ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.05.2024
Просмотров: 120
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы изучения творческих способностей
1.1 Понятия творчества, креативности и творческих способностей
1.2 Изучение творческих способностей в психологии
1.3 Творческие способности и специальность
Глава 2. Факторы, способствующие и препятствующие развитию творческих, актерских способностей.
2.1. Природа актуализации творческого потенциала.
2.2.Нейрофизиологические задатки и их роль в развитии творческих способностей.
2.3. Природа творческих способностей
Глава 2. Факторы, способствующие и препятствующие развитию творческих, актерских способностей.
2.1. Природа актуализации творческого потенциала.
Сторонники социологической теории исследовали все факторы, способствующие раскрытию творческого потенциала в процессе созревания, воспитания и обучения. Все перечисленные выше факторы в измененном виде способствуют резкому повышению креативности у взрослых.
Расширение сенсорного опыта идет за счет игрушек, организации внешней среды, но главным образом за счет контакта со взрослым окружением. Так, уровень развития интеллекта и творчества прямо и высоко коррелирует с количеством взрослых, которые окружали ребенка и контактировали с ним до года. Дифференциация лиц, голосов, форм общения со взрослыми, являющимися главными источниками информации для детей, развития у него дифференцировочной чувствительности. По данным Д. Дейса, путешествия в раннем возрасте на самом высоком уровне коррелируют с показателями их креативности при взрослении.
К числу факторов, влияющих на развитие творческого потенциала, относят также наличие образца для подражания в среде взрослых. Особую роль играет собственный выбор такого образца ребенком, который возможен при наличии в среде взрослых людей творческого, креативного типа25.
Особенно тогда, когда они вступают в «творческое взаимодействие» с ребенком, приобщают их самих к сотворчеству. Например, отец, постоянно путешествуя с детьми по окрестностям города, легко вовлекал их в участие в сочиненные им фантастические путешествия по вселенной, под землей, под водой (которые он якобы видел во сне). Помимо передачи знаний, отец давал возможность детям вступать в контакты с диковинными людьми, животными, самостоятельно придумывать выходы из критических ситуаций.
Ожидания взрослых:
Взрослые обычно создают себе, как говорилось выше, некоторый образ ученика, ребенка, который существует в реальности и который они хотели бы сформировать. И психологами был проведен очень интересный опыт. Обследовав уровень психического и интеллектуального развития в классе, они выбрали наиболее слабо развитых среди детей и сказали педагогам, что по их данным, эти ученики через год должны проявить в чем-нибудь выдающиеся успехи. Конкретной области для проявления просили ученикам не сообщать. Через полгода эти ученики действительно показали успехи в разных областях. Педагоги просто стали ожидать от них проявления успехов и фиксировать своеобразное, индивидуальное отличие от других, от стандартов.
Включение в социально и индивидуально-значимую необходимость Главным побудителем творчества, как уже говорилось выше, является необходимость, необходимое будущее, значимое для всех и для каждого индивидуально. Именно это сочетание индивидуальной и социальной значимости оптимально. Общественная и социальная значимость большого количества людей, умеющих «мыслить и творить» в стране, определяет ее престиж и благополучие26. Для этого должна быть изменена система требований к развитию интеллекта и творчества в учебных заведениях. Это уже понимается. «Просто так, для себя» человек не склонен развиваться прежде всего потому, что каждый считает себя достаточно умным и творческим. Кроме того, просто люди не видят цели и смысла саморазвития, если это не является чем-то значимым в карьере и пр.
Поэтому когда тест на творчество и интеллект становится «пропуском для получения» желаемой должности, входит в систему аттестации образования и отбора, это пробуждает к творчеству.
То же самое показало введение рефератов. Когда курс лекций начинался с диагностики творческих способностей, а затем предупреждалось, что для получения отметки по курсу студенты должны будут написать «творческий реферат» по психологии творчества, отношение к работе совершенно изменилось. Перед студентами ставилась задача самостоятельно продумать и написать «Все о творчестве», «Все о способностях», «Все о развитии» и проиллюстрировать написанное, включая задачу передать через натюрморт социальную принадлежность человека, его способность к волевой саморегуляции или изобразить 5 положительных и отрицательных качеств символически или метафорически и пр. Результаты оценки тестовых первичных заданий и рефератов в целом проходили по принципу стандарта, частично творчески решенных задач и творчески решенных. Творчески решенными считались задачи, в которых обычные предметы принимали новый смысл27.
В процентах это выглядело следующим образом:
шаблонно — частично творчески
творчески — все.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что обучение творчеству значительно более эффективно при включении его в официальную необходимость.
Но какова бы ни была необходимость, без знания сущности, методов и объектов развития эффективность его значительно снижена. Все перечисленные факторы, способствующие актуализации творческого потенциала, должны учитываться и преодолеваться в процессе обучения, воспитания, развития и призваны выполнять перечисленные ниже задачи:
1. Расширять сенсорный опыт детей и собственный.
2. Ориентировать при воспитании (а затем и при самовоспитании) не на стандарт, а на специфику индивидуальных особенностей.
3. Научить распределять функции в коллективе, а при самовоспитании стремиться к нахождению своего места, назначения в социуме.
4. В обучение помочь включать самостоятельный поиск, развивать мыслительные операции, являющиеся инструментами познания.
5. Способствовать оттачиванию профессиональных навыков как главного инструмента для творчества до автоматизма и совершенства.
2.2.Нейрофизиологические задатки и их роль в развитии творческих способностей.
Высшая нервная деятельность - это совокупность процессов, обеспечивающих всю цепочку психического отражения - получения информации из внешней среды, ее переработку и регуляцию в разных видах деятельности. Высшая нервная деятельность лежит в основе темперамента, который определяет не содержательную, а формально-динамическую характеристику личности. Если содержательная сторона психики строится на базе отражения реальности, в контакте со средой, то динамические характеристики являются врожденными задатками, наиболее жесткими, мало изменяемыми и определяющими, по существу, саму неповторимость индивидуальности28. Социальное, преломляясь через индивидуальные, генетически детерминированные задатки, формирует неповторимость личности.
В основе высшей нервной деятельности лежат два процесса - возбуждение и торможение. Оба процесса базируются на инвариантных принципах их возникновения и протекания, знание которых важно для художественной деятельности, особенно изобразительной. Возбуждение имеет следующие общие законы.
Первый закон - психическое возбуждение возникает при наличии контакта с внешней средой. В этом контакте участвуют все анализаторы: зрительный, слуховой, кожный, обонятельный, вкусовой, а также анализаторы, контролирующие деятельность внутренних органов и движений. В случаях патологии, когда человек теряет способность контактировать со средой при помощи хотя бы одного анализатора (например, кожного у слепоглухонемых), он может превратиться в биологическое существо, погруженное в спячку, как животное с удалением коры головного мозга, заведующего всеми контактами со средой.
В экспериментах, направленных на подготовку к космическим полетам, испытуемых-добровольцев погружали в водную среду с одновременной зрительной, слуховой, тактильной изоляцией. Было обнаружено, что студенты, которые пошли на опыты с надеждой продумать заодно план своей дипломной работы, через 2 — 3 часа не только оказывались неспособными думать, но у них появились галлюцинации и другие показатели расстройства психики.
Контакт со средой является ведущим для возникновения психического возбуждения и деятельности мозга.
Второй закон - «закон силы», который заключается в том, что чем сильнее внешний раздражитель, тем интенсивнее на него реакция. Это знакомо каждому: если кто-то из окружающих произнесет ваше имя, чтобы привлечь к себе внимание, реакция на это будет спокойная, но если раздастся неожиданный резкий звук, то реакция на него будет значительно интенсивней.
Раздражители разной интенсивности вызывают разные по характеру процессы - иррадиации (распространения) возбуждения по коре головного мозга или концентрации его на одном участке.
При воздействии слабых, субсензорных (подпороговых, неосознаваемых) раздражителей процесс возбуждения иррадиирует по коре головного мозга. Сам раздражитель не входит, как правило, в сознание человека, вызывая эмоциональную реакцию (эмоционалъный тон ощущений). На этом держится «волшебство искусства», когда зритель не может объяснить рационально силу эстетического воздействия того или иного произведения живописи, графики, объемной пластики. Весь язык искусства держится на взаимодействии неуловимых деталей, на знаменитом «чуть-чуть», а красота затмевает смысл.
Поэтому в структуру специальных и творческих способностей входит так называемая «чувствительность к субсензорным подсказкам»29.
Средние по силе раздражители вызывают концентрированное возбуждение, свободно входящее в сознание, подобно обращению к человеку, описанному выше. Очень сильные раздражители снова вызывают иррадиацию возбуждения, реакцию, охватывающую все мозговые центры, в том числе эмоциональные, распространяющуюся по всем участкам тела, автоматически включающую движение и действия, т. е. осознаваемую, но не управляемую реакцию. Так, в состоянии гипервозбуждения; гнева, панического страха, душевной боли — человек теряет контроль за своим поведением и действиями, способность к профессионально-творческой деятельности.
Третий закон. Помимо контакта со средой, возбуждение выполняет функцию «построения» модели внешнего мира в мозгу человека за счет образования связей и психических конструкций. Наиболее простой формой образования связей в мозгу человека является условный рефлекс, который образуется в результате одновременного возникновения двух очагов возбуждения. Один из этих очагов для образования такой связи должен быть достаточно сильным и значимым, чтобы «притянуть» к себе возбуждение от более слабого раздражителя. На этом принципе построена творческая доминанта, когда завладевшая человеком идея обостряет чувствительность к раздражителям, подкрепляющим эту идею. На этом же строится «многозначность чтения» одного и того же художественного произведения зрителями, если оно способствует актуализации наиболее общих и значимых для человека потребностей.
Умение в конкретном видеть всеобщее, виденье контрастов - зрительных и смысловых - это, по существу, взаимодействие двух очагов возбуждения, порождающих новую идею, мысль, что под названием «соединимость» входит в структуру специальных и творческих способностей.