ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 156

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Личность — понятие многомерное, каждый ее нижележащий уровень более примитивен, но содержит в себе зачатки тех структур, которые на более высо­ком, более сложно организованном уровне предстают в виде индивидуально-личностных образований, а в дальнейшем развитии и совершенствовании психики претворяются в социальные аспекты человеческого бытия. Экспери­ментально-психологические и психодиагностические исследования, базиру­ющиеся на многолетнем опыте, показали существенную роль в структуре личности ведущих тенденций. Пронизывая всю структуру личности от основания до ее вершины, ведущие тенденции многое предопределяют в судьбе человека, заставляя его при прочих равных возможностях выбирать из всех предлагае­мых жизнью ценностей лишь те, к которым его притягивает как магнитом, так как именно они для него наиболее органичны, так как к ним у него есть опре­деленный тропизм, неосознанное влечение. Не входят непосредственно в струк­туру личности, но играют огромную роль в ее формировании и судьбе значимые окружающие и другие аспекты среды, то есть микросоциальные условия.

Для простоты представим себе систему «личность» как некое дерево — «древо личности». Почва, на которой оно произрастает, это — прародительский гено­фонд, то есть некое генетическое наследство, в которое древо уходит корнями. Корни могут вобрать в себя генотипические свойства матери или отца, или по­немногу от каждого из них. Унаследованы могут быть также свойства какой-либо из бабушек или прабабушек, деда или прадеда, тетки или дяди по любой линии и т. д. Что именно из богатого генофонда достанется конкретному чело­веку — загадка природы, которую могут прояснить только генетики. Мы же обычно стоим перед фактом: с первых дней своего рождения ребенок ведет себя определенным образом. В том, как он заявляет о себе, если ему что-то не нра­вится, как он ест и спит, как общается, угадывается сходство с кем-либо из родственников именно в том, что тесно связано с конституциональными свой­ствами человека, особенностями его темперамента. Ствол древа личности пред­ставляют формирующиеся в процессе развития психические свойства, опре­деляемые взаимодействием почвенных, базовых особенностей с окружением, в частности — с окружающими близкими людьми. Стволовая часть древа сим­волически означает характер человека, в котором взаимосвязанными и взаимовлияющими являются такие подструктуры личности, как эмоции, интел­лект, мотивация и коммуникативный стиль. Ни одна из этих подструктур не является более ранней (и следовательно, первичной) по отношению к другим: они развиваются параллельно и подчинены общей закономерности — окра­шенности ведущей индивидуально-личностной тенденцией, определяющей индивидуальный стиль конкретного человека. Крона древа личности охваты­вает сферу интересов, социальной активности, морально-нравственных усто­ев личности. Ее в значительной степени формирует окружение и среда, как влага и воздух влияют на листву и цветы дерева. Однако крона дерева рисун­ком и цветом листьев и цветов обязана все тем же корням и почве (заложен­ным в семя генам). Так и высшие уровни личности: впитывая социально-куль­турные ценности, личность (далеко не всегда осознанно)
избирательно тянется к одним явлениями жизни, людям, сферам интересов, видам деятельности и отталкивается от других.

Иерархия ценностей каждого человека и выбор сферы интересов, мораль­но-нравственные установки, поиски смысла жизни или эгоистическая само­достаточность в огромной степени зависят от того, что удалось окружению привить в процессе воспитания. Но многие личностные свойства не столько прививаются, сколько развиваются, так как люди по-разному воспринимают окружающую действительность в зависимости от индивидуально очерченного стиля восприятия и эмоционального отношения, что тесно связано с базовыми условиями, на фундаменте которых формируется личность. Имея в виду воспитание человека, Сократ говорил: «Не наполнить сосуд, но зажечь све­тильник!» Поэтому, изучая базисные структуры личности, мы исследуем тот фундамент, который предшествует формированию более высоких уровней лич­ности и в значительной мере задает основное направление сперва неосознан­ного влечения, а затем и сознательного выбора человека, что в конечном итоге определяет его судьбу и социальную активность.

 Вопрос №9

Для активизации мышления можно применять специальные формы организации мыслительного процесса, например, «моз­говой штурм», или брейнсторминг. Метод предложен А. Осборном (США), предназначен для продуцирования идей или ре­шений при работе в группе. Основные правила проведения «моз­гового штурма»:

1. Группа состоит из 7—10 человек, желательно различной про­фессиональной направленности (для уменьшения стереотипизации подходов), в группе имеется лишь несколько чело­век, сведущих в рассматриваемой проблеме.

2. «Запрет критики» — чужую идею нельзя прерывать, крити­ковать, можно лишь похвалить, развить чужую идею или предложить свою.

3. Участники должны быть в состоянии релаксации, т. е. со­стоянии психической и мышечной расслабленности, комфорта. Кресла должны быть расположены по кругу.

4. Все высказываемые идеи фиксируются (на магнитофоне, в стенографических записях) без указания авторства.

5. Собранные в результате брейнсторминга идеи передаются группе экспертов — специалистов, занимающихся данной проблемой, для отбора наиболее ценных идей. Как правило, таких идей оказывается примерно 10 процентов. Участни­ков в состав «жюри-экспертов» не включают.

«Мозговой штурм», который ведет группа, постепенно на­капливающая опыт решения различных задач, положен в осно­ву так называемой синектики, предложенной американским уче­ным У. Гордоном. При «синектическом штурме» предусмотрено обязательное

выполнение четырех специальных приемов, осно­ванных на аналогии: прямой (подумайте, как решаются задачи, похожие на данную); личной или эмпатии (попробуйте войти в образ данного в задаче объекта и рассуждать с этой точки зре­ния); символической (дайте в двух словах образное определение сути задачи); фантастической (представьте, как бы эту задачу решили сказочные волшебники).

Еще один способ активации поиска — метод фокальных объектов. Он состоит в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на рассматриваемый (фокальный, находящийся в фокусе внимания) объект, в результате чего по­лучаются необычные сочетания, позволяющие преодолевать пси­хологическую инерцию и косность. Так, если случайным объектом взят «тигр», а фокальным «карандаш», то получаются соче­тания типа «полосатый карандаш», «клыкастый карандаш» и т. д. Рассматривая эти сочетания и развивая их, иногда удается прий­ти к оригинальным идеям.

Метод морфологического анализа заключается в том, что вначале выделяют главные характеристики объекта-оси, а затем по каждой из них записывают всевозможные варианты-элемен­ты.

Способствует интенсификации поиска и метод контрольных вопросов, который предусматривает применение для этой цели списка наводящих вопросов, например: «А если сделать наобо­рот? А если изменить форму объекта? А если взять другой мате­риал? А если уменьшить или увеличить объект?» и т. д.

Все рассмотренные методы активизации творческих мысли­тельных возможностей предусматривают целенаправленную сти­муляцию ассоциативных образов (воображения).

6. Патология мышления.


Психологи достаточно хорошо умеют определять формы и уровни расстройств мышления, степень его отклонения от стан­дартов, «нормы».

Можно выделить группу кратковременных или незначитель­ных расстройств мышления, которые встречаются у вполне здо­ровых людей, и группу расстройств мышления, которые носят выраженный и устойчивый болезненный характер.

Во второй группе существенных расстройств можно выде­лить следующую классификацию расстройств мышления, создан­ную Б. В. Зейгарник и используемую в отечественной психоло­гии (12):

1. Нарушения операциональной стороны мышления: снижение уровня обобщения, искажение уровня обобщения.

2. Нарушение личностного и мотивационного компонента мыш­ления: разноплановость мышления, резонерство.

3. Нарушения динамики мыслительной деятельности: лабильность мышления или «скачка идей», инертность мышления или «вязкость» мышления, непоследовательность суждений, откликаемость.

4. Нарушения регуляции мыслительной деятельности: нарушение критичности мышления, нарушение регулирующей функции мышления, разорванность мышления.

Каковы особенности указанных нарушений мыш­ления?

Нарушения операциональной стороны мышления проявля­ются как снижение уровня обобщения, когда затруднено выде­ление общих признаков предметов, а в суждениях преобладают непосредственные представления о предметах, устанавливают­ся лишь конкретные связи между предметами. Классифициро­вать, находить ведущее свойство предметов, выделять общее становится почти невозможным, человек не может улавливать общий переносный смысл пословиц, не может разложить кар­тинки в логической последовательности. При умственной отста­лости аналогичные устойчивые проявления, но при деменции (наступающем старческом слабоумии) ранее умственно полно­ценный человек начинает проявлять нарушения и снижение уров­ня обобщения. Между деменцией и умственной отсталостью есть различие: умственно отсталые люди очень медленно, но спо­собны формировать новые понятия и умения, поэтому они обу­чаемы. Дементные больные, хотя и владеют остатками прежних обобщений, не в состоянии усвоить новый материал, не могут использовать свой прежний опыт, они необучаемы.

Искажение процесса обобщения проявляется в том, что человек в своих суждениях отражает лишь случайную сторону яв­лений, а существенные отношения между предметами не при­нимаются во внимание, хотя и может руководствоваться чрез­мерно общими признаками, неадекватными реальным отноше­ниям между предметами, например, гриб, лошадь, карандаш такой больной относит в одну группу по «принципу связи орга­нического с неорганическим», или объединяет «жук, лопата», объясняя: «лопатой роют землю, и жук тоже роется в земле», или объединяет «часы и велосипед», объясняя: «оба измеряют, часы измеряют время, а велосипедом измеряет пространство, когда едут на нем». Подобные расстройства мышления встреча­ются у больных шизофренией, у психопатов.


Мышление связано с потребностями, стремлениями, целя­ми, чувствами человека, поэтому нарушения мотивационного, личностного компонента мышления проявляются как:

- разноплановость мышления, когда суждения о каком-либо явлении протекают в разных плоскостях. Причем суждения непоследовательны, происходят на разных уровнях обобще­ния, т. е. время от времени человек не может правильно рассуждать, действия человека лишаются целенаправ­ленности, он теряет первоначальную цель и не может вы­полнить даже простое задание. Такие нарушения мышле­ния встречаются при шизофрении, когда мышление «как бы течет по различным руслам одновременно», минуя сущность рассматриваемой проблемы, теряя цель и переключаясь на эмоционально субъективное отношение. Именно из-за раз­ноплановости мышления и эмоциональной насыщенности, обыденные предметы начинают выступать в роли символов. Например, больной с бредом самообвинения, получив печенье, приходит к выводу, что сегодня его сожгут в печи, так как печенье для него выступает как символ печи, в которой его должны сжечь. Подобные нелепые рассуждения возмож­ны оттого, что из-за эмоциональной захваченности и разно­плановости мышления человек рассматривает любые пред­меты в неадекватных, искаженных аспектах;

- резонерство — многоречивые, бесплодные рассуждения, вследствие повышенной аффективности, неадекватного от­ношения, стремления подвести любое явление под какую-то концепцию, причем интеллект и познавательные процессы у человека не нарушены. Резонерство часто характеризуют как склонность человека «к большому обобщению по отно­шению к мелкому объекту суждений и к формированию оце­ночных суждений».

Нарушение динамики мышления проявляются разнообразно:

- лабильность мышления, или «скачка идей», — человек не успевает закончить одну мысль, как уже переходит к дру­гой, каждое новое впечатление меняет направление мыслей, человек беспрерывно говорит, без всякой связи, смеется, хаотичный характер ассоциаций, нарушение логического хода мышления;

- инертность, или «вязкость мышления», — когда люди не могут менять способа своей работы, изменять ход своих суж­дений, переключаться с одного вида деятельности на дру­гой. Подобные нарушения часто встречаются у больных эпи­лепсией и как отдаленное последствие перенесенных тяже­лых травм мозга. В крайних случаях, человек не может спра­виться даже с элементарным заданием, если оно требует переключения, поэтому нарушение динамики мыслительной деятельности приводит к снижению уровня обобщения: че­ловек не может выполнить задание по классификации даже на конкретном уровне, так как каждая картинка выступает как единичный экземпляр и он не может переключиться на другую картинку, сравнить их между собой и т. д.;