ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2024

Просмотров: 236

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В силу сложности ряда производимых услуг потребитель не имеет возможности владеть полной информацией о качестве услуг не только при их оплате, но нередко и в процессе длительного потребления. То есть в отличие от рынка промышленной продукции рынку сложных услуг свойствен дефицит информации об их полезных свойствах.

Например, очень большой разрыв в уровне информации потребителя и производителя об эффективности рекламируемого курса обучения иностранному языку, о сложной медицинской операции, о новой методике воспитания в дошкольном учреждении и т. д.

Всвязи с этим во многих отраслях социально-культурной сферы важна роль консультанта, отсюда можно сделать вывод, что при продаже нематериального продукта требуются более высокие навыки, чем материального. Особую значимость в данном случае играют долгосрочные связи

склиентом, что по своей сути является критерием эффективности деятельности продавца услуги;

7)спрос на ряд услуг социально-культурной сферы не соответствует их реальной потребительной стоимости. В одних случаях потреби-

тельский эффект недооценивается, а в других – переоценивается потребителями. Недооценка полезности наблюдается по отношению к услугам по вакцинации, обучению медицинским знаниям по оказанию экстренной помощи и профилактике ряда заболеваний, услугам библиотек, услугам общеобразовательных школ.

С другой стороны, некоторым услугам социально-культурной сферы дается завышенная оценка с точки зрения морали, закона и ценностей общества. К ним относятся некоторые незаконные услуги в области игрового бизнеса, выпуск и прокат кинопродукции, услуги салонов, клубов в развлекательной области деятельности и т. п. В таких случаях требуются правовые ограничения, контроль, штрафы, специальное налогообложение.

Вцелом для социально-культурной сферы более характерна недооценка полезного эффекта потребителем. Поэтому требуется государственная поддержка отраслей социально-культурной сферы. Общество заинтересовано в производстве услуг образования и здравоохранения, даже

если на них не предъявляется достаточного спроса. Во всех странах с рыночной экономикой применяются специальные меры по обеспечению доступности важнейших услуг этой сферы: общедоступность школьного образования, бесплатный доступ в библиотеки и ряд музеев и др.;

24


8)многие услуги могут оказываться в процессе самообслуживания

врамках домашнего хозяйства. К таким услугам относятся многие образовательные услуги, услуги по дошкольному воспитанию, развлечения;

9)для социально-культурной сферы характерна естественная монополия11. В основе естественной монополии в СКС лежит локальный характер рынков, нетранспортабельность услуг и преимущества концентрации. Например, в сельской местности спрос на образовательную услугу может быть удовлетворен единственной школой.

Но следует отметить, что в социально-культурной сфере есть сектор, где существует интенсивная конкуренция – это массовое создание и распространение культурных благ (индустрия культуры: пресса, книгоиздание, кинематография, радио, телевидение);

10)некоммерческий сектор занимает относительно большое место

всоциально-культурной сфере, так как данный сектор, реализуя свою деятельность, показывает социально значимый эффект. Эта деятельность связана с сохранением исторической памяти общества, с распространением и освоением людьми ценностей (культура поведения), способствующих социальному согласию, стабильности сложившегося общественного порядка, воспроизводству и развитию данного общества, со здоровьем граждан. Наличие таких эффектов объединяет все отрасли СКС, культурную и образовательную деятельность.

Если бы данная деятельность обеспечивалась ресурсами лишь за счет продажи ее результатов непосредственным потребителям и за счет собственных невозмещаемых затрат ее субъектов, то многие ее виды, имеющие внешние эффекты, осуществлялись бы в незначительных масштабах, либо вообще их производство услуг отсутствовало (архивная и музейная, образовательная деятельность, социальное обеспечение).

Все вышеуказанные особенности объясняют, почему государство поддерживает деятельность в социально-культурной сфере. Но, кроме государственной поддержки СКС в данных отраслях присутствует частная поддержка, которая направлена на эффективное использование средств, полученных за счет оказания платных услуг и выполнения работ по договорам с предприятиями.

11 Шишкин С. В. Экономика социальной сферы [Электронный ресурс]: учеб. пособие. –

М.: ИД «Равновесие», 2004. – 367 с.

25


В современных условиях расширились права учреждений СКС. Главным ориентиром экономической деятельности учреждений стала величина чистого дохода, поскольку их потребности в финансовых ресурсах покрываются из государственного бюджета только на 50–70 %. Растет стремление учреждений к получению дополнительных прав как хозяйственных субъектов. Теперь государственное и частное предпринимательство широко распространено во всех отраслях социально-культурной сферы. Это дало не только положительные, но и отрицательные плоды: наметилась тенденция к увеличению объема услуг в ущерб качеству, усиливается стремление к тиражированию услуг теми учреждениями, деятельность которых должна носить специфический (творческий) характер. Текущие экономические интересы ряда учреждений СКС вступают в противоречие с интересами общества: кинопроизводство и театр делают ставку на кассовость, медицинские учреждения отказываются от некоторых видов неоплачиваемых услуг, образовательные учреждения ориентируются на массовую подготовку и т. д.

На основании этого многие авторы в своих исследованиях утверждают, что рыночные отношения в социально-культурной сфере не могут проявляться в том же объеме, как в материальном производстве в силу факторов несовершенства рынка. Многие виды социально-культурной деятельности не могут развиваться на основе рыночных регуляторов, т. к. последние не способны обеспечить эффективное распределение и использование необходимых в данном случае ресурсов. Такие случаи в экономике называют провалом рынка. Поэтому государство не только поддерживает СКС, но и несет ответственность за деятельность некоторых отраслей со- циально-культурной сферы. При этом от эффективности отраслей соци- ально-культурной сферы зависит политическая и социальная стабильность общества.

Выделяют пять современных признаков функционирования отраслей СКС, которые необходимо учитывать при регулировании экономических отношений в данных отраслях.

Во-первых, непрерывный характер услуг. Образование и здравоохранение приобретают пожизненный характер.

Во-вторых, услуга становится более индивидуализированной. Человек все чаще будет выбирать собственные образовательные траектории и механизмы поддержания здоровья.

26

В-третьих, услуга приобретает глобальный характер.

В-четвертых, возрастает роль частных расходов на развитие человеческого капитала.

В-пятых, все более активную роль начинают играть новые технологии, изменяющие характер оказываемых услуг12.

Учет всех особенностей формирует основу для экономических изменений в отраслях социально-культурной сферы.

Вопросы для самопроверки:

1.Что представляет собой социально-культурная сфера с позиции экономики?

2.Перечислите признаки отраслей социально-культурной сферы.

3.Какие признаки характеризуют коммерческие и некоммерческие организации?

4.Укажите формы некоммерческих организаций и определите, какие из них наиболее распространены в сфере культуры.

5.Определите основные отличия между казенными, автономными и бюджетными учреждениями.

6. Охарактеризуйте формы коммерческих организаций и определите, какая из них наиболее распространена в сфере культуры.

7.При осуществлении какой деятельности в СКС коммерческие организации будут иметь больше преимуществ по сравнению с некоммерческими? Приведите примеры и объясните почему.

8.Перечислите функции социально-культурной сферы.

9.Какая из функций наиболее полно проявляется в сфере культуры, здравоохранения, сфере образования?

10. В чем

проявляются особенности производства экономических благ

в сфере культуры?

 

Тестовые задания:

1. Некоммерческими организациями являются:

а) организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Они самостоятельно определяют направления деятельности, изменяют структуру производимых товаров и услуг, распределяют получаемую прибыль между своими учредителями (участниками);

б) организации, которые не делают извлечение прибыли целью своей деятельности и не вправе распределять полученную прибыль между учредителями (участниками);

в) только организации социально-культурной сферы; г) только организации производственной сферы.

2. Коммерческими организациями являются:

а) организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Они самостоятельно определяют направления деятельности, изменяют структуру производимых товаров и услуг, распределяют получаемую прибыль между своими учредителями (участниками);

12 Мау В. Экономика и политика в 2011 году: глобальный кризис и поиск новой модели роста // Вопросы экономики. – 2012. – № 2. – С. 22–24.

27


б) организации, которые не делают извлечение прибыли целью своей деятельности и не вправе распределять полученную прибыль между учредителями (участниками);

в) только организации социальной сферы; г) только организации производственной сферы.

3.Какую ответственность несут члены товарищества на вере по его обязательствам:

а) полные товарищи и коммандитисты несутполнуюответственность; б) полные товарищи и коммандитисты несут ответственность в пределах своего

вклада; в) полные товарищи несут полную ответственность по делам товарищества,

как своим вкладом, так и всем своим имуществом, а коммандитисты – в пределах вклада в имущество товарищества;

г) верных ответов нет.

4.Какие права имеетсобственник в отношении принадлежащегоему имущества:

а) право владения; б) право владения и пользования;

в) право владения, пользования и распоряжения; г) верных ответов нет.

5.Автономная некоммерческая организация представляет собой:

а) добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников;

б) добровольное объединение граждан на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Члены таких организаций не сохраняют прав на передаваемое этим организациям имущество, в том числе на членские взносы. Они не отвечают по обязательствам этих, в которых участвуют в качестве их членов, а указанные организации не отвечают по обязательствам своих членов;

в) организацию, которая создается для содействия ее членам в достижении целей, не связанных с извлечением прибыли. Имущество, переданное организации его членами, является ее собственностью партнерства. Главная особенность этой формы по сравнению с другими формами некоммерческих организаций состоит в том, что при выходе члена или ликвидации организации бывший член может получить часть ее имущества в пределах стоимости имущества, внесенного им при создании;

г) организацию, которая учреждается гражданами и/или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг. Эта организация не имеет членства. Учредители не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации, и не отвечают по обязательствам созданной организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей. Вместе с тем учредители осуществляют надзор за деятельностью этой организации в порядке, предусмотренном ее учредительными документами.

28


6. Бюджетным учреждением является:

а) организация, созданная органами государственной власти или органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических функций, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или государственного внебюджетного фонда. Это организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления и не имеющие статуса федерального казенного предприятия;

б) коммерческое предприятие; в) добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства

с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников; г) нет верных ответов.

7.Объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии – это:

а) общество с ограниченной ответственностью; б) товарищество на вере; в) производственный кооператив; г) унитарное предприятие.

8.Предприятияклассифицируютсяповидуихарактерудеятельности:

а) государственные, муниципальные, частные; б) предприятия производственной и непроизводственной сферы;

в) иностранные, национальные, совместные предприятия; г) производственныекооперативы, унитарныепредприятия, акционерныеобщества.

9. По формам собственности предприятия различают:

а) производственныекооперативы, унитарныепредприятия, акционерныеобщества; б) государственные, национальные, частные предприятия; в) государственные, муниципальные, частные, кооперативные предприятия;

г) предприятия, находящиеся в собственности общественных организаций, полное товарищество, ООО.

10. По принадлежности капитала выделяют:

а) национальные, иностранные и совместные предприятия; б) государственные, муниципальные, производственные кооперативы, частные

предприятия; в) государственные, национальные, унитарные предприятия;

г) верных ответов нет.

Ситуативные задания:

1. Государство не может создать условия для развития конкуренции в отраслях социально-культурной сферы, что приводит к существованию естественной монополии в отраслях СКС. Деятельность естественной монополии в СКС государство не только регулирует, но и осуществляет финансирование производства социально значимых благ, что в свою очередь усиливает действие монополии.

Необходимо снять противоречие и привести практические примеры.

29