ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 152
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тонкая ложь предполагает буквальное сообщение истины, но направленное на то, чтобы ввести кого-либо в заблуждение. Сюда же относится сокрытие информации путем уклонения ответа на вопросы или упущение имеющих отношение к нему деталей.
Тактические приемы изобличения по своему характеру условно могут делиться на несколько групп: приемы эмоционального воздействия, приемы логического воздействия, тактические комбинации.
К приемам эмоционального воздействия относится убеждение в неправильности занятой позиции и, разъяснение вредных последствий для лиц из числа потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, воздействие на положительные стороны личности допрашиваемого- чувство собственного достоинства, благородство и т.д.
Приемы эмоционального воздействия на подозреваемого или обвиняемого:
-побуждение раскаяться и чистосердечно признаться путем разъяснения как вредных последствий лжи, так и благоприятных последствий признания своей вины и активного содействия следствию.
-использование фактора внезапности путем постановки неожиданных вопросов в ситуации, когда допрашиваемый таких вопросов не ждет.
- воздействие на положительные стороны личности допрашиваемого, использование его привязанностей, увлечений.
Приемы логического воздействия заключаются в демонстрации несоответствия показаний действительности.
-предъявление доказательств, опровергающих показания допрашиваемого.
-предъявление доказательств, требующих от допрашиваемого детализации показаний, которая приведет к противоречиям между ним и участниками.
-логический анализ противоречий, имеющихся в показаниях допрашиваемого.
-логический анализ противоречий между интересами допрашиваемого и его соучастников.
-доказательство бессмысленности занятой позиции.
Приемы логического воздействия с успехом могут быть использованы и в случаях «пассивной лжи», когда допрашиваемый скрывает правду заявляя «я не знаю», «я не помню», «я не видел» и весьма эффективны при разоблачении ложного алиби. Например, преступник, предвидя возможность ареста, договаривается с близкими о даче ими ложных показаний. В таком случае опровержение достается путем детального допроса этих свидетелей в целях обнаружения существенных противоречий в их показаниях, поскольку невозможно согласовать абсолютно все, казалось бы, немаловажные детали вымышленного события, нередко ложь через какое-то время воспроизводится совсем в другом варианте.
Когда человек находится в состоянии намеренного сокрытия чего-либо, в его сознании возникает противоречие между информацией или действием, представляемыми другому человеку, и знанием, оставляемым «себе». Подобное состояние переживается по-разному разными людьми. Оно зависит от индивидуальных психических качеств, от ситуативной опасности из-за возможности быть разоблаченным. Кроме этого, глубина переживаний по поводу лжи связана с наличием самооправдательной позиции, когда человек подводит определенную базу под необходимость прибегнуть к неискренности.
В действительности ложь – это не такое уж простое занятие и обмануть кого-то «не моргнув глазом» оказывается не всегда легко и просто, хотя бы потому, что кроме глаз, на которые традиционно обращают внимание, у человека есть еще голос, мимика и другие признаки, свидетельствующие о психическом состоянии. В ходе непосредственного общения или после него анализу подвергается содержание информации и техника ее передачи другому лицу. Эффективность и успешность в выявлении скрываемых данных и приемов дезинформации во многом зависит от опыта и подготовки человека, который пытается это делать.
При определении неискренности всегда важно обращать внимание на субъективную сторону поведения человека в различных ситуациях, учитывая сложность подобной оценки и сопоставления вербальных и невербальных сигналов. Так, например, простое отрицание, выраженное словом «нет» на поставленный вопрос, будет явно отличаться от молчаливого протеста, в том случае, когда человека в чем-то обвиняют или от молчания подсудимого, безразлично относящегося к обвинению, а также от молчаливого спокойствия человека, который не допускает даже возможности подозрений. Совокупность вербальных и невербальных элементов поведения индивида в течение коммуникативных процессов требуют проявления профессиональной психологической грамотности от эксперта, который занимается оценкой высказываний и действий другого человека на предмет их искренности.
Можно выделить следующие наиболее характерные признаки неискренности и волнения, проявляющегося в голосе и речи при передаче ложной информации: непроизвольное изменение интонации, изменение темпа речи: изменение тембра голоса, появление дрожи в голосе, появление пауз при ответах на вопросы, которые не должны были вызвать затруднения, слишком быстрые ответы на вопросы, которые должны заставить задуматься. демонстративное подчеркивание (выделение) с помощью речевых средств – интонацией, паузами и др. каких-либо фрагментов передаваемой информации, маскируя или искажая истинное отношение к ней; появление в речи выражений нетипичных для данного человека в обычном общении или исчезновение типичных для него слов и оборотов.
Демонстративное подчёркивание слов относится к группе приемов, сознательно используемых лгущим для дезориентации другого человека, и может служить в качестве индикатора лжи при сопоставлении с другими данными. В обыденной практике, когда удается убедиться, что это именно прием, о таких случаях говорят, что человек «переиграл», пытаясь что-либо внушить другому.
При анализе мимики и других параметров, связанных с реакциями человека на предмет выявления возможности присутствия неискренности, важно использовать индивидуальный подход к определению так называемого «фонового» состояния человека. Сознательно или подсознательно партнеры отмечают индивидуальные особенности естественного поведения друг друга и делают для себя выводы о личностных особенностях и состоянии другого, отмечая отклонения от обычного стиля общения. Таким образом, практически любая реакция партнера по общению может интерпретироваться по-разному, в зависимости от того, является ли она естественным проявлением индивидуального стиля общения и возможна для данного человека в данной ситуации, или же эта реакция вызвана иными причинами, в том числе, желанием скрыть истинное отношение к обсуждаемому вопросу.
Проблема фиксации естественности поведения и соотнесения его с другими элементами наблюдаемой ситуации возникает и при анализе жестикуляции и поз человека. Исследователи направления, которое получило за рубежом название «язык тела», подчеркивают, что интерпретация жестов, мимики, поз и других невербальных компонентов общения, должна осуществляться в контексте с анализом всей ситуации. Именно на несоответствии содержания высказывания внешним проявлениям отношения к данному высказыванию зачастую строятся предположения о присутствии неискренности. Известный исследователь «языка телодвижений» Аллан Пиз выделяет ряд жестов, которые, сопровождают ложь, сомнение или мошенничество:
-жест «рука к лицу»; подтвержден экспериментом, в ходе которого наблюдалось, что медсестры, лгущие пациентам о состоянии их здоровья, гораздо чаще подносили руку к лицу, чем сестры, которые говорили правду.
-жест «прикрытие рта»;
-прикрывание рта ладонью, пальцами или кулаком, а также покашливание с прикрытием рта. В случаях, когда подобный жест связан с оценочными позициями, сомкнутая ладонь лежит на щеке, а указательный палец часто показывает наверх.
-жест «прикосновение к носу»; легкое потирание носа или быстрое прикосновение к нему, которые в отличии от действительного почесывания носа, выглядят не так явно.
-жест «потирание глаза»; при крупной лжи мужчины склонны отводить глаза и потирают их, а женщины склонны легко касаться глаза и потирать область под глазом. Этот жест может сочетаться со стиснутыми зубами и фальшивой улыбкой.
-жест «оттягивание воротника»;
Знание основных психологических качеств человека помогут следователю своевременно выявить ложь и выработать технику поведения, которая поможет добиться целей, поставленных перед допросом. От них зависит успех предварительного следствия, а также силы и средства, затраченные на его достижение.
Вопрос №13. Большинство преступлений, совершенных несовершеннолетними, имеет возрастную мотивационную специфику; эти правонарушения совершаются на почве озорства, ложно понятой романтики, стремления к самоутверждению, подражанию авторитетам.
Психологическая ломка переходного возраста, несформированность устойчивых нравственных позиций, неправильная трактовка многих явлений, высокая подверженность групповым воздействиям, импульсивность — такова поведенческая основа подросткового возраста, которую нельзя не учитывать в следственно-судебной практике.
В то же время следует иметь в виду, что 60% преступников-рецидивистов свое первое преступление совершили в подростковом возрасте.
Поведение несовершеннолетних (подростков) имеет ряд особенностей:
-
недостаточность жизненного опыта, -
низкий уровень самокритичности, -
отсутствие всесторонней оценки жизненных обстоятельств, -
повышенная эмоциональная возбудимость, -
импульсивность, -
двигательная и вербальная активность, -
внушаемость, -
подражательность, -
обостренность чувства независимости, -
стремление к престижу в референтной группе, -
негативизм, -
неуравновешенность возбуждения и торможения.
Физиологическая перестройка организма подростка связана с обострением внимания к половым вопросам.
При оптимальных условиях воспитания указанные особенности подростков могут быть компенсированы соответствующей социально-положительной деятельностью. При неблагоприятных социальных условиях эти особенности катализируют вредные влияния, приобретают отрицательную направленность.
Динамизм психической деятельности подростка в одинаковой мере делает его податливым в сторону как социально-положительных, так и социально-отрицательных влияний.
В человеческой жизни существует ряд переломных этапов. Однако самым сложным из них является этап отрочества, когда существо 14—16 лет уже не ребенок, но еще и не взрослый. Это возраст «социального импритинга» — повышенной впечатлительности ко всему, что делает человека взрослым.
Существует ряд