Файл: История этнокультурных центров курсовая.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.05.2024

Просмотров: 282

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

http://www.russia.edu.ru/information/legal/law/up/909/2051/

Федеральный закон «О национально-культурной автономии» 1996 г. [24], важ-

нейший в нашей теме, базировался на «гарантированной государством форме само-

определения народов, национальных и этнических групп. Национально-культурные

автономии, действительно, были призваны решать проблемы исключительно нацио-

нально-культурного развития этнических меньшинств, реализуя самоорганизацию и

общественную инициативу заинтересованных граждан [26].

Федеральный закон «О языках народов Российской Федерации» 1991 г. [26] опре-

деляет основы правового статуса языков народов, проживающих в России, в том числе

и этнических меньшинств, гарантии их защиты, регулирует использование языков в

различных сферах государственной деятельности, в обучении и воспитании, в топони-

мике, предоставляет возможность установления ответственности за пропаганду вра-

жды и пренебрежение к любому из языков этнических меньшинств, нарушение консти-

туционно установленных принципов национальной политики, создание ограничений и

привилегий в использовании языков.

Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Россий-

ской Федерации» 1999 г. [27], Федеральный закон «Об общих принципах организации

общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Рос-

сийской Федерации» 2000 г. [28], Федеральный закон «О территориях традиционного

природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего

Востока Российской Федерации» 2001 г. [29] ликвидировали правовой вакуум в части

прав коренных малочисленных народов. Эти законы не только закрепили сами поня-

тия коренных малочисленных народов РФ, подтвердили юридический статус их общин

как особую форму самоорганизации, очертили правовые основы образования, охраны

и использования территорий традиционного природопользования, они гарантировали

защиту их прав. Достаточно четко просматривается и направленность этих законов –

защита исконной среды их обитания и традиционного образа жизни [30].

Региональное измерение законодательства в сфере этнокультурной политики


представлено различного рода нормативными актами. Среди них можно выделить51

Мусин Д.А., Василенко Ю.В. Этнокультурная политика в Пермском крае: опыт гармонизации межнациональных отношений

региональные законы о национально-культурных автономиях, законы об администра-

тивно-территориальном устройстве определяют правовой статус национальных терри-

ториальных единиц в районах проживания национальных меньшинств, в ряде регио-

нов приняты законы, регламентирующие права национальных меньшинств в языковой

сфере, в области культуры и охраны культурного наследия.

К массиву региональных законов в области этнокультурной политики относятся:

• концепции развития национальной школы или национально-регионального компо-

нента образования;

• концепции государственно-конфессиональных отношений;

• целевые программы реализации государственной национальной политики и форми-

рования установок толерантного сознания;

• программы социально-экономического развития отдельных народов и их демогра-

фических групп;

• региональные программы, регулирующие миграцию и затрагивающие интересы

национальных меньшинств;

• решения об образовании структур, ведающими вопросами национальной политики

в органах государственной власти регионов [

http://ars-administrandi.com/article/Musin_Vasilenko_2010_1.pdf


    1. Об утверждении республиканской целевой программы «Национально-культурное развитие народов Республики Тыва на 2013-2016 годы»

ПРОЕКТ

 ТЫВА РЕСПУБЛИКАНЫН ЧАЗАА

ДОКТААЛ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 2012 года №

г. Кызыл

 

Об утверждении республиканской целевой программы

«Национально-культурное развитие

народов Республики Тыва на 2013-2016 годы»

 

 

В целях сохранения межнационального согласия, гармонизации межнациональных отношений Правительство Республики Тыва постановляет:

Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу «Национально-культурное развитие народов Республики Тыва на 2013-2016 годы».

 

 

 

Глава - Председатель Правительства

Республики Тыва

Ш.КАРА-ООЛ

 

 

 

 

 

 

Проект

 

Утвержден

постановлением Правительства Республики Тыва

от «____»________________2012 г. №___

 

ПАСПОРТ

РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

«Национально-культурное развитие

народов Республики Тыва на 2013-2016 годы»

Наименование Программы

 

республиканская целевая программа  «Национально-культурное развитие народов Республики Тыва» (2013-2016 годы) (далее – Программа)

 

Основание для разработки Программы

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 мая 2011 года №924-р, Распоряжение Главы-Председателя Правительства Республики Тыва «Об утверждении мероприятий по реализации указов Президента Российской Федерации В. В. Путина от 7 мая 2012 года и Протокол заседания Съезда народов проживающих на территории Республики Тыва № 1 от 10 декабря 2010г.

 

Государственный заказчик

Министерство культуры Республики Тыва

 

Основной разработчик

Министерство культуры Республики Тыва

 

Распорядители бюджетных средств

Программы

Министерство культуры Республики Тыва – по мероприятиям

 

Исполнители Программы

Министерство культуры Республики Тыва

 

Цель и задачи

объединение усилий органов государственной власти республики и местного самоуправления, общественных национальных и религиозных объединений для сохранения межнационального согласия, гармонизации межнациональных отношений;

совершенствование механизмов реализации основных направлений религиозной национальной политики, учета и предупреждения межнациональных конфликтов на основе научных исследований национальных и межнациональных процессов в республике;

- формирование и распространение идей духовного единства, воспитание чувства российского патриотизма; сохранения исторического наследия и дальнейшее развитие национальной самобытности, традиций взаимодействия народов республики;

- расширение сети национальных обществ, национально-культурных автономий и национально-культурных центров в местах компактного проживания народов на территории

 

 республики;

- формирование национального самосознания, освоение ценностей этнической, российской и мировой культур;

- поддержка деятельности национально-культурных общественных объединений, в том числе национально-культурных автономий как институтов самоорганизации этносов;

- поддержка национальных средств массовой информации как каналов формирования и распространения идей межнационального согласия среди народов, проживающих в республике;

- создание новых общественных национальных объединений и филиалов уже существующих национальных объединений, улучшение условий их работы.

 

Сроки и этапы реализации Программы

2013-2016 годы

 

Объемы и источники финансирования

Общая сумма затрат – 4940,0 тыс. рублей. Из них: средства республиканского бюджета – 4090,0 тыс. рублей; внебюджетные источники – 850,0 тыс. рублей.

 

Важнейшие целевые показатели и индикаторы

Целевыми индикаторами программы являются:

- рост мероприятий по сохранению, развитию и пропаганде национальных культур среди населения республики: в 2013г. - 2, в 2014г. - 4, в 2015г. - 5, в 2016г. - 7;

- увеличение печатной и наглядной продукции по культуре народов, проживающих на территории Республики Тыва: в 2013г. - 2, в 2014г. -3, в 2015г. - 4, в 2016г. - 5.

 

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

 

Обеспечение национального согласия, гармонизация национальных и межнациональных отношений в республике; рост числа национально-культурных центров и национальных обществ на территории республики; дальнейшее формирование и реализация направлений республиканской национальной политики на основе комплексного, межотраслевого подхода; преодоление отчуждения народов республики от своей культуры, традиций, языка; сохранение и развитие этнической самобытности многонационального населения республики.

 

Система организации контроля за исполнением Программы

Контроль за реализацией программы осуществляет Министерство культуры Республики Тыва

 

 

Обоснование необходимости разработки Программы

 

Республика Тыва – одна из многонациональных субъектов Российской Федерации, на территории которой проживает более 100 национальностей.

Современная национальная структура республики является результатом совместного проживания и взаимодействия различных этносов и культур во многие годы. Исторически между различными национальными общностями складывались традиции взаимопонимания и уважения, межнационального общения и веротерпимости.

В начале 90-х годов прошлого века в пик перестройки, когда Б.Н.Ельцин сказал национальным республикам «возьмите суверенитет, сколько хотите!» в Туве произошла попытка межнационального конфликта организационной экстремической организацией «Хостуг Тыва» («Свободная Тува»). Начался массовой отток русскоязычного населения из республики. Благодаря усилиям руководства республики и мудрости народа республики урегулирован данный конфликт.

В настоящее время национальные отношения в республике представляют собой один из наиболее важных типов социально-этнических отношений. С особой четкостью выявилась тенденция возрастания интереса населения республики к своим национально-культурным истокам, историческому наследию. Это проявилось в создании центров национальных культур. В республике насчитывается 10 центров.

Наряду с экономической и политической реформами идет поиск новых основ и форм национальных и межнациональных отношений. Наиболее существенным становится дифференцированный подход к осуществлению национальной политики с учетом особенностей региона.

Настоящая Программа призвана стать конкретным инструментом реализации основных направлений региональной национальной политики.

Всесторонний анализ современной экономической, политической и социокультурной ситуации в республике позволяют сделать следующий вывод: основные теоретические и практические подходы к национально-культурному развитию народов в республике верны. Это подтверждается бесконфликтным протеканием процессов межнационального взаимодействия различных национальных групп республики. Вместе с тем в сфере национальных отношений на территории региона существуют некоторые элементы скрытой напряженности, в частности, у населения снижается толерантность.

Постоянный этнополитический мониторинг на уровне не только Республики Тыва, но и Сибирского федерального округа позволяет сделать вывод, что причины этого кроются в продолжающемся кризисе в экономике и социокультурной сфере, в слабой социальной защищенности взвешенность, четко определенную последовательность в реализации конкретных мер через предлагаемую Программу.

Настоящая Программа включает в себя следующие аспекты.

Во-первых: на сохранение и развитие культур народов республики, гармонизации национальных и межнациональных отношений, к роли общественных объединений как основных институтов самоорганизации этнических групп республики в процессе формирования гражданского общества в республике.

В-вторых: возросшая за последнее время угроза проявления национального экстремизма диктует необходимость разработки стратегии противодействия этому явлению на региональном уровне. Этим объясняется включение в Программу системы мер, направленных на профилактику и нейтрализацию национального экстремизма.

В-третьих: Программа учитывает необходимость обеспечения единства и целостности России в новых исторических условиях развития российской государственности на основе согласования и учета общегосударственных интересов и интересов национальных групп, проживающих в республике, налаживания их всестороннего сотрудничества, развития национальных культур, языков, средств массовой информации.

Эффективное управление процессами национального саморазвития и оптимизации межнациональных отношений невозможно без четко определенной политики взаимодействия всех властных структур, в том числе и органов местного самоуправления, с национальными общественными формированиями и учеными республики. Данное положение отражено в мероприятиях Программы.

В возрождении национальных культур, традиций и обычаев, удовлетворении духовных запросов этнических групп особое место занимают религии и вероисповедания наций и народностей. По данным социологов половина жителей республики являются последователями различных религий. Последние годы характеризуются ростом не только национальных, но и религиозных объединений.

В Республике Тыва, как и в России в целом, происходят важные сдвиги в государственно-конфессиональных отношениях. На смену формальному равноправию религий и абсолютизации принципа отделения религиозных организаций от государства приходит осознание значимости развития полномасштабных и разносторонних связей государства с ведущими религиями при сохранении светского характера государства.

В Программе определены основные направления взаимодействия и сотрудничества органов государственной власти области местного самоуправления и конфессий на основе духовно-нравственного воспитания населения, формирования ценностных установок, взглядов и типов поведения, способствующих межкультурному общению и межпрофессиональному согласию в республике.

Процесс формирования гражданского общества в республике в предстоящие годы должен продолжаться на основе социокультурного развития народов. Разработка перечисленных этноконфессиональных аспектов должна стать основой для изучения современных изменений национальной политики и государственно-конфессиональных отношений, моделирования экономических отношений в республике. В этой связи Программой определены следующие приоритетные направления деятельности:

- гармонизация национальных и межнациональных отношений на основе объединения усилий органов государственной власти республики, местного самоуправления и национальных сообществ;

- совершенствование механизмов регулирования взаимоотношений между нациями и национальными группами;

- предотвращение национального и религиозного экстремизма;

- анализ возможностей и средств формирования национальных установок в массовом сознании людей, мониторинг их изменения, в том числе и под воздействием средств массовой информации;

- разработка на уровне органов местного самоуправления системы раннего учета и предупреждения межнациональных конфликтов.

- формирование чувства патриотизма на основе общности исторических судеб народов, интегрированных в единую общность россиян;

- культурное развитие народов области на основе сохранения традиций самобытности, взаимообогащения и приумножения национальных ценностей;

- расширение сети национальных обществ, национально-культурных центров в местах компактного проживания народов на территории республики;

- просвещение граждан в сфере культурного многообразия;

- выработка новых принципов осмысления историко-культурного наследия региона как многонационального с учетом особенностей культурного синтеза, взаимовлияния различных национальных менталитетов;

- свободное развитие конфессий как составной части духовной культуры каждого народа, противодействие попыткам использования чувств верующих в разжигании межнациональной розни;

- проведение научных исследований, семинаров, научно-практических конференций с выработкой конкретных рекомендаций по вопросам национальных отношений.

 

II. Цель и задачи Программы

 

Целью программы является объединение усилий органов государственной власти республики и местного самоуправления, общественных национальных и религиозных объединений для сохранения межнационального согласия, гармонизации межнациональных отношений.

Основные задачи Программы:

– совершенствование механизмов реализации основных направлений религиозной национальной политики, учета и предупреждения межнациональных конфликтов на основе научных исследований национальных и межнациональных процессов в республике;

- профилактика национального экстремизма;

- развитие информационной базы по теории и практике межнациональных отношений;

- обеспечение правовых, организационных и материальных условий для удовлетворения культурных интересов потребностей народов республики;

- формирование и распространение идей духовного единства, воспитание чувства российского патриотизма;

- сохранения исторического наследия и дальнейшее развитие национальной самобытности, традиций взаимодействия народов республики; расширение сети национальных обществ, национально-культурных автономий и национально-культурных центров в местах компактного проживания народов на территории республики;

- формирование национального самосознания, освоение ценностей этнической, российской и мировой культур;

- поддержка деятельности национально-культурных общественных объединений, в том числе национально-культурных автономий как институтов самоорганизации этносов;

- поддержка национальных средств массовой информации как каналов формирования и распространения идей межнационального согласия среди народов, проживающих в республике;

- создание новых общественных национальных объединений и филиалов уже существующих национальных объединений, улучшение условий их работы.

 

III.Система программных мероприятий

 

Программой предусматриваются разработка и реализация комплекса мероприятий, направленных на решение поставленных задач, в рамках шести разделов.

Раздел 1. Организационная работа. Основная цель мероприятий раздела – проведение ассамблеи народов Республики Тыва.

Привлечение общественных структур республики к решению наиболее актуальных проблем жизни населения республики

Раздел 2. Научно-правовая база. Цикл мероприятий раздела направлены на обеспечение работы по созданию условий для последовательного осуществления национальной политики Российской Федерации на территории республики и содействие всестороннему развитию народов, населяющих республику. Мероприятия включают в себя создание необходимых условий для реализации Концепции национальной политики Республики Тыва, выявлению духовного и культурного потенциалов этносов, адаптации многонационального населения республики к современным социально-экономическим условиям, выявления проблем межнациональных отношений и путей их устранения, интеграция национальных общественных объединений в структуру гражданского общества.

Раздел 3. Меры по информационному обеспечению реализации Программы. Раздел включает в себя меры по информатизации населения о деятельности общественных объединений республики, с помощью издания информационно-методических сборников по материалам научно-практических конференций, круглых столов, семинаров-совещаний, мониторингов и социологических исследований, информационных бюллетеней об общественных объединениях граждан Республики Тыва и их деятельности, а также выпуск статей в республиканских и районных СМИ, теле-радиоматериалов на ГТРК «Тыва», «Новый век».

Раздел 4. Меры по осуществлению международных связей. Для осуществления международных связей запланированы участие представителей национальных объединений республики в фестивалях и праздниках проводимых в субъектах РФ, странах дальнего и ближнего зарубежья.

Раздел 5. Создание условий для сохранения и развития национальных культур. Основная цель раздела – культурное развитие народов республики на основе сохранения традиций, самобытности, взаимообогащения и преумножения национальных ценностей, пропаганда национальных культур среди населения. Мероприятия включают в себя создание в электронных носителях фонда фильмов о национальных праздниках, памятных датах и обрядах народов Тывы, издание буклета о народах республики (из фондов республиканского краеведческого музея им. «Алдан-Маадыр») и проведение фестиваля национальных культур «Радуга Дружбы».

Раздел 6. Содействие развитию национальных культур, знакомству населения с обрядами, культурой разных народов, проживающих на территории республики. Мероприятия данного раздела представляют собой проведение Дней национальной культуры народов Республики Тыва и памятных дат федерального и республиканского значения, в целях укрепления межнациональных, межрелигиозных отношений и расширения диалога между общественными организациями Республики Тыва.

 

IV. Обоснование финансовых и материальных затрат

 

Источником финансирования мероприятий по поддержке национально-культурного развития народов республики являются республиканский бюджет и внебюджетные средства.

Общие затраты на реализацию мероприятий Программы в 2013-2016 годах составляют 4940,0 тыс. рублей.

В 2013 году затраты составляют 1467,5 тыс. рублей, из них средства:

- республиканского бюджета – 1250,0т.рублей;

- внебюджетные источники – 217,5т.рублей.

В 2014 году – 1297,5 тыс. рублей.

- республиканского бюджета – 1080,0т.рублей;

- внебюджетные источники – 217,5т.рублей.

В 2015 году –1087,5 тыс. рублей.

- республиканского бюджета – 8800,0т.рублей ;

- внебюджетные источники – 207,5т.рублей.

В 2016 году – 1087,5 тыс. рублей.

- республиканского бюджета – 8800,0т.рублей;

- внебюджетные источники – 207,5т.рублей.

Финансовые средства будут направлены на проведение ежегодного конкурса социально-значимых проектов общественных организаций Республики Тыва, на проведение научно-практической конференции по вопросам истории и культуры народов, проживающих на территории Республики Тыва, издание справочника и информационных бюллетеней об общественных объединениях граждан и их деятельности, на участие представителей национальных объединений республики в фестивалях и праздниках проводимых в субъектах РФ, странах дальнего и ближнего зарубежья, на создание в электронных носителях фонда фильмов о национальных праздниках, памятных датах и обрядах народов Тывы.

Затраты на реализацию мероприятий Программы подлежат уточнению в пределах выделенных ассигнований на соответствующий финансовый год.

 

V. Трудовые ресурсы

 

При реализации мероприятий Программы сохраняются 55 рабочих мест в действующих отделах культуры кожуунов, автономных учреждениях и общественных организациях, в том числе:

Ассамблея народов, проживающих на территории Республики Тыва - 1;

Департамент культуры и искусства Мэрии г. Кызыла - 18;

Начальники отделов культур в кожуунах - 19;

МАУ «Центр русской культуры» г. Кызыла - 17.

 

VI. Оценка эффективности расходования бюджетных средств

и ожидаемые результаты реализации Программы

 

Мероприятия, предусмотренные данной Программой, имеют социальную значимость, которые не могут быть представлены в количественном измерении.

При реализации мероприятий Программы планируется достичь следующих результатов:

Обеспечение национального согласия, гармонизация межнациональных отношений в республике.

Создание качественно новой системы реализации Концепции государственной национальной политики Российской Федерации на территории республики на основе комплексного, межотраслевого подхода.

Сохранение и развитие этнической самобытности населения республики, преодоление отчуждения народов республики от своей культуры, традиций, языка.

Расширение сети национальных обществ, национально-культурных автономий и национально-культурных центров на территории республики.

Повышение культуры межнационального общения, воспитание толерантности и уважительного отношения между народами.

Укрепление сотрудничества органов государственной власти республики и местного самоуправления и конфессий в деле сохранения и развития духовных традиций и обычае народов.

Повышение роли национальных общественных объединений как основных институтов самоорганизации этнических групп республики процессе формирования гражданского общества в республике Тыва.

Сохранение историко-культурного наследия региона как многонационального с учетом взаимовлияния различных менталитетов.

Понижение уровня социального неравенства по этническим признакам.

Повышение доверия граждан всех национальностей, проживающих в республике, к органам государственной власти всех уровней.

Возрождение системы патриотического воспитания, основанной на принципах единства и культурного многообразия населения России и республики.

Устранение условий возникновения национального экстремизма.

 

Целевые показатели и индикаторы Республиканской целевой программы «Национально-культурное развитие

народов Республики Тыва на 2012-2015 годы»

Показатели

Единица измерения

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

Конечное значение

1.

Рост мероприятий по сохранению, развитию и пропаганде национальных культур среди населения республики

 

%

2

4

5

7

9

2.

Увеличение печатной и наглядной продукции по культуре народов, проживающих на территории Республики Тыва

%

2

3

4

5

5


http://tuvaculture.ru/793-ob-utverzhdenii-respublikanskoj-celevoj-programmy-nacionalno-kulturnoe-razvitie-narodov-respubliki-tyva-na-2013-2016-god


  1. Международный научный центр «Хоомей»

Министерства культуры Республики Тыва

 

667000, г. Кызыл, ул. Ленина 7, 2 этаж, (здание Центра тувинской традиционной культуры и ремесел). тел.: 89133424387, e-mail: Kyrgys@yandex.ru

 

Директор – Кыргыс Зоя Кыргысовна, доктор искусствоведения

 

Международный научный центр «Хоомей» - научный центр по изучению тувинской традиционной музыкальной культуры, горловое пение тувинцев – музыкально-теоретические, этнографические, фольклороведческие, культурологические, исторические аспекты.  В центре проводится работа по изучению стилей хоомея в различных регионах мира, проводятся фестивали, ведется обучение хоомею. Традиция исследования тувинского горлового пения насчитывает уже более ста лет. Впервые хоректээр был записан в Восточной Туве в 1864 г. исследователем П. Островских. 

Основателем и руководителем Международного научного центра «Хоомей» является доктор культурологии Кыргыс З.К.

Цели и задачи:

-        Сохранение и развитие традиционной культуры тувинского горлового пения хоректээр;

-        Организация научных исследований по поиску и изучению горлового пения народов Саяно-Алтайского нагорья и других регионов мира и их пропаганда;

-        Создание архива записей хоректээр и их анализ;

-        Обучение и прослушивание юных исполнителей, включая иностранных, в экспериментальной лаборатории центра;

-        Участие в международных конкурсах музыкальной культуры народов мира и организация международных симпозиумов, практических семинаров, конференций и фестивалей тувинского горлового пения хоректээр;

-        Поддержка научно-практических международных связей;

-        Социальная защита исполнителей.

http://www.tuva-mo.ru/science/sc_nio/1424-mezhdunarodnyy-nauchnyy-centr-hoomey-ministerstva-kultury-respubliki-tyva.html

    1. В Туве подведены итоги Международного фестиваля исполнителей горлового пения «Дембилдей-2012»

ВТуве закончил свою работу Международный фестиваль исполнителей горлового пения «Дембилдей-2012», посвященный 50-летию заслуженного артиста России, народного хоомейжи республики Конгар-оола Ондара. Заключительный день фестиваля начался с научно-практического семинара «Современное состояние тувинского горлового пения», состоявшегося в Центре развития тувинской традиционной культуры и ремесел.