ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 157
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В деловом общении достаточно часто звучит фраза «Его взгляд сказал о многом». Взгляд человека постоянно перемещается и подает сигнал партнеру, в каком направлении двигаются его мысли в данный момент. Такие перемещения глазных яблок получили название «паттерн» (от англ. pattern — сетка), они не являются хаотическими, а с четкой закономерностью отражают информационные взаимодействия, происходящие в нейронных цепях.
Как известно, человеческий мозг состоит из левого и правого полушарий. Ученые, изучающие мозг, считают, что каждое полушарие отвечает за определенные виды деятельности. Для левого полушария характерны связь с сознанием, слуховая сфера, методическое мышление, ориентация на анализ и контроль, а для правого полушария — образная память, творческая (созидательная) функция.
Вид мышления человека влияет на движение его глаз. Сидя напротив собеседника и наблюдая за ним, можно заметить, например, что его взгляд движется влево (от себя). Это показывает, что партнер «включил» левую половину мозга. Эта информация сообщает, что наш собеседник хорошо осведомлен об обсуждаемой проблеме и постарается привести веские факты и доказательства для своих доводов, будет останавливаться на деталях, постарается резюмировать сказанное. Если собеседник смотрит (со стороны наблюдающего) направо, то тогда «включена» правая половина мозга. Эта область мозга управляет эмоциями, здесь сосредоточены все воспоминания и собираются конкретные впечатления. Зрачки человека могут также занимать такие положения, которые позволяют диагностировать ведущий сенсорный канал. К ключам доступа относятся не только сигналы глаз человека, но и ключевые слова, которыми он пользуется при говорении.
Визуальный (оптический) канал: движение глаз — верхнее правое и верхнее левое, прямо вперед — означает, что человек припоминает и воспроизводит зрительный образ, а в последнем случае — создает, составляет образ, картину.
Визуальный тип мышления — направлен на анализ восприятия: используется людьми, которые в процессе мышления формируют в своем сознании образы и картины. К данной категории относится около 35% людей. Для них характерны такие выражения, как: «Вы можете мне это показать?»,
«Это блестящая идея», «Я могу себе это представить», «Это мне совершенно очевидно», «По-моему, выглядит красиво», «На мой взгляд», «С моей точки зрения». Чтобы хорошо воспринимать и понимать — должен видеть. Предпочитаемые выражения лежат, как правило, в зрительной области: «я вижу, что», «на мой взгляд», «давайте рассмотрим», «покажите», «что вы имеете в виду», «сразу видно, что», «с моей точки зрения», «обрисуйте ситуацию», «вырисовывается следующая картина», «ясно», «ярко», «в фокусе».
Поэтому для визуалистов при контакте нужны визуальные средства поддержки информации: эпидиаскопы, флип-чарты, магнитно-маркерные доски, раздаточный материал, видеоматериалы, слайды, фильмы, мультимедиа изображения, а также на восприятие в процессе общения влияют внешние особенности аудитории: планировка, меблировка, освещение и сам коммуникатор, его внешность, манеры, одежда, взгляд.
Б процессе общения с партнерами, которым свойственен визуальный тип мышления, необходимо, передавая информацию, рисовать словесные картины, в частности пользуясь соответствующими метафорами, и, кроме того, продумывать, как можно при передаче информации использовать «наглядные пособия» вроде графиков, диаграмм, ксерокопий, аудиовизуальных средств.
Аудиальный (акустический) канал: движение глаз — среднее вправо (движение вбок), среднее влево и нижнее влево — означает, что человек конструирует или припоминает слова и звуки, чтобы воспринять информацию.
Аудиальный тип мышления свойственен людям, воспринимающим информацию преимущественно на слух: для них имеет значение то, как говорит собеседник: высота, темп, тембр и интонации его голоса особенно важны в процессе общения. Такие индивидуумы составляют 13— 25% людей. Предпочитаемые выражения лежат в слуховой области: «расскажите мне», «давайте поговорим», «давайте обсудим», «послушайте», «я хочу вам сказать», «пропустил мимо ушей», «вы меня не слушаете» и пр. Для их речи характерны фразы с акустическими сигналами: «По-моему, это звучит здорово», «Скажите, что это может дать», «Объясните еще раз», «Не понимаю, что вы мне говорите», «Повторите, объясните», «Прошу вас говорить тише (громче)», «Звучит не особенно приятно», «Я вас внимательно слушаю», «Прокомментируйте эту ситуацию», «Я слышал по радио, читал в газете...» В литературе описаны разнообразные приемы, позволяющие усилить эффективность аудиовизуальных средств для лучшего восприятия информации участниками коммуникативного процесса. Для партнеров с аудиальной репрезентативной системой важны такие аспекты общения, как: слушание, барьеры для слушания, владение голосом, выбор слов, вопросы и ответы.
Представляя идеи таким людям, собеседнику следует разнообразить свои интонации, темп и ритм речи, чтобы сделать звучание сообщения более интересным и привлекательным, также может повлиять на ход коммуникации использование аудиозаписей.
Кинестетический (двигательно-эмоциональный) канал:
движение глаз вниз вправо означает, что человек переживает чувства и эмоции, ведет внутренний диалог, припоминает ощущения от звуков, слов, запахов или вкуса, от прикосновения. Эмоции часто передаются точно такими же словами, как и кинестетические ощущения. Например, «тяжелое чувство», «легко на сердце» и т.д.
Кинестетический тип мышления свойственен 40—52% людей. Для кине- стетиков характерен тактильный способ восприятия информации (от лат. tactilis — осязательный, тактильные ощущения — это ощущения прикосновения). Предпочитаемые выражения лежат в области чувств и телесных ощущений: «я чувствую, что», «тяжело», «легко», «приятно», «руки чешутся», «теплый», «мягкий», «нежный», «похолодел», «не давите па меня», «мне нравится», «дело движется», «давайте затронем», «вы коснулись», «больное место» и т.д. Ключевыми для этой группы людей являются, например, такие слова и фразы, как: «Мне это приятно», «Не могу этого понять и, тем более, принять!», «Ваши слова глубоко меня тронули», «Я улавливаю, о чем идет речь», «Я чувствую, ощущаю...» К кинестетическим ощущениям тесно примыкают эмоции. Они тоже отражают «внутренние ощущения». Для кинестетиков важнее всего принимать активное участие в семинарах и тренингах с методами игрового имитационного моделирования: упражнения и кейсы, тренинги, ролевые и деловые игры, интерактивные видео и компьютерные программы, игры-катастрофы, эвристические технологии (метод ассоциаций, фокальных объектов и др.).
Важным элементом деловой встречи с партперами-кипестетиками является приветственное рукопожатие, доброжелательный взгляд, а при передаче им той или иной информации коммуникатору необходимо иметь при себе иллюстрирующие ее материалы, захватывающие слушателя эмоционально.
В каждой из перечисленных позиций глаз направляет информацию по различным каналам в мозг. Коммуникатору следует помнить, что только тогда, когда зрачки находятся посередине, человек воспринимает новую информацию. Из практики известно, что лучше всего воспринимается информация, ориентированная в ведущий канал партнера по общению или, в крайнем случае, особенно когда аудитория смешанная, на все репрезентативные системы или сенсорные каналы одновременно, т.е. стоящий перед аудиторией рассказывает, демонстрирует иллюстрации и вызывает позитивные чувства и положительные эмоции.
Как заметил Конфуций: «Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю».
Различают также осмический-обонятельный и вкусовой (ощущение запаха и вкуса) каналы. Как правило, эти каналы восприятия объединяют с кинестетическим в один канал. Хотя вкус и запах относятся к разным системам восприятия, они, как правило, анализируются человеком одновременно, и поэтому их можно объединить. Говорят же: «сладкий запах», «тонкий вкус». Что такое вкус без запаха и насколько он беден, может представить себе каждый, кому когда-либо приходилось есть с заложенным носом. Пища кажется пресной и безвкусной, хотя орган вкуса нормально функционирует. Безвкусной также кажется пища без запаха. Предпочитаемые выражения лежат в области обонятельных и вкусовых ощущений:
«я носом чую», «со вкусом», «сладкие грезы», «горькие воспоминания», «аппетитно», «не перевариваю», «меня от этого тошнит» и т.д.
И наконец, логический — абстрактный, смысловой, «дискретный» сенсорный канал (рассуждения, термины, обобщенные понятия). Этот канал является дополнительным. Он не всегда рассматривается в литературе, посвященной репрезентативным системам восприятия информации. Его особенностью являетея то, что он не опирается на первичное восприятие, а использует информацию, полученную по другим каналам. Партнер-логик лучше воспринимает информацию через рассуждения, отрываясь от непосредственного ощущения. Разумный, рассудительный, любит язык цифр, фактов и доказательств. Внимание проявляется в том, что он начинает рассуждать вместе с собеседником или записывать его высказывания, а затем анализирует. Просит повторить или сам повторяет. При этом прямой зрительный контакт может вызывать дискомфорт и стресс, ухудшить понимание.
Предпочитаемые выражения у логика лежат в области рассуждений и аналитики: «я полагаю», «я считаю», «я думаю, что», «понимаю», «я знаю, что», «как известно», «давайте рассуждать здраво» и т.д. Часто вместо себя («я утверждаю, что», «я считаю, что») называют абстрактные понятия или авторитеты — «статистика утверждает, что», «науке известно, что», «мое воспитание не позволяет мне» и т.д. Логический канал является вторичным но отношению к описанным выше первичным сенсорным каналам. Однако полученная через первичные каналы информация может быть так переработана, что ее уже нельзя связать ни с одним из каналов первоначального восприятия.
Один из способов добиться взаимопонимания при коммуникации и обратиться к различным стилям мышления собеседника — это привести собственную речь в гармонию с ожиданиями других людей, обращаясь к их особенностям восприятия. Для этой цели используют разные приемы, среди которых наиболее распространены подстройка и калибровка.
Подстройкой называется использование в своем поведении ключевых поведенческих сигналов других людей. На вербальном уровне это означает отражение его предпочтительной репрезентативной системы путем использования соответствующих слов, типичных для собеседника. Например, если партнер говорит: «Я чувствую, что вам необходимо погрузиться в эту проблему глубже» (кинестетический канал), то вы можете ответить: «Да, я понимаю, у вас есть чувство, что мы должны поработать над этим вопросом» вместо того, чтобы говорить: «Давайте сфокусируемся на этом вопросе и рассмотрим его более пристально» (визуальный канал). В первом случае собеседник четко осознает сенсорный канал партнера и подстраивается к нему.
Специалисты по нейро-лингвистическому программированию утверждают, что калибровка является ключом к эффективной коммуникации. Под калибровкой понимается «чтение» окружающих, расшифровка смысла движения глаз, мимики, ритма дыхания и других форм невербальных сигналов. Используя все имеющиеся сигналы, коммуникатор может попытаться оценить чувства другого человека и то, насколько эффективно происходит общение. На этот счет не существует универсальных правил, ведь каждое взаимодействие не похоже на другие, точно так же, как все люди - разные; и чтобы заметить сигналы, которые позволят откалибровать данное взаимодействие, участникам коммуникации необходимо использовать все навыки включенного наблюдения.
Вопрос №12. Согласно проведенным исследованиям, в настоящее время в современном обществе используются различные приемы и методы выявления лжи. Обман осуждался людьми во все времени и эпохи. Она представляет собой одно из негативных явлений, которое неизбежно присутствует в процессуальной деятельности.
Под ложью понимается волевой и сознательный акт, когда лгущий осознает, что его высказывание не совпадает с действительностью, и желает этого.
Ложь может быть явной, преувеличенной и тонкой. Явной считается такая ложь, при которой сообщаемая информация совершенно отлична или даже противоположна истине. Виновный подозреваемый , отрицающий всякую причастность к совершению преступления, высказывает явную ложь.
Преувеличение- это ложь, при которой сообщаемые факты превосходят истинные данные. Люди могут преувеличивать, например, степень своего раскаяния в том, что они совершили преступление.