно правовые нормы. Нормативно-правовые акты должны содержать правовые нормы, соответствующие действующим правоотношениям в обществе, не должно быть устаревших норм, пробелов в праве.