Файл: Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста в пении и музыкальноритмических движениях.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 133

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Можно выделить три возрастных периода в соответствии с общим и музыкальным развитием детей: до 3 лет, от 3 до 5 и от 5 до 6 (7) лет. В первом возрастном периоде малыши накапливают опыт восприятия музыки, первоначальные музыкальные впечатления, опыт сенсорно-слуховых и ритмических представлений, интонирования мелодии голосом. Во втором возрастном периоде происходят координация слуха и голоса, музыки и движений, соединение знаний и умений. В возрасте от 5 до 6 (7) лет практические действия подкрепляются знаниями о музыке, обогащаются ими, формируются и зримо проявляются элементы эстетического отношения к пению и музыке вообще [4 c.55].

На занятиях с самыми маленькими детьми используются попевки и небольшие песенки, имеющие подражательный характер (голоса птиц, животных, звуки окружающей действительности, повторяющиеся интонации). С их помощью развивается слух, формируется дикция и артикуляция. Желательно, чтобы в тексте были звуки ж, ш, ч, р. Мелодии должны быть простые, построенные на 2 - 4 звуках. У детей 3-4 лет дыхание еще неравномерное, короткое, не у всех развита артикуляция, дикция, некоторые затрудняются в произнесении отдельных звуков. В 4 - 5 лет дыхание становится более устойчивым, дети могут петь более протяженные фразы (два такта в среднем темпе), лучше произносят слова. В этом возрастном периоде подбираются песни и хороводы о природе, окружающей действительности, певческие упражнения строятся на тексте, посильном для ребят. Они помогают формированию дикции, артикуляции, певческого дыхания, ансамбля. Дети к 5 годам уже используют разные типы дыхания (ключичное, грудное, нижнереберное, а также смешанное). Мелодии поются более сложные, в медленном и среднем темпе, динамика тихая и умеренно громкая [17 c.75].

В 5 - 6 (7) лет дети могут петь фразы из двух тактов в медленном темпе. В этом возрасте используется более разнообразный песенный репертуар, темп от медленного до подвижного, динамика от тихой до умеренно громкой. Петь громко не рекомендуется. Сила звучания детских голосов умеренная, так как голосовые связки еще не сформированы.

Самый подходящий материал для занятий с детьми всех возрастов - народные попевки, песни, хороводы. Их мелодии просты и доступны дошкольникам. Они чаще исполняются без сопровождения, способствуют развитию слуха, формируют вкус, могут применяться в различных жизненных ситуациях.

    1. Возрастные особенности формирования музыкально-ритмических навыков.



В раннем детстве (на первом году жизни) музыкально-ритмическая деятельность малыша выражается в чисто импульсивной реакции на звуки музыки и отличается большой подражательностью. Взрослый, активизируя ребенка исполнением, заставляет его реагировать веселым двигательным возбуждением на плясовую мелодию и более спокойно на колыбельную. Возникают первые проявления эмоционального отклика на музыку посредством движения [7 c.68].

Дети второго и третьего года жизни готовы к самостоятельным музыкально-ритмическим навыкам. Отображая в играх внешнюю сторону действий персонажей, они пытаются под влиянием музыки показать их характер. При индивидуальном исполнении могут выполнить отдельные разрозненные действия, затрудняясь связывать их в целое. Ребята ощущают смену частей произведения (особенно в двухчастной форме с контрастными построениями) и соответственно изменяют движения с помощью взрослого.

На четвертом году жизни малыши могут высказаться об игре, вспоминая ее отдельные моменты. Они способны самостоятельно изменять движения в соответствии с двухчастным музыкальным произведением, если звучание каждой части достаточно продолжительно (примерно 8 тактов).

Дети пятого года жизни могут делать краткие замечания по поводу музыкально-ритмических игр, упражнений, касаясь тематики, сюжета, меньше говорят о музыке, способны отметить двух - и трехчастную форму в движениях, произвольно изменяя их характер и направление, ощутить выразительность музыкально-игрового образа, пытаясь выразить его каким-либо характерным движением. Ребята могут достаточно четко ходить в соответствии с метрической пульсацией. Правильная передача ритмического рисунка в пляске их затрудняет. Чувствуя смену темпа, они не всегда точно это воспроизводят [11 c.53].

Дети шестого года жизни в своих высказываниях пытаются отметить некоторые связи музыки и движения. Слушая произведение, они могут восстановить в памяти последовательность движений в играх, хороводах, плясках. Ребята чувствуют и передают движениями повторные, контрастные части музыки, предложения, фразы, если они ясно определены, симметричны и продолжительны. Появляются двигательная выразительность в передаче музыкально-игровых образов, точность и грациозность в танце. Отмечается также более развитое чувство ритма - умение воспроизводить постоянный ритм (который длится некоторое время), выделять, акцент, сильную долю, смену темпа.



Дети седьмого года жизни, активно воспринимая музыку, отмечают ее связь с движением, чувствуют выразительные особенности музыкального звучания. Они самостоятельно двигаются в пляске, хороводе, упражнениях, различая форму произведения: деление на фразы, предложения, асимметричность построения. Ребята воспроизводят ритмический рисунок (в соответствии с метрической пульсацией), равномерно повторяющиеся акценты, изменяют темп, ускоряя и замедляя его. Чувство ритма позволяет детям точно выполнять движения, выразительно, изящно танцевать и значительно ярче проявлять себя в играх. С большим интересом относятся они к творческим заданиям, проявляют инициативу, выдумку при композиции танца, передаче музыкально-игровых образов.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1

Таким образом, изучив педагогическую, методическую и музыкальную литературу, мы пришли к выводу о том, что занятия ритмикой и пением являются воспитывающим процессом и помогают развитию многих сторон личности ребенка: музыкально – эстетической, эмоциональной, волевой и познавательной. Музыкально – ритмические и певческие навыки тесно взаимосвязаны и являются единым процессом восприятия музыки и воспроизведения ее особенностей в разнообразных движениях. Приемы и методы обучения пению и движениям разнообразны, и их необходимо варьировать для достижения наилучших результатов.

ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПЕВЧЕСКИХ И МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

    1. Методические подходы для развития певческих навыков у детей дошкольного возраста.

Пение обогащает внутренний мир ребенка, так же успешно решаются и воспитательные задачи, связанные с формированием личности дошкольника. Современной наукой доказано, что дети, занимающиеся певческой деятельностью более общительны, эмоциональны и внимательны на занятиях. Этот эмоциональный всплеск заряжает детей жизненной энергией.

Организация и проведение практического исследования по развитию музыкально-ритмических и певческих навыков у дошкольников в музыкальной деятельности проводилось на базе СП ДС "СКАЗКА" ГБОУ СОШ №5 " ОЦ "ЛИДЕР" Г.О. КИНЕЛЬ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ в старшей группе.

Участвовало в исследовании 10 детей 5-6 лет в период с марта по апрель 2022 года.


Наш детский сад работает по основной образовательной программе, которая разработана творческой группой педагогов на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Истоки».

В начале опытной работы в процессе музыкальных занятий с детьми был выявлен ряд проблем:

• дошкольники недостаточно использовали свой певческий потенциал.

• дети затруднялись петь выразительно, не проговаривая чисто до конца слова;

• часто заменяли громкое пение на крик, а тихое – на шёпот;

Для работы с детьми, мы использовали несколько критериев, по которым оценивали певческие способности каждого ребенка (таблица 2)

Таблица 2

Критерии оценки уровня освоения певческих навыков в старшей группе

Цель

Критерии оценок

Выявление умения ребёнка петь выразительно, протяжно, подвижно, согласованно.

3 балла (высокий) – ребенок поёт выразительно, протяжно, подвижно, согласованно (в пределах ре – си первой октавы).

2 балла (средний)– ребенок поёт песню с незначительной подсказкой педагога.

1 балл (низкий) – не может спеть песню даже с подсказкой педагога

Выявление умения ребенка петь с инструментальным сопровождением и без него и с поддержкой голоса взрослого.

3 балла (высокий)- ребенок исполняет песню целиком с инструментальным сопровождением и без него.

2 балла (средний) - ребенок исполняет песню только с инструментальным сопровождением.

1 балл (низкий)– ребёнок пропевает отдельные фразы.

Выявление умения ребенка петь мелодию чисто, смягчать концы фраз, чётко произносить слова, петь выразительно, передавая характер музыки.

3 балла (высокий) - ребёнок исполняет песню выразительно, эмоционально, чисто, передаёт характер музыки.

2 балла (средний)- ребёнок исполняет песню недостаточно выразительно.

1 балл (низкий)-  ребёнок исполняет песню с помощь подсказки педагога.

Выявление умения брать дыхание между короткими музыкальными фразами.

3 балла (высокий)– свободно владеет певческими навыками (дикция, артикуляция, дыхание), чисто интонируя.

2 балла (средний)– не всегда правильно берёт дыхание, чисто интонирует только при повторном исполнении.

1 балл (низкий)– не всегда правильная артикуляция, нечёткая дикция; не точно интонирует.


Для выявления уровня развития певческого голоса была разработана диагностика (приложение 1), позволяющая отслеживать динамику развития певческих навыков у дошкольников.

В процессе диагностики детей в этой группе было выявлено, что 15% (2 ребенка) имеют высокий уровень, 57% (5 детей) средний уровень, 28% (3 ребенка) имеют низкий уровень развития певческих навыков.

Для решения поставленных задач в работе с детьми была использована методика комплексного музыкально-певческого воспитания «Фонопедический метод развития голоса» разработанная педагогом, вокалистом В. В. Емельяновым, а также разнообразные методы и приемы наглядного, словесного и практического показа (приложение 2).

После проведенной работы, мы провели повторную диагностику для выявления динамики развития певческих навыков (приложение 3).

На завершающем этапе исследования были получены следующие данные о развитии показателей певческих навыков детей: высокий уровень - 33% (3 ребёнка, средний уровень- 64% (6 детей); низкий уровень - 7% (1 ребёнок).

Таким образом, на основании результатов проведённого исследования, была выявлена положительная динамика развития певческих навыков у дошкольников.

Практическая значимость исследования выражается в возможности применения результатов исследования воспитателями и музыкальными руководителями в работе с детьми, в подборе творческих заданий, в составлении рекомендаций по подбору репертуара в развитии певческих навыков детей дошкольного возраста. Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены в полном объеме.


    1. Методические приёмы, используемые при обучении детей музыкально-ритмическим движениям детей дошкольного возраста.


Традиционное обучение музыкально-ритмическим движениям на занятиях включает три этапа.

На первом этапе ставятся задачи: ознакомить детей с новым упражнением, пляской, хороводом или игрой; создать целостное впечатление о музыке и движении; начать разучивание (в общих чертах).

Методика обучения состоит в следующем: педагог прослушивает вместе с детьми музыкальное произведение, раскрывает его характер и показывает музыкально-ритмическое движение, стремясь пробудить в детях желание разучить его. Затем педагог поясняет содержание, элементы этого движения, при необходимости показывает каждый отдельно и даже может предложить детям выполнить их. Если элементы хорошо знакомы (или не представляют особой трудности), то воспитатель вместе со всей группой или несколькими детьми выполняет новое движение полностью. При этом педагог напоминает последовательность элементов композиции, разъясняет и вновь показывает движение для более точного выполнения задания. Важное значение на первом этапе (как и в дальнейшем) имеет объективная и тактичная оценка педагогом действий каждого ребенка, чтобы сохранить эмоционально-положительное отношение детей к занятиям.