ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.05.2024
Просмотров: 235
Скачиваний: 0
приниматели и коммерческие организации. Вкладчиками в товариществах на вере могут быть граждане и юридические лица за исключением, по общему правилу, государственных органов и органов местного самоуправления. Распределение прибыли осуществляется пропорционально долям участников в складочном капитале.
Обществом с ограниченной ответственностью является учреж-
денная одним или несколькими лицами организация, уставный капитал которой разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Число участников общества не должно быть более пятидесяти. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, только в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Распределение прибыли осуществляется пропорционально долям участников в уставном капитале.
Общество с дополнительной ответственностью – это хозяйствен-
ное общество, учрежденное одним или несколькими лицами, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества с дополнительной ответственностью солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. Распределение прибыли осуществляется пропорционально долям участников в уставном капитале.
Акционерное общество – это общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Распределение прибыли между участниками осуществляется пропорционально количеству принадлежащих им акций.
Акционерное общество имеет следующие формы:
1.Закрытое акционерное общество – это общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц. Число акционеров закрытого общества не должно превышать пятидесяти.
2.Открытое акционерное обществе – это общество, где участники могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционе-
19
ров. Эта организация вправе проводить открытую подписку на выпускаемые ею акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами.
Производственный кооператив (артель) – это добровольное объе-
динение граждан на основе членства для совместной хозяйственной деятельности, основанной на их личном участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Участниками производственного кооператива могут выступать и юридические лица. Число членов кооператива не должно быть менее пяти. Члены производственного кооператива несут по его обязательствам субсидиарную ответственность в размерах и в порядке, предусмотренных уставом. Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их личным участием, размером паевого взноса, а между членами кооператива, не принимающими личного трудового участия в деятельности кооператива, соответственно размеру их паевого взноса. По решению общего собрания членов кооператива часть прибыли кооператива может распределяться между его наемными работниками.
Унитарным предприятием является коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарного предприятия могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. В отличие от других форм коммерческих организаций, унитарное предприятие не может осуществлять любые виды деятельности. Оно ограничено целями и предметом деятельности, указываемыми в его уставе. Унитарное предприятие не вправе продавать, сдавать в аренду, отдавать в залог его имущество, находящееся в собственности учредителя. Учредитель осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества предприятия.
1.3.Функции и особенности производства экономических благ
всоциально-культурной сфере
Социально-культурная сфера, представляя собой совокупность отраслей общественного производства, создающих интеллектуальные продукты и услуги, реализует следующие функции:
- глобальная функция социально-культурной сферы. Данная функция проявляется в системе общественного воспроизводства – это воспроизвод-
20
ство самого человека, тогда как назначение материального производства – воспроизводство вещей. Глобальная функция реализуется через ряд частных функций, как экономических, так и социально-гуманитарных;
-основная экономическая функция социально-культурной сферы.
Эта функция проявляется через воспроизводство рабочей силы, «человеческого капитала» и трудового потенциала человека. При этом под «рабочей силой» следует понимать совокупность физических и умственных способностей человека, которые могут быть применены в процессе производства. Под сущностью понятия «Человеческий капитал» – способность человека приносить своей производственной деятельностью доход. Сущность же трудового потенциала раскрывается через способность работника к технологически эффективному труду.
С учетом этих понятий именно социально-культурная сфера в лице образования, здравоохранения, культуры и других отраслей непосредственно влияет на основные элементы воспроизводства рабочей силы: здоровье, уровень образования, профессионализм, нравственность, творческий потенциал и др.
Долгое время экономическое значение функции воспроизводства рабочей силы недооценивалось. Между тем расчеты экономического роста стран мира показали: экономический прогресс развитых стран определяется не столько инвестициями в основные фонды, сколько долговременными вложениями в «человеческий капитал», совершенствованием социальных институтов, способных стимулировать повышение квалификации и трудоотдачу. В современной экономике инвестиции в человека более эффективны, чем инвестиции в материальные ресурсы;
-универсальные экономические функции социально-культурной сфе-
ры. Совокупность этих функций проявляется во всех отраслях общественного производства – это обеспечение занятости, производственная и доходная функция. Эти функции вносят вклад в совокупный общественный продукт и национальный доход, дают рабочие места;
-социально-гуманитарные функции социально-культурной сферы –
воспроизводство интеллектуального потенциала нации (образование, воспитание, наука), воспроизводство социальных условий существования общества (государственное управление, охрана порядка), социальная защита
ипомощь (социальные службы).
21
Таким образом, социально-культурная сфера сегодня – это динамично развивающийся сектор экономики, который играет огромную роль в целом для экономики. Кроме макроэкономического значения, роль СКС проявляется в том, что с ростом доходов населения расходы на услуги социально-культурной сферы занимают все большую долю в семейном бюджете. Рост социально-культурной сферы является одним из важнейших критериев глобального перехода индустриальной экономики в постиндустриальную.
Если рассматривать значение социально-культурной сферы через объем и виды производимых благ, то прежде необходимо выделить особенности их производства10:
1) в совокупном продукте социально-культурной сферы относительно высок удельный вес общественных благ. Под общественными по-
нимаются блага, обладающие одновременно свойствами неисключаемости и несоперничества. Свойство неисключаемости означает неисключаемость потребителей, т. е. невозможностью воспрепятствовать потреблению такого блага дополнительным потребителем, проистекающей из-за отсутствия соответствующих технологий или запретительно высоких затрат, необходимых для ограничения доступа к данному благу.
Свойство несоперничества заключается в коллективном характере потребления благ, в возможности использования одной и той же единицы продукции многими потребителями. Таковы коллективные экскурсии, школьные уроки, лекции, занятие спортом и т. п.
Помимо общественных, существуют смешанные и чистые блага. Если неисключаемость ограничена, а свойство несоперничества присутствует, то блага являются смешанными. Среди них – экскурсии, услуги кинотеатров.
Чистые блага не обладают свойствами неисключаемости и несоперничества. Таковы услуги по ремонту бытовой техники, ритуальные услуги, услуги парикмахерских и косметических салонов и т. д., данные услуги являются социальными, но не имеют внешнего эффекта, поэтому производство данных услуг не относится к социально-культурной сфере.
Высокая распространенность общественных услуг в социальнокультурной сфере обусловливает обширный скрытый спрос в ряде ее от-
10 Кротова Н. В. Экономика и менеджмент культуры: учеб. пособие / науч. ред.: Н. В. Кротова, Е. В. Галаева, И. В. Чарная. – М.: МГУКИ, 2007. – С. 456.
22
раслей, а скрытый спрос, в свою очередь, влечет ограниченность сферы действия рыночных регуляторов;
2)в отраслях социально-культурной сферы велик удельный вес не-
овеществленного труда. В отраслях социально-культурной сферы создается множество неосязаемых благ. Неовеществленность оказываемых услуг создает сложности оценки, затрудняет описание их качества. Изменения
врезультатах труда работника обычно не замечают коллеги и заказчики. По многим услугам трудно установить предмет услуги;
3)уникальность – характерная особенность благ, производимых
всоциально-культурном сервисе. То есть приобретение услуги в СКС – это не всегда качественный контроль услуг. Покупатель идет на некоторый риск, когда покупает какие-либо услуги СКС: оплачивая образование, покупая билет в театр, нельзя заранее знать результат потребления и качество данного блага;
4)большинство видов благ, создаваемых в социально-культурной сфере, неспособно к хранению, транспортировке и перепродаже. Услуги врачей, учителей и других представителей социально-культурной сферы, как правило, нетранспортабельны, объясняется это совпадением процесса производства и потребления услуги во времени и пространстве;
5)в структуре ресурсов социально-культурной сферы преобладает
«человеческий капитал». Субъективные особенности людей, производящих услуги, нередко оказывают решающее влияние на качество услуги, определяют уровень услуг, степень удовлетворения клиентов, в конечном счете – прибыль фирмы. Особое значение имеют талант, глубокие знания и квалификация: талант режиссера и актера определяют потребительские свойства спектакля, фильма, массового зрелища; художественный вкус и знания – достоинства музея; квалификация и опыт врача – качество медицинских услуг. Эта особенность доказывает, что в СКС свойства услуги неотделимы от свойств труда работника, создающего услугу, благо;
6)в социально-культурной сфере присутствует информационная ассиметрия – неравномерное распределение информации об услуге между
еепроизводителем (продавцом) и покупателем, возникающее потому, что покупатель принимает решение о приобретении услуги до того, как проявятся ее конкретные свойства (купля-продажа услуги, как правило, предшествует ее оказанию).
23