ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 1509

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ТГП вопросы

КП вопросы

ПО вопросы

Криминология — это социолого-правовая наука, изучающая преступность, личность преступника, причины и условия преступности, методы и средства ее предупреждения.Деликтология это междисциплинарная комп­лексная наука и направление в законодательстве о непреступных право­нарушениях, их причинах и условиях, личности правонарушителей и предупреждении правонарушений. Она включает в себя административ­ную, дисциплинарную, гражданскую и семейную деликтологию.Административная деликтология изучает и регламентирует правонаруше­ния, предусмотренные Кодексом об административных правонарушени­ях. Дисциплинарная деликтология входит в трудовое, военное, государствен­ное право, регулирующее дисциплинарную ответственность за проступки в соответствующих правоотношениях, исследует причины и условия их совершения, разрабатывает меры предупреждения.Гражданская деликтология 

КП

17. Конституционно-правовая природа и сущность судебной власти

ПО

2. Понятие и признаки правосудия, его виды, общая характеристика. Правосудие и судопроизводство: соотношение. Конституционные поправки 2020 года о видах судопроизводства.

3. Сущность и значение принципов правосудия, их классификация. Общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы судоустройства и судопроизводства. Проблемы регламентации новых принципов правосудия.

11. Судебная власть и ее роль в обществе: понятие и признаки. Проблемы независимости и полноты судебной власти. Судебная власть и гражданское общество.

13. Звено судебной системы и судебная инстанция: соотношение понятий. Система судебных инстанций и звеньев в Российской Федерации.

15. Профессиональный судейский корпус и судейское сообщество. Органы судейского сообщества и практика их деятельности.

16. Прокуратура как орган надзора за законностью. Правовые основы, цели, принципы организации и деятельности прокуратуры. Направления, функции и система органов прокуратуры.

17. Следственный аппарат. Органы расследования преступлений. Дискуссия о едином следствии.

18. Органы внутренних дел и деятельность по охране общественного порядка (функция полиции). Задачи, организация и принципы деятельности полиции. Реформа полиции.

19. Сущность, задачи и основные формы деятельность адвокатуры. Модели организации адвокатуры. Организация адвокатуры в России.

20. Понятие и виды частной детективной (сыскной) деятельности. Проблемы реализации законодательства о сыскной деятельности.



2. Органы прокуратуры:

осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами;

действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне;

информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.

2.1. Органы прокуратуры в связи с осуществлением ими в соответствии с настоящим Федеральным законом прокурорского надзора вправе получать в установленных законодательством Российской Федерации случаях доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных.

3. Прокуроры не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.

4. Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и организациях прокуратуры не допускаются. Прокуроры в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений.

5. Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности. При этом педагогическая, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Прокурорские работники не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.


Внутриорганизационные принципы:



  1. зональный - Зональный принцип означает такую организацию работы структурных подразделений прокуратуры, когда вся работа в том или ином подразделении распределяется между прокурорами по определенным, закрепленным за каждым прокурором территориям.

В Генеральной прокуратуре РФ, в зависимости от объема работы, в состав «зоны» включаются прокуроры одного или нескольких субъектов Федерации, в прокуратурах субъекта Федерации «зонами» являются города и районы. В городских и районных прокуратурах «зоны» прокурорского надзора образуют группы территорий органов местного самоуправления. Зональный принцип организации деятельности прокуратуры в основном используется в прокуратурах с достаточной численностью оперативных работников, так как зональный прокурор контролирует и руководит нижестоящими прокуратурами не по всем направлениям деятельности, а лишь по одному или нескольким направлениям (предметам).



  1. Предметный - Предметный принцип означает такую организацию работы, когда критерием распределения обязанностей между прокурорами являются определенные Законом о прокуратуре направления надзорной деятельности. В соответствии с предметным принципом за прокурором закрепляется определенное направление деятельности, относящееся к предмету его ведения. Применение предметного принципа предполагает накопление, обобщение и реализацию информации по определенной проблеме укрепления законности и исполнению закона.

  2. зонально-предметный - Предметно-зональный принцип организации работы предполагает комплексный подход к решению вопросов прокурорского надзора. Распределение обязанностей в структурном подразделении прокуратуры в соответствии с зональным или предметным принципами оформляется письменным распоряжением соответствующего руководителя структурного подразделения и находит отражение в положении о данном подразделении прокуратуры



*Направления, функции.



  1. Надзор за исполнением законов - Объектами данной отрасли надзора являются: 1) федеральные министер-ства; 2) федеральныеслужбы; 3) федеральные агентства; 4) иные федеральные ор-ганы исполнительной власти; 5) представительные (законодательные) органы государственной власти субъектов РФ; 6) исполнительные органы государствен-ной власти субъектов РФ; 7) органы местного управления; 8) органы военного управления; 9) органы контроля; 10) должностные лица перечисленных органов; 11) субъекты осуществления общественного контроля за обеспечением прав чело-века в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания 12) органы управления коммерческих и не-коммерческих организаций; 13) руководители коммерческих и некоммерческих организаций. В предмет отрасли надзора входит надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на ее территории, перечисленными ор-ганами, а также надзор за соответствием законам правовых актов, издаваемых и принимаемых этими органами и должностными лицами.

  2. Надзор за исполнением прав и свобод человека - В этой сфере осуществляется надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, службами, агентствами и иными федеральными органами испол-нительной власти, представительными (законодательными) и ис-полнительными органами субъектов РФ, органами местного са-моуправления, органами военного управления, органами кон-троля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Специфика данной отрасли прокурорского надзора определяется сферой правовых отношений, связанных с правами и свободами граждан.


В предмет данной отрасли прокурорского надзора входит исполнение законодательных актов, регулирующих права и сво-боды человека и гражданина. Исполняют эти нормативные акты организации, учреждения, их должностные лица, а также руково-дители коммерческих и некоммерческих организаций.

Данная отрасль прокурорского надзора является приори-тетной, это связано с реализацией государственной политики в области защиты прав и свобод человека и гражданина в Россий-ской Федерации.



  1. НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ДОЗНАНИЕ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ - В соответствии со ст. 29 Закона о прокуратуре предметом надзора данной отрасли являются соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заяв-лений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принима-емых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предва-рительное следствие.

Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью осуществляется на основании ст.21 Закона об оперативно-розыскной деятельности Генеральным прокурором РФ и уполно-моченными им прокурорами. Эта статья определяет объем и характер материалов, предостав-ляемых уполномоченному прокурору органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, а также последствия неисполнения его законных требований.

Данная отрасль прокурорского надзора призвана обеспечить не только законные права и сво-боды граждан, но и интересы государства. В случаях совершения преступления прокурор, осуществляя надзор за исполнением законов, требует от органов, осуществляющих дознание и предварительное следствие, своевременного и полного выявления и расследования преступле-ний, установления размеров причиненного вреда, принятия мер к его возмещению.



  1. НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ - Согласно п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре в целях обеспечения вер-ховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и сво-бод человека и гражданина, а также охраняемых законом ин¬тересов об-щества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов судебными пристава¬ми. Данная отрасль прокурорского надзора получила законодатель¬ное закрепление позже других отраслей - с внесением дополнений в Закон о прокуратуре Феде-ральным законом от 10 февраля 1999 г. № 31-ФЗ. В соответствии с п. 4 ст. 19 Закона о судебных приставах надзор за ис-полнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций в соответствии с Федеральным законом «О прокура¬туре Россий-ской Федерации» осуществляют Генеральный прокурор Российской Фе-дерации и подчиненные ему прокуроры. Тем не менее, Закон о прокуратуре не содержит самостоятель¬ной главы, определяющей предмет надзора за исполнением законов судебными при-ставами, полномочия прокурора, средства прокурор¬ского реагирования. Поэтому данная отрасль прокурорского надзо¬ра включает элементы дру-гих отраслей надзора.




  1. НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ АДМИНИСТРАЦИЯМИ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЕ И ПРИМЕНЯЮЩИХ НАЗНАЧАЕМЫЕ СУДОМ МЕРЫ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, АДМИНИСТРАЦИЯМИ МЕСТ СОДЕРЖАНИЯ ЗАДЕРЖАННЫХ И ЗАКЛЮЧЕННЫХ ПОД СТРАЖУ - Выделение законодателем этой отрасли про-курорского надзора объясняется исключительной важностью законов, регулирующих права и свободы граждан, отбывающих наказание. Закон о прокура-туре предусматривает осуществление надзора за ис-полнением законов регламентирующих права и сво-боды лиц, подозреваемых и обвиняемых в соверше-нии преступления, в случае их задержания или за-ключения под стражу. Поскольку вина этих лиц еще не установлена судом, прокурорский надзор должен выступать гарантией законности существенного ограничения свободы граждан.

В предмет данной отрасли надзора входят: за-конность нахождения лиц в местах содержания за-держанных, предварительного заключения, учре-ждениях, исполняющих наказание и меры принуди-тельного характера, назначаемые судом; соблюдение установленных законодательством РФ прав и и обя-занностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принуди-тельного характера, порядка и условий их содержа-ния; законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.



  1. УГОЛОВНОЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЕ - Уголовное преследование за совершение преступлений осуществляется прокурорами в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ и Законом о прокуратуре (ст. 1, 35) В УПК РФ уголовное преследование определяется как процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подо-зреваемого, обвиняемого в совершении преступления. Осуществ-ляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в каче-стве государственного обвинителя.



  1. УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ СУДАМИ - Это самостоятельное направление в деятельности прокуроров. Согласно Закону о прокуратуре (ст.35-39) в сфере рассмотре-ния дел судами прокурор участвует во всех видах судопроиз-водства и во всех судебных инстанциях. Участвуя в рассмотре-нии уголовных, гражданских и иных дел, он осуществляет две основные функции. Во-первых, принимает непосредственное участие в качестве равноправного участника стороны в судо-производстве по конкретным уголовным, гражданским, ар-битражным и административным делам. Вторая функция про-курора в судопроизводстве состоит в надзоре за законностью судебных решений, приговоров, определений или постановле-ний. Реализация этой функции предполагает право и обязан-ность прокурора в случаях выявления незаконности или не-обоснованности судебных решений принять меры к их устра-нению.




  1. КООРДИНАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ - Это направление деятельности органов прокуратуры опре-делено ст.8 Закона о прокуратуре и в Положении о коорди-нации деятельности правоохранительных органов по борь-бе с преступностью, утвержденное Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 г.№ 567 (в ред. от 25 ноября 2003 г.).

Координация деятельности правоохранительных органов осуществляется путем: проведения координационных сове-щаний руководителей правоохранительных органов; обме-на информацией по вопросам противодействия преступно-сти; совместных выездов в регионы для проведения согла-сованных действия, проверок и оказания помощи местным правоохранительным органам в сфере противодействия преступности; изучения и распространения положительного опыта; проведения совместных целевых мероприятий для выявления и пресечения преступлений, а также устранения причин и условий, способствовавших их совершению, вза-имного использования возможностей правоохранительных органов для повышения квалификации работников, прове-дения совместных семинаров, конференций; оказания вза-имной помощи в обеспечении собственной безопасности в процессе противодействия преступности; издания совмест-ных приказов, указаний, подготовки информационных пи-сем и иных организационно-распорядительных докумен-тов; выпуска совместных бюллетеней (сборников) и других информационных изданий; разработки и утверждения со-гласованных планов координационной деятельности. Коор-динация деятельности осуществляется на основе соблюдения законности и равенства всех участников координационной деятельности.



  1. УЧАСТИЕ В ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ –

Прокуратура принимает участие в правотворческой деятельности (п.4 ст.1 Закона о прокуратуре), однако правом законодательной инициативы Генеральная прокуратура РФ в настоящее время не име-ет.

Обязанность прокурора участвовать в правотворческой деятельности законодательно закреплена в ст 9 Закона о прокуратуре. Прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необхо-димости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладаю-щие правом законодательной инициативы, соответствующего и ниже-стоящего уровней предложения об изменении, дополнении, отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.