Файл: Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста в пении и музыкальноритмических движениях.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 112

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ «КИНЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»

(ГБПОУ «КГТ»)
Специальность 44.02.01Дошкольное образование

КУРСОВАЯ РАБОТА
по ПМ 02 Организация различных видов деятельности и общения детей

на тему:

«Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста в пении и музыкально-ритмических движениях»




Выполнила:

Джалгоспаева Альфия Алиевна

студентка 34-с группы _______________

подпись

Руководитель :

Гурташева Елена Михайловна

_______________

подпись



Оценка ______/________________/

____________________________

(подпись руководителя)

Дата защиты__ ________
г.Кинель,2022

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ И МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ

    1. Значение певческих навыков…….………………………………………6

    2. Значение музыкально- ритмических движений в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………….7

    3. Возрастные особенности формирования певческих навыков…….……………………………………………………………………..8

    4. Возрастные особенности формирования музыкально-ритмических навыков………………………...…………………………………………………10

Выводы по главе 1…….………………………………………..……………….11

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПЕВЧЕСКИХ И МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

2.1 Методические подходы для развития певческих навыков у детей дошкольного возраста…………………………………………………………...12

2.2 Методические приёмы, используемые при обучении детей музыкально- ритмическим движениям детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..14


2.3Педагогические условия обучения музыкально- ритмическим движениям детей дошкольного возраста…………………………………………………...17

Вывод по главе 2…………….…………………………………………………...19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ….……………………........21

ПРИЛОЖЕНИЕ……..…………………………………………………………...22

ВВЕДЕНИЕ

«Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное,

                                                        что есть в жизни – это пение и свободное движение

под музыку  и научить этому можно каждого ребенка»

                                                                                       А. И. Буренина
Исследователи музыкального воспитания Е.И. Алмазов, Н.А. Бернштейн, Е.В. Гурьянов, Т.Г. Егоров, Н.А. Крестовников, К.Е. Платонов отмечают, что вокальное и музыкально-ритмическое развитие необходимо начинать в дошкольном детстве. В этом возрасте наиболее доступным для детей является пение и танец. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.

В процессе пения и танца дети имеют возможность выражать свой внутренний мир, чувства, эмоции, переживания, настроения посредством голоса и движений. Проблема формирования певческих и музыкально-ритмических навыков дошкольника - одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории и практике. Актуальность исследования состоит то что, процесс формирования певческих и музыкально-ритмических навыков развивает у детей выразительность и эмоциональность, вырабатывает красивую осанку и элегантную походку. Певческие и музыкально-ритмические навыки обогащают детей яркими образами, создают условия эмоциональной разрядки, развивают фантазию и воображение.

Причины неудовлетворительного вокального и музыкально-ритмического развития с детьми в детском саду кроются, в некоторых неверных установках программы по пению и танцу для дошкольников, в издержках сложившейся практики музыкальных занятий. В результате беспрерывной подготовки к бесконечным праздничным датам от музыкальных руководителей требуют разучивания с детьми нового репертуара песенного, театрального, танцевального, и это становится самоцелью. В этих условиях почти невозможно находить время и силы для очень тонкого трудного процесса формирования певческих и музыкально-ритмических навыков.



Объект исследования – музыкальная деятельность детей в детском саду.

Предмет исследования – пение и музыкально-ритмические движения детей дошкольного возраста.

Цель работы: рассмотреть пути формирования певческих и музыкально-ритмических навыков в дошкольном возрасте.

Исходя из цели, поставлены следующие задачи:

  1. рассмотреть теоретические основы формирования певческих и музыкально-ритмических навыков у дошкольников;

  2. проанализировать процесс формирования певческих и музыкально-ритмических навыков в дошкольном возрасте.

Методологические основы исследования: научно-теоретические и методические работы по формированию певческих и музыкально-ритмических навыков на различных этапах детского возрастного развития (Е.И. Алмазов, Н.А. Бернштейн, Н.А. Ветлугина, Е.В. Гурьянов, Т.Г. Егоров, Н.А. Крестовников, К.Е. Платонов, О.П. Радынова и др.)

Методы исследования:

  1. анализ научно-теоретической, учебной, программно-методической литературы по теме работы;

  2. анализ работы дошкольного учреждения по вопросам музыкально-эстетического воспитания дошкольников и организации музыкальных занятий;

  3. наблюдение.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ И МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ
1.1 Значение певческих навыков.

Пение принадлежит к тому виду искусства, которое можно назвать самым массовым и доступным. Многие передовые общественные деятели высоко оценивали роль пения в жизни человека. Чернышевский Н.Г. относил пение к "высшему, совершеннейшему виду искусства" и подчёркивал: "Пение первоначально и существенно, подобно разговору". По сути, песня - это синтез слова и музыки. Знаменитый венгерский педагог и композитор Золтан Кодай, считал пение необходимым видом деятельности, поскольку разучивание мелодий «путём их вокального воспроизведения развивает способность слухового музыкального восприятия».

Певческие навыки - это взаимодействие звукообразования, дыхания и дикции. Развитие певческого голоса детей может быть эффективным только на основе правильного пения, в процессе которого должны формироваться и правильные певческие навыки. Успешность выполнения действия зависит от ориентировочной части, так называемого регулировочного образа. Поэтому его формированию придается первостепенное значение при обучении навыку. В пении регулировочным образом является звуковой образ. Чтобы спеть что-либо, необходимо четко представить звук, который будет воспроизведен. Отсюда самым первым этапом формирования певческого навыка является создание вокально-музыкального образа. Он будет выполнять ориентирующую и программирующую функции по отношению к голосовой моторике [10 c.49].


Следовательно, основной задачей начального этапа формирования певческих навыков является применение такой методики, которая позволила бы как можно скорее создать у ребенка вокально-музыкальный образ. Самым простым способом тут является показ звучания самим педагогом или при помощи записи. Такой метод весьма эффективен. В начале обучения применяется и показ движений, необходимых для правильного голосообразования: движение дыхательных мышц, нижней челюсти, губ, форма открытия рта, зевок. Все это обязательно должно сочетаться с объяснением. В объяснении должны быть четко охарактеризованы основные качества профессионального звучания (округленность, звонкость, высокая позиционность, правильное резонирование), индивидуальные особенности тембровой окраски, а также указаны приемы достижения правильного звучания.

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, музыкальное мышление, музыкальная память.

Резонаторные и мышечные ощущения, так же, как и слуховые, во время пения выполняют роль обратной связи, при помощи которой контролируется и корректируется процесс голосообразования, формируются певческие навыки. Поэтому в процессе обучения следует специально фиксировать внимание учащегося на этих ощущениях, а при достижении правильного звучания помогать ему хорошо их осознать и запомнить [8 c/ 98].

Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Благотворно влияет на нервную систему, помогает устранению некоторых дефектов речи: заикания, картавости, гнусавости - поэтому широко применяется в работе логопедов и дефектологов. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.
1.2 Значение музыкально-ритмических движений в дошкольном возрасте.

Ведущее место среди ученых, которые работали над созданием современной системы музыкально-ритмического воспитания принадлежит Н.Г. Александро­вой, а также ее ученикам и последователям - Е.В. Коноровой, II.П. Збруевой, В.И. Гринер, Н.Е. Кизевальтер, М.А. Румер.

В детских садах используются различные методики, например: программа Е.В.Горшкова «От жеста к танцу», О.П.Радынова программа «Музыкальные шедевры», А.И. Буренина программа «Ритмическая мозаика», и многие другие.

В детском саду вместо термина «ритми­ка» вначале пользовались терминами «ритмические движения», «музыкально-двигательное воспитание», затем «движение под му­зыку», «музыкальное движение», «музыкально-ритмические дви­жения». На протяжении многих лет шла дискуссия о наиболее точной формулировке. Однако между всеми этими терминами нет принципиального различия, так как большинство специалистов по музыкально-ритмическому воспитанию в дошкольных учреж­дениях справедливо считали музыку «исходным моментом» в рит­мике, а движение-средством ее усвоения.


В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей восприятия музыкальных образов и умения отразить их в движении. Двигаясь в соответствии с временным ходом музы­кального произведения, ребенок воспринимает и звуковысотное движение, т. е. мелодию в связи со всеми выразительными сред­ствами. Он отражает в движении характер и темп музыкального произведения. Следовательно, ребенок, воспринимая вырази­тельность музыкального ритма, целостно воспринимает все му­зыкальное произведение. Он передает эмоциональный характер музыкального произведения со всеми его компонентами (развити­ем и сменой музыкальных образов, изменением темпа, динамики, регистров и т. д.).

Таким образом, музыкально-ритмическое движение является средством развития эмоциональной отзывчивости на музыку и чув­ства музыкального ритма.

Музыкально-ритмические построения, национальные пляски, инсценировки, хороводные игры с пением, построенные на лучших образцах народной, русской классической и современной музыки, формируют нравственный облик ребенка, развивают музыкаль­ность и художественный вкус, воспитывают любовь к Родине. За­нятия музыкально-ритмическими движениями способствуют умственному, нравст­венному, эстетическому и физическому развитию ребенка.
1.3 Возрастные особенности формирования певческих навыков.
Певческие возможности дошкольников (певческие диапазоны, особенности певческого дыхания, артикуляционного аппарата) в каждой возрастной группе различны. Во время обучения дошкольников пению следует вначале определить диапазон голоса каждого ребенка и стремиться систематически его укреплять. Наряду с этим важно создать благоприятную "звуковую атмосферу", способствующую охране голоса и слуха ребенка.

Певческий диапазон - это объем звуков, который определяется интервалом от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос (Таблица 1).

Таблица 1

Таблица диапазонов

Возраст детей

Диапазоны

2 - 3 года

ми - ля (e-a)

3 - 4 года

ре - ля (d-a)

4 - 5 лет

ре - си (d-h)

5 - 6 лет

ре - си (до) (d-c2)

6 - 7 лет

(до) - ре - до) (c1-c2)