ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.05.2024
Просмотров: 258
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Концепция государственной национальной политики Российской Федерации
I. Современная ситуация в области национальных отношений в Российской Федерации
II. Принципы государственной национальной политики
III. Основные цели и задачи государственной национальной политики
IV. Совершенствование федеративных отношений
V. Национально-культурное самоопределение (национально-культурная автономия) народов России
VI. Основные направления региональных программ государственной национальной политики
VII. Механизм реализации государственной национальной политики
Муниципальное автономное учреждение "Центр русской кульутры города Кызыла"
Центр тувинской традиционной культуры и ремесел сегодня торжественно открыт в Кызыле.
1. Основание для разработки концепции федерального закона «Об
основах государственной национальной политики в Российской
Федерации»
На основании выписки из протокола № 4/2-сп заседания Совета Палаты
от 18 марта 2008 года, выводов и рекомендаций парламентских слушаний «О
совершенствовании правового регулирования в сфере государственной
национальной политики», решений Всероссийского совещания «Россия
многонациональная» Комитетом Совета Федерации по делам Федерации и
региональной политике совместно с Институтом этнологии и антропологии
им. Н.Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук разработана
Концепция федерального закона «Об основах государственной
национальной политики в Российской Федерации» (далее - Концепция).
2. Цели и задачи Концепции федерального закона «Об основах
государственной национальной политики в Российской Федерации»
Целью Концепции является формирование новых подходов по развитию
российского законодательства в сфере государственной национальной
политики.
Формирование новых подходов в настоящей Концепции основано на
решении задач по выработке новых ориентиров и стандартов сохранения и
развития единства этнического многообразия Российской Федерации на
основе уважения культуры, языка и традиций всех российских
национальностей, включая, русский язык, который составляет
общероссийское достояние и одну из основ российского единства. В этой
связи, Концепция ориентирована на защиту этнокультурных ценностей и
языковых прав групп населения, в отношении которых имеются российские
международные и конституционные обязательства.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, прежде всего, статьями 3, 5 (часть 3), 13 (часть 5), 14, 15 (часть 4), 19 (часть 2), 26, 28, 29
(часть 2), 44 (часть 2), 55, 59 (часть 3), 65, 68, 69, 71 (пункт «в», «е»), 72
(пункты «б», «н», «д», «м»), 74 (часть 2), 131 (часть 1), предлагаемая
Концепция ориентирует федеральные и региональные органы
государственной власти, органы местного самоуправления, структуры
гражданского общества как на сохранение единства этнокультурного и
языкового разнообразия, так и на борьбу с ксенофобией, идеями и
практикой экстремизма, этнического превосходства и исключительности.
Гарантии равноправия и справедливости, недискриминации и защиты прав
многонационального народа Российской Федерации - российской нации
должны быть доведены федеральным законом до уровня, который
соответствует принятым Российской Федерацией принципам и нормам
международного права.
В Концепции федерального закона данная политика определяется как
долгосрочная стратегия органов государственной власти Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации во взаимодействии с
остальными субъектами национальной политики на основе соблюдения
положенных в основу Концепции приоритетов, достижения поставленных
целей и решения соответствующих задач.
Предложенная Концепция направлена на преодоление представлений об
этнических общностях как субъектах права и связываемую с такого рода
правосубъектностью концепцию «прав народов», элементы которой
присутствовали в некоторых законопроектах в сфере национальной
политики в 2000-х гг.
Объединяющиеся на основе языковой или культурной идентификации
общности или их части, не могут выступать субъектами правовых
отношений это делают их представительные органы, или выступающие от
их имени организации.
Неспособность общностей по самосознанию быть правовыми
субъектами и нести ответственность за поступки своих членов вытекает из
трактовки дееспособности, в соответствии с которой последняя предполагает:
- разработку собственной конституции (устава), с которой согласятся
подавляющее большинство ее членов;
- разработку процедур выборов и структуры;
- выбор руководства;
- определение целей деятельности группы;
- разработку стратегии и плана действий для достижения этих целей;
- деятельность по достижению целей;
- оценку действий и адаптация стратегии и планов.
Таким образом, рассуждения о народах (этнических общностях) и
национальных меньшинствах как агентах коллективного действия не имеют
под собой реальных оснований и являются областью политического
дискурса. Такие представления по изложенным выше обстоятельствам не
могут использоваться в нормативных правовых актах. В связи с этим
международное право в области защиты культурных, языковых,
религиозных и расовых меньшинств опирается, главным образом, на
индивидуальные права членов этнических общностей и национальных
меньшинств, а включаемые в его корпус коллективные права носят
пассивный характер (то есть не требуют специальной организационной
активности), либо опираются на осуществление прав и свобод
индивидуально или совместно с другими лицами. В предложенной
Концепции принят общий принцип отказа от понимания непреложности,
политизации культурных и языковых различий и наделения
правосубъектностью языковых и культурных общностей.
В этой связи Концепция ставит своей задачей привести
законодательство Российской Федерации в соответствие с принципами и
нормами международного права в сфере национальной политики, опустив из
нормативного употребления таких терминов как «межэтнические
(межнациональные) отношения» и «межэтнические (этнические)
конфликты». Представления о такого рода отношениях и конфликтах
основаны на натуралистических трактовках этнических сообществ и на произвольном отнесении острых социальных, политических и экономических
конфликтов к числу этнических. Аналогичным образом, миграция граждан
государства из одного региона страны в другой по ее мотивам и движущим
силам рассматривалась и квалифицировалась преимущественно как
экономическая миграция из трудоизбыточных и экономически менее
развитых субъектов Российской Федерации, а не как «этническая миграция».
Концепция не предусматривает запретительные антиконституционные меры,
ограничивающие свободу перемещения граждан по признакам их
происхождения, национальной принадлежности, расы.
Таким образом, целью и задачей государственной национальной
политики в Российской Федерации является сохранение российского
общества во всем многообразии культур и языков, создание условий для
дальнейшего развития многокультурности. В просвещении, образовании и
обеспечении гражданских прав заключаются основы подлинного
самоопределения и свободного развития народов в Российской Федерации.
Для достижения этих целей необходимо развитие и серьезное
совершенствование законодательной базы, основанное на опыте и
ответственности органов власти всех уровней. Государственная
национальная политика в Российской Федерации строится в соответствии с
общепризнанными принципами и нормами международного права и создает
новые механизмы поддержки единства этнокультурного развития. Поэтому
разработка Концепции федерального закона «Об основах государственной
национальной политики в Российской Федерации» является не только
закономерным, но и крайне необходимым этапом развития федерального
законодательства и федеративных отношений.
3. Исходные данные Концепции федерального закона «Об основах
государственной национальной политики Российской Федерации»
Исходными данными Концепции явились принципы и нормы
международного права, Конституция Российской Федерации в сфере защиты
прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов, а
также законодательство Российской Федерации в сфере государственной национальной политики, выводы и рекомендации парламентских слушаний
«О совершенствовании правового регулирования в сфере государственной
национальной политики».
Опираясь на международный опыт, Концепция исходит из того, что в
Российской Федерации правовое регулирование должно исключать любые
формы дискриминации по этническим, культурным, расовым, языковым и
конфессиональным различиям. Зафиксированная Конституцией Российской
Федерации приверженность соблюдению принципов и норм
международного права обязывает законодательные и исполнительные
органы государственной власти Российской Федерации, законодательные и
исполнительные органы государственной власти субъектов Российской
Федерации и органы местного самоуправления к соблюдению этих норм и
принципов и их развитию и совершенствованию с учётом национальных
особенностей Российской Федерации.
В этой связи, в предлагаемой Концепции устраняются недостатки
идеологического, политического и правового характера Концепции
Государственной национальной политики (1996 г.) и законодательства
Российской Федерации в сфере государственной национальной политики.
4. Структура Концепции Федерального закона «Об основах
государственной национальной политики в Российской Федерации»
Концепция, за исключением некоторых пунктов, не содержит
конкретных правовых норм, поскольку ее задача заключается в выработке
основных направлений нового Федерального закона.
Концепция Федерального закона «Об основах государственной
национальной политики в Российской Федерации» содержит:
Преамбулу, отражающую актуальность Концепции федерального закона
«Об основах государственной национальной политики в Российской
Федерации», вытекающую из анализа ситуации в сфере управления
языковым и культурным разнообразием страны и его правового обеспечения,
и принципы государственной национальной политики»;
Главу 1. «Общие положения» с характеристиками основных сфер действия; понятийного аппарата; предмета регулирования; субъектов и
содержания правоотношений;
Главу 2. «Задачи государственной национальной политики», в которой
содержатся основные статьи, описывающие сферы применения
предлагаемого закона. В частности, глава включает статьи о развитии
законодательства в области государственной национальной политики, об
упрочении единства россиян как гражданской нации, о сохранении и
поддержке языкового и культурного разнообразия Российской Федерации, о
роли государственной национальной политики в демографической и
миграционной сферах, о защите прав коренных малочисленных народов, о
предупреждении ксенофобии, экстремизма, конфликтов;
Главу 3. «О разграничении полномочий между органами
государственной власти Российской Федерации, органами государственной
власти субъектов Российской Федерации и органами местного
самоуправления», а также порядке их взаимодействия в сфере