ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 1494
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
определенными слоями общества курса реформ, нового уклада жизни и новых ("рыночных") ценностей, недовольство переменами, социальные протесты против "шоковых" методов осуществляемых преобразований; несогласие с теми или иными политическими решениями и акциями, неприязнь или даже вражда по отношению к государственным институтам и структурам власти, их лидерам; отрицание не свойственных российскому менталитету западных образцов.
Правовой идеализм- переоценка права. И нигилизм, и идеализм отражают деформированное правосознание, дефицит политико-правовой культуры. Эти крайности, несмотря на их противоположную направленность- две стороны одной медали.
В практическом плане на право нельзя возлагать несбыточные надежды – оно не всесильно. Ожидание, что принятие законов улучшит жизнь, может не оправдаться и это может привести к разочарованию, правовому скепсису. Формы идеализма: - создание таких норм, которые будут регулировать отношения, еще не возникшие в обществе. – отсутствие реального механизма для реализации юр нормы; - недооценка тех экономических, политических условий, в которых будет работать норма.
Несмотря на то, что правовой идеализм и правовой нигилизм имеют противоположную направленность, оба эти явления носят негативный характер и отрицательно влияют на процессы, происходящие в обществе. Правовой нигилизм уже в самом своем названии отражает свою сущность – отрицательное, негативное, неуважительное отношение к праву, законам и нормативному порядку. Степень выражения правового нигилизма может варьироваться от безразличного отношения к праву, его явной недооценки до полного его отрицания, враждебного, протестного неприятия.
В нашей стране в последние годы создавались многочисленные предпосылки для развития проявлений этого феномена. Ими пронизано все общество, от высших эшелонов власти до рядовых граждан. Пренебрежительное отношение к законам, неверие в возможности права порождает ощущение безнаказанности, что приводит к
увеличению числа правонарушений, росту преступности. Бессилие власти, проникновение правового нигилизма в среду государственных структур, когда сама власть пытается не следовать духу и букве закона, а подогнать правовые нормы «под себя», вызывает повышение социальной напряженности в обществе, что особенно опасно.
Тем не менее, пути преодоления правового нигилизма и правового идеализма существуют, хотя это длительный процесс, затрагивающий различные сферы общественных отношений. Он должен быть направлен не только на изменение законодательства, но и объективных условий жизни. Для этого необходимо возродить и утвердить у людей веру в право, действуя по следующим направлениям:
а) привести всю законодательную базу как на федеральном, так и региональных уровнях, в соответствие Конституции;
б) ликвидировать противоречивые, взаимоисключающие позиции из нормативных актов;
в) при разработке новых законов четко и взвешенно подходить к их содержанию, оценивая их взаимосвязь, механизмы и рычаги их реализации, их возможности в применении к существующим условиям с учетом отношений, сложившихся в обществе;
г) привлечение к законотворческой деятельности высококвалифицированных специалистов в области права, а также, при разработке правовых норм, регулирующих какую-либо конкретную сферу деятельности – специалистов-профессионалов в этой области;
д) обеспечение обязательности исполнения законов путем совершенствования механизмов реализации правовых норм, опираясь, прежде всего, на правовые процедуры;
е) направление усилий общества на повышение уровня общей и правовой культуры граждан, их правового и морального сознания.
Правовой идеализм/ нигилизм, правосознание и правовая культура взаимосвязаны между собой и прав-й нигилизм и идеализм являются своего рода отражением уровня правосознания общ-ва и правовой культуры.
19 Законность: плюрализм понимания и содержательная характеристика концепций. Принципы законности: понятие, содержание, обеспечение, практическое значение. «Законность», «правовое государство», «демократия»: значение и соотношение понятий для современной государственности. Особенности понимания, обеспечения и реализации законности в различных типах правовых систем.
В юридической науке сложилась традиционная концепция законности, сущность которой заключается в строгом и неуклонном соблюдении всеми субъектами права действующего законодательства. А сточки зрения функциональной роли законность рассматривается как принцип, как метод осуществления власти, как режим общественной жизни, как система требований, предъявляемых к личности. Имеются пробелы и в теоретических подходах к исследованию проблем, касающихся определения понятия законности, ее сущности, сфер выражения.
Объясняется это общим неудовлетворительным состоянием общественных наук, в том числе юридической, в советский период. Главное же состоит в том, что даже теоретические выводы увязывались с практикой, не соответствовавшей этим выводам, что приводило к искажению проблемы и путей ее решения. Наряду с этим имели место разные подходы в понимании принципов, гарантий законности, их классификации. Одним из существенных условий было то, что это сложное социальное явление рассматривалось не во всей многогранности, а с точки зрения отдельных сторон его выражения.
Режим законности существует лишь тогда, когда выполняются требования законности, к которым можно отнести следующие.
1. Верховенство закона. Содержание законности составляет точное и неуклонное соблюдение законов. Вместе с тем, термин законодательство предполагает всю наличную систему нормативных актов данного государства. Существенным здесь становится выявление соотношения юридической силы различного рода нормативных актов. Высшей юридической силой, как известно, обладает закон, поэтому при коллизии законов и подзаконных актов, следует руководствоваться законом. Однако если подзаконные акты не противоречат закону и принимаются государственными органами в пределах своей компетенции их исполнение и соблюдение также является содержанием законности.
2. Нормативная обоснованности индивидуально - правовых актов. Закон предоставляет широкие возможности правоприменительным органам для проявления творчества и самостоятельности. Однако при разрешении конкретного юридического дела, учете всех фактических данных по делу, правоприменительные не должны отступать от требований закона. В этих целях существует механизм контроля над законностью в деятельности правоприменительных органов и должностных лиц - порядок обжалования решений и приговоров, прокурорский надзор.
3. Единство понимания и применения законов на всей территории их действия. Эта проблема особенно актуальна в федеративном государстве, к которому относится Россия. Такая особенность государственного устройства может повлечь коллизии законодательства в разных субъектах федерации. Основной путь обеспечения единства законности - это закрепления принципа разграничения компетенции органов федеральной власти и субъектов федерации, при том, что законодательство субъектов федерации не должно противоречить федеральным законам.
4. Всеобщность требования исполнять законы и соответствующие им подзаконные акты. Это требование означает, что все без исключения должны соблюдать законы и подзаконные акты. Не существует государственного органа и должностного лица, которое бы стояло «над законами». Режим законности распространяется на всех.
5. Пресечение правонарушений. Важную роль среди требований законности является своевременное обнаружение и пресечение правонарушений. Всякое правонарушение должно быть раскрыто в максимально сжатые сроки, виновное лицо должно быть привлечено к ответственности и наказано. При этом важны быстрота и неотвратимость наступления ответственности, что является условием её эффективности. Лишь при выполнении этих требований отдельные правонарушения не смогут подорвать режима законности.
Понятие законности в трудах многих юристов отличается. Так, Н.Г. Александров, рассматривает законность как «особенный общественный режим», «обстановку», в которой правонарушения своевременно раскрываются и пресекаются, как «устойчивый образ правоотношений»
Л.С. Явич связывал законность с таким понятием как правомерность. Он считал, что законность, выступает, в качестве системы ее требований и предопределяет ся значимостью права
Обратим внимание на определение законности, содержащиеся в публикации ученых-юристов современного периода. «Законность, отмечают С.Г. Дробязко и В.С. Козлов, – это торжество законов, такое состояние взаимоотношений в государстве и обществе, при котором предпринимается все возможное, чтобы закон никем не нарушался, а в случае нарушения опять-таки делается все возможное, чтобы без промедления восстановить нарушенные права и наказать виновных».
В принципах раскрываются социальное и функциональное назначение законности, ее сущность, роль и место в обществе, связь с другими категориями (правом, политикой, культурой и т.д.). К основным принципам законности относятся следующие.
1. Принцип единства. Этот принцип направлен на эффективное противодействие местничеству, ведомственности, региональному влиянию. Законность, если видеть в ней прежде всего соблюдение законов, должна быть единой и одинаковой для всех и на всей территории страны. Она не может быть разной для разных зон - "калужской" или "казанской", а только единой всероссийской
2. Принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности. В процессе соблюдения, исполнения и применения законов очень важно не допускать подмены законности целесообразностью. Высшая государственная целесообразность заключена в самом законе, коль он принят и действует. Если же исполнители, каждый по-своему, будут оценивать закон с точки зрения его целесообразности или нецелесообразности, нужности или ненужности, выгодности или невыгодности и, следовательно, решать вопрос - руководствоваться им или не руководствоваться, то никакого порядка в обществе установить невозможно. Существует презумпция целесообразности закона. Нецелесообразных законов в принципе не должно быть. Поэтому брать под сомнение закон по соображениям личной или какой-либо иной заинтересованности (идеологической, политической, прагматической) недопустимо.
3. Принцип неотвратимости наказания за нарушение законности. Давно подмечено, что соблюдение законов, а стало быть, и законности обеспечивается не столько суровостью наказания, сколько его неотвратимостью. Последнее гораздо важнее, чем первое. Закон должен быть не суровым, а результативным. Можно ввести самые драконовские меры "воздаяния за деяния" (что уже не раз было в истории), но если преступники будут оставаться на свободе, если их не будут ловить и судить, то эффективность указанных мер может оказаться незначительной или даже нулевой.
4. Принцип верховенства закона. Важнейшей чертой любого демократического правового государства является безусловный приоритет закона над всеми иными нормативно-правовыми актами, носящими подзаконный, т.е. подчиненный по отношению к закону, характер. Последние должны издаваться только на основе и в соответствии с законом, в его развитие, конкретизацию. Данное положение - непременное условие подлинной, а не декларируемой законности, элемент политико-правовой культуры общества. Никому не дано право стоять над законом, уходить из-под его воздействия.
5. Принцип защиты прав и свобод человека как приоритетной цели законности. Данный принцип означает, что главное в содержании законности, деятельности госаппарата, всех его органов и должностных лиц - это уважение и всемерная защита прав граждан, борьба с нарушениями этих прав. Указанной задаче подчинено все остальное. В ст. 2 Конституции РФ говорится: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства"
6. Принцип взаимосвязи законности и культурности. Суть данного принципа заключается в том, что законность есть почти зеркальное отражение общей, политической и правовой культуры общества, его граждан. Неуважение же законов, их нарушение, правовой нигилизм - это худшее проявление некультурности, отсталости и незрелости государства.
Обеспечение законности=гарантии законности
Под гарантиями законности понимаются объективно сложившиеся факторы и специально предпринимаемые меры обеспечения режима точного и неуклонного соблюдения требований законности. Среди гарантий законности выделяют общие и правовые. К общим гарантиям относятся экономические, политические, воспитательные факторы. Экономические факторы означают рост экономического благосостояния общества, повышение материального уровня жизни людей. К политическим факторам относится демократизм общественного и государственного строя, широкое участие граждан в решении политических, государственных вопросов. Главную роль здесь играет избирательная система. Воспитательные меры представляют собой формирование высокого уровня правосознания и правовой культуры. Большую роль здесь играет правовая идеология, меры по патриотическому воспитанию. Правовые гарантии включают в себя меры по совершенствованию законодательства, меры по выявлению нарушения законности, меры защиты, ответственность, профилактику нарушения законности.
Правовой идеализм- переоценка права. И нигилизм, и идеализм отражают деформированное правосознание, дефицит политико-правовой культуры. Эти крайности, несмотря на их противоположную направленность- две стороны одной медали.
В практическом плане на право нельзя возлагать несбыточные надежды – оно не всесильно. Ожидание, что принятие законов улучшит жизнь, может не оправдаться и это может привести к разочарованию, правовому скепсису. Формы идеализма: - создание таких норм, которые будут регулировать отношения, еще не возникшие в обществе. – отсутствие реального механизма для реализации юр нормы; - недооценка тех экономических, политических условий, в которых будет работать норма.
Несмотря на то, что правовой идеализм и правовой нигилизм имеют противоположную направленность, оба эти явления носят негативный характер и отрицательно влияют на процессы, происходящие в обществе. Правовой нигилизм уже в самом своем названии отражает свою сущность – отрицательное, негативное, неуважительное отношение к праву, законам и нормативному порядку. Степень выражения правового нигилизма может варьироваться от безразличного отношения к праву, его явной недооценки до полного его отрицания, враждебного, протестного неприятия.
В нашей стране в последние годы создавались многочисленные предпосылки для развития проявлений этого феномена. Ими пронизано все общество, от высших эшелонов власти до рядовых граждан. Пренебрежительное отношение к законам, неверие в возможности права порождает ощущение безнаказанности, что приводит к
увеличению числа правонарушений, росту преступности. Бессилие власти, проникновение правового нигилизма в среду государственных структур, когда сама власть пытается не следовать духу и букве закона, а подогнать правовые нормы «под себя», вызывает повышение социальной напряженности в обществе, что особенно опасно.
Тем не менее, пути преодоления правового нигилизма и правового идеализма существуют, хотя это длительный процесс, затрагивающий различные сферы общественных отношений. Он должен быть направлен не только на изменение законодательства, но и объективных условий жизни. Для этого необходимо возродить и утвердить у людей веру в право, действуя по следующим направлениям:
а) привести всю законодательную базу как на федеральном, так и региональных уровнях, в соответствие Конституции;
б) ликвидировать противоречивые, взаимоисключающие позиции из нормативных актов;
в) при разработке новых законов четко и взвешенно подходить к их содержанию, оценивая их взаимосвязь, механизмы и рычаги их реализации, их возможности в применении к существующим условиям с учетом отношений, сложившихся в обществе;
г) привлечение к законотворческой деятельности высококвалифицированных специалистов в области права, а также, при разработке правовых норм, регулирующих какую-либо конкретную сферу деятельности – специалистов-профессионалов в этой области;
д) обеспечение обязательности исполнения законов путем совершенствования механизмов реализации правовых норм, опираясь, прежде всего, на правовые процедуры;
е) направление усилий общества на повышение уровня общей и правовой культуры граждан, их правового и морального сознания.
Правовой идеализм/ нигилизм, правосознание и правовая культура взаимосвязаны между собой и прав-й нигилизм и идеализм являются своего рода отражением уровня правосознания общ-ва и правовой культуры.
19 Законность: плюрализм понимания и содержательная характеристика концепций. Принципы законности: понятие, содержание, обеспечение, практическое значение. «Законность», «правовое государство», «демократия»: значение и соотношение понятий для современной государственности. Особенности понимания, обеспечения и реализации законности в различных типах правовых систем.
В юридической науке сложилась традиционная концепция законности, сущность которой заключается в строгом и неуклонном соблюдении всеми субъектами права действующего законодательства. А сточки зрения функциональной роли законность рассматривается как принцип, как метод осуществления власти, как режим общественной жизни, как система требований, предъявляемых к личности. Имеются пробелы и в теоретических подходах к исследованию проблем, касающихся определения понятия законности, ее сущности, сфер выражения.
Объясняется это общим неудовлетворительным состоянием общественных наук, в том числе юридической, в советский период. Главное же состоит в том, что даже теоретические выводы увязывались с практикой, не соответствовавшей этим выводам, что приводило к искажению проблемы и путей ее решения. Наряду с этим имели место разные подходы в понимании принципов, гарантий законности, их классификации. Одним из существенных условий было то, что это сложное социальное явление рассматривалось не во всей многогранности, а с точки зрения отдельных сторон его выражения.
Режим законности существует лишь тогда, когда выполняются требования законности, к которым можно отнести следующие.
1. Верховенство закона. Содержание законности составляет точное и неуклонное соблюдение законов. Вместе с тем, термин законодательство предполагает всю наличную систему нормативных актов данного государства. Существенным здесь становится выявление соотношения юридической силы различного рода нормативных актов. Высшей юридической силой, как известно, обладает закон, поэтому при коллизии законов и подзаконных актов, следует руководствоваться законом. Однако если подзаконные акты не противоречат закону и принимаются государственными органами в пределах своей компетенции их исполнение и соблюдение также является содержанием законности.
2. Нормативная обоснованности индивидуально - правовых актов. Закон предоставляет широкие возможности правоприменительным органам для проявления творчества и самостоятельности. Однако при разрешении конкретного юридического дела, учете всех фактических данных по делу, правоприменительные не должны отступать от требований закона. В этих целях существует механизм контроля над законностью в деятельности правоприменительных органов и должностных лиц - порядок обжалования решений и приговоров, прокурорский надзор.
3. Единство понимания и применения законов на всей территории их действия. Эта проблема особенно актуальна в федеративном государстве, к которому относится Россия. Такая особенность государственного устройства может повлечь коллизии законодательства в разных субъектах федерации. Основной путь обеспечения единства законности - это закрепления принципа разграничения компетенции органов федеральной власти и субъектов федерации, при том, что законодательство субъектов федерации не должно противоречить федеральным законам.
4. Всеобщность требования исполнять законы и соответствующие им подзаконные акты. Это требование означает, что все без исключения должны соблюдать законы и подзаконные акты. Не существует государственного органа и должностного лица, которое бы стояло «над законами». Режим законности распространяется на всех.
5. Пресечение правонарушений. Важную роль среди требований законности является своевременное обнаружение и пресечение правонарушений. Всякое правонарушение должно быть раскрыто в максимально сжатые сроки, виновное лицо должно быть привлечено к ответственности и наказано. При этом важны быстрота и неотвратимость наступления ответственности, что является условием её эффективности. Лишь при выполнении этих требований отдельные правонарушения не смогут подорвать режима законности.
Понятие законности в трудах многих юристов отличается. Так, Н.Г. Александров, рассматривает законность как «особенный общественный режим», «обстановку», в которой правонарушения своевременно раскрываются и пресекаются, как «устойчивый образ правоотношений»
Л.С. Явич связывал законность с таким понятием как правомерность. Он считал, что законность, выступает, в качестве системы ее требований и предопределяет ся значимостью права
Обратим внимание на определение законности, содержащиеся в публикации ученых-юристов современного периода. «Законность, отмечают С.Г. Дробязко и В.С. Козлов, – это торжество законов, такое состояние взаимоотношений в государстве и обществе, при котором предпринимается все возможное, чтобы закон никем не нарушался, а в случае нарушения опять-таки делается все возможное, чтобы без промедления восстановить нарушенные права и наказать виновных».
В принципах раскрываются социальное и функциональное назначение законности, ее сущность, роль и место в обществе, связь с другими категориями (правом, политикой, культурой и т.д.). К основным принципам законности относятся следующие.
1. Принцип единства. Этот принцип направлен на эффективное противодействие местничеству, ведомственности, региональному влиянию. Законность, если видеть в ней прежде всего соблюдение законов, должна быть единой и одинаковой для всех и на всей территории страны. Она не может быть разной для разных зон - "калужской" или "казанской", а только единой всероссийской
2. Принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности. В процессе соблюдения, исполнения и применения законов очень важно не допускать подмены законности целесообразностью. Высшая государственная целесообразность заключена в самом законе, коль он принят и действует. Если же исполнители, каждый по-своему, будут оценивать закон с точки зрения его целесообразности или нецелесообразности, нужности или ненужности, выгодности или невыгодности и, следовательно, решать вопрос - руководствоваться им или не руководствоваться, то никакого порядка в обществе установить невозможно. Существует презумпция целесообразности закона. Нецелесообразных законов в принципе не должно быть. Поэтому брать под сомнение закон по соображениям личной или какой-либо иной заинтересованности (идеологической, политической, прагматической) недопустимо.
3. Принцип неотвратимости наказания за нарушение законности. Давно подмечено, что соблюдение законов, а стало быть, и законности обеспечивается не столько суровостью наказания, сколько его неотвратимостью. Последнее гораздо важнее, чем первое. Закон должен быть не суровым, а результативным. Можно ввести самые драконовские меры "воздаяния за деяния" (что уже не раз было в истории), но если преступники будут оставаться на свободе, если их не будут ловить и судить, то эффективность указанных мер может оказаться незначительной или даже нулевой.
4. Принцип верховенства закона. Важнейшей чертой любого демократического правового государства является безусловный приоритет закона над всеми иными нормативно-правовыми актами, носящими подзаконный, т.е. подчиненный по отношению к закону, характер. Последние должны издаваться только на основе и в соответствии с законом, в его развитие, конкретизацию. Данное положение - непременное условие подлинной, а не декларируемой законности, элемент политико-правовой культуры общества. Никому не дано право стоять над законом, уходить из-под его воздействия.
5. Принцип защиты прав и свобод человека как приоритетной цели законности. Данный принцип означает, что главное в содержании законности, деятельности госаппарата, всех его органов и должностных лиц - это уважение и всемерная защита прав граждан, борьба с нарушениями этих прав. Указанной задаче подчинено все остальное. В ст. 2 Конституции РФ говорится: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства"
6. Принцип взаимосвязи законности и культурности. Суть данного принципа заключается в том, что законность есть почти зеркальное отражение общей, политической и правовой культуры общества, его граждан. Неуважение же законов, их нарушение, правовой нигилизм - это худшее проявление некультурности, отсталости и незрелости государства.
Обеспечение законности=гарантии законности
Под гарантиями законности понимаются объективно сложившиеся факторы и специально предпринимаемые меры обеспечения режима точного и неуклонного соблюдения требований законности. Среди гарантий законности выделяют общие и правовые. К общим гарантиям относятся экономические, политические, воспитательные факторы. Экономические факторы означают рост экономического благосостояния общества, повышение материального уровня жизни людей. К политическим факторам относится демократизм общественного и государственного строя, широкое участие граждан в решении политических, государственных вопросов. Главную роль здесь играет избирательная система. Воспитательные меры представляют собой формирование высокого уровня правосознания и правовой культуры. Большую роль здесь играет правовая идеология, меры по патриотическому воспитанию. Правовые гарантии включают в себя меры по совершенствованию законодательства, меры по выявлению нарушения законности, меры защиты, ответственность, профилактику нарушения законности.