Файл: Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста в пении и музыкальноритмических движениях.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 130

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2


Подводя итоги работы по развитию певческих и музыкально-ритмических навыков у дошкольников, мы можем говорить о том, что поставленная цель достигнута:

  • дети любят петь и танцевать,

  • научились владеть своим голосом и телом,

  • научились начинать петь самостоятельно, после музыкального вступления и проигрыша, точно попадая на первый звук,

  • правильно выполнять танцевальные движения, двигаться ритмично.

Проведенная нами работа, позволила добиться положительной динамики в развитии певческих и музыкально-ритмических навыков у дошкольников.

Подводя итоги своей работы, хочется подчеркнуть, что методов и приемов для формирования певческих и музыкально-ритмических навыков дошкольников достаточно много, но организуя работу в данном направлении, следует, прежде всего, ориентироваться на возможности детей, проводить работу систематически и последовательно, активно привлекать к сотрудничеству воспитателей и родителей. В будущем планируется продолжить работу по обучению детей пению и танцам, используя наработанный опыт.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Певческие возможности дошкольников (певческие диапазоны, особенности певческого дыхания, артикуляционного аппарата) в каждой возрастной группе различны. Певческое звучание, ввиду неполного смыкания голосовых связок и колебания только их краев, характеризуется легкостью, недостаточной звонкостью и требует к себе бережного отношения, прежде всего учета и изучения певческого диапазона звучания детского голоса. Музыкально-ритмические навыки - это навыки передачи в движении наиболее ярких средств музыкальной выразительности (формы, темпа, динамики). Музыкально-ритмические навыки осваиваются детьми в процессе разучивания танцев, народных плясок и хороводов, упражнений, музыкальных игр, требования же в работе над этими навыками последовательно усложняются. Музыкально-ритмические навыки - это определенный запас движений, которые заимствованы их физической культуры (гимнастические упражнения, различные виды ходьбы, бега, перестроений), из области сюжетной драматизации (изображение зверей, птиц; человек и его деятельность), из области танца (элементы народных плясок, бальных танцев). Для развития певческих навыков используют певческие упражнения в определенной системе. Каждое упражнение имеет какую - то узкую основную задачу: развитие дыхания, дикции, диапазона и т.д., но решается она на фоне всего комплекса навыков. В детском саду обучают простейшим певческим навыкам: правильному звукообразованию, правильному дыханию, хорошей дикции, чистоте интонаций, ансамблю - стройному согласованному пению. В методике развития певческих навыков имеется целый ряд методов, систематическое использование которых способствует развитию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста. Последовательность применения различных приемов в процессе обучения детей пению варьируется в зависимости: от задач и содержания отдельных занятий, от репертуара, от возрастных особенностей детей (общих и индивидуальных), от уровня музыкального и певческого развития детей. Отметим характерную особенность формирования музыкально-ритмических навыков детей: работа над тем или иным навыком, начатая с малышами, продолжается и в последующих группах, но требования усложняются. Например, если от младших детей требуется лишь реакция на громкую и тихую музыку, то в подготовительной группе они должны воспринимать усиление и ослабление звучания.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М.: Просвещение, 2015. - 240 с.

2. Ветлугина Н.А. Развитие музыкальных навыков дошкольников в процессе музыкальных игр. - М.: Просвещение, 2016. - 154 с.

3. Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников. - М.: Академия, 2012. - 291 с.

4. Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению: Учебно-методическое пособие М.: Музыкальная палитра, 2016 - 56 с.

5. Медведева М.А. Система упражнений для формирования певческих навыков у детей 5 - 7 лет. - М.: Академия, 2016. - 412 с.

6. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. для учащихся пед. уч-щ / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 2014. - 415 с.

7. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет / АВТ. - СОСТ.С.И. Бекина и др. - М.: Гардарики, 2013. - 268 с.

8. Овчинникова Т.С. Музыкальное воспитание дошкольников с расстройствами речи // Проблемы теории и практики коррекционно-развивающего образования: сб. науч. - метод. тр. - СПб., 2014. - С.182-187.

9. Овчинникова Т.С. Музыкотерапия и музыкальная педагогика в работе с дошкольниками // Музыкальная психология и психотерапия: науч. - метод. .жур. для музыкантов, психологов и психотерапевтов. - 2011. - № 4. - С.99-105.

10. Овчинникова Т.С., Симкина А.А. Музыка. Движение. Воспитание. - СПб.: КАРО, 2011. - 88 с

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Диагностика, позволяющая отслеживать динамику развития певческих навыков у дошкольников (март 2022г).

Имя ребенка

Цель

Средний балл

Уровень

Выявление умения ребёнка петь выразительно, протяжно, подвижно, согласованно.

Выявление умения ребенка петь с инструментальным сопровождением и без него и с поддержкой голоса взрослого.

Выявление умения ребенка петь мелодию чисто, смягчать концы фраз, чётко произносить слова, петь выразительно, передавая характер музыки.

Выявление умения брать дыхание между короткими музыкальными фразами.

Алина Р.

3 балла (выс)

3 балла (выс)

3 балла (выс)

3 балла (выс)

3,0

3 (выс)

Семен К.

1 балл(низ)

1 балл(низ)

1 балл(низ)

1 балл(низ)

1,0

1 (низ)

Денис Ф.

3 балла (выс)

3 балла (выс)

3 балла (выс)

3 балла (выс)

3,0

3(выс)

Варвара П.

2 балла(ср)

2 балла(ср)

2 балла(ср)

2 балла(ср)

2,0

2(ср)

Алена Ц.

2 балла(ср)

2 балла(ср)

2 балла(ср)

2 балла(ср)

2,0

2(ср)

Алена С.

2 балла(ср)

2 балла(ср)

2 балла(ср)

2 балла(ср)

2,0

2(ср)

Саша Ч.

1 балл(низ)

1 балл(низ)

1 балл(низ)

1 балл(низ)

1,0

1(низ)

Илья Ш.

2 балла(ср)

2 балла(ср)

2 балла(ср)

2 балла(ср)

2,0

2(ср)

Федор П.

1 балл(низ)

1 балл(низ)

1 балл(низ)

1 балл(низ)

1,0

1(низ)

Ульяна П.

2 балла(ср)

2 балла(ср)

2 балла(ср)

2 балла(ср)

2,0

2(ср)



Приложение 2


Фонопедический метод развития голоса детей дошкольного возраста по системе В. В. Емельянова.

Фонопедический метод развития голоса – это подготовительный, вспомогательный, узконаправленный метод решения координационных и тренировочных задач для постановки голоса, основанный на двигательных приёмах и применяемый на начальном этапе работы для приведения голосовой функции в норму.
Двигательный приём – организация некоторых условий, не позволяющих издать звук привычным способом, т. е. только под влиянием слухового представления или регулировочного образа, если таковой уже имеется.

Критериями фонопедического метода являются:

• акустическая эффективность (громкость и звучность голоса);

• энергетическая экономность (петь долго и без вреда голосу);

•биологическая целесообразность (включение и развитие защитных механизмов фонации).

Преимущество фонопедического метода в развитии певческого голоса детей дошкольного возраста: вся система упражнений основана на особенностях строения голосового аппарата и позволяет правильно развивать голос с точки зрения экологического аспекта, так как с прогрессирующим ухудшением экологической ситуации гортань человека в большей степени выполняет функцию фильтра, на котором осаждаются вредные компоненты вдыхаемого воздуха. Поэтому необходима специальная нагрузка на голосовой аппарат в целях компенсации опасных воздействий.

Система работы построена на голосовых играх, которые повышают интерес ребёнка к занятию пением и предлагает вариативное исполнение упражнений в зависимости от индивидуальных физиологических и природных особенностей голоса ребёнка.

Упражнения первого уровня фонопедического метода развития голоса в конкретном варианте.


Развивающие голосовые игры предусматривают создание игровых ситуаций, в которых дети непринуждённо восстанавливают естественные проявления голосовых функций: выражают эмоции независимо от какой-либо эстетики и традиции. В игре они познают возможности своего голоса и учатся им управлять, включать энергетические ресурсы организма (ребёнок может сначала крикнуть, а потом запищать, он осознает, что это разная механика. Таким образом, осваивается интонирование.

Фонопедическое упражнение «Утро»

Слова Движения

Солнышко сказало:

— Мне пора взойти! Дети пропевают «а-а-а.» на легато, поднимаясь от нижнего звука к верхнему.

Травка зашептала:

— Мне пора расти! Произносят «ш-ш-ш.» на длительном выдохе.

Пчелы загудели:

— Мед пора собрать! Пропевают «ж-ж-ж.», делаяglissandoв пределах терции в среднем регистре.

Птицы загалдели:

— Летать, летать, летать. Пропевают «чик-чирик.» в высоком и среднем регистрах.

Фонопедическое упражнение «Кто как кричит».

Слова Движения

Корова мычит. Дети произносят «му-у.» в низком регистре.

Лошадка кричит. Произносят «и-го-го!»:1-й слог высоким голосом,2-й и 3-й-низким.

Курочка поет, Пропевают «ко-ко-ко-ко.», опускаясь с высокого звука к низкому.

Цыпляток зовет. Коротко произносят «пи, пи, пи.» в разных регистрах.

Крякает утка, Зовет своих малюток. Пропевают «кря-кря-кря!», произнося 1-й и 2-й «кря» в низком регистре, а 3-й — как можно в более высоком.

Фонопедическое упражнение «Метель» по методу ВЕмельянова

Слова Движения

Свистели метели, Дети делают glissando от низкого регистра к верхнему на звук [у].

Летели снега, Делают glissando от высокого регистра к низкому на звук [о].

Стелила постели большая пурга Делают glissando на звук [и] то вверх, то вниз, показывая высоту звука рукой.

Стелила постели морозом она, Пропевают отрывистые, «острые» звуки [а] в разных регистрах по показу педагога.

И было метелям всю ночь не до сна. То усиливают звук, разводя руки в стороны