ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 1503

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ТГП вопросы

КП вопросы

ПО вопросы

Криминология — это социолого-правовая наука, изучающая преступность, личность преступника, причины и условия преступности, методы и средства ее предупреждения.Деликтология это междисциплинарная комп­лексная наука и направление в законодательстве о непреступных право­нарушениях, их причинах и условиях, личности правонарушителей и предупреждении правонарушений. Она включает в себя административ­ную, дисциплинарную, гражданскую и семейную деликтологию.Административная деликтология изучает и регламентирует правонаруше­ния, предусмотренные Кодексом об административных правонарушени­ях. Дисциплинарная деликтология входит в трудовое, военное, государствен­ное право, регулирующее дисциплинарную ответственность за проступки в соответствующих правоотношениях, исследует причины и условия их совершения, разрабатывает меры предупреждения.Гражданская деликтология 

КП

17. Конституционно-правовая природа и сущность судебной власти

ПО

2. Понятие и признаки правосудия, его виды, общая характеристика. Правосудие и судопроизводство: соотношение. Конституционные поправки 2020 года о видах судопроизводства.

3. Сущность и значение принципов правосудия, их классификация. Общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы судоустройства и судопроизводства. Проблемы регламентации новых принципов правосудия.

11. Судебная власть и ее роль в обществе: понятие и признаки. Проблемы независимости и полноты судебной власти. Судебная власть и гражданское общество.

13. Звено судебной системы и судебная инстанция: соотношение понятий. Система судебных инстанций и звеньев в Российской Федерации.

15. Профессиональный судейский корпус и судейское сообщество. Органы судейского сообщества и практика их деятельности.

16. Прокуратура как орган надзора за законностью. Правовые основы, цели, принципы организации и деятельности прокуратуры. Направления, функции и система органов прокуратуры.

17. Следственный аппарат. Органы расследования преступлений. Дискуссия о едином следствии.

18. Органы внутренних дел и деятельность по охране общественного порядка (функция полиции). Задачи, организация и принципы деятельности полиции. Реформа полиции.

19. Сущность, задачи и основные формы деятельность адвокатуры. Модели организации адвокатуры. Организация адвокатуры в России.

20. Понятие и виды частной детективной (сыскной) деятельности. Проблемы реализации законодательства о сыскной деятельности.



Надзор и контроль за состоянием законности включает конституционный контроль, контроль со стороны представительных органов, судебный контроль, прокурорский надзор, контроль со стороны вышестоящих ведомственных органов, контроль со стороны общества. Важным средством обеспечения законности является нормативная урегулированность законами и подзаконными актами всех общественных отношений, которые нуждаются в такой регламентации.

Соотношение законности, правопорядка и демократии заключается в следующем:

1. истинная демократия будет невозможна без законности и правопорядка, так как она превратится в хаос, злоупотребления;

2. законность и правопорядок не несут людям пользу без демократических институтов, механизмов и норм, с помощью которых можно будет урегулировать нормативную основу законности и правопорядка.

Считается, что укрепление правопорядка в обществе не может произойти без осуществления законности в работе самого государственного аппарата, без устранения коррупции. Основным условием укрепления законности и правопорядка будет служить всестороннее развитие демократических начал во всех сферах общественной жизни.
20.Правопорядок: понятие, содержание и основные элементы. Значение категории «правопорядок» для юридической науки и юридической практики. «Правопорядок» как элемент системы правового регулирования и элемент системы государственности. Соотношение понятий «общественный порядок» и «правопорядок»: подходы к установлению и юридическое значение разграничения. Состояние правопорядка и взаимосвязь между состояниями правопорядка и общественного порядка в современной России. Способы и средства обеспечения правопорядка.
Правопорядок – это объективно и субъективно обусловленное состояние социальной жизни, которое характеризуется внутренней согласованностью, урегулированностью системы правовых отношений, основанных на нормативных требованиях, принципах права и законности, а также на демократических, гуманистических и нравственных требованиях, правах и обязанностях, свободе и ответственности всех субъектов права.

Правопорядок принято характеризовать как:

1) объективную необходимость.

2) государственно-правовое явление, формирующееся при решающем участии государства и с помощью юр средств;

3)явление, тесно связанное с правовой идеологией и психологией, так как правопорядок получает свои юр качества и свойства от правовых идей, представлений, принципов, которые воплощаются в законах, в юридической практике;


4) охватывающий наиболее значимые социальные отношения, которые подвергаются регулированию нормами права. Это область экономики, в частности по поводу собственности, распределения материальных благ; это взаимоотношения между социальными группами - нациями, государством и личностью, имущественные, брачно-семейные, личные, природоохранные и другие отношения;

5) явление, сердцевиной которого являются человек, его интересы, стремления, жизненные потребности, получающие правовое оформление в правах, свободах, обязанностях, законных интересах;

6) завершающий этап всех юридических форм и процессов, т.е. юридический результат, к которому стремятся государственная власть и все субъекты права. Юридическим этот результат является потому, что он регулируется правовыми средствами и обеспечивается правовыми методами;

7) форму организации общественной жизни - динамичную категорию, на которую воздействуют различные факторы, в том числе негативного характера - преступность, факты беззакония, политический режим в стране.

Различают материальное, государственно-волевое и юридическоес одержание правопорядка.

Материальное содержание составляют закономерности возникновения, функционирования и развития общественных связей и процессов в структуре правопорядка, взаимосвязи с экономикой, культурой, идеологией.

Государственно-волевое содержание образует совокупный результат государственной воли, а также воли и интересов всех участников правопорядка.

Юридическое содержание правопорядка включает в себя: а) реализованность права и законности; б) систему правовых отношений и связей между субъектами правопорядка, которая выражается в согласованности субъективных прав и юридических обязанностей; в) состояние урегулированности и упорядоченности правовых процессов, отношений, связей.

В структуре правопорядка выделяют 3 элемента:

1) правовую структуру общества, включающую в себя государство, его органы, негосударственные образования, объединения граждан.

2) правовые отношения и связи, т.е. наиболее динамичный элемент правопорядка. Находит свое оформление в нормах процессуального законодательства, например порядок выборов, законодательный процессуальный порядок наследования, регистрации и расторжения брака, обеспечение занятости. Сюда же относятся структурные отношения участников правопорядка как по горизонтали, так и вертикали;

3) атрибутивные элементы правопорядка(методы регулирования отношений и поведения людей,

процедуры возникновения и развития элементов, правила внутреннего трудового распорядка, правила разрешения трудовых конфликтов)

Функции правопорядка:

1.функции, связанные с взаимодействием с внешней средой.

2.функции упорядочения внутренних связей и отношений. Она направлена на обеспечение действия правопорядка как единого системного образования, т.е. упорядочение иерархической подчиненности субъектов, программ их поведения, правовых отношений и процессов, обеспечение действия правопорядка во времени, в пространстве.

3 сохранение и совершенствование правопорядка. Принципы правопорядка, в основном те же, что и в сфере законности. При этом здесь действуют как общие принципы (законности, конституционности, справедливости), так и специальные (принцип целостности, субординации корреляционных связей в структуре правопорядка, принцип подконтрольности как обществу в целом, так и специальным гос органам и гражданам, которые имеют право на жалобу в административные инстанции, право судебной защиты своих прав и свобод, в том числе в международных органах). Законность и правопорядок выступают основой, ядром общественного порядка, т.е. порядка в обществе.

Под общественным порядком понимается обусловленная закономерностями социального развития система правил и институтов, обеспечивающая упорядоченность общественных отношений и придающая им определенную организационную форму.

Правопорядок и демократия. Не может быть подлинной демократии без правопорядка. Демократия в любой ее трактовке имеет правовое измерение, следовательно, может успешно развиваться, функционировать только на правовом поле, а не за его пределами. Законность - фундамент демократии, без которого она рассыпалась бы, как дом, построенный на песке.

Способы обеспечения правопорядка:

1. Контроль над законностью решений судов;

2. Надзор специализированными органами власти за соблюдением прав и свобод граждан, прописанных в Конституции РФ;

3. Создание соответствующего интересам граждан законодательства, которое регулирует общественные отношения на справедливом уровне;

4. Надзор за законностью деятельности исполнительных органов власти;

5. Предотвращение правонарушений органами защиты правопорядка, привлечение виновных к ответу и осуществление наказания, возрождение справедливости

1) Надзор — это функция государственных органов по систематическому наблюдению за соблюдением законов и иных нормативных актов для того, чтобы обеспечить законность, правопорядок и безопасность граждан.


2) Контроль - это функция государственного управления как определенная стадия в цикле управления, проверка на соответствие деятельности государственных органов, должностных лиц, общественных объединений и граждан установленным нормам права.

3) Контрольно-надзорная деятельность – деятельность, обеспечивающая взаимодействие между органами контроля и надзора вместе с теми органами, объединениями и лицами, которые являются подконтрольными и поднадзорными.

КП

1.Понятие и особенности конституционного права как отрасли права. Место конституционного права в системе национального права Российской Федерации. Предмет и метод конституционного права. Конституционно-правовые нормы, их виды, особенности содержания и структуры. Система конституционного права Российской Федерации как отрасли права. Понятие и виды институтов конституционного права. Конституционно-правовые отношения: понятие и особенности, субъекты. Понятие, предмет и задачи науки конституционного права. Функции и система науки конституционного права. Источники науки конституционного права. Методология науки конституционного права.
Конституционное право - одна из отраслей системы права Российской Федерации. Как и любая отрасль права, конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, т.е. общеобязательных правил поведения людей, правил, соблюдение которых в необходимых случаях обеспечивается применением государственного принуждения в различных формах.

Правовые нормы, образующие отрасль, характеризуются внутренним единством, определенными общими признаками, тесно связаны между собой и отличаются от норм других отраслей права. Эти признаки обусловлены особенностями общественных отношений, на регулирование которых направлены правовые нормы, образующие отрасль. приступая к изучению конституционного права, надо прежде всего понять, какие общественные отношения составляют его предмет.

По сравнению с другими отраслями права предмет данной отрасли имеет существенные особенности. Они выражаются в том, что конституционное право регулирует отношения, складывающиеся практически во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и пр. Другие же отрасли права воздействуют на общественные отношения в какой-либо одной области, или специфической сфере жизни. Другая особенность предмета конституционного права состоит в том, что конституционно правовое регулирование общественных отношений в различных сферах жизни, охватываемых данной отраслью, неодинаково по своему объему.

В одних сферах жизни общества нормы конституционного права регулируют лишь основополагающие отношения, т.е. те, которые предопределяют содержание всех остальных отношений в соответствующей сфере.