Файл: История этнокультурных центров курсовая.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.05.2024

Просмотров: 217

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

Перед гостями и участниками фестиваля с докладом «Вклад Конгар-оола Ондара в подготовку современных исполнителей хоомея» выступил один из первых учеников юбиляра Игорь Кошкендей. Рассказав о вкладе всемирно известного артиста в развитие уникального явления культуры тувинского народа, докладчик подчеркнул, что сегодня с полным правом можно говорить о школе мастеров горлового пения, созданной усилиями Конгар-оола Борисовича.

 

Руководитель исполнительской группы «Тыва кызы» Чоодура Тумат сделала сообщение на тему о современном состоянии обучения хоомею в общеобразовательных учреждениях республики. Создателем первого ансамбля юных хоомейжи был Конгар-оол Ондар. Его примеру в 90-е годы минувшего века последовали и другие ветераны-исполнители. В настоящее время классы хоомея работают более чем в десяти общеобразовательных школах республики. Некоторые из школьных коллективов, например, группа «Амырга» школы-гимназии № 9 г. Кызыла, уже приобрели широкую известность и добились значительных успехов. В то же время, отметила Чоодура Тумат, артисты-школьники испытывают и ряд проблем. Не хватает помещений и инструментов, отсутствует единая программа преподавания. По мнению выступавшей, эти вопросы могли бы стать темой отдельного семинара для специалистов хоомея республики.

 

О роли и деятельности Международного научного центра «Хоомей», созданного в Кызыле в 1993 году, рассказала его сотрудница Оюмаа Ооржак. За годы своего существования «Хоомей» стал крупнейшим в мире хранителем аудиовидеозаписей выступлений мастеров и классиков жанра, организатором проведения международных симпозиумов. Центром выпущено более 30 научных работ. В настоящее время «Хоомеем» зарегистрировано в республике 1414 исполнителей, включая 30 женщин, в возрасте от 7 до 70 лет.

 

Гостья из Финляндии Пирькко Паулинна Пальякка, остановившись на сравнении обучения традиционному пению у себя на родине и хоомею в Туве, отметила, что хоомей, в отличие от финского народного песенного творчества, можно изучать «вживую». Если финны во многом утратили народную песенную традицию, то в центре Азии она продолжает жить, передаваясь из поколения в поколение. Другой гость, лингвист Абилденес Мортен из Норвегии, познакомил слушателей с краткой историей звукозаписи тувинского хоомея за рубежом, отметив рост его популярности на Западе.

 

По завершении семинара жюри фестиваля, возглавляемое доктором культурологи, заслуженным деятелем науки Тувы, членом Союза композиторов России Валентиной Сузукей, огласило итоги конкурсов исполнителей хоомея. Перед церемонией вручения наград члены жюри, маститые ветераны горлового пения, обратились к молодым коллегам со словами напутствия и рядом советов, которые должны пригодиться им на будущее.


 

Благодарственные письма и дипломы вручены большой группе гостей фестиваля, в том числе пенсионерке из США Джоане Фейман, сестре Ричарда Феймана – основателя общества «Друзья Тувы» в Америке, легендарному бит-боксеру Доминику Эрлу, канадскому музыканту Гарфу Стивенсону и гитаристке из США Энн Виктории Линч, японским музыкантам Рехею Терада и Савада Каори, австралийке Доре Ливакис, Пирькко Паулинне Пальякка и Абилденесу Мортену, молододым исполнителям из Монголии Дамдинсурэну Басану и Моисею Мануэлю Пересу из Испании.

 

В номинации «За творческий вклад в развитие женского хоомея» приз получила руководитель группы «Тыва кызы» Чоодура Тумат. Приза зрительских симпатий удостоились дуэт «Молдурга» и Андрей Опей. Лучшим исполнителем в стиле «сыгыт» признан Айбек Сат, «хоомей» - Евгений Сарыглар, «каргыраа» - Чимит Монгуш. Приз «За сохранение традиции» достался Чечен-оолу Монгушу, «За оригинальный аккомпанемент» – Доржу Салчаку, «За артистичность исполнения» - Ачыты Салчаку.

 

Дипломом фестиваля третьей степени награжден солист Далай Дамдын, второй степени – Артур Дамдын-оол, первой – Айхаан Ооржак.

 

Лауреатом первой степени и обладателем 50 тысяч рублей стал Хеймер-оол Ховалыг, второй – Игорь Кошкендей, получивший 25 тысяч, третьей – Бады-Доржу Ондар с призом в 10 тысяч рублей.

 

Первое место среди исполнительских коллективов и по 10 тысяч рублей жюри присудило ансамблям «Алаш» и «Хогжумчу», второе – «Амырга-Моос» и «Чангы-Хая». Лауреатом третьей степени стал коллектив «Шынгырааш». Поощрительного приза удостоилась группа «Тыва кызы».

 

Вручение гран-при фестиваля – автомобиля «Жигули» седьмой модели - состоялось на стадионе «Хуреш». Счастливцем стал Аян-оол Сам.

 

Церемония награждения и концертные выступления победителей конкурса и гостей происходили в перерывах между схватками борцов хуреш. Трибуны стадиона были переполнены. Интерес зрителей, кроме выступлений горловиков, подогревался участием в турнире борцов легендарного Аяса Монгуша, незадолго до этого объявившего об уходе из большого спорта.

 

Однако триумфального возвращения не получилось. Уверенно дойдя до финала, Аяс в итоге не смог противостоять натиску 24-летнего действующего чемпиона Эреса Кара-Сала и вынужден был уступить ему пальму первенства.

 

В национальной борьбе хуреш приняло участие и несколько пар борцов, составленных из гостей и участников фестиваля. Мини-турнир между ними завершился уверенной победой тувинских хоомейжи.


 

Здесь же, на стадионе, юбиляру и организатору праздника Конгар-оолу Ондару директор молодежного театра г. Улангома Ширэндэв Амарсайхан по поручению губернатора Убсунурского аймака вручил Почетный знак за заслуги в укреплении культурного сотрудничества между Тувой и приграничным аймаком Монголии.

 

Свои силы в национальной тувинской борьбе попробовал и один из самых интересных гостей фестиваля - американский музыкант Боума Доминик Эрл (Шудекей). Попытка оказалась неудачной. Горечь поражения бит-боксеру помог легко пережить неподдельный восторг слушателей в ходе его выступлений на гала-концерте победителей конкурса, устроенном вечером в Центре тувинской культуры под занавес фестиваля.

Оценивая в целом итоги трехдневного праздника музыки и песни, Конгар-оол Ондар не скрывает удовлетворения:

 

- Фестиваль дал отличную возможность гостям и участникам из других регионов России и из-за рубежа показать себя, привлечь еще раз внимание ученых и людей искусства к феномену тувинского горлового пения, которое, как неоднократно подчеркивал глава Правительства нашей республики Шолбан Кара-оол, является визитной карточкой Тувы, ее брендом. Радует расширяющаяся география участников, к которым в этом году присоединились гости из Австралии, Канады, Испании. Радует и рост исполнительского мастерства тувинских горловиков. В то же время растущий в мире интерес к нашему уникальному культурному явлению, каковым является хоомей, заставляет и обязывает нас еще более бережно относиться к бесценному наследию предков.

http://tuvaculture.ru/758-v-tuve-podvedeny-itogi-mezhdunarodnogo-festivalya-ispolnitelej-gorlovogo-peniya-dembildej-2012.html


    1. Хоомей — не забава, а тяжелый труд

Международный научный центр «Хоомей» РТ в содружестве с научными медицинскими учреждениями с 1995 года в целях сохранения будущими поколениями феномена национальной культуры и развития традиционного искусства как составной части социальной жизни тувинцев последние десять лет наряду с историей, музыкальной этнографией, в контексте шаманской культуры и исполнительства на традиционных духовых инструментах, особое внимание уделил вопросу льготного пенсионного обеспечения профессиональных исполнителей хоомея.  Итогом многолетних исследований в области его изучения и самих исполнителей – хоомейжи (горловиков) стала научная работа в госпитале им. Рузвельта (Нью-Йорк, США). Руководитель – доктор медицинских наук, директор лаборатории голоса департамента отоларингологии, хирургии головы и шеи – профессор Анат-Кейдор, доктор медицинских наук Антони Джан, автор этих строк (информанты – Борис Херлии, Иван Сарыглар, 1995 год, Аяс Данзырын). Исходя из данных обследований, были выявлены микро-кровоизлияния на слизистой оболочке голосовых щелей.  Также проводились исследования в университете экспериментальной лаборатории Токио «Отоларингология, физиологический механизм гортани» (Япония). Руководи- тель – доктор медицинских наук, профессор Масса, автор этого материала (информанты: Аяс Данзырын, Начын Чооду, Шончалай Ооржак, Вадим Сарыглар, 2000 год). В певческом голосообразовании задействован весь организм певца. На основании экспериментов японских физиологов при интонировании горлового пения с «задержкой дыхания» главенствует техника «хоректээр», которая отличается от всех имитаций Саяно-Алтайских народов. Подчеркнем: имеющиеся в научно-медицинской литературе данные, касающиеся обычных вокальных нагрузок, невозможно перенести на исполнителей горлового пения в связи с принципиальными его особенностями.  Отсутствие не только в международной литературе, но и в научной медицинской информации о специфике клинических проявлений на состояние здоровья исполнителей хоомея заставило заняться этим вопросом серьезно. С 2002 по 2008 год на базе Международного научного центра «Хоо- мей» Республики Тува велось исследование учеными–профпатологами ФГУН «Новосибирского научно-исследовательского института гигиены «Роспотребнадзора». Руководитель – профессор, доктор медицинских наук, проректор НГМУ Н.Л. Потеряева; исполнители: профессор, доктор медицинских наук И.А. Несина, доктор биологических наук Н.Г. Никифорова, врач-пульманолог С.Ы. Сарыглар, автор этих строк. Подключилась кафедра профессиональных патологий Новокузнецкого государственного института для усовершенствования врачей: руководи- тель – академик РАН, доктор медицинских наук, зав. кафедрой профессиональных патологий В.В. Разумов, кандидат медицинских наук, доцент В.Д. Осипова (врач-отоларинголог, 2001).  Исследования ученых ставили целью выявление отрицательного влияния тувинского горлового пения на организм человека. В результате получены следующие данные. Наблюдалось нарушение ритмичности дыхания на фоне длительной его «задержки» при сжатии воздуха грудными мышцами, что приводит к нарушению функции кардиореспираторной системы, то есть: к изменению газового состава крови, нарушению ее гемодинамики, преходящей гипоксии и гиперкапнии органов и тканей. Перенапряжение внешнего дыхания у профессиональных исполнителей приводит к нарушению внутриальвеолярной вентиляции. Это способствует затруднению кровотока в прилегающих капиллярах. Интегральным следствием описанных выше механизмов является потеря эластичности, воспалительные, фиброзные изменения легочной ткани, которые определяют формирование альвеолярно-капиллярного блока с последующим развитием артериальной гипоксемии и гиперкапнии. Артериальная гипоксемия приводит к рефлекторному повышению давления в легочных сосудах с последующим формированием легочной гипертензии. Кроме того, в группе высоко стажированных профессиональных певцов по результатам определения пиковой скорости выдоха имеются снижения функции легких и явления полицитемического синдрома.  Анализ изменения величины насыщения гемоглобина кислородом показал, что в целом, как в группе профессиональных певцов, так и в группе любителей после исполнения горлового пения наблюдалось достоверное снижение показателя насыщения крови кислородом. В группе профессиональных певцов со стажем работы более 20 лет наблюдалось более существенное снижение сатурации крови кислородом, отсутствие сил, а также не отмечено восстановление данного показателя через три минуты после исполнения пения в отличие от группы любителей. Выявлена тенденция к последовательному снижению насыщения гемоглобина кислородом после исполнения пения с увеличением возраста. Также констатировано, что в группе профессиональных певцов снижены адаптивные возможности сердечно-сосудистой системы, о чем свидетельствуют величины частоты пульса и диастолического давления, которые не восстановились через три минуты после завершения пения и достоверно отличались от исходных значений. Это представляется крайне важным в связи с тем, что в данной группе лиц, представленной мужчинами молодого возраста (32,9±4,1 года) в среднем по группе отмечены цифры АД, относящиеся к высокому давлению. На сегодня, если взять у самых сильных профессиональных горловиков показатели артериального давления, они таковы: у Игоря К. – 220, Бады-Доржу О. – 200, Андрея М. – 160, трудно перечислить всех. Пожалуй, все, наверное, знают: чем дольше артериальное давление остается повышенным, тем выше риск поражения различных органов.  Следовательно, можно констатировать, что у профессиональных исполнителей горлового пения исполнение хоомея создает высокую нагрузку на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, приводящее к повышенному риску, перенапряжению функции внешнего дыхания, которое требует значительных усилий, у профессиональных исполнителей с увеличением стажа работы приводит к формированию легочной гипертензии. К неблагоприятным факторам условий труда профессиональных исполнителей относятся высокая напряженность трудового процесса концертной деятельности, интенсивная нагрузка на голосовой аппарат со значительным нервно-эмоциональным напряжением. Все эти факторы вредного воздействия, в комплексе с перечисленными, оказывают негативное влияние на состояние здоровья артистов. Ведь каждый хоомейжи в отличие от свободного традиционного исполнения, как раньше пели в быту, является музыкальным инструментом и подвергается мощнейшему износу, истощению организма. В работе применены адекватные методы клинических, лабораторных и инструментальных исследований. Кроме того, защищена докторская диссертация в Новосибирской консерватории.  Правительство Республики Тува с начала 1990-х годов неоднократно пытается решить вопрос о льготном пенсионном обеспечении профессиональных исполнителей горлового пения. Научные исследования служат здесь важным документом. Поскольку порядок установления и порядок выплаты пенсии регулируется федеральным законодательством, то результаты выявленных отрицательных влияний горлового пения на организм исполнителей и установление вредности в работе профессиональных исполнителей хоомея позволяют ходатайствовать перед Правительством РФ по внесению дополнений и изменений в соответствующие нормативно–правовые документы. С помощью научных исследований установлено: из-за высокого фактора риска вокального истощения, спустя полных 18 лет трудового стажа пребывания на профессиональной сцене, горловик нуждается в пенсии гораздо раньше, чем другие музыканты. На основании этого Правительство Республики Тува обратилось в компетентные органы Российской Федерации, федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, федеральное государственное учреждение науки. По указанию Президента РФ Д.А. Медведева все вопросы, связанные с научно-исследовательской работой, «освещены». Так как это специальность новая, многократно данные подлежали проверке. Все исследовательские работы МНЦ «Хоомей» сданы в министерство здравоохранения и минтруд России. Ждем результаты решений… Зоя КЫРГЫС,  доктор искусствоведения, директор МНЦ «Хоомей» 09.02.2012 N13


http://www.tuvpravda.ru/archive/4326-2012-02-09-02-29-53.html