ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 1510
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для республиканской формы правления характерны следующие черты: 71 1) верховная власть осуществляется выборными органами; 2) источником власти является народ, который реализует эту власть посредством проводимых через определенные промежутки времени выборов высших и местных представительных органов власти, а также органов местного самоуправления; 3) срочность полномочий высших представительных органов власти (парламент, президент); 4) использование институтов демократии в разнообразных формах; 5) юридическая и политическая ответственность главы государства и других должностных лиц. В настоящее время республиканская форма правления – самая распространенная в мире. Различают две основные разновидности республиканской формы правления – президентскую и парламентарную республики
-
Государственно-правовой режим представляет собой совокупность форм, методов и приемов реализации публичной (государственной) власти посредством государственного механизма.( Демократия -
Авторитаризм -
Тоталитаризм -
Теократия
Различное сочетание методов и средств осуществления власти позволяет классифицировать государственный режим на две основные группы: демократические и недемократические. Демократический режим обладает следующими признаками: - демократические (преимущественно путем свободных выборов) способы формирования высших органов государственной власти; обеспечение подлинного народовластия; - обеспечение демократических прав и свобод в обществе и признание приоритета прав личности; - конституционное разделение властей как совокупность государственно-правовых институтов
Антидемократические политические режимы отличаются разнообразием, вместе с тем, их общие признаки противоположны чертам режима демократии: - полный контроль государства над всеми сферами общественной жизни; - огосударствление общественных организаций (политических партий, профсоюзов); - подавление личности, отсутствие реальных прав и свобод; - примат государства над правом; - диктатура одной политической партии; Традиционно выделяют авторитарный и тоталитарный режимы
Право и политика тесно связаны друг с другом, в их социальном назначении много общего, они оказывают взаимное влияние. Общее у них, во-первых, то, что и право, и политика обусловлены объективными потребностями и интересами людей. Во-вторых, их социальное назначение состоит в том, чтобы упорядочивать общественные отношения, разрешать социальные конфликты. Вместе с тем это различные явления. Различия между ними заключаются в следующем: 1) политика охватывает более широкий круг отношений по сравнению с правом. Политика проникает во многие части надстройки и формы общественного сознания. Право регулирует менее узкий круг общественных отношений, т. е. право не исчерпывает всей государственной политики; 2) политика – более динамичное явление, чем право. Политика быстрее реагирует на новые общественные потребности и в этом плане как бы предшествует праву. Право медленнее реагирует на изменения в общественных отношениях; 3) политика имеет более разнообразные формы и методы выражения, чем право. Право имеет строго определенную форму выражения (закон, указ, постановление и др.), а методы воздействия права на общественные отношения ограничены: диспозитивный, императивный, рекомендательный и поощрительный методы регулирования. Надо отметить, что право не представляет собой пассивной формы политики. Посредством права решаются многие важные, принципиальные политические задачи, право активно способствует реализации политики, не растворяясь и не исчезая в политике.
В теории государства и права сложились два противоположных подхода к трактовке соотношения политики и права. Первый подход исходит из приоритета политики, в частности утверждается: право ничто без политики, не существует права аполитичного, не зависимого от политики. При этом подходе право рассматривается как инструмент политики, рычаг политических преобразований. Этот подход был господствующим в советское время. Второй подход состоит в том, что приоритет отдается праву: право трактуется как фундамент всех политических процессов. Однако многие юристы полагают, что нельзя однозначно подходить к соотношению права и политики. В каждом типе государства это соотношение различно. Поэтому требуется конкретно-исторический подход, который позволяет выявить роль права или политики в той или иной ситуации. Известно, что политика может быть инициатором прогрессивных социальных изменений, а право, напротив, будет тормозить эти реформы. В ряде случаев принятые реакционные законы были отменены только благодаря усилиям политических движений и политических деятелей
3. Плюрализм в понимании и определении государства и причины, его обуславливающие. Основные признаки государства и их краткая характеристика. Суверенитет как существенный признак современных государств: понимание, концепции, дискуссии и практические примеры. Признаки государственности, наиболее полно отражающие сущность государства по сравнению с другими политико-правовыми явлениями. Признаки государственности, наиболее значимые для развития современных государств. Признанные и непризнанные государства. Типы и формы государств.
Плюрализм — позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия, оснований и форм знания, стилей поведения и пр.
Множественность теорий о происхождений государства и права основана на доминировании одного конкретного способа возникновения государства и права и объясняется:
различными взглядами различных групп, слоев, классов, наций и других социальных общностей на данный процесс;
различными взглядами и суждениями представителей одной и той же социальной общности на разные аспекты процесса возникновения и развития государства и права.
Причины плюрализма в подходах:
сложность и многосторонность самого процесса происхождения государства и права и объективно существующие при этом трудности его адекватного восприятия;
неизбежность различного субъективного восприятия данного процесса со стороны исследователей, обусловленного их не совпадающими, а порой противоречивыми экономическими, политическими и иными взглядами и интересами;
преднамеренное искажение процесса первоначального или последующего возникновения государственно-правовой системы в силу конъюнктурных и иных соображений;
в преднамеренном или непреднамеренном смешении процесса возникновения государства и права с другими сопутствующими процессами.
Признаки государства
Есть основные признаки, по которым легко определить, государство перед нами или нет. Признаки, на которые можно ориентироваться:
единство территории;
законодательная деятельность;
суверенитет;
монополия на применение силы (легальное принуждение);
обязательность членства (гражданство);
налоговые сборы;
публичная власть.
Есть еще дополнительные признаки. В них входят:
государственные символы;
единый язык общения;
армия;
национальная валюта.
Суверенитет как признак государства
мы можем определить суверенитет как важнейшее свойство государственной власти, выражающееся в самостоятельности, независимости и верховенстве этой власти внутри страны и её независимость во внешнеполитической сфере. А поскольку государство не может
существовать без государственной власти, то в таком случае возможно говорить и о суверенитете государства в целом.
Однако ряд исследователей выделяют несколько видов суверенитета:
а) суверенитет национальный – полновластие нации, ее политическая свобода, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая прежде всего способность политически самоопределяться вплоть до отделения и образования самостоятельного государства;
б) суверенитет народный – полновластие народа, т.е. обладание народом социально-экономическими и политическими средствами для реального участия в управлении делами общества и государства. Народный суверенитет является одним из принципов конституционного строя во всех демократических государствах;
в) суверенитет государства – верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость во внешней сфере, т.е. полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории. И эта власть исключает всякую иностранную власть, а также подразумевает неподчинение государства властям иностранных государств в сфере международного общения, кроме случаев явно выраженного и добровольного согласия со стороны государства на ограничение своего суверенитета (подобные исключения имеют место в международной политике отдельных современных государств). Несомненно, суверенитет государства является полным и исключительным.
Таким образом, суверенитет как важнейшее свойство государственной власти представляет собой качественный признак государства, характеризующий его политико-правовую сущность. Отметим, что суверенитет государства выражается во взаимодействии и даже в объединении этих разновидностей суверенитета. Поскольку именно в таком сочетании выражается суверенитет демократического государства. По мнению Н.Н. Алексеева, «суверенитет есть не безграничность, a способность, юридически не связанной внешними силами государственной воли, к исключительному самоопределению, a потому и самоограничению путем установления правопорядка, на основе которого деятельность государства только и приобретает подлежащий правовой квалификации характер. Суверенитет означает, таким образом, если формулировать его кратко, то свойство государственной власти, в силу которого она обладает исключительной способностью к правовому самоопределению и самообязыванию»
Следовательно, суверенитет является уже не свойством некоторых обладающих особым положением элементов в системе государственного властвования, а особым свойством государственного целого. Именно основываясь на данном положении, и исходит понятие о государственном суверенитете. Однако следует особо подчеркнуть, что всё же некоторые исследователи этого аспекта в теории суверенитета склонны отождествлять суверенитет с самой государственной властью. На наш взгляд суверенитет является необходимым и важнейшим свойством государственной власти, без которого она теряет свою сущность и предназначение. И данное свойство, несомненно необходимое, нежели случайное. Именно суверенитет, т.е. самостоятельность, независимость, верховенство, отличает государственную власть от всех иных видов социальной власти. Следовательно, суверенитет является не второстепенным, а основным признакам государственной власти
Различные подходы к пониманию государственности Рассмотрение понятия государственности, неизбежно приводит к выводу об исключительной сложности и многоаспектности соответствующей категории. Так, например: Государственность может пониматься как неотделимая от общества форма бытия отдельного индивида и коллектива граждан, обладающая относительной самостоятельностью. Государственность как идея воплощается в стремлении обеспечить защиту индивида, коллектива и всего общества от любого рода негативных проявлений общественной жизни; Государственность как вид общественных отношений, характеризуется понимаем в качестве одного из видов социальной регуляции, и т.д.
Признаки государственности Учеными исследователями вопросов государственности и отдельных государственно-властных проявлений предлагается выделение следующих признаков рассматриваемой категории: Единство общества и государственности. Иными словами, государственность не может быть отделена от общественной жизни и интересов отдельных индивидов и социальных групп, а, напротив – берет в них свое начало. Иными словами, государственность первоначально зарождается на определенной территории, занятой конкретной социальной общностью; Процесс происхождения государственности проистекал одновременно со становлением самого человека как участника государственно-властных явлений и процессов. В этой связи, содержание государственности характеризуется не только социальной составляющей, но и важнейшей биологической основой, поскольку одним из ключевых направлений ее развития выступает необходимость решения задачи защиты человека, в том числе как биологического вида, не умаляя при этом его социальной и психической составляющих. Еще один