ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 1505
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, внесение предложений о подготовке проекта закона; принятие закона, утверждение закона высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), обнародование закона.
В настоящее время появляются новые стадии законодательного процесса, которые связаны с изменением как социально-политической ситуации в стране, так и федерального законодательства. К ним можно отнести мониторинг правоприменения. Эффективность создания законодательства субъектов Российской Федерации неразрывно связана с оценкой качества нормативных правовых актов. Именно с помощью мониторинга определяется степень урегулированности соответствующих общественных отношений, выявляются проблемы, коллизии и противоречия. Это обеспечивает не только научно обоснованный подход к принимаемым нормативным актам, но и согласованность системы законотворчества в целом. Именно то, что процедура мониторинга закреплена в различных правовых актах субъектов Российской Федерации, дает право сделать вывод, что это новая самостоятельная стадия законодательного процесса, в основе которой лежат процессуальные нормы, определяющие эффективность и результативность законодательства.
16. Правительство РФ в системе федеральных органов государственной власти. Состав и порядок формирования Правительства РФ. Компетенция и правовые акты Правительства РФ. Прекращение полномочий Правительства Российской Федерации.
ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ВЛАСТИ
В РФ сложилась дуалистическая модель исполнительной власти, по которой исполнительные функции принадлежат Президенту и Правительству. Особенности этой модели в РФ: а) в Конституции прямо не указано, что Президент осуществляет исполнительную власть. В Конституции есть положение, согласно которому исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство (ч. 1 ст.110); б) в Конституции закрепляется ряд конкретных полномочий Президента в сфере исполнительной власти - председательствует на заседаниях Правительства; утверждает систему федеральных органов исполнительной власти, формирует Правительство и принимает решение о его отставке. Кроме того, согласно ФКЗ в ведении Президента находится ряд важнейших министерств и ведомств. Президент вправе отменить акты Правительства в случаях, предусмотренных Конституцией.
По отношению к Президенту Правительство занимает субординационное (зависимое) положение. По отношению к Федеральному Собранию Правительство выступает как независимый орган государственной власти.
СОСТАВ И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ
Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.
Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом с согласия Государственной Думы.
Формирование персонального состава Правительства РФ зависит от структуры федеральных органов исполнительной власти и предопределено ч. 2 ст. 110 Конституции. Конституция не устанавливает срок для внесения Председателем федерального Правительства предложений по его персональному составу, в отличие от определенного ею недельного срока для предложений по структуре Правительства. На практике формирование нового Правительства в полном составе происходит при назначении его Председателя, в краткие сроки после утверждения структуры, а внесение отдельных персональных изменений в состав Правительства может осуществляться в течение всего срока полномочий Правительства. При этом Конституция особую роль в формировании Правительства отводит Президенту РФ, предусматривая его исключительные полномочия по представлению кандидатуры главы Правительства парламенту и утверждению персонального состава Правительства. Это обусловлено с конституционной ответственностью главы государства за работу Правительства, полномочиями по определению направлений его деятельности и контролю за ней.
Естественно, формирование Правительства РФ начинается с назначения его Председателя.
Назначение Председателя Правительства РФ происходит с согласия Государственной Думы и его права предлагать Президенту РФ как назначить, так и освободить любого члена Правительства и делают его должностным лицом, пользующимся непререкаемым авторитетом по отношению к любому члену Правительства.
В соответствии с ч.3 ст.92 Конституции РФ, во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ.
Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Никто, кроме Президента, не вправе выдвигать кандидатуру Председателя Правительства. Дума может дать согласие на назначение, либо отказать в согласии, но она не может обсуждать ни одну кандидатуру, кроме внесенной Президентом РФ.
Конституция РФ обязывает Президента РФ соблюдать определенные сроки для внесения кандидатуры на пост Председателя Правительства РФ.
Предусмотрены два основных случая с установлением соответствующих сроков внесения кандидатуры в Государственную Думу: 1) не позднее двухнедельного срока после отставки Правительства;
2) в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.
Однако Государственная Дума тоже связана определенными сроками. Так в соответствии с ч.3. ст.111 Конституции РФ она обязана рассмотреть представленную Президентом РФ кандидатуру Председателя Правительства РФ в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.
По поводу назначения главы Правительства между Президентом РФ и Государственной Думой могут возникать разногласия. Их преодоление определено в Конституции. Так, после трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Государственной Думой Президент РФ назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.
После назначения Председателя формирование Правительства РФ осуществляется простым способом: Председатель Правительства РФ предлагает Президенту РФ кандидатуры на конкретные должности в Правительстве, а Президент их рассматривает, отбирает и назначает. Этот процесс не является публичным, мы узнаем о том кто будет в составе Правительства РФ по факту.
Члены Правительства не могут занимать никакой другой должности в государственных органах местного самоуправления, общественных объединениях, не имеют права на предпринимательскую деятельность, а также любую иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской, научной или творческой.
КОМПЕТЕНЦИЯ И АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА
В общем виде компетенция Правительства РФ изложена в ст. 114 Конституции РФ, согласно которой Правительство Российской Федерации:
На основании ст. 13 ФКЗ о Правительстве РФ Правительство РФ в пределах своих полномочий:
Правительство РФ по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и действующему законодательству. Речь идет о полномочиях Российской Федерации, предусмотренных ст. 71 и 72 Конституции РФ.
Правительство РФ осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов РФ на основании соответствующих соглашений.
Правительство РФ представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.
Более подробно полномочия Правительства РФ в отдельных сферах перечислены в ст. 14—22 ФКЗ о Правительстве РФ.
К основным формам взаимоотношений Президента РФ и Правительства РФ можно отнести следующие:
федеральным конституционным законам, федеральным законам и указам Президента РФ;
К основным формам взаимоотношений Правительства РФ и Федерального Собрания РФ можно отнести следующие:
Формы взаимоотношений Правительства РФ и органов судебной власти:
К формам
В настоящее время появляются новые стадии законодательного процесса, которые связаны с изменением как социально-политической ситуации в стране, так и федерального законодательства. К ним можно отнести мониторинг правоприменения. Эффективность создания законодательства субъектов Российской Федерации неразрывно связана с оценкой качества нормативных правовых актов. Именно с помощью мониторинга определяется степень урегулированности соответствующих общественных отношений, выявляются проблемы, коллизии и противоречия. Это обеспечивает не только научно обоснованный подход к принимаемым нормативным актам, но и согласованность системы законотворчества в целом. Именно то, что процедура мониторинга закреплена в различных правовых актах субъектов Российской Федерации, дает право сделать вывод, что это новая самостоятельная стадия законодательного процесса, в основе которой лежат процессуальные нормы, определяющие эффективность и результативность законодательства.
16. Правительство РФ в системе федеральных органов государственной власти. Состав и порядок формирования Правительства РФ. Компетенция и правовые акты Правительства РФ. Прекращение полномочий Правительства Российской Федерации.
ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ВЛАСТИ
В РФ сложилась дуалистическая модель исполнительной власти, по которой исполнительные функции принадлежат Президенту и Правительству. Особенности этой модели в РФ: а) в Конституции прямо не указано, что Президент осуществляет исполнительную власть. В Конституции есть положение, согласно которому исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство (ч. 1 ст.110); б) в Конституции закрепляется ряд конкретных полномочий Президента в сфере исполнительной власти - председательствует на заседаниях Правительства; утверждает систему федеральных органов исполнительной власти, формирует Правительство и принимает решение о его отставке. Кроме того, согласно ФКЗ в ведении Президента находится ряд важнейших министерств и ведомств. Президент вправе отменить акты Правительства в случаях, предусмотренных Конституцией.
По отношению к Президенту Правительство занимает субординационное (зависимое) положение. По отношению к Федеральному Собранию Правительство выступает как независимый орган государственной власти.
СОСТАВ И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ
Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.
Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом с согласия Государственной Думы.
Формирование персонального состава Правительства РФ зависит от структуры федеральных органов исполнительной власти и предопределено ч. 2 ст. 110 Конституции. Конституция не устанавливает срок для внесения Председателем федерального Правительства предложений по его персональному составу, в отличие от определенного ею недельного срока для предложений по структуре Правительства. На практике формирование нового Правительства в полном составе происходит при назначении его Председателя, в краткие сроки после утверждения структуры, а внесение отдельных персональных изменений в состав Правительства может осуществляться в течение всего срока полномочий Правительства. При этом Конституция особую роль в формировании Правительства отводит Президенту РФ, предусматривая его исключительные полномочия по представлению кандидатуры главы Правительства парламенту и утверждению персонального состава Правительства. Это обусловлено с конституционной ответственностью главы государства за работу Правительства, полномочиями по определению направлений его деятельности и контролю за ней.
Естественно, формирование Правительства РФ начинается с назначения его Председателя.
Назначение Председателя Правительства РФ происходит с согласия Государственной Думы и его права предлагать Президенту РФ как назначить, так и освободить любого члена Правительства и делают его должностным лицом, пользующимся непререкаемым авторитетом по отношению к любому члену Правительства.
В соответствии с ч.3 ст.92 Конституции РФ, во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ.
Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Никто, кроме Президента, не вправе выдвигать кандидатуру Председателя Правительства. Дума может дать согласие на назначение, либо отказать в согласии, но она не может обсуждать ни одну кандидатуру, кроме внесенной Президентом РФ.
Конституция РФ обязывает Президента РФ соблюдать определенные сроки для внесения кандидатуры на пост Председателя Правительства РФ.
Предусмотрены два основных случая с установлением соответствующих сроков внесения кандидатуры в Государственную Думу: 1) не позднее двухнедельного срока после отставки Правительства;
2) в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.
Однако Государственная Дума тоже связана определенными сроками. Так в соответствии с ч.3. ст.111 Конституции РФ она обязана рассмотреть представленную Президентом РФ кандидатуру Председателя Правительства РФ в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.
По поводу назначения главы Правительства между Президентом РФ и Государственной Думой могут возникать разногласия. Их преодоление определено в Конституции. Так, после трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Государственной Думой Президент РФ назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.
После назначения Председателя формирование Правительства РФ осуществляется простым способом: Председатель Правительства РФ предлагает Президенту РФ кандидатуры на конкретные должности в Правительстве, а Президент их рассматривает, отбирает и назначает. Этот процесс не является публичным, мы узнаем о том кто будет в составе Правительства РФ по факту.
Члены Правительства не могут занимать никакой другой должности в государственных органах местного самоуправления, общественных объединениях, не имеют права на предпринимательскую деятельность, а также любую иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской, научной или творческой.
КОМПЕТЕНЦИЯ И АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА
В общем виде компетенция Правительства РФ изложена в ст. 114 Конституции РФ, согласно которой Правительство Российской Федерации:
-
а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой; -
б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики; -
в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; -
г) осуществляет управление федеральной собственностью; -
д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации; -
е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; -
ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.
На основании ст. 13 ФКЗ о Правительстве РФ Правительство РФ в пределах своих полномочий:
-
— организует реализацию внутренней и внешней политики РФ; -
— осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; -
— обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов; -
— формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; -
— реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.
Правительство РФ по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и действующему законодательству. Речь идет о полномочиях Российской Федерации, предусмотренных ст. 71 и 72 Конституции РФ.
Правительство РФ осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов РФ на основании соответствующих соглашений.
Правительство РФ представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.
Более подробно полномочия Правительства РФ в отдельных сферах перечислены в ст. 14—22 ФКЗ о Правительстве РФ.
К основным формам взаимоотношений Президента РФ и Правительства РФ можно отнести следующие:
-
• Президент РФ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ и его Президиума; -
• Президент РФ руководит деятельностью ряда федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий; -
• Президент РФ утверждает по представлению Председателя Правительства РФ положения о федеральных органах исполнительной власти, находящихся в ведении Президента РФ и назначает руководителей и заместителей руководителей этих органов; -
• Президент РФ распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, находящимися в ведении Президента РФ; -
• Президент РФ может отменить постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ,
федеральным конституционным законам, федеральным законам и указам Президента РФ;
-
• Председатель Правительства РФ временно исполняет обязанности Президента РФ в случаях, предусмотренных Конституцией РФ; -
• Президент принимает отставку Правительства РФ; перед вновь избранным Президентом РФ Правительство РФ слагает свои полномочия; -
• в случае отставки или сложения полномочий Правительство РФ по поручению Президента РФ продолжает действовать до формирования нового Правительства РФ.
К основным формам взаимоотношений Правительства РФ и Федерального Собрания РФ можно отнести следующие:
-
— Правительство РФ обладает правом законодательной инициативы в Федеральном Собрании РФ; -
— Правительство РФ дает письменные заключения на законопроекты о введении или об отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и на законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета; -
— Правительство РФ может направлять в палаты Федерального Собрания официальные отзывы о рассматриваемых палатами федеральных законах и законопроектах; -
— члены Правительства РФ вправе присутствовать и выступать на заседаниях палат Федерального Собрания, их комитетов и комиссий в соответствии с регламентами палат; -
— члены Правительства РФ обязаны по приглашению палат Федерального Собрания присутствовать на их заседаниях и отвечать на вопросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы в порядке, определенном регламентами палат; -
— Правительство РФ представляет Государственной Думе федеральный бюджет и отчет о его исполнении в сроки, установленные федеральным законом; -
— Правительство РФ в соответствии с федеральным законом информирует Государственную Думу о ходе исполнения федерального бюджета; -
— комитеты и комиссии палат Федерального Собрания вправе направлять письменные обращения по вопросам своего ведения членам Правительства Российской Федерации и руководителям федеральных органов исполнительной власти; -
— члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы вправе направить запросы Правительству РФ; -
— Правительство РФ ежегодно отчитывается перед Государственной Думой о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой; -
— Председатель Правительства РФ вправе поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ; Государственная Дума вправе выразить недоверие Правительству РФ.
Формы взаимоотношений Правительства РФ и органов судебной власти:
-
• Правительство РФ производит финансирование судов только из федерального бюджета и обеспечивает возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом; -
• Правительство РФ обеспечивает исполнение судебных решений.
К формам