ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.05.2024
Просмотров: 127
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы изучения творческих способностей
1.1 Понятия творчества, креативности и творческих способностей
1.2 Изучение творческих способностей в психологии
1.3 Творческие способности и специальность
Глава 2. Факторы, способствующие и препятствующие развитию творческих, актерских способностей.
2.1. Природа актуализации творческого потенциала.
2.2.Нейрофизиологические задатки и их роль в развитии творческих способностей.
2.3. Природа творческих способностей
Попытка выявить наследственные детерминанты креативности была предпринята в работах исследователей, принадлежащих к отечественной школе дифференцированной психофизиологии. Представители этого направления утверждают, что в основе общих способностей лежат свойства нервной системы (задатки). Гипотетическим свойством нервной системы человека, которое могло бы в ходе индивидуального развития детерминировать креативность, считается «пластичность». Полюсом, противоположным пластичности, является ригидность, которая проявляется в малой вариативности показателей электрофизиологической активности центральной нервной системы, затруднении переключаемости, неадекватности переноса старых способов действия на новые условия, стереотипности мышления и т. д. Однако вопрос о связи пластичности с креативностью остается открытым.
В.П. Эфроимсон обнаружил такой факт как высокий уровень уратов в крови, а также такой биологический признак как высоколобие креативных людей.
Л.И. Полтавцева также отметила взаимосвязь темперамента и творческих способностей: беглость зависит от характеристик темпераментной активности (пластичность и темп) и эмоциональной чувствительности в предметной среде, а гибкость – от социальной эмоциональной чувствительности и индекса общей активности.
Ю.Б. Гиппенрейтер выделяет следующие факты:
· О врожденности способностей заключают также на основе повторения их у потомков выдающихся людей. Однако, подобные факты не являются строгими, поскольку не позволяют развести действия наследственности и среды: при выраженных способностей родителей с большей вероятностью создаются благоприятные, а иногда и уникальные условия для развития тех же способностей у детей.
· Более строгие факты поставляют исследования с применением близнецового метода. Корреляции были невысокие, что позволило сделать вывод: вклад наследственности в детерминацию индивидуальных различий по уровню развития дивергентного мышления весьма невелик.
Таким образом, признается малая вероятность наследуемости индивидуальных различий в креативности.
С другой стороны влияние среды изучается многими учеными. Так, показательны результаты кросскультурных исследований (Торранс):
· Характер культуры влияет на тип креативности и процесс ее развития.
· Развитие креативности не определяется генетически, а зависит от культуры в которой воспитывался ребенок.
· Не существует прерывности в развитии креативности. Спад в развитии креативности может быть объяснен за счет того, насколько выражены новые требования и стрессовые ситуации, с которыми сталкивается ребенок.
· Спад в развитии креативности можно снять в любом возрасте путем специального обучения.
Заключения А. Адлера о том, что творчество является способом компенсации комплекса недостаточности, также приводят к мысли о влиянии среды.
Исследователи отводят решающую роль влиянию семейных отношений. В исследованиях Д. Манфилда, Р. Альберта и М. Рунко были обнаружены связи между негармоничными отношениями в семье, психотичностью родителей и высокой креативностью детей. Однако, ряд других исследователей указывают на необходимость гармоничных отношений для развития креативности. Например, один из выводов Е.В. Алфеевой: негармоничное семейное воспитание оказывает тормозящее воздействие на развитие креативных черт личности. Анализ фактов семейных отношений позволил Дружинину сделать вывод: семейная среда, где, с одной стороны, есть внимание к ребенку, а с другой стороны, где к нему предъявляются различные, несогласованные требования, где мал внешний контроль за поведением, где есть творческие члены семьи и поощряется нестереотипное поведение, приводит к развитию креативности у ребенка.
На основе анализа условий воспитания и наследственности Ю. Б. Гиппенрейтер делает следующий вывод: факторы среды обладают весом, соизмеримым с фактором наследственности, и могут иногда полностью компенсировать или, наоборот, нивелировать действия последнего.
По мнению большинства исследователей, креативность поддается развитию. Особенно эффективно воздействие на ее формирование в сензитивные периоды. Дошкольный возраст и подростковый являются таковыми (В.Н. Дружинин, Е.Л. Солдатова и др.).
Таким образом, существуют различные подходы, которые сводятся к двум основным позициям: рассмотрению творческой способности как врожденной, не изменяющейся характеристике и как поддающейся изменениям. Однако, видно, что факторы, оказывающие влияние на развитие креативности еще недостаточно изучены19.
1.3 Творческие способности и специальность
Творчество и талант не безразличны к личности своего носителя. Одаренному должно быть в первую очередь интересно и важно содержание той предметной области, которой он занимается. М. Горький говорил: «Талант — это любовь к своей работе. Талант развивается из чувства любви к делу, возможно даже, что талант — в сущности его — есть только любовь к делу, процессу работы...»20.
Исходя из этого высказывания, можно определить, что проявление творческих способностей обучающегося зависит от того, нравится ли ему, увлекает ли его выбранная профессия. Однако, можно так же отметить, что выделяют так называемые «творческие профессии», которые позволяют личности в гораздо большей мере проявить креативность, чем, к примеру, исполнительская деятельность. К таким профессиям обычно относят дизайнеров, художников, артистов, сценаристов, журналистов, психологов и т.д.
Если обратиться к классификации профессий Климова, то мы заметим, что каждый вид труда человека имеет следующие компоненты: предмет труда, цель труда, орудия труда и условия деятельности. По первому признаку — предмет труда — все профессии и специальности Климов разделяет на пять типов:
· "Человек - Природа" (Ч - П), где объектом труда являются живые организмы, растения, животные и биологические процессы.
· "Человек - Техника" (Ч - Т), где объектом труда служат технические системы, машины, аппараты и установки, материалы и энергия.
· "Человек - Человек" (Ч - Ч), где объектом труда являются люди, группы, коллективы.
· "Человек - Знаковая система" (Ч - З), где объектом труда являются условные знаки, шифры, коды, таблицы.
· "Человек - Художественный образ" (Ч - Х). Здесь объектом труда служат художественные образы, их роли, элементы и особенности21.
Естественно, что для каждого типа профессий требуются свои навыки, умения, даже тип мышления. Как известно, выделяют так называемые технический и гуманитарный склад ума. Ещё их называют «левополушарный» и «правополушарный», в зависимости от доминирующего полушария мозга.
Отмечая роль бессознательных процессов в творчестве, исследуется функциональная асимметрия мозга (В.С. Ротенберг, С.М. Бондаренко, Р.М. Грановский и др.). Согласно этому подходу, индивид с преобладающей левополушарной стратегией мышления должен быть, вероятно, менее креативен, а с преобладающей правополушарной стратегией – более продуктивен творчески22.
Если рассматривать творчество, просто как создание чего-то, до сих пор не существовавшего, можно все существующие профессии отнести к творческим. Но, если рассмотреть этот вопрос подробнее, основываясь на исследованиях Богоявленской и Матюшкина, согласно которым творчество можно определить как некий выход за пределы (наличной ситуации либо имеющихся знаний)23, можно определить творческую профессию как такую, которая дает человеку возможность, абстрагируясь от существующих правил и рамок, продуцировать новые, нестандартные идеи и воплощать их в реальность. Среди классификации Климова наиболее этому определению соответствуют профессии типа Ч-Х и Ч-Ч.
Вывод:
Резюмируя изложенное выше, можно сказать, что для творческих профессий типа Ч-Х и Ч-Ч больше подойдет человек с гуманитарным, правополушарным мышлением.
Развитие творческого потенциала личности учащегося сегодня ведущими учеными психологами и педагогами рассматривается как цель образования. Актуальность проблемы творческого развития личности сегодня возрастает в связи с изменениями в нашей системе образования – введением профильного обучения.24
Таким образом, перед каждым молодым человеком встает вопрос: кем быть? Какую специальность выбрать? Выбор профессии сейчас осуществляется в большей степени свободно, и молодые люди выбирают жизненный путь согласно своим интересам и способностям. И можно предположить, что люди с гуманитарным складом ума, как правило, выбирают профессии типа Ч-Ч и Ч-Х. Однако, не всегда бывает так, что молодой человек осознанно выбирает профессию, а если это происходит, ему не всегда удается реализовать свой выбор.
Если принять точку зрения о том, что творческие способности развиваются под влиянием среды, то логично предположить, что больше возможностей для их развития дает среда гуманитарная. Соответственно, у студентов гуманитарных специальностей уровень креативности должен быть выше.
Проблема творческих способностей в современных условиях становится особенно актуальной, поскольку все больше механической трудовой деятельности автоматизируется, и необходимость в простых исполнителях медленно, но верно отпадает. Обществу нужны люди творческие, незаменимые. Без творчества никуда. Но что это такое, творчество?
Творчество – довольно сложное и объемное понятие. В науке нет такого определения творчества, с которым были бы согласны все. Однако, ученые и исследователи сходятся в одном – творчество предполагает выход за рамки, создание чего-то нового и ценного для общества.
По поводу того, от чего же зависят творческие способности, было проведено огромное количество исследований. Однако, и здесь ученые, как это очень часто происходит, разошлись во мнениях: одни считают, что творческие способности – фактор врожденный и наследственный, другие – что креативность формируется под влиянием среды. И те, и другие теории не раз подтверждались и опровергались.
В современных условиях развитие способности к творчеству считается одной из целей образования. Тем не менее, выделяют профессии гуманитарные и технические. В первых есть больше возможностей проявить себя как творческого человека, выходя за существующие рамки и создавая что-то новое и ценное. Можно предположить, что молодые люди, в частности, студенты, выбравшие гуманитарные профессии (типа Ч-Ч и Ч-Х), имеют больший уровень креативности, чем другие студенты.