ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.05.2024
Просмотров: 282
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Концепция государственной национальной политики Российской Федерации
I. Современная ситуация в области национальных отношений в Российской Федерации
II. Принципы государственной национальной политики
III. Основные цели и задачи государственной национальной политики
IV. Совершенствование федеративных отношений
V. Национально-культурное самоопределение (национально-культурная автономия) народов России
VI. Основные направления региональных программ государственной национальной политики
VII. Механизм реализации государственной национальной политики
Муниципальное автономное учреждение "Центр русской кульутры города Кызыла"
Центр тувинской традиционной культуры и ремесел сегодня торжественно открыт в Кызыле.
http://www.russia.edu.ru/information/legal/law/up/909/2051/
Федеральный закон «О национально-культурной автономии» 1996 г. [24], важ-
нейший в нашей теме, базировался на «гарантированной государством форме само-
определения народов, национальных и этнических групп. Национально-культурные
автономии, действительно, были призваны решать проблемы исключительно нацио-
нально-культурного развития этнических меньшинств, реализуя самоорганизацию и
общественную инициативу заинтересованных граждан [26].
Федеральный закон «О языках народов Российской Федерации» 1991 г. [26] опре-
деляет основы правового статуса языков народов, проживающих в России, в том числе
и этнических меньшинств, гарантии их защиты, регулирует использование языков в
различных сферах государственной деятельности, в обучении и воспитании, в топони-
мике, предоставляет возможность установления ответственности за пропаганду вра-
жды и пренебрежение к любому из языков этнических меньшинств, нарушение консти-
туционно установленных принципов национальной политики, создание ограничений и
привилегий в использовании языков.
Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Россий-
ской Федерации» 1999 г. [27], Федеральный закон «Об общих принципах организации
общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Рос-
сийской Федерации» 2000 г. [28], Федеральный закон «О территориях традиционного
природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего
Востока Российской Федерации» 2001 г. [29] ликвидировали правовой вакуум в части
прав коренных малочисленных народов. Эти законы не только закрепили сами поня-
тия коренных малочисленных народов РФ, подтвердили юридический статус их общин
как особую форму самоорганизации, очертили правовые основы образования, охраны
и использования территорий традиционного природопользования, они гарантировали
защиту их прав. Достаточно четко просматривается и направленность этих законов –
защита исконной среды их обитания и традиционного образа жизни [30].
Региональное измерение законодательства в сфере этнокультурной политики
представлено различного рода нормативными актами. Среди них можно выделить51
Мусин Д.А., Василенко Ю.В. Этнокультурная политика в Пермском крае: опыт гармонизации межнациональных отношений
региональные законы о национально-культурных автономиях, законы об администра-
тивно-территориальном устройстве определяют правовой статус национальных терри-
ториальных единиц в районах проживания национальных меньшинств, в ряде регио-
нов приняты законы, регламентирующие права национальных меньшинств в языковой
сфере, в области культуры и охраны культурного наследия.
К массиву региональных законов в области этнокультурной политики относятся:
• концепции развития национальной школы или национально-регионального компо-
нента образования;
• концепции государственно-конфессиональных отношений;
• целевые программы реализации государственной национальной политики и форми-
рования установок толерантного сознания;
• программы социально-экономического развития отдельных народов и их демогра-
фических групп;
• региональные программы, регулирующие миграцию и затрагивающие интересы
национальных меньшинств;
• решения об образовании структур, ведающими вопросами национальной политики
в органах государственной власти регионов [
http://ars-administrandi.com/article/Musin_Vasilenko_2010_1.pdf
Об утверждении республиканской целевой программы «Национально-культурное развитие народов Республики Тыва на 2013-2016 годы»
ПРОЕКТ
ТЫВА РЕСПУБЛИКАНЫН ЧАЗАА
ДОКТААЛ
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2012 года №
г. Кызыл
Об утверждении республиканской целевой программы
«Национально-культурное развитие
народов Республики Тыва на 2013-2016 годы»
В целях сохранения межнационального согласия, гармонизации межнациональных отношений Правительство Республики Тыва постановляет:
Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу «Национально-культурное развитие народов Республики Тыва на 2013-2016 годы».
Глава - Председатель Правительства
Республики Тыва
Ш.КАРА-ООЛ
Проект
Утвержден
постановлением Правительства Республики Тыва
от «____»________________2012 г. №___
ПАСПОРТ
РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
«Национально-культурное развитие
народов Республики Тыва на 2013-2016 годы»
Наименование Программы
|
республиканская целевая программа «Национально-культурное развитие народов Республики Тыва» (2013-2016 годы) (далее – Программа) |
|
||||||||||||||||||||||||
Основание для разработки Программы |
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 мая 2011 года №924-р, Распоряжение Главы-Председателя Правительства Республики Тыва «Об утверждении мероприятий по реализации указов Президента Российской Федерации В. В. Путина от 7 мая 2012 года и Протокол заседания Съезда народов проживающих на территории Республики Тыва № 1 от 10 декабря 2010г. |
|
||||||||||||||||||||||||
Государственный заказчик |
Министерство культуры Республики Тыва |
|
||||||||||||||||||||||||
Основной разработчик |
Министерство культуры Республики Тыва |
|
||||||||||||||||||||||||
Распорядители бюджетных средств Программы |
Министерство культуры Республики Тыва – по мероприятиям |
|
||||||||||||||||||||||||
Исполнители Программы |
Министерство культуры Республики Тыва |
|
||||||||||||||||||||||||
Цель и задачи |
–объединение усилий органов государственной власти республики и местного самоуправления, общественных национальных и религиозных объединений для сохранения межнационального согласия, гармонизации межнациональных отношений; –совершенствование механизмов реализации основных направлений религиозной национальной политики, учета и предупреждения межнациональных конфликтов на основе научных исследований национальных и межнациональных процессов в республике; - формирование и распространение идей духовного единства, воспитание чувства российского патриотизма; сохранения исторического наследия и дальнейшее развитие национальной самобытности, традиций взаимодействия народов республики; - расширение сети национальных обществ, национально-культурных автономий и национально-культурных центров в местах компактного проживания народов на территории
республики; - формирование национального самосознания, освоение ценностей этнической, российской и мировой культур; - поддержка деятельности национально-культурных общественных объединений, в том числе национально-культурных автономий как институтов самоорганизации этносов; - поддержка национальных средств массовой информации как каналов формирования и распространения идей межнационального согласия среди народов, проживающих в республике; - создание новых общественных национальных объединений и филиалов уже существующих национальных объединений, улучшение условий их работы. |
|
||||||||||||||||||||||||
Сроки и этапы реализации Программы |
2013-2016 годы |
|
||||||||||||||||||||||||
Объемы и источники финансирования |
Общая сумма затрат – 4940,0 тыс. рублей. Из них: средства республиканского бюджета – 4090,0 тыс. рублей; внебюджетные источники – 850,0 тыс. рублей. |
|
||||||||||||||||||||||||
Важнейшие целевые показатели и индикаторы |
Целевыми индикаторами программы являются: - рост мероприятий по сохранению, развитию и пропаганде национальных культур среди населения республики: в 2013г. - 2, в 2014г. - 4, в 2015г. - 5, в 2016г. - 7; - увеличение печатной и наглядной продукции по культуре народов, проживающих на территории Республики Тыва: в 2013г. - 2, в 2014г. -3, в 2015г. - 4, в 2016г. - 5. |
|
||||||||||||||||||||||||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
|
Обеспечение национального согласия, гармонизация национальных и межнациональных отношений в республике; рост числа национально-культурных центров и национальных обществ на территории республики; дальнейшее формирование и реализация направлений республиканской национальной политики на основе комплексного, межотраслевого подхода; преодоление отчуждения народов республики от своей культуры, традиций, языка; сохранение и развитие этнической самобытности многонационального населения республики. |
|
||||||||||||||||||||||||
Система организации контроля за исполнением Программы |
Контроль за реализацией программы осуществляет Министерство культуры Республики Тыва |
|
||||||||||||||||||||||||
|
Обоснование необходимости разработки Программы
Республика Тыва – одна из многонациональных субъектов Российской Федерации, на территории которой проживает более 100 национальностей. Современная национальная структура республики является результатом совместного проживания и взаимодействия различных этносов и культур во многие годы. Исторически между различными национальными общностями складывались традиции взаимопонимания и уважения, межнационального общения и веротерпимости. В начале 90-х годов прошлого века в пик перестройки, когда Б.Н.Ельцин сказал национальным республикам «возьмите суверенитет, сколько хотите!» в Туве произошла попытка межнационального конфликта организационной экстремической организацией «Хостуг Тыва» («Свободная Тува»). Начался массовой отток русскоязычного населения из республики. Благодаря усилиям руководства республики и мудрости народа республики урегулирован данный конфликт. В настоящее время национальные отношения в республике представляют собой один из наиболее важных типов социально-этнических отношений. С особой четкостью выявилась тенденция возрастания интереса населения республики к своим национально-культурным истокам, историческому наследию. Это проявилось в создании центров национальных культур. В республике насчитывается 10 центров. Наряду с экономической и политической реформами идет поиск новых основ и форм национальных и межнациональных отношений. Наиболее существенным становится дифференцированный подход к осуществлению национальной политики с учетом особенностей региона. Настоящая Программа призвана стать конкретным инструментом реализации основных направлений региональной национальной политики. Всесторонний анализ современной экономической, политической и социокультурной ситуации в республике позволяют сделать следующий вывод: основные теоретические и практические подходы к национально-культурному развитию народов в республике верны. Это подтверждается бесконфликтным протеканием процессов межнационального взаимодействия различных национальных групп республики. Вместе с тем в сфере национальных отношений на территории региона существуют некоторые элементы скрытой напряженности, в частности, у населения снижается толерантность. Постоянный этнополитический мониторинг на уровне не только Республики Тыва, но и Сибирского федерального округа позволяет сделать вывод, что причины этого кроются в продолжающемся кризисе в экономике и социокультурной сфере, в слабой социальной защищенности взвешенность, четко определенную последовательность в реализации конкретных мер через предлагаемую Программу. Настоящая Программа включает в себя следующие аспекты. Во-первых: на сохранение и развитие культур народов республики, гармонизации национальных и межнациональных отношений, к роли общественных объединений как основных институтов самоорганизации этнических групп республики в процессе формирования гражданского общества в республике. В-вторых: возросшая за последнее время угроза проявления национального экстремизма диктует необходимость разработки стратегии противодействия этому явлению на региональном уровне. Этим объясняется включение в Программу системы мер, направленных на профилактику и нейтрализацию национального экстремизма. В-третьих: Программа учитывает необходимость обеспечения единства и целостности России в новых исторических условиях развития российской государственности на основе согласования и учета общегосударственных интересов и интересов национальных групп, проживающих в республике, налаживания их всестороннего сотрудничества, развития национальных культур, языков, средств массовой информации. Эффективное управление процессами национального саморазвития и оптимизации межнациональных отношений невозможно без четко определенной политики взаимодействия всех властных структур, в том числе и органов местного самоуправления, с национальными общественными формированиями и учеными республики. Данное положение отражено в мероприятиях Программы. В возрождении национальных культур, традиций и обычаев, удовлетворении духовных запросов этнических групп особое место занимают религии и вероисповедания наций и народностей. По данным социологов половина жителей республики являются последователями различных религий. Последние годы характеризуются ростом не только национальных, но и религиозных объединений. В Республике Тыва, как и в России в целом, происходят важные сдвиги в государственно-конфессиональных отношениях. На смену формальному равноправию религий и абсолютизации принципа отделения религиозных организаций от государства приходит осознание значимости развития полномасштабных и разносторонних связей государства с ведущими религиями при сохранении светского характера государства. В Программе определены основные направления взаимодействия и сотрудничества органов государственной власти области местного самоуправления и конфессий на основе духовно-нравственного воспитания населения, формирования ценностных установок, взглядов и типов поведения, способствующих межкультурному общению и межпрофессиональному согласию в республике. Процесс формирования гражданского общества в республике в предстоящие годы должен продолжаться на основе социокультурного развития народов. Разработка перечисленных этноконфессиональных аспектов должна стать основой для изучения современных изменений национальной политики и государственно-конфессиональных отношений, моделирования экономических отношений в республике. В этой связи Программой определены следующие приоритетные направления деятельности: - гармонизация национальных и межнациональных отношений на основе объединения усилий органов государственной власти республики, местного самоуправления и национальных сообществ; - совершенствование механизмов регулирования взаимоотношений между нациями и национальными группами; - предотвращение национального и религиозного экстремизма; - анализ возможностей и средств формирования национальных установок в массовом сознании людей, мониторинг их изменения, в том числе и под воздействием средств массовой информации; - разработка на уровне органов местного самоуправления системы раннего учета и предупреждения межнациональных конфликтов. - формирование чувства патриотизма на основе общности исторических судеб народов, интегрированных в единую общность россиян; - культурное развитие народов области на основе сохранения традиций самобытности, взаимообогащения и приумножения национальных ценностей; - расширение сети национальных обществ, национально-культурных центров в местах компактного проживания народов на территории республики; - просвещение граждан в сфере культурного многообразия; - выработка новых принципов осмысления историко-культурного наследия региона как многонационального с учетом особенностей культурного синтеза, взаимовлияния различных национальных менталитетов; - свободное развитие конфессий как составной части духовной культуры каждого народа, противодействие попыткам использования чувств верующих в разжигании межнациональной розни; - проведение научных исследований, семинаров, научно-практических конференций с выработкой конкретных рекомендаций по вопросам национальных отношений.
II. Цель и задачи Программы
Целью программы является объединение усилий органов государственной власти республики и местного самоуправления, общественных национальных и религиозных объединений для сохранения межнационального согласия, гармонизации межнациональных отношений. Основные задачи Программы: – совершенствование механизмов реализации основных направлений религиозной национальной политики, учета и предупреждения межнациональных конфликтов на основе научных исследований национальных и межнациональных процессов в республике; - профилактика национального экстремизма; - развитие информационной базы по теории и практике межнациональных отношений; - обеспечение правовых, организационных и материальных условий для удовлетворения культурных интересов потребностей народов республики; - формирование и распространение идей духовного единства, воспитание чувства российского патриотизма; - сохранения исторического наследия и дальнейшее развитие национальной самобытности, традиций взаимодействия народов республики; расширение сети национальных обществ, национально-культурных автономий и национально-культурных центров в местах компактного проживания народов на территории республики; - формирование национального самосознания, освоение ценностей этнической, российской и мировой культур; - поддержка деятельности национально-культурных общественных объединений, в том числе национально-культурных автономий как институтов самоорганизации этносов; - поддержка национальных средств массовой информации как каналов формирования и распространения идей межнационального согласия среди народов, проживающих в республике; - создание новых общественных национальных объединений и филиалов уже существующих национальных объединений, улучшение условий их работы.
III.Система программных мероприятий
Программой предусматриваются разработка и реализация комплекса мероприятий, направленных на решение поставленных задач, в рамках шести разделов. Раздел 1. Организационная работа. Основная цель мероприятий раздела – проведение ассамблеи народов Республики Тыва. Привлечение общественных структур республики к решению наиболее актуальных проблем жизни населения республики Раздел 2. Научно-правовая база. Цикл мероприятий раздела направлены на обеспечение работы по созданию условий для последовательного осуществления национальной политики Российской Федерации на территории республики и содействие всестороннему развитию народов, населяющих республику. Мероприятия включают в себя создание необходимых условий для реализации Концепции национальной политики Республики Тыва, выявлению духовного и культурного потенциалов этносов, адаптации многонационального населения республики к современным социально-экономическим условиям, выявления проблем межнациональных отношений и путей их устранения, интеграция национальных общественных объединений в структуру гражданского общества. Раздел 3. Меры по информационному обеспечению реализации Программы. Раздел включает в себя меры по информатизации населения о деятельности общественных объединений республики, с помощью издания информационно-методических сборников по материалам научно-практических конференций, круглых столов, семинаров-совещаний, мониторингов и социологических исследований, информационных бюллетеней об общественных объединениях граждан Республики Тыва и их деятельности, а также выпуск статей в республиканских и районных СМИ, теле-радиоматериалов на ГТРК «Тыва», «Новый век». Раздел 4. Меры по осуществлению международных связей. Для осуществления международных связей запланированы участие представителей национальных объединений республики в фестивалях и праздниках проводимых в субъектах РФ, странах дальнего и ближнего зарубежья. Раздел 5. Создание условий для сохранения и развития национальных культур. Основная цель раздела – культурное развитие народов республики на основе сохранения традиций, самобытности, взаимообогащения и преумножения национальных ценностей, пропаганда национальных культур среди населения. Мероприятия включают в себя создание в электронных носителях фонда фильмов о национальных праздниках, памятных датах и обрядах народов Тывы, издание буклета о народах республики (из фондов республиканского краеведческого музея им. «Алдан-Маадыр») и проведение фестиваля национальных культур «Радуга Дружбы». Раздел 6. Содействие развитию национальных культур, знакомству населения с обрядами, культурой разных народов, проживающих на территории республики. Мероприятия данного раздела представляют собой проведение Дней национальной культуры народов Республики Тыва и памятных дат федерального и республиканского значения, в целях укрепления межнациональных, межрелигиозных отношений и расширения диалога между общественными организациями Республики Тыва.
IV. Обоснование финансовых и материальных затрат
Источником финансирования мероприятий по поддержке национально-культурного развития народов республики являются республиканский бюджет и внебюджетные средства. Общие затраты на реализацию мероприятий Программы в 2013-2016 годах составляют 4940,0 тыс. рублей. В 2013 году затраты составляют 1467,5 тыс. рублей, из них средства: - республиканского бюджета – 1250,0т.рублей; - внебюджетные источники – 217,5т.рублей. В 2014 году – 1297,5 тыс. рублей. - республиканского бюджета – 1080,0т.рублей; - внебюджетные источники – 217,5т.рублей. В 2015 году –1087,5 тыс. рублей. - республиканского бюджета – 8800,0т.рублей ; - внебюджетные источники – 207,5т.рублей. В 2016 году – 1087,5 тыс. рублей. - республиканского бюджета – 8800,0т.рублей; - внебюджетные источники – 207,5т.рублей. Финансовые средства будут направлены на проведение ежегодного конкурса социально-значимых проектов общественных организаций Республики Тыва, на проведение научно-практической конференции по вопросам истории и культуры народов, проживающих на территории Республики Тыва, издание справочника и информационных бюллетеней об общественных объединениях граждан и их деятельности, на участие представителей национальных объединений республики в фестивалях и праздниках проводимых в субъектах РФ, странах дальнего и ближнего зарубежья, на создание в электронных носителях фонда фильмов о национальных праздниках, памятных датах и обрядах народов Тывы. Затраты на реализацию мероприятий Программы подлежат уточнению в пределах выделенных ассигнований на соответствующий финансовый год.
V. Трудовые ресурсы
При реализации мероприятий Программы сохраняются 55 рабочих мест в действующих отделах культуры кожуунов, автономных учреждениях и общественных организациях, в том числе: Ассамблея народов, проживающих на территории Республики Тыва - 1; Департамент культуры и искусства Мэрии г. Кызыла - 18; Начальники отделов культур в кожуунах - 19; МАУ «Центр русской культуры» г. Кызыла - 17.
VI. Оценка эффективности расходования бюджетных средств и ожидаемые результаты реализации Программы
Мероприятия, предусмотренные данной Программой, имеют социальную значимость, которые не могут быть представлены в количественном измерении. При реализации мероприятий Программы планируется достичь следующих результатов: Обеспечение национального согласия, гармонизация межнациональных отношений в республике. Создание качественно новой системы реализации Концепции государственной национальной политики Российской Федерации на территории республики на основе комплексного, межотраслевого подхода. Сохранение и развитие этнической самобытности населения республики, преодоление отчуждения народов республики от своей культуры, традиций, языка. Расширение сети национальных обществ, национально-культурных автономий и национально-культурных центров на территории республики. Повышение культуры межнационального общения, воспитание толерантности и уважительного отношения между народами. Укрепление сотрудничества органов государственной власти республики и местного самоуправления и конфессий в деле сохранения и развития духовных традиций и обычае народов. Повышение роли национальных общественных объединений как основных институтов самоорганизации этнических групп республики процессе формирования гражданского общества в республике Тыва. Сохранение историко-культурного наследия региона как многонационального с учетом взаимовлияния различных менталитетов. Понижение уровня социального неравенства по этническим признакам. Повышение доверия граждан всех национальностей, проживающих в республике, к органам государственной власти всех уровней. Возрождение системы патриотического воспитания, основанной на принципах единства и культурного многообразия населения России и республики. Устранение условий возникновения национального экстремизма.
Целевые показатели и индикаторы Республиканской целевой программы «Национально-культурное развитие народов Республики Тыва на 2012-2015 годы»
|
|
http://tuvaculture.ru/793-ob-utverzhdenii-respublikanskoj-celevoj-programmy-nacionalno-kulturnoe-razvitie-narodov-respubliki-tyva-na-2013-2016-god
Международный научный центр «Хоомей»
Министерства культуры Республики Тыва
667000, г. Кызыл, ул. Ленина 7, 2 этаж, (здание Центра тувинской традиционной культуры и ремесел). тел.: 89133424387, e-mail: Kyrgys@yandex.ru
Директор – Кыргыс Зоя Кыргысовна, доктор искусствоведения |
Международный научный центр «Хоомей» - научный центр по изучению тувинской традиционной музыкальной культуры, горловое пение тувинцев – музыкально-теоретические, этнографические, фольклороведческие, культурологические, исторические аспекты. В центре проводится работа по изучению стилей хоомея в различных регионах мира, проводятся фестивали, ведется обучение хоомею. Традиция исследования тувинского горлового пения насчитывает уже более ста лет. Впервые хоректээр был записан в Восточной Туве в 1864 г. исследователем П. Островских.
Основателем и руководителем Международного научного центра «Хоомей» является доктор культурологии Кыргыс З.К.
Цели и задачи:
- Сохранение и развитие традиционной культуры тувинского горлового пения хоректээр;
- Организация научных исследований по поиску и изучению горлового пения народов Саяно-Алтайского нагорья и других регионов мира и их пропаганда;
- Создание архива записей хоректээр и их анализ;
- Обучение и прослушивание юных исполнителей, включая иностранных, в экспериментальной лаборатории центра;
- Участие в международных конкурсах музыкальной культуры народов мира и организация международных симпозиумов, практических семинаров, конференций и фестивалей тувинского горлового пения хоректээр;
- Поддержка научно-практических международных связей;
- Социальная защита исполнителей.
http://www.tuva-mo.ru/science/sc_nio/1424-mezhdunarodnyy-nauchnyy-centr-hoomey-ministerstva-kultury-respubliki-tyva.html
В Туве подведены итоги Международного фестиваля исполнителей горлового пения «Дембилдей-2012»
ВТуве закончил свою работу Международный фестиваль исполнителей горлового пения «Дембилдей-2012», посвященный 50-летию заслуженного артиста России, народного хоомейжи республики Конгар-оола Ондара. Заключительный день фестиваля начался с научно-практического семинара «Современное состояние тувинского горлового пения», состоявшегося в Центре развития тувинской традиционной культуры и ремесел.