ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 1512
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Назначение
Для европейской правовой традиции, в отличие от традиции американской, в большей мере характерна модель назначения судей, т.е. отказ от их выборности. Связано это, как минимум, с двумя причинами. Во-первых, исторически европейские правовые системы формировались в условиях монархий, где назначение судей считалось одной из прерогатив монархической власти, тем более что у монарха не может быть политических конкурентов. Во-вторых, в современных условиях, когда произошел переход к конституционным монархиям или полный отказ от монархической формы правления в пользу республиканской, Европу всегда отличал более сложный политический ландшафт, чем, например, США.
Основным механизмом формирования судейского корпуса в Европе в целом и в России в частности служит назначение судей. Чаще всего они назначаются главой государства (президентом страны, монархом в конституционных монархиях) но иногда могут назначаться коллегиальным органом представительной власти (парламентом, одной из палат парламента и т.п.). Допустим, в России, как мы увидим далее, судьи высших судов назначаются Советом Федерации, а остальные судьи — Президентом РФ.
2 варианта назначения
Первый вариант направлен на минимизацию дискреционных полномочий назначающего судей лица. При таком подходе отбор судей должен производиться каким-то специальным органом, например, советом или комиссией по отбору судей, после чего глава государства или иной назначающий судей политический институт обязан соглашаться с предложенной кандидатурой.
Второй вариант исходит из того, что глава государства, назначающий судей или представляющий их кандидатуры в парламент, действует не формально, а реально: проверяет кандидатов, отсеивает тех, кто вызывает сомнения, несет политическую от ветственность за подбор судейских кадров и т.д.
Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи установлены ст. 4 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации"
Судьей может быть гражданин РФ:
1) имеющий высшее юридическое образование по специальности "Юриспруденция" или высшее образование по направлению подготовки "Юриспруденция" квалификации (степени) "магистр" при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки "Юриспруденция";
2) не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим
основаниям;
3) не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
4) не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
5) не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
6) не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.
2. При соответствии требованиям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи:
1) судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 15 лет;
2) судьей Верховного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 10 лет;
3) судьей кассационного суда общей юрисдикции, апелляционного суда общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, специализированного арбитражного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 7 лет;
4) судьей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 5 лет.
3. Федеральным конституционным законом и федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность судьи судов Российской Федерации.
4. Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления.
5. В стаж работы в области юриспруденции, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы:
1) на требующих высшего юридического образования государственных должностях Российской Федерации, государственных должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и Российской Федерации, должностях в юридических службах организаций, должностях в научных организациях;
2) в качестве преподавателя юридических дисциплин по профессиональным образовательным программам, в качестве адвоката или нотариуса.
Порядок наделения судей полномочиями установлен ст. 6 Закона РФ N 3132-1.
1. Судьи ВС РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, которое вносится на основании представления Председателя ВС РФ.
2. Судьи кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, арбитражных судов округов и специализированных арбитражных судов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя ВС РФ, которое направляется Президенту РФ не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.
3. Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя ВС РФ, которое направляется Президенту РФ не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.
4. Судьи военных судов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя ВС РФ при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Указанное представление направляется Президенту РФ не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.
5. Президент РФ в двухмесячный срок со дня получения необходимых материалов назначает судей федеральных судов, а кандидатов в судьи ВС РФ представляет для назначения Совету Федерации Федерального Собрания РФ либо отклоняет представленные кандидатуры, о чем сообщается председателю ВС РФ.
6. Назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.
Судья может быть назначен по его заявлению на должность
, аналогичную занимаемой им, в другой суд того же уровня в порядке, установленном настоящим Законом, за исключением требования, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта. В таком же порядке судья федерального суда может быть назначен на должность, аналогичную занимаемой им, в нижестоящий суд.
7.1. В случае выявления факта назначения (избрания) на должность судьи лица, не соответствовавшего на момент назначения (избрания) требованиям, предусмотренным пунктом 1 статьи 4 настоящего Закона, соответствующая квалификационная коллегия судей в установленном федеральным законом порядке рассматривает вопрос о прекращении полномочий такого судьи.
8. Не позднее чем за шесть месяцев до достижения судьей федерального суда предельного возраста пребывания в должности судьи, а в случае досрочного прекращения полномочий - не позднее чем через 10 дней со дня открытия вакансии судьи соответствующая квалификационная коллегия судей объявляет об открытии вакансии судьи в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.
15. Профессиональный судейский корпус и судейское сообщество. Органы судейского сообщества и практика их деятельности.
Судейский корпус российской судебной системы включает судей федеральных судов и судей судов субъектов рф.
Насколько я поняла, требования к кандидату и отбор – как раз и есть формирование судейского корпуса.
Под судейским корпусом принято понимать совокупность государственных служащих, занимающих должности судей. В судейский корпус входят не только действующие судьи, но и пребывающие в отставке.
В силу специфики деятельности судьи обладают только им присущими полномочиями. Совокупность прав и обязанностей, характеризующих правовое положение, и составляет понятие статуса судей. Конституционные нормы, регулирующие судебную власть, Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» определили общие принципы организации и деятельности всех судов страны, подчеркнув, что все они входят в единую судебную систему. Принцип единства судебной системы относится ко всем направлениям организации и деятельности суда.
Судейское сообщество – профессиональная корпорация (объединение), состоящая из всех без исключения судей федеральных судов всех видов и уровней, судей субъектов Рф, составляющих судебную систему рф.
Члены судейского сообщества: судьи КС РФ, судьи ВС РФ, судьи всех судов общей юрисдикции, судьи всех арбитражных судов, мировые судьи, судьи конституционных (уставных) судов субъектов РФ, как действующие, так и находящиеся в отставке.
Судьи федеральных судов и судов субъектов рф являются членами судейского сообщества с момента принесения ими присяги судьи и до момента вступления в силу решения о прекращении полномочий судьи, за исключением случая прекращения полномочий в связи с почетным уходом или почетным удалением в отставку.
Судья, пребывающий в отставке, сохраняет свою принадлежность к судейскому сообществу до прекращения отставки и может привлекаться с его согласия к работе в органах судейского сообщества. Однако такой судья не вправе избирать членов квалификационной коллегии судей и быть избранным в состав квалификационных коллегий судей от судейского сообщества.