ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.05.2024
Просмотров: 268
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Концепция государственной национальной политики Российской Федерации
I. Современная ситуация в области национальных отношений в Российской Федерации
II. Принципы государственной национальной политики
III. Основные цели и задачи государственной национальной политики
IV. Совершенствование федеративных отношений
V. Национально-культурное самоопределение (национально-культурная автономия) народов России
VI. Основные направления региональных программ государственной национальной политики
VII. Механизм реализации государственной национальной политики
Муниципальное автономное учреждение "Центр русской кульутры города Кызыла"
Центр тувинской традиционной культуры и ремесел сегодня торжественно открыт в Кызыле.
В-шестых, высокая степень актуализации и самопознания тувинцами этноязыкового аспекта жизни. Подавляющее большинство тувинцев являются носителями тувинского языка, считая его родным и оценивая в 74% случаев достаточно высоко уровень его знания и владения. Тувинский язык – это «живой» язык, который употребляется в разных сферах общественной жизни, и, что особенно важно, в малых группах: в семье (78%), в кругу родственников (80%), друзей и соседей (80%). Общая доля респондентов, говорящих на обоих языках, а также преимущественно на тувинском языке - 89,8%. С помощью родителей, в массе своей носителей тувинского языка, через формирование установки на ценность его знания и практику повседневного применения, будет обеспечиваться языковая преемственность поколений.
В-седьмых, заинтересованная позиция большей части родителей и учителей. Даже в ситуации выбора родители отдали бы предпочтение изучению детьми истории Тувы (90%), тувинского языка и литературы (76%), географии Тувы (54%). Большая часть родителей считает необходимым сохранить обязательную форму их изучения, прежде всего, в начальных (84%) и средних классах (78%). Подавляющая часть родителей считает, что знание родного языка, национальной истории и географии является важным условием и фактором развития национальной культуры, позволяя сохранить народные традиции и язык (88%), получить специальные навыки и умения (34%).
Важным ресурсом сохранения этих предметов явялется неравнодушная позиция учителей и большей части родителей. 70% родителей заявили о возможных решительных действиях в случае отсутствия возможности обучения тувинскому языку в школе.
Методический инструментарий исследования
Вопросы учителям
Рекомендации исследователю: начинать беседу с учителем надо с объяснения, что опрос проводится для того, чтобы школа могла самостоятельно оценивать этнокультурные запросы родителей учащихся и позицию учителей. Для подтверждения своих намерений можно предъявить анкету. Следует предупредить собеседника, что по желанию, его мнение будет учтено как анонимное.
Необходимо ли преподавание в Вашей школе тувинского языка?
В какой форме лучше преподавать тувинский язык в школе как обязательный предмет или элективный курс?
В каких классах лучше преподавать тувинский язык?
Необходимо ли при этом учитывать национальность школьников?
Необходимо ли преподавание в Вашей школе других дисциплин с этнокультурным содержанием (история Тувы, география Тувы и др.)?
В какой форме лучше преподавать дисциплины с этнокультурным содержанием в школе как обязательный предмет или элективный курс?
В каких классах лучше преподавать дисциплины с этнокультурным содержанием?
Что думают родители учащихся по поводу необходимости и форм преподавания предметов с этнокультурным содержанием?
Что думают сами учащиеся по поводу предметов с этнокультурным содержанием?
Если о мнении родителей учителям Вашей школы известно, то из каких источников?
Следует ли школе в своих планах на следующий учебный год учитывать мнение родителей относительно упомянутых предметов?
Необходимо ли преподавание в школе дисциплин «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры» и проч.?
В какой форме лучше преподавать дисциплины религиозной направленности в школе?
Необходимо ли при этом учитывать вероисповедание детей и их родителей?
В каких классах следует преподавать дисциплины религиозной направленности?
Как Вы относитесь к возможности замены курсов по отдельным религиозным направлениям обобщающим школьным предметом «Основы религиозной культуры и светской этики»?
Каковы возможные перспективы преподавания предметов с национально-региональным содержанием? Будут ли они отменены или, напротив, получат развитие?
Национально–культурные автономии в Туве
(No Ratings Yet)
Идя навстречу депутатам Кызыльского Хурала и опрошенным лидерам, еженедельник «Плюс Информ» начал публикацию итогов исследования национально-культурных автономий Тувы. По сумме общественных мнений мы определили текущую ситуацию как в целом стабильную, с признаками некоторого напряжения. Питательной средой для напряженности являются социальные трудности, недостаток духовно-нравственных ценностей, прежде всего, у подрастающего поколения. Продолжается миграционный отток жителей региона. Это может привести к уменьшению культурного и языкового многообразия, формированию установок на этническую замкнутость, в конечном итоге – ограничению потенциала и перспектив развития Тувы.
Этнический фактор является существенным в развитии гражданского общества. Поэтому не просто желательно, но и необходимо регулярно изучать этносоциальные и этнокультурные проблемы в республике, создавая основу их публичного обсуждения и совершенствования региональной политики.
Каковы же проблемы национально-культурных объединений в Туве? Начнем с ключевых понятий и проблем.
Национально-культурная автономия
Процесс национального возрождения, происходивший в нашей стране весьма бурно в 1990-х годах, сопровождался ростом этнического самосознания. Обрела особую ценность народная культура. Стали возникать национальные организации, целью которых было сохранение языков, культур, самобытности, проявилось стремление более полно удовлетворить этнокультурные потребности граждан.
Федеральный закон №74-ФЗ «О национально-культурной автономии», принятый 7 июня 1996 г., определил общие положения, понятие, права, принципы, порядок образования и регистрации национально-культурных автономий как общественных организаций. Сам термин «национально-культурная автономия» подчеркивает право участия, определенную самостоятельность в решении вопросов языка, образования и культуры этнических групп, находящихся в ситуации меньшинства на соответствующей территории. Закон гибко отразил ситуацию этнического и культурного разнообразия в стране, предоставив возможность развития и сохранения своей самобытности всем этническим сообществам без исключения.
Национальные общества создаются и представителями диаспор, к которым относят выходцев из-за рубежа и их потомков, поддерживающих социальные и культурные связи в своей среде и с государством исхода.
Метод исследования
Многие лидеры общественных организаций откликнулись на предложение участвовать в нашем исследовании, представили необходимую информацию, в том числе учредительные и отчетные документы, фотографии. Выражаем благодарность руководству киргизского, корейского, азербайджанского, бурятского и якутского объединений, Центров русской, немецкой и тувинской культур, ансамбля «Октай», казачества и общин малочисленных народов Сибири. В августе 2011 г. они приняли участие в формализованном интервью, ответив на 31 вопрос. В ряде случаев встречи были неоднократными. Заинтересованное участие, открытость и искренность свидетельствовали о понимании важности темы этнокультурного развития.
На семинаре «Актуальные вопросы обеспечения прав коренных народов на традиционное природопользование: российский и международный контексты» 9-10 августа 2011 г. удалось опросить 8 руководителей общин тувинцев-тоджинцев. Мы отдельно коснемся положения этой группы. Интерес к деятельности общин, казаков, Центров русской и тувинской культур, которые имеют другой правовой статус, связан с возможностью их участия в решении вопросов языка, образования и культуры.
Проблемы изучения
Накануне исследования выяснилось, что применительно к территории республики практически нет публикаций по данной теме. Пришлось столкнуться и с разнобоем в статистической информации. Органы власти, связанные с общественными объединениями и культурой в Туве, представили имеющуюся у них информацию. Но более точная информация по срокам регистрации, составу лидеров и другим аспектам исследования была получена в ходе опроса, а также с сайта Управления Министерства юстиции РФ по Республике Тува.
К сожалению, прозвучит информация не по всем общественным объединениям, некоторые лидеры пока не нашли время для интервью. По этим причинам картина становления и развития гражданских структур этнокультурной направленности в Туве остается пока неполной.
Вопросы к аудитории
Перечислим основные вопросы, адресованные в ходе исследования лидерам общественных организаций. Прежде всего, нас интересовало, знакомы ли общественники с правами и обязанностями, указанными в законе о национально-культурной автономии. Каковы цели и задачи их организаций, что достижимо на практике? Взаимодействуют ли с представителями власти? В какой мере удовлетворяются потребности разных этнических групп? Есть ли препятствия в развитии национально-культурных автономий, и, если есть, то как эти препятствия преодолевать? Каковы перспективы развития национально-культурных организаций?
Состав национально-культурных объединений Тувы
Население Тувы, как и по всей России, пользуется правом на организацию национально-культурных обществ. На территории республики созданы центры немецкой (руководители Г.Г. Страшкова, С.В. Лейзер), армянской (А.Х. Игитханян, С.Р. Килоян), азербайджанской (В.С. Акберов), киргизской (К.Ш. Туюков, И.О. Бекбоев, Б.М. Турдубаев, Ш.Д. Сакатаева), корейской (С.К. Цой), якутской (М.П. Куулар) культур, бурятский центр «Байкал» (М.А. Хадаханэ, А.Д. Эрдыниев). Официальный статус с декабря 2010 г. получила Ассоциация общин коренных малочисленных народов Сибири тувинцев-тоджинцев «Тос Чадыр» (председатель С.В. Демкина), с ноября 2011 г. Ассамблея народов РТ (председатель В.Н. Лапшакова).
Работают муниципальное учреждение «Центр русской культуры» (В.Н. Лапшакова) и ансамбль «Октай» (Н.В. Пономарева), подведомственные мэрии Кызыла. Центр русской культуры находится в здании бывшего кинотеатра «Отчугаш», в сентябре 2010 г. после ремонта его торжественно открыли. Оба коллектива регулярно проводят уличные и стационарные мероприятия, в которых участвуют до 500 человек Центр развития традиционной тувинской культуры и ремесел (К.Б. Ондар) был учрежден в 2008 году под эгидой Министерства культуры РТ. Строительство здания (бывший музей) находится на завершающей стадии.
Активностью отличаются Центр немецкой культуры (в регулярных мероприятиях принимают участие около 150 чел.), киргизская «Манас-Ата» (представляет интересы диаспоры 2,5 тыс. чел.), азербайджанская «Азери» (200 чел.), якутская «Кэскил» (43 чел.).
Проблемы регистрации
Индикатором состояния развития национально-культурной автономии является наличие государственной регистрации. Таковую имеет Центр немецкой культуры (с 1997 г.), что, не в последнюю очередь, связано с финансированием из Германии местных образовательных и культурных программ. В ноябре 2011 г. также была зарегистрирована азербайджанская диаспора «Азери».
У некоторых объединений срок регистрации истек (к примеру, киргизская, бурятская), или они только собираются оформлять юридический статус (якутская, корейская).
Отношение лидеров к регистрации противоречивое. С одной стороны, осознается важность этой процедуры: «зарегистрировать организацию, чтобы отношение государства было другим» (киргизская организация); «можно открыть свой счет, контактировать с властями, получать деньги» (якутская). А вот мнение руководителя корейской диаспоры: «Каждый идет своим путем, никто ничего не требует».
С другой стороны, лидеры не спешат оформлять регистрацию. Это связано с трудностью процедуры регистрации – подготовкой учредительных документов и отчетов, поиском и оформлением помещения, юридического адреса, ведения финансового учета и налогообложения. По словам опрошенных, в связи с отсутствием квалифицированной юридической поддержки им приходилось неоднократно переделывать устав, обращаться за помощью в аналогичные организации в других регионах, обращались и в консульства. Сталкивались и с тем, что им «не давали разрешения на регистрацию». Есть и такие ответы: «для учреждения организации мы не могли людей собрать (было непонимание цели создания)»; «не было лидера, были разногласия». С точки зрения руководителей общин, регистрация сопряжена со значительными усилиями, требовались поездки в Министерство по делам юстиции РТ в г. Кызыле, и прочее. Высказывалось мнение о том, что, дескать, «при нынешнем положении» торопиться с регистрацией не стоит.
http://www.gumilev-center.az/nacionalno-kulturnye-avtonomii-v-tuve/
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОЕКТУ КОНЦЕПЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОСНОВАХ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»